Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Социальные конфликты




Дополнительная

Основная

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

____________________________________________________________________

Кафедра психологии и педагогики

ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ

по учебной дисциплине «Психология и педагогика»

ТЕМА 13: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

специальность 280104.65 «Пожарная безопасность»

специализация 28010401.65 «Государственный пожарный надзор»

Учебная группа:_________

Дата проведения: «_____»________2012г.

Учебные часы: __________

Место проведения: учебная аудитория № _____

Изучаемые вопросы:

1. Условия и пути формирования педагогического мастерства сотрудников МЧС.

2. Методика совершенствования педагогического мастерства руководителя МЧС.

3. Методика совершенствования педагогического мастерства в вузе.

 

При рассмотрении данных вопросов необходимо уяснить основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Иметь представление о методике совершенствования педагогического мастерства руководителя МЧС, его практическом участии в решении жизненно важных проблем сотрудников.

Вопросы, представленные к рассмотрению, завершают программу обучения по предмету, что требует осмысленного отношения к педагогической перспективе любого специалиста, основных путей совершенствования им педагогического мастерства, оптимизации управлением различных уровней образовательных систем.

 

Рекомендуемая литература:

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007.

2. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПБ: Питер, 2008. – 454 с.: ил. - (серия «Учебник для вузов»)

3. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. - М.: Экономика, 2003.

4. Виленский В. Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; ред. В.А. Сластенин. - М.: Педагогическое общество России, 2006.

5. Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев; ред. А. А. Корольков. - СПб.: Алетейя, 2004.

6. Модели инновационных вузов: сб. статей / СПб ЭУ, СПбУ ИТМиО, ТАУ, ТГУ. - М.: Академия нархозяйства при Правительстве РФ, 2005.

7. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / 3 изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

Проблема конфликта – одна из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых: определение понятия конфликта как социального явления, его природы, причин возникновения, возможностей разрешения конфликта, а так же типология, классификация конфликтов и выявление их роли в общественной жизни. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. К ним приводят социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти и престиже. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества.

 

Вопрос 1. Подходы к изучению конфликтов.

 

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия. Он всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Конфликты порождают обострённые противоречия, которые пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную духовную. Одновременное их обострение создаёт зоны кризиса, а проявлением кризиса всего общества служит резкий подъём социальной напряжённости, которая нередко перерастает в конфликт.

Многие социологи отмечают, что конфликт есть временное состояние общества, которое можно преодолеть рациональными средствами. Большинство из них считают, что существование общества без конфликтов невозможно, так как они источник происходящих в обществе изменений. Конфликты делают социальные отношения более мобильными и под их воздействием общество преобразовывается. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение и темпы социальных процессов.

Истоки исследования конфликта исходят к глубокой древности. Ещё китайские философы в VII-VI веках до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в развитии вещей. Большое внимание уделил исследованию конфликтов итальянский мыслитель Н. Макиавелли. В своих работах посвящённых римской истории он рассматривал конфликты разного уровня и отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом, который писал, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и их экономическое соперничество. Противоречия рассматривались им как движущие силы развития общества.

В ХIХ-ХХ веках М. Вебер и Л. Гумплович исходили их того, что конфликт – это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального различия. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что конфликты порождаются социальным (имущественным) неравенством и проявляются в классовой борьбе, которая не только неизбежна, но и необходима для разрешения противоречий капиталистического строя. Правда их критики отмечали, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как она рассматривались только как столкновение между антагонистическими классами, а экономические отношения, как причина конфликта, абсолютизировались. Иное объяснение конфликта дал Г. Зиммель, определивший конфликт не только как сферу разногласий, но и как социализирующую силу, способную объединить противоборствующие стороны.

В ХХ веке столкнулись 2 теории: теория конфликта и теория структурно-функционального анализа общества. Сторонними последней отводят конфликту только негативную роль и придерживаются бесконфликтной модели общества. Для них общество – это система, существование и единство которой обеспечивается её составными элементами (государство, политические партии, церьков, семья и др.) Решающим средством социального единства они называют единые для всего общества ценности (правовые нравственные, религиозные), что является односторонним и узким подходом к рассмотрению происходящих в обществе явлений.

Конфликтное направление в социологии, в котором конфликты рассматривались как явления, органически присущие жизни общества, оформилось в средине ХХ века. Наиболее известными его представителями являются: Р. Дарендорф, Л. Козер, К.Э. Боулдинг.

По теории «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфалюбое общество подвержено социальным изменениям и, поэтому, испытывает социальный конфликт в каждый момент. В основе причины формирования и этапов развития социальных конфликтов он видел конфликт интересов. Именно интересы субъектов непосредственно влияют на формирование конфликта. При этом он выделяет объективные (латентные) и субъективные (явные) интересы.

Они обнаруживаются уже на первом этапе проявления конфликта, когда вырисовываются обе его стороны. В каждой из этих сторон (квазигрупп) происходит формирование общих интересов и психологической направленности на их защиту. На втором этапе обе квазигруппы организуются в фактические группы с осознанием их латентных (скрытых) интересов. Третий этап это непосредственное столкновение «идентичных» групп (классов, наций, политических организаций, малых групп). Если идентичность отсутствует, то конфликт считается не полный (до конца не сформировался).

По Р. Дарендорфу конфликты могут возникать в любом обществе, где есть господствующие и подчинённые. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. А отсюда неравенство их положения и противоречивость интересов. Борьба за обладание и распоряжение ресурсами, за лидерство, власть и престиж делают социальные конфликты неизбежными. Но воспринимать их необходимо не как благо, а как неизбежный способ разрешения противоречий.

Конфликты не позволяют застаиваться обществу, а подавление и «отмена» конфликтов ведёт к их обострению. Поэтому главная задача – уметь контролировать конфликт. Он должен быть легализирован и развиваться на основе существующих в обществе правил. Аналогичных взглядов придерживаются Л. Козер, К.Э. Боулдинг.

В советское время в нашей стране преобладала марксистская концепция анализа столкновений между антагонистическими классами. Считалось, что при отсутствии в социалистическом обществе антагонистических классов, отсутствуют и конфликты. Поэтому исследования по этой проблеме почти не велись. Только в последнее двадцатилетие она стала широко освещаемой.

 

Вопрос 2. Функции и классификация конфликтов.

 

Исходя из 2-х точек зрения – о вреде социального конфликта и о его пользе, существуют негативные и позитивные функции конфликта.

Если конфликт это неизбежное явление общества, то его позитивными функциями могут быть:

· разрядка психологической напряжённости в отношении противоборствующих сторон (она помогает взаимной адаптации и стимулирует положительные изменения);

· коммуникативно-связующая (через неё участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы и выявляют общие проблемы);

· консолидирующая (в ходе конфликта люди по новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес и возможности к сотрудничеству).

Если же конфликты носит негативный и разрушительный характер, то они могут:

· дестабилизировать социальные системы;

· разрушить социальные общности и групповое единство.

(Пример: забастовка может нанести серьёзный урон предприятию, а национальный конфликт – отношению между нациями).

На сегодняшний день конфликты различаются по: масштабам, формам, типам, составу участников, причинам, целям, последствиям, сферам жизни. Кроме того их можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий:

Личностный – конфликт внутри личности на уровне индивидуального сознания.

Межличностный – конфликт между 2-мя или более людьми, одной или несколькими группами.

Межгрупповой – конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами (самый распространенный).

Конфликт принадлежности – конфликт в силу двойной принадлежности индивидов при образовании группы внутри другой или когда индивид одновременно входит в 2 конкурентные группы, преследующие одну цель.

Конфликт с внешней средой – при нём группа индивидов испытывает давление из вне, со стороны административных и экономических норм и предписаний, и встает в конфликт с институтами поддерживающими их.

Типами конфликта могут быть:

· Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими интересами.

Она не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.

· Соперничество – борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации.

Его цель – приобретение лучших позиций, признание или демонстрация превосходства.

· Конкуренция – особый тип конфликта.

Его цель - получение выгоды, прибыли, либо доступа к дефицитным благам.

Наиболее открытой формой выражения конфликтов могут быть разного рода массовые действия (Пример: - предъявление требований к власти со стороны недовольных социальных групп; - использование общественного мнения в поддержку своего мнения или альтернативных программ, прямые акции социального протеста).

Массовый протест – это активная форма конфликтного поведения. Он может быть организованным или стихийным,прямым или косвенным,насильственным или не насильственным. Его организатором, как правило, выступают политические организации и «группы давления».

Формами выражения протеста так же бывают: митинги, демонстрации, пикетирование, кампании гражданского неповиновения, забастовки, голодовки.

При организации акций социального протеста должны чётко осознаваться какие задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку можно рассчитывать (Пример: лозунг достаточный для организации пикетирования, вряд ли может быть использован для организации кампании гражданского неповиновения).

Формами выражения социального конфликта могут быть революции и реформы. Отличиями революций от реформ являются:

· революции затрагивают все стороны жизни общества (экономику, политику, социальную сферу, культуру, идеологию и общественную психологию) и связаны с крайне радикальными формами социальной активности народных масс. Они ведут к установлению нового общественного строя.

· революции часто связаны с применением разнообразных методов принуждения и насилия;

· революции – это быстрый взрывной процесс изменения политической власти.

Реформы – это иное проявление социального конфликта, точнее его разрешения. Они направлены на мирное изменение и обновление общественной жизни и являются процессом противоположным революциям.

Особенностями реформ являются:

· реформы, как правило, планируются и организуются «сверху» (существующей государственной властью);

· реформы чаще всего бывают постепенными, их проведение в жизнь затягивается на длительное время;

· реформы осуществляются легальными средствами в соответствии с действующими конституциями и законами.

При проведении дебатов между профессорами А. Раппопортом (Мичиганский университет) и Т. Шеллингом (Гарвардский университет ), первый убедительно доказал, что невозможно все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Могут существовать и такие типы конфликтов как:

схватка – когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу;

дебаты - где возможен спор, маневры и обе стороны могут засчитывать на компромисс;

игры - где обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому оно никогда не завершаются разрушением всей структуры отношений.

Этот вывод снимает представление о безысходности и обречённости любого конфликта, поэтому в современной социологии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.