Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогического мастерства




ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Процесс формирования и развития педагогического мастерства офицера является длительным, сложным, внутренне противоречивым. Он обусловлен влиянием многочисленных факторов. Для каждого офицера характерен определенный уровень развития каждого качества и педагогической культуры в целом. Данный уровень зависит от содержания структуры конкретной личности офицера, от того, в системе каких ее ведущих потребностей и мотивов, жизненных условий она формировалась и складывалась. Процесс этот не стихийный, а управляемый. Осуществляется он, в первую очередь, на фоне идейно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития каждого человека.

Изучение индивидуальных различий педагогической культуры офицера позволяет выделить три основные группы руководителей в системе ГПС МЧС с различным уровнем развития качества педагога:

* высокоразвитым,

* развитым

* слаборазвитым.

При этом уровень мастерства находится в постоянной динамике.

Исходя из анализа жизни и деятельности офицеров, можно выделить три основных периода, когда формируется, развивается и совершенствуется их педагогическое мастерство:

* период учебы в ВУЗе;

* период службы в пожарной части (его можно разделить на два этапа - время первых 2-3 лет службы в части и этап совершенствования мастерства в последующие годы);

* для некоторой части офицеров существует еще один важный период - учеба в академии после определенного срока службы в части.

Особое значение в формировании и развитии качеств военного педагога занимает период учебы в УГПС МЧС РФ. Здесь осуществляется начальная педагогическая подготовка будущих офицеров, которая проходит по нескольким направлениям.

Во-первых, курсанты практически усваивают отношения, характерные для профессиональной жизни, различные приемы и средства педагогического воздействия, которыми пользуются преподаватели и командиры института. Они учатся тому, как надо вести себя в той или иной служебной, учебно-воспитательной ситуации, строить свои взаимоотношения с начальниками, подчиненными и товарищами по службе.

Во-вторых, изучая психологию и педагогику, методику конкретных учебных дисциплин, курсанты овладевают теоретическими основами педагогического мастерства офицера. В ходе лекций и семинарских занятий они знакомятся с вопросами формирования личности спасателя и коллектива, изучают закономерности, принципы, методы и формы обучения и воспитания личного состава.

В-третьих, под руководством командиров и преподавателей курсанты включаются в конкретную служебно-педагогическую деятельность. Они проводят отдельные занятия со своими товарищами, выполняют обязанности информаторов, редакторов боевых листовок и т.п. В приобретении опыта педагогической деятельности велика роль стажировки в частях. Это как раз та реальная ситуативная практическая модель деятельности, к которой готовится курсант и в которой он оказывается после окончания УГПС МЧС РФ.

В-четвертых, большое значение в закладке фундамента педагогического мастерства имеет участие в общественной жизни нашего университета, проведение мероприятий, направленных на формирование профессиональной направленности, развитие интереса к педагогической деятельности.

В-пятых, в университете курсанты начинают самостоятельно изучать психолого-педагогическую и методическую литературу, анализировать ее и практическую деятельность своих командиров и преподавателей. Все это способствует расширению кругозора курсантов, развитию педагогической наблюдательности, мышления и других специфических качеств пе дагога.

Опыт педагогической деятельности показывает, что первоначальные педагогические навыки и умения развиваются у курсантов успешнее, если офицеры формируют у них соответствующие установки на воспитание качеств педагога, проявляют в этом большую заинтересованность, оказывают повседневную помощь в работе.

Решающее значение в формировании и совершенствовании педагогического мастерства офицера имеет период прохождения службы в части, подразделении.

Совершенствование уровня подготовки и личностных качеств командира происходит благодаря накоплению опыта службы, занятиям по командирской подготовке, помощи старших начальников и товарищей, имеющих большой служебный опыт, и посредством самостоятельной подготовки. Совершенствования личности педагога осуществляется на учениях, тренировках, при организации и решении учебно-производственных задач.

Теоретическая и практическая подготовка, полученная в университете, какой бы солидной она ни была, не освобождает офицера от дальнейшего самосовершенствования. Она лишь является основой для шлифовки и накопления знаний, навыков и умений, дальнейшего развития командирских педагогических качеств.

Каждый офицер с приходом в часть проходит период адаптации. Здесь реализуется и повышается ответственность. Здесь люди, техника, материальные ценности, производство организация обучения и воспитания подчиненных, дежурства и т.д. Поэтому нужна большая организаторская и воспитательная работа, умение их тактично показать и оказать помощь в исправлении, сосредоточиться на выполнении обязанностей по руководству личным составом.

На всех этапах службы офицера в части учебно-воспитательную работу по формированию и совершенствованию педагогического мастерства целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям:

1. Целенаправленное и систематическое педагогическое воздействие на личность офицера путем вооружения необходимыми научными знаниями и преднамеренного применения наиболее целесообразных средств и методов;

2. Организация всей жизни и службы в части в соответствии с требованиями уставов и включение офицера в постоянное активное участие в учебно-воспитательном процессе;

3. Самостоятельная работа офицера над собой по повышению общей культуры, совершенствование педагогического мастерства путем самообразования и самовоспитания, выработки установки на анализ собственного поведения, на контроль своей деятельности.

Для формирования и развития профессиональных качеств офицера, как учителя и воспитателя, необходимы знания военной педагогики и психологии, основных вопросов обучения и воспитания сотрудников.

Основные пути, используемые в частях ГПС для практического проведения в жизнь мероприятий, направленных на вооружение офицеров знаниями по психологии и педагогике, можно представить в следующем виде:

* система занятий по командирской и специальной подготовке;

* семинары руководителей групп ОГП;

* специально проводимые собрания и совещания офицеров;

* семинары, проводимые с офицерами по обмену опытом работы;

* анализ практической работы офицеров, их опыта общения с подчиненными во время проверок и контроля занятий;

* специально проводимые лектории по вопросам психологии и педагогики;

* научно-теоретические и практические конференции по вопросам обучения и воспитания личного состава;

* работа библиотеки части по пропаганде психолого-педагогической литературы;

* самостоятельная работа офицера по изучению специальной и психолого-педагогической литературы.

Таким образом: Наиболее действенных результатов в вооружении офицеров необходимыми знаниями можно добиться тогда, когда целенаправленно и в комплексе используются все указанные каналы. Этим достигается плановость, последовательность и систематичность получения и расширения офицерами профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Вывод по второму вопросу:

Решающее значение в формировании и совершенствовании педагогического мастерства офицера имеет период прохождения службы в части, подразделении.

Совершенствование уровня подготовки и личностных качеств командира происходит благодаря накоплению опыта службы, занятиям по командирской подготовке, помощи старших начальников и товарищей, имеющих большой служебный опыт, и посредством самостоятельной подготовки. Совершенствования личности педагога осуществляется на учениях, тренировках, при организации и решении учебно-производственных задач.


УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 3 Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.