Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды монополистической деятельности




Одним из общепринятых принципов хозяйственного права является ограничение и пресечение монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции. Для целей реализации обозначенного принципа законодатель разработал Закон № 2034-ХП, определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции для обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

Реализацию названного принципа можно проследить в прини­аемых нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности. Так, Указом № 660 запрещается создание и деятельность на территории Республики Беларусь холдингов, имеющих целью или результатом монополизацию производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ущемле­ние законных интересов потребителей (п. 3).

Последовательно, в качестве условия для регистрации холдинга на территории республики до подачи документов для регистрации в соответствии с названным выше Указом № 660 необходимо получить согласие Департамента ценовой политики на создание холдинга (п. 4), равно как согласие потребуется для включения коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании или исключение дочерней компании холдинга из состава его участников (п. 7).

Отрицательное отношение законодателя к монополистической деятельности просматривается в ряде иных нормативных правовых актов. Так, в Законе о торговле, одним из основных принципов государственного регулирования торговли является ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции (соответственно ст. 16 и ст. 5). Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания заключается в том числе в возможности признания регистрации товарного знака недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если связанные с регистрацией действия владельца товарного знака признаны в установленном порядке недобросовестной конкуренцией (подп. 1.3 п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-ХП «О товарных знаках и знаках обслуживания» (в ред. от 15.07.2009)).

Монополистическая деятельность, с точки зрения законодателя, представляет противоречащие Закону эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Естественная монополия - это система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (ст. 1 Закона № 2034-XII).

В соответствии с Законом о естественных монополиях сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

3. передача и распределение электрической и тепловой энергии;

4. централизованное водоснабжение и водоотведение;

5. услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

6. услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

7. услуги транспортных терминалов, аэропортов;

8. обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением (ст. 3).

Министерством экономики Республики Беларусь формируется государственный реестр субъектов естественных монополий в соответствии с Положением о Государственном реестре субъектов естественных монополий, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29.04.2003 № 98 (в ред. от 23.04.2010) (далее - Положение № 98). В названный реестр подлежат включению юридические лица, осуществляющие реализацию товаров в условиях естественных монополий в сферах дея­тельности, отнесенных законодательством к сферам деятельности субъектов естественных 2034-ХИ действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права.

В ряде случаев монополистическая деятельность может быть выражена и в позитивной форме, например, естественной монополии. В Республике Беларусь общественные отношения, возникающие в сферах деятельности субъектов естественных монополий на товарных рынках Республики Беларусь, регулируются Законом Республики Беларусь от 16.12.2002 № 162-3 «О естественных монополиях» (в ред. от 04.01.2010) (далее - Закон о естественных монополиях). Его цель - достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого товара для потребителей и монополий.

Реестр формируется на республиканском и местном уровнях на основании получаемой информации и результатов проводимого анализа, т.е. информации от самой организации о включении в реестр либо информации от государственных органов, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, потребителей, общественных организаций (объединений) потребителей, а также аналитических материалов, полученных департаментом (комитетами экономики) в результате анализа товарных рынков (пп. 9, 10 Положения № 98).

Чрезвычайная монополия - это система общественных отношений на товарном рынке, санкционированная государством на определенный период, при которой конкуренция отсутствует или ограничена.

В гл. 2 Закона № 2034-ХП «Основные виды монополистической деятельности» содержатся 3 вида монополистической деятельности:

1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке (ст. 5);

2) соглашения (согласованные действия) и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции (ст. 6). Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке;

3) стандартные условия сделок (ст. 7).

Соответственно к видам монополистической деятельности им отнесены только злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке и различного рода соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции.

Отдельно Закон № 2034-ХП регулирует отношения, связанные с доминирующим положением на товарном рынке, понимаемым как исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 1).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

1)доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случа­в осуществления государственной или естественной монополии;

2)доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно размера принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим (ст. 1 За­она № 2034-XII).

Дополнительно разработана Инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 № 229 (в ред. от 23.04.2010).

Министерством экономики Республики Беларусь и комитетами экономики формируется Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, на основании Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденного постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 № 13 (в ред. от 23.04.2010).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.