Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Теория оптимального объема выпуска продукции. Производственная программа и производственная мощность организации (предприятия)




 

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных объемов производства и поставок рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная, валовая и чистая продукция.

5. Составляется график отгрузки продукции в соответствии со сроками договоров.

6. Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

План производства и реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

Номенклатура продукции — это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству.

Ассортимент — разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

На основе планов производства продукции в натуральном выражении определяются объемы продукции в стоимостном выражении по показателям товарной, валовой, реализованной продукции.

Товарная продукция является основным показателем производственной программы и служит базой для расчета валовой, реализованной и чистой продукции.

Товарная продукция представляет собой стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных к отпуску за пределы основной деятельности предприятия в планируемом периоде.

В объем товарной продукции включаются:

• стоимость произведенных в данном периоде (сданных на склад) и предназначенных для реализации на сторону (другим организациям и предприятиям) готовых изделий;

• стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны;

• стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону;

• стоимость полуфабрикатов и продукции для поставки своему Капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего Предприятия;

• стоимость нестандартного оборудования, приспособлений общего назначения своего производства, зачисляемых в основные фонды предприятия или реализуемых на сторону;

• стоимость работ и услуг для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая работы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Объем товарной продукции планируется в действующих и сопоставимых ценах. Товарная продукция в сопоставимых ценах характеризует темпы, пропорции и структуру объема производства, а в действующих ценах применяется для планирования и анализа себестоимости продукции.

Реализованная продукция — это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией (посредником).

Объем реализованной продукции по плану рассчитывается по формуле

где РП — объем реализованной продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

Он — остатки нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;

Ок — остатки нереализованной продукции на конец планового периода, руб.

Объем реализованной продукции рассчитывается в действующих ценах и используется для определения полной себестоимости ее и прибыли от реализации.

Таким образом, товарной называется продукция, подготовленная к передаче в хозяйственный оборот, а реализованной — продукция, уже находящаяся в хозяйственном обороте.

Валовая продукция — это стоимость всей продукции, независимо от степени ее готовности, т.е. стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период.

Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разности остатков незавершенного производства (инструмента, приспособлений) на начало и конец планируемого периода:

где ВП — объем валовой продукции по плану, руб.;

ТП — объем товарной продукции по плану, руб.;

Нн, Нк — стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода, руб.

Для всех трех показателей объема продукции характерно то, что они определяются в ценах, включающих в себя наряду с вновь созданной стоимостью перенесенную стоимость средств производства (основных и оборотных фондов). Чем больше материалоемкость изделий, тем при прочих равных условиях выше его цена и, следовательно, выше объем производства в стоимостном выражении. С целью устранения этого недостатка предприятия рассчитывают показатель чистой продукции.

Чистая продукция — стоимостной показатель, выражающий вновь созданную коллективом предприятия стоимость. По стоимости она включает необходимый и прибавочный продукт. Необходимому продукту в основном соответствует сумма заработной платы с отчислением на социальные нужды, а прибавочному — сумма прибыли.

Чистая продукция исчисляется путем вычитания из товарной продукции материальных затрат и суммы амортизации основных фондов. Расчеты выполняются в текущих и сопоставимых ценах.

 

Теория оптимального объема производства базируется на следующих предпосылках:

а) производство и потребление взаимосвязаны;

б) нельзя потреблять больше, чем произведено (не считая поставок по импорту).

Вывод: Производство является некоторым регулятором потребления продукции, товаров, благ и услуг.

При этом потребление рассматривается по трем уровням: личное и семейное; производственное; общественное.

Производственная программа должна удовлетворять не только потребности покупателей продукции и потребности рынка, но и соответствовать ресурсам предприятия, учитывать его объективные возможности. Отсюда встает задача оптимизационного характера. Оптимальной считается такая производственная программа, которая в наибольшей степени соответствует структуре ресурсов предприятия и обеспечивает наилучшие результаты его деятельности по принятому критерию.

Показатель, принимаемый в качестве критерия оптимальности производственной программы, должен достаточно полно отражать эффективность работы предприятия, иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции, быть линейно зависимым от динамики объема производства.

Основным ресурсом, определяющим возможности по выпуску продукции, является производственное оборудование. Поэтому важнейшим этапом разработки производственной программы предприятия является обоснование планируемых объемов выпуска продукции производственной мощностью.

Производственная программа разрабатывается в три этапа. Первый этап — определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации «узких мест» и недостатков в организации производства. Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции. Если и этот объем окажется недостаточным для удовлетворения спроса на продукцию, то начинается третий этап — разработка плана технического перевооружения и реконструкции предприятия.

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) — это максимально возможный выпуск продукции в определенных номенклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использовании наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной технологии, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих необходимое высокое качество изготовляемой продукции.

Виды производственных мощностей:

1) входная мощность — производственная мощность на начало года, показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;

2) выходная мощность — производственная мощность на конец года. Она определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей;

3) проектная мощность — производственная мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия;

4) для определения соответствия производственной программы имеющейся мощности исчисляется среднегодовая производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется путем прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия:

где Мср г — среднегодовая мощность предприятия, шт.;

Мн — мощность на начало года (входная);

Мв — ввод мощности в течение года;

Мл — ликвидация (выбытие) мощностей в течение года;

N1 — количество полных месяцев с момента ввода мощностей в действие до конца года;

N2 — количество полных месяцев с момента выбытия мощностей до конца года.

 

В самом общем виде производственная мощность может быть выражена формулой:

где М — производственная мощность (в натуральных единицах измерения);

п — число единиц ведущего оборудования;

Фр — действительный (рабочий) фонд времени работы единицы оборудования (в часах);

Нтруд — норма трудоемкости обработки изделия (в часах),

 

или

 

где Нпр — прогрессивная норма производительности единицы оборудования за час работы (в натуральных единицах).

 

Показателями использования производственной мощности являются: фактический выпуск продукции в натуральном выражении или стоимостных единицах за определенный период; выпуск продукции на единицу оборудования на 1 м2 производственной площади в стоимостных единицах; средний процент загрузки оборудования (отношение количества времени работы оборудования к возможному времени его работы); коэффициент сменности. Обобщающим показателем служит коэффициент использования производственной мощности, рассчитываемый отношением фактического объема выпуска продукции (валовой, товарной) к среднегодовой производственной мощности:

где Кисп м — коэффициент использования производственной мощности;

Уф — объем фактически выпущенной продукции (валовой, товарной), руб.;

Мср г — среднегодовая производственная мощность, руб.

Прирост объема продукции за счет улучшения использования производственной мощности можно определить по формуле:

где V — достигнутый годовой объем выпуска продукции в соответствующих единицах измерения;

Кисп.м1 - достигнутый коэффициент использования среднегодовой производственной мощности;

Кисп.м.пр — проектируемый прогрессивный коэффициент использования среднегодовой мощности с учетом разработанных организационно-технических мероприятий.

 

Пути улучшения использования производственной мощности орг-ции: повышение эффективности использования производственных мощностей и площадей, сокращение времени простоев, повышение степени загрузки оборудования в единицу времени, совершенствование орудий труда и технологии производства, обеспечение оптимизации структуры основных фондов и быстрого освоения вводимых мощностей.

 

 

Тема 13. Издержки производства и себестоимость продукции; смета и калькуляция затрат.

 

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием (фирмой) своей производственной и реализационной деятельности.

Денежная оценка факторов производства необходима для получения общего критерия характеристики факторов производства, поскольку любое предприятие должно проводить анализ затрат в динамике и сравнивать их уровень с уровнем цен на продукты.

Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.

С развитием экономических отношений "себестоимость" как экономическая категория со временем трансформируется в категорию "издержек", поскольку предприятия, решая вопросы о прибыли, принимают решения на основе "экономических издержек".

Экономические издержки - понятие более емкое.

В себестоимости продукции отражаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, различных видов энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (заработная плата), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, производственных услуг сторонних организаций.

Цеховая себестоимость отражает затраты цеха на изготовление выпускаемой продукции. Она включает следующие элементы:

• основные материалы с учетом возврата отходов;

• заработную плату основных производственных рабочих с начислением;

• цеховые расходы, включающие:

а) заработную плату вспомогательных рабочих, ИТР, служащих, младшего обслуживающего персонала с начислениями;

6) стоимость расхода всех видов энергии;

в) стоимость расхода инструмента;

г) амортизацию оборудования, зданий и сооружений;

д) ремонт основных производственных фондов;

• прочие цеховые расходы принимаются в процентном отношении от величины цеховых расходов.

Фабрично-заводская себестоимость – это затраты цеха (цеховая себестоимость) плюс общезаводские расходы, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т. д.). Величина фабрично-заводской себестоимости включает общезаводские расходы в процентном отношении от цеховой себестоимости.

Полная себестоимость промышленной продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т. е. это фабрично-заводская себестоимость плюс внепроизводственные расходы (стоимость тары, приобретенной на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами). Учитываются и непроизводственные расколы (потери от брака, недостача и порча материалов и готовой продукции).

Группировка затрат по элементам предназначается для разработки сметы затрат на производство всего объема продукции. Она базируется на участии основных элементов производства (основных производственных фондов, оборотных средств и рабочей силы) в создании продукции. Поскольку не все запасы играют одинаковую роль в производственном процессе, для объективности оценки их дифференцируют на более мелкие составляющие (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты и т. д.).

Поэлементная классификация предусматривает распределение затрат по следующим элементам:

- сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов, в том числе покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты (с учетом услуг кооперированных предприятий); вспомогательные материалы (этот элемент отражает стоимость материалов, которые не образуют основы готового продукта, а используются для поддержания непрерывности технологического процесса);

• топливо (затраты на приобретение всех видов топлива как на производственные пели, так и на общезаводские нужды);

-энергия (стоимость всех видов покупной энергии: электрической, топливной, пара, сжатого воздуха и т. п., потребляемой на производственные и различные хозяйственные цели предприятия, не связанные с основным производством непосредственно);

• заработная плата (основная и дополнительная заработная плата промышленно-производственного персонала предприятия вместе с премиями рабочим из фонда заработной платы);

• отчисления на социальное страхование (осуществляются по установленным нормам);

• амортизация основного капитала (рассчитывается на основе первоначальной стоимости основных производственных фондов);

• затраты на поддержание основных производственных фондов в работоспособном состоянии (затраты на ремонт);

• прочие затраты (командировки, арендная плата и т. п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.