Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Качество и конкурентоспособность. Стандарты и системы качества




 

Качество – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Последствия недостаточного уровня качества продукции: экономические, социальные, экологические.

Свойства качества продукции (показатели качества):

- Показатели назначения -

- Показатели надежности –

- Показатели технологичности –

- Показатели стандартизации и унификации –

- Эргономические показатели –

- Эстетические показатели –

- Показатели транспортабельности –

- Патентно-правовые показатели –

- Экологические показатели –

- Показатели безопасности –

Управление качеством продукции – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества

Система управления качеством продукции – организационная структура, четко распределяющая ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Международный опыт управления качеством продукции отражен в стандартах ИСО серии 9000. Система качества включает: а) обеспечение; б) улучшение; в) управление качеством продукции. В соответствии с этими стандартами жизненный цикл продукции («петля качества») включает 11 этапов:

- Маркетинг –

- Проектирование, разработка продукции -

- Материально-техническое снабжение –

- Подготовка и разработка производственной продукции-

- Изготовление –

- Контроль, проведение испытаний –

- Упаковка и хранение –

- Реализация –

- Монтаж и эксплуатация -

- Техническое обслуживание –

- Утилизация –

Стандартизация продукции – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-техническое документации, определяющей требования к продукции.

Стандартизация основана на ряде принципов: повторяемость; вариантность; системность; взаимозаменяемость.

В России существует Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС).

ГСС включает пять стандартов: ГОСТ Р 1.0-92; ГОСТ Р 1.2-92; ГОСТ Р 1.3-92; ГОСТ Р 1.4-92; ГОСТ Р 1.5-92. Они определяют основные положения, порядок разработки, порядок согласования и утверждения; стандарты предприятия, требования к оформлению стандартов.

Нормативные документы по стандартизации:

- государственные стандарты РФ (ГОСТ Р)

- отраслевые стандарты (ОСТ)

- технические условия (ТУ)

- стандарты предприятий и объединений (СТП)

- стандарты научно-технических обществ и общественных объединений (СТО)

В зависимости от объекта стандартизации стандарты подразделяются: стандарты основополагающие; стандарты продукции (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля.

Сертификация продукции – это способ подтверждения соответствия продукции заданным требованиям.

Перечни товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Система сертификации состоит из федеральных органов сертификации (более десяти).

Схема сертификации – совокупность и последовательность отдельных операций по сертификации: испытания; проверка производства; инспекторский контроль; другие способы доказательства соотвествия.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Конкурентоспособность предприятия (продукции) определяется следующими основными факторами:

• Качество продукции и услуг (внутренние факторы: технические, организационные, экономические, социально-психологические; внешние факторы);

• Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

• Уровень квалификации персонала и менеджмента;

• Технологический уровень производства;

• Налоговая среда, в которой действует предприятие;

• Доступность источников финансирования.

Таким образом, конкурентоспособность организации (предприятия) следует определять как систему показателей и выделять конкретные условия ее функционирования.

Пример системы показателей (применяемых для оценки конкурентоспособности наиболее комплексным - матричным методом):

1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предпрития:

- издержки производства на единицу продукции в руб.;

- фондоотдача в стоимостном выражении;

- рентабельность товара;

- производительность труда в стоимостном выражении.

2. Показатели финансового положения предприятия:

- коэффициент автономии, который характеризует независимость предприятия от заемных источников;

- коэффициент платежеспособности;

- коэффициент абсолютной ликвидности;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:

- рентабельность продаж;

- коэффициент затоваренности готовой продукцией;

- коэффициент загрузки производственной мощности;

- коэффициентэффективности рекламы и средств стимулирования сбыта.

4. Показатели конкурентоспособности товаров (продукции):

- качество товара, оцениваемое методами квалиметрии и определяемое как его способность удовлетворять потребности в соответствии с назначением;

- цена товара.

Под конкурентоспособностью товара (продукции) признается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.


За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

где Кт — показатель конкурентоспособности товара;

К — показатель качества товара; Ц — показатель цены товара.

Показатели качества могут измеряться различными способами, например по гарантированному сроку наработки технически сложного изделия на отказ, износостойкости тканей, сроку продолжительности действия лекарственного препарата.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.