Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международный бизнес: сущность, этапы развития, характерные черты




Тема 2.1 Международный бизнес: сущность, этапы развития, характерные черты

Лекция 3.

Теория социального капитала с 1960 по настоящее время

Теория человеческих ресурсов с 1950 – 1960 гг.

На разработку теории человеческих ресурсов большое влияние оказали системный (с сер. 70 – х гг.), процессный (к. 50-х гг) и ситуационный (80 – е гг.) подходы.

Эта теория входит в стратегический менеджмент, предполагающего, что функция УП это компетенция высших должностных лиц организации.

В этой теории обобщены знания о специфики чел. ресурсов. Итак,

  1. Люди наделены интеллектом, поэтому их реакция осмыслена. Поэтому отношения в системе управления двусторонние.
  2. Они наделены интеллектом и поэтому постоянно совершенствуются. Это является ресурсом организации.
  3. Они выбирают определенный вид деятельности, осознанно ставя перед собой определенные цели. поэтому надо предоставлять всё возможное для реализации целей человека
  4. Человеческие ресурсы являются конкурентным богатством любой организации

Однако существует разрыв между установками и их практическими реализациями. Например, несовместимость проявилась на практике между командной работой и оплатой труда индивида в зависимости от её эффективности.

Более того, ставка на сознательное и ответственное выполнение функций работника по сути стала маскировать приемы сверх эксплуатации и служит инструментом нейтрализации действий профсоюзов.

Понятие социальный капитал характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Вывод этой теории таков инвестиции в образовании человека обладает большей отдачей чем инвестиции в технику, оборудование, т.к. работник получает удовлетворение от от труда.

Социальный капитал соотносим лишь с конкретной организацией. В понятии «СК» отражаются характер социальных отношений, прежде всего нравственных, сложившихся в организации между ее персоналом, культура взаимодействия, компаративная система ценностей.

Он формируется целенаправленно и в течении определенного времени.

Выводы:

Сегодня не существует однозначной концепции УП. История теории Уп показывает что этот процесс был эволюционным. Более того, подходы в управлении имеют характер мозаики и весьма сложно образовать какую-либо однородную идею. Поэтому теория управления кадрами находится в стадии своего развития.

Раздел 2. международный бизнес

На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться:

1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый, имеет главной своей целью извлечение прибыли.

2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнёрами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой - некое правительственное учреждение другой страны, всё же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные - в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой (наиболее типичны в этом случае так называемые мультинациональные корпорации).

Иными словами, международный бизнес - это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Всё вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны?

3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран - третьей и т. д. обеспечивают вовлечённым в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Это - ключевой момент не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Конкретные выгоды международного бизнеса связаны с получением большей прибыли с учетом следующих факторов:

-доступ к иностранным рынкам рабочей силы (цена, квалификация);

-выход к месторождениям полезных ископаемых и источникам сырья;

-выход на новые рынки сбыта;

-увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции (эффект масштаба и кривая опыта);

-снижение валютных рисков.

В зависимости от целей анализа и выбранного критерия различают товарную и географическую структуру международного бизнеса

Характерные черты международного бизнеса:

1. Главная цель – получение прибыли, используя дополнительные преимущества выхода за границы национальных рубежей.

2. Предприниматели используют дополнительные экономические возможности, обусловленные:

- ресурсными особенностями зарубежных рынков;

- емкостью зарубежных рынков;

- правовыми особенностями зарубежных стран;

- спецификой межгосударственных (межстрановых) политических и экономических взаимоотношений.

3. Международный бизнес существенно зависит от уровня интернационализации: от разовых поставок до развитой структуры МНК.

4. Вследствие интернационализации любому бизнесу становится максимально доступным глобальный бизнес – сервис: научные, финансовые, транспортные и др. услуги.

5. Учет в международном бизнесе культурного фактора, т.е. совокупности требований и ограничений, налагаемых культурой данной страны на тех, кто ведет с ней бизнес.

6. Глобальный характер международного бизнеса является его важнейшей чертой, т.к. охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т.д.

7. Международный бизнес включает лучшие национальные достижения и все лучшее в мировой практике, поэтому он принципиально более высокого уровня, нежели в любой стране.

8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу впитывать все лучшее в мировой практике.

9. Информация – главный стратегический ресурс, а адаптаптивность – главное стратегическое оружие.

10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной отрасли) могут быть иначе расценены международной фирмой, поскольку они могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие от внутригосударственной конкуренции, международный бизнес может ощущать поддержку своей страны в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

Наиболее известная периодизация развития международного бизнеса разработана известным американским исследователем Ричардом Робинсоном. В соответствии с его концепцией историческое развитие международного бизнеса за пять последних веков делится на четыре эры: коммерческая, эра экспансии, концессий и национальных государств.

- Коммерческая эра (1500- 1850 гг.) – начинается со времени великих географических открытий и заканчивается серединой ХIХ в. Именно поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощнейшей движущей силой, которая более двухсот лет предопределяла развитие базовой формы международной торговли. Риски этого бизнеса также были очень велики, связанные с далекими морскими путешествиями, но сама возможность получения прибылей, многократно превышающих затраты, была мощным стимулом, вовлекавшим в этот международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей.

- Эра экспансии (1850 – 1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала ХIХ в. и последующими достижениями технологического развития. В этот период осуществился переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематическому плантационному хозяйству в колониальных регионах как к более выгодным и экономически перспективным сферам международного бизнеса.

- Эра концессий (1914 – 1945 гг.). В этот период качественно изменилась роль крупнейших компаний, оперировавших на колониальных рынках. Компании – концессионеры превращаются в автономные экономические государства, осуществляющие производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные и зачастую полицейские функции не только для своих работников, но и для всех жителей прилежащих к их концессиям районов

- Эра национальных государств (1945 – 1970 гг.) имеет две особенности развития. С одной стороны, это – становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический бизнес и некоторую кадрово – технологическую структуру. С другой же стороны – все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем. Это стало первым толчком для существенного развития международного бизнеса: независимые государства проводили активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых финансовых инвестиций. Таким образом, развитие международных рынков капитала получило новый импульс, что обусловило появление и развитие новых финансовых инструментов, рост сферы международного аудита и консалтинга.

Период после второй мировой войны, называемый четвертой эрой, включает следующие периоды:

Послевоенная декада (1945 – 1955 гг.), которой присуще возникновение многочисленных международных фирм, прежде всего в США, которые осуществляли эффективный трансфер ресурсов между странами и экспорт американского менеджмента.

1. ^ Период роста (1955 – 1970 гг.). В этот период возникли крупные международные фирмы и начала проявляться международная конкуренция.

2. Кризисный период (1970 – 1980 гг.). В условиях кризиса в практику международного бизнеса внедряются конкретные корпоративные стратегии, системы управления политическими рисками, разрабатываются механизмы формирования международных корпоративных культур, объединяющих организационную и национальную культуры.

3. ^ Новый международный порядок (после 1980 г.). Все большее значение приобретают процессы глобализации и создание глобальных предприятий. Это проявляется, прежде всего, в увеличении прямых иностранных инвестиций.

Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы.

Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие:

-в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости -конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;

-существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством.

В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров; между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны; для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов.

Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов.

Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

2.

3. ^ Глобализация и интернационализация международного бизнеса

Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.

Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:

- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;

- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей;

- э кономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;

- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;

- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;

- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.

Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:

1. с местными конкурентами данной страны;

2. с иностранными конкурентами в данной стране;

3. с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.

Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д.

^ Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых к сложным. Различают следующие формы международного бизнеса:

- экспорт (импорт);

- лицензирование;

- управленческие контракты;

- совместные предприятия;

- международные корпорации.

Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.

В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).

Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.

^ Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.

^ Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.

Международные корпорации представляют собой предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.

Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с цельюпродажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие:

-в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;

-существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров;

-между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны;

-для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

 

В большинстве случаев базовые навыки и знания, необходимые для успешной работы менеджера в сфере международного бизнеса и внутренних деловых операций, не отличаются по своей сути. Например, менеджеры по маркетингу должны осуществлять анализ нужд и пожеланий целевых потребителей независимо от того, заняты ли они в сфере международного или национального бизнеса. Тем не менее, несмотря на тождественность общего подхода к ведению бизнеса, не подлежит сомнению тот факт, что степень сложности работы менеджера, занятого в сфере международного бизнеса, намного выше по сравнению с аналогичной работой, выполняемой в рамках одной страны.

Специалисты, занимающиеся международным бизнесом, должны быть хорошо осведомленными в вопросах культурных, законодательных, политических и социальных различий между странами. В круг обязанностей таких специалистов входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании, и стран, где будут приобретаться необходимые ресурсы. Кроме того, в обязанность специалистов, работающих на международные компании, входит координация деятельности зарубежных дочерних предприятий компании в соответствии с нормами, принятыми налоговыми и другими контролирующими органами соответствующей страны, а также других стран, где они ведут свои деловые операции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.