Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дисфункции




Институционализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Институционализация, как процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений, предполагает появление соответствующей социальной потребности (материальной, физической духовной и т.д.) Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки, превращаются в формализованные спортивные поединки, стихийные движения протеста – в политические партии, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования. Следовательно, социальные институты выступают опорными точками общественного развития, на которых держится социальный мир, базируется само общество.

Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов:

· возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

· формирование общих целей;

· появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

· появление процедур, связанных с нормами и правилами;

· инстиуционализация норм и правил, то есть их принятие и практическое применение;

· установление системы санкций для поддержания норм и правид, дифференцированность их применения в отдельных случая;

· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием чёткой системы статусов и ролей, тогда можно говорить, что данные социальные связи имеют не полный институциональный статус. Так же можно сказать и об образцах поведения в институте, не получивших должного социального одобрения. Этот институт так же не полностью развился или находится в процессе отмирания.

Система социальных институтов весьма динамична. Её динамизм понимается в единстве следующих взаимосвязанных процессов:

· жизненного цикла института от момента зарождения до исчезновения;

· функционирования зрелого института, то есть выполнения всех его социально значимых функций, появление и преодоление дисфункций;

· эволюции института – изменение вида, свойства формы и содержания в историческом отрезке времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

Жизненный цикл института включает 4 автономных стадии (фазы):

1) зарождение и формирование социального института;

2) фаза эффективности (когда институт достигает пика зрелости, полного расцвета);

3) период формализации норм и принципов (период обюрокрачивания, когда правила становятся самоцелью);

4) дезорганизация (когда институт теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность; следствии чего он ликвидируется или трансформируется в новый).

Нормальное функционирование зрелого института является определённым индикатором социальной стабильности всей общественной системы. В обществе переходного типа (где имеет место системный кризис), происходит смена общественных потребностей. Это требует изменения структуры институтов и наделение их новыми ранее не существовавшими функциями. Это может вызвать сбой или временные трудности в их функционировании, что сразу же вызывает напряжение в социальной системе в целом. (Пример: подготовка специалистов с высшим образованием в СССР в 60-е годы ХХ века: их готовили на душу населения больше, чем любая страна мира. Через 20-30 лет система образования практически не изменилась. В итоге образовался серьезный разрыв между уровнем подготовки специалистов и требованиям практики. Пришлось срочно перестраивать учебные планы в соответствии с современными технологиями, но время было упущено. Народное хозяйство осталось без сотен тысяч грамотных специалистов, а экономический ущерб составил астрономические цифры).

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сферы производства, политические институты, институты религии, образования, семьи (Пример: в сравнении с ХIХ веком изменились: средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин).

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. Это происходит потому, что:

с одной стороны – одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов;

с другой – каждый институт реализует целую серию фундаментальных потребностей (в коммуникации, в производстве услуг и распределении благ, в обеспечении безопасности граждан и т.д.)

 

Вопрос 2. Характеристика и функции социальных институтов.

 

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (фундаментальные, основные) и неглавные (не основные, частные). Вторые представляют собой более мелкие образования и входят в состав первых. Кроме того, институты различают:

· по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянные и кратковременные);

· по жёсткости применяемых санкций за нарушение правил;

· по условиям существования;

· по наличию или отсутствия бюрократической системы управления;

· наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

Р. Милс насчитывал в современном обществе 5 главных социальных институтов. Большинство современных социологов согласны с Милсом. Так как, предназначение институтов - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом, то системаглавных социальных институтов включает:

· институт семьи и брака (институт первичной социализации) - обеспечивающий воспроизводство человеческого рода и демографический рост населения;

· политический институт (государство) - обеспечивающий управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;

· экономический институт – производство и современные технологии, обеспечивающие технико-экономическое развитие общества;

· институт образования и культуры – обеспечивающий преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта и знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;

· институт религии – способствующий решению разного рода духовных проблем.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Общие для всех институтов признаки объединены в 5 групп, представленных в таблице 5.

Семья и брак Государство Экономика Образование и культура Религия
1. Установки и образцы поведения
Привязанность, лояльность, ответственность, уважение Послушание, лояльность, субординация Производительность, экономичность, производство прибыли Любовь к знаниям, посещаемость Почтительность, лояльность, поклонение
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо, брачный ритуал Флаг, печать, герб, национальный гимн Фабричная и заводская марка, патентный знак Школьная эмблема, школьные песни Крест, иконы, святыни
3. Утилитарные культурные черты
Дом, квартира, мебель Общественные здания и работы, бланки и формы Магазин, фабрика, завод, оборудование, бланки и формы Классы, библиотеки, стадионы Церковные здания и реквизит, литература
4. Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция, законы Контракты, лицензии Правила учащихся Вера, церковные запреты
5. Идеология
Романтическая любовь, совместимость, индивидуализм Государственное право, демократия, национализм Монополии, свободная торговля, право на труд Академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Православие, католицизм, протестантизм
           

 

Табл. 5

Некоторые социальные институты, в отличии от главных, могут не обладать полным набором признаков. Это может означать, что институт не совершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты значит, общество в котором они функционируют находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.

В современном обществе институты выполняют самые разнообразные функции. Для социального института - это назначение или роль, которую он выполняет. Иногда функцией института называют ту пользу, которую он приносит обществу или людям, что в конечном итоге реализуется как решение каких-то задач, достижение поставленных целей, эффективность оказываемых услуг.

К функциям социальных институтов относятся:

· удовлетворение насущных жизненных потребностей общества (то есть того, без чего оно, в принципе, не может существовать (демографическое воспроизводство населения, производство средств пропитания, мир и согласие, необходимый порядок, новые знания и накапливаемый опыт, решение духовных вопросов);

· социализация (образование и воспитание) людей (то есть усвоение необходимых знаний, умений, навыков, культурных норм, а так же освоение социальных ролей);

· контроль за поведение членов общества (то есть создание условий для их созидательной деятельности и разрешения возникающих социальных и межличностных противоречий и конфликтов).

Действие социального контроля сводится, с одной стороны – к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные нормы, с другой – к одобрению желательного для общества поведения. «Социальный контроль держится на страхе между живыми и мертвыми. Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мёртвыми – церковью» (Г. Спенсер).

· регулирование властных отношений (то есть воспроизводство и устойчивое сохранение демократических ценностей, а также стабилизацию в обществе социальной культуры). Её выполняют политические институты.

· коммуникация между членами общества (то есть регулирование повседневных контактов людей, актов группового и межгруппового поведения, определение порядка и способов взаимного общения, регулирование методов передачи и обмена информацией). Её выполняют культурные и образовательные институты.

· защита членов общества от физической опасности (то есть обеспечение личной безопасности граждан). Её выполняют правовые и военные институты.

Реализация функций социальных институтов в современном обществе осуществляется на принципах дифференциации и интеграции. То есть ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время, на выполнении одной, значимой для общества функции, могут специализироваться несколько институтов. (Пример: функцию воспитания и социализации подрастающего поколения выполняют такие институты, как семья, школа, церковь, государство. В то же время институт семьи и брака выполняет функции – воспроизводство людей, их воспитание и др.)

Функции, выполняемые одним институтом со временем могут передаваться другим или распределяться (частично или полностью) между ними. (Пример: - в прошлом институт семьи выполнял более 5-7 функций, а сегодня некоторые из них - воспитание, организация отдыха, переданы другим).

Социальные институты, как правило, выполняют полезные, необходимые и жизненно важные функции. Но бывает, что их действия приносят обществу не пользу, а вред. Это действие со стороны социальных институтов называют дисфункцией. (Пример: если институт образования не справляется со своей задачей – подготовкой качественных специалистов, и его образование не соответствует современным требованиям, то общество их не получит. В итоге функция превращается в дисфункцию, положительное действие – в негатив, минус). Если деятельность института расценивается не как позитивная, а как негативная, то она работает на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации и, в конечном счёте, к деградации общества.

Одним из значительных проявлений дисфункции является персонализация деятельности социального института – его деятельность в интересах отдельных людей (персон). При этом институт перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями отдельных социальных групп или всего общества и произвольно меняет свои функции в зависимости от воли отдельных лиц, превращаясь в средство реализации их корыстных интересов. (Пример: - тоталитарное государство; - «теневая экономика» управляемая авторитетами мафиозных групп).

Однако иногда очень трудно провести чёткую границу в функции и дисфункции в деятельности различных субъектов. (Пример: европейцы переселившиеся в Австралию посчитали шаманов пережитком прошлого (дисфункцией) и для выполнения просветительской функции решили заменить их врачами. Замена оказалась неэквивалентной, так как 1) шаманы выполняли больше функций в традиционном обществе чем врачи и 2) аборигены считали, что для победы над болезнью надо вступить с ней в контакт, чем и занимается шаман. Поэтому замена оказалась неэквивалентной).

Американский социолог Р. Мертон в средине ХХ века обосновал концепцию явных и латентных (скрытых) функций социальных институтов.

Явные функции – это осознаваемые и произвольные функции (то есть официально заявленные), а латентные – неосознаваемые и непреднамеренные (то есть скрыты от глаз и не заявляются).

Явные – формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные же выступают как непреднамеренный результат деятельности институтов и лиц, представляющих эти институты. (Пример: общество и его структуры ставят перед собой задачу по модернизации своего развития: провозглашаются цели и задачи, средства и ожидаемые результаты. Всё это делается для улучшения жизни народа, создания цивилизованных отношений в обществе, установления законности и порядка. Но вскоре выясняется, что на этом фоне в стране растёт преступность, падает уровень жизни народа, усиливается вывоз капитала. В итоге имеем несоответствие: явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться реформаторы, а латентные – о том, что из этого получилось).

В действиях социальных институтов существует закономерность: проявление их функций и дисфункций не абсолютны, а относительны. Для одних членов общества функция может быть явной, для других – латентной. То же самоё происходит и с дисфункцией. (Пример: - одни обучаются в ВУЗе для получения знаний, другие - что бы не служить в армии; - одни идут в политику для того, чтобы принести пользу государству, другие – что бы обладать властью). В таком понимании пересечение функций и дисфункций можно изобразить в виде логического квадрата (Рисунок 11).

 
 


ФУНКЦИИ

Рис.11

 

Вопрос 3. Институт государства и его функции.

 

Институт государства отличается следующими признаками:

· наличием публичной власти, структурами и механизмами её функционирования (аппарат управления, административная и финансовая системы, армия, милиция, суды, тюрьмы и т.д.);

· наличием права (правил поведения, с помощью которых закрепляется общественный порядок, а так же принципов функционирования властного механизма);

· наличием определённой населённой территории (пределами которой ограничена данная государственная власть);

· наличием суверенитета (права официально представлять общество, издавать нормативные акты, обязательные к выполнению, осуществлять правосудие).

Специальное предназначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий между различными субъектами права, применяя при этом легализованное насилие. Выполняя многообразные функции, государство так же выступает гарантом прав и свобод человека.

Основными функциями государства являются:

· управленческая – для координации различных сфер человеческой деятельности, организации общих для всех внутренних и внешних дел;

· распределения ресурсов – осуществляется благодаря взиманию налогов и обладанию материальными ценностями (земля, недра, сооружения и т.д.);

· защиты общего интереса – связана с сохранением общества как способа существования людей (если существует угроза распада общества, как внутренняя, так и извне, государство обязано нейтрализовать или подавить силы, действующие против данного общества);

· интегративная – проявляется в обеспечении социального порядка, стабильности и устойчивости общества;

· социального контроля – осуществляется посредством органов и учреждений государства, которые создают правовые нормы и контролируют их выполнение.

Средствами формального контроля государства выступают прокуратура, суды, органы безопасности, милиция и др.

Исторически общество первично, а государство – вторично. Государство возникает для защиты общего интереса граждан, т.е. выступает его слугой. Однако во многих странах (в том числе и России), слуга нередко превращается в господина. Это очень сложная проблема и каждый человек постоянно с ней сталкивается. Последствия жесткого государственного регулирования могут привести к катастрофе. Так как в социальном обществе существуют саморегуляторы, то они, в силу внешнего воздействия, могут атрофируются. И если какие-то структуры лишить государственной поддержки, то они утратят способность к саморегуляции (что и произошло с советской экономикой).

 

Вопрос 4. Институт семьи и брака.

 

Первую попытку изучения влияния социальных факторов на формы семейного общежития, структуру семьи и её экономическое благополучие предприняли европейские учёные-статистики Рилз и Ф. Ле Пле. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа.

Cемья как социальный институт – это совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Важнейшей частью семьи, как социального института, является регулирующее её законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей, а так же минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д.

Семья как малая социальная группа - это общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание.

При этом значимыми являются 3 признака:

· общее хозяйство;

· общие дети;

· наличие сексуальных взаимоотношений между супругами.

Существует точка зрения, согласно которой малая группа признаётся семьёй, если она обладает 2-мя любыми из перечисленных признаков. А если на лицо только один признак – это не семья. (Пример: современная семья, в отличии от традиционной, может не иметь общего хозяйства и всё таки быть семьёй. Может не подразумевать сексуальных отношений между супругами и всё таки быть семьёй. А может находится в статусе официально зарегистрированного брака и не быть таковой).

В этом случае для фрагментарных («осколочных») форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание) лучше подходит термин «семейная группа» - группа людей ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую либо долю в семейный бюджет, и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под это определение подпадает и неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение, по каким либо причинам, не присутствует вообще (дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семья включает в себя всю систему общественных отношений: брачных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных.

Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между её членами, включая помимо отношений родства систему духовных (в том числе нравственных) отношений, а также отношений авторитета, власти и т.д. Характер семьи определяется социально-историческими и экономическими условиями, положением женщины в обществе, воспитанием и жизненным опытом супругов.

Выделяют 2 типа семейных отношений:

· авторитарный – при котором руководство и организация всех семейных функций сосредоточена в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье;

· демократический – при нём предполагается равноправное распределение обязанностей и равное участие в решении всех семейных проблем.

Социально-экономические процессы, эмансипация, усиление роли женщины в жизни общества ведут к тому, что управление семьёй феминизируется. Но в то же время, это продолжает сочетаться во многих семьях с традиционным разделением семейных ролей и высоким авторитетом мужчины в семье.

Современные социально-экономические условия привели к изменению структуры семьи, в том числе и к высокой степени её социальной неоднородности. Это выражается в разном социальном статусе её членов. Со структурой семьи связан уклад её жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом, поэтому её нарушение, как правило, приводит к нарушению её функций. Функции семьи – это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов.

Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются:

· Репродуктивная – она связана с биологическим воспроизводством членов общества.

Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим, поэтому семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новым поколениями.

· Воспитательная (социализации) – она связана с социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений.

Семья ячейка первичной социализации и новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.

Выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:

- детоцентризм – повышение внимания к детям, основанное на ложно понимаемой

к ним любви (он характерен, как правило, в семьях с одним ребёнком и где в воспитании участвуют бабушки и дедушки, оберегающие своих внуков от жизненных трудностей). Результат – избалованность детей, они не воспринимают запреты, обязанности и долг. Это приводит к эгоцентричности и избалованности молодых людей, не умению и не желанию брать ответственность на себя.

- профессионализм – тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги и воспитатели в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом только материально обеспечить своих детей. Результат – дети и родители выключены из жизни друг друга, между ними существует только минимальный уровня доверия, у детей слабо развиты диалог и потребность взаимодействия со старшими.

- прагматизм – концепция ориентирующая личность ребёнка на достижение жизненного успеха любыми средствами (в основе лежит выработка у детей практичности, «умения устраивать свои дела», ориентируясь прежде всего на получение материальной выгоды). Результат – в условиях перехода к рыночной экономики существует опасность усиления этого типа воспитания, которое начнёт расцениваться уровне обыденного сознания, как стратегия выживания.

· Хозяйственно-экономическая – это ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, проблема распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.

На её реализацию непосредственное влияние оказывают денежные доходы и предоставляемые государством социальные гарантии.

· Рекреационная (заботы и защиты) – её суть в том, что бы семья была тем местом, где человек мог чувствовать себя в большей мере защищённым и быть всегда принятым.

В условии современных социальных нагрузок и стрессов семья принимает на себя психотерапевтическую роль (создаёт уверенность и спокойствие, чувство безопасности и комфорт, эмоциональную поддержку и сохранение жизненного тонуса). Эта функция семейной жизни тесно связана с культурой семейных отношений, что влияет не только на стабильность и жизнедеятельность семьи, но и на само существование брачной пары.

· Социально-статусная (социального самоопределения) – это предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство её семейной структуры.

Каждый человек воспитанный в семье получает национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет детям возможности вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев, определяет его дальнейшую жизнь. Классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека или обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека.

· Медицинская – она носит, в основном, профилактический характер (соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, активный отдых, гигиенические навыки и т.д.)

Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.

В социологии выделяют 2 главных типа семьи:

· традиционную (классическую, многопоколенную);

· современную (нуклеарную - от лат. nucleus - ядро, двухпоколенную).

Кроме того различают: родительскую семью (семью происхождения) и новообразованную (созданную взрослыми детьми).

Современная семья (нуклеарная) обычно включает 2-х родителей и 1-го ребёнка. Её демографическим ядром, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Все остальные родственники (бабушки, дедушки, тёти и т.п.) относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе семья называется расширенной – это сложносоставная (композитивная) семья, включающая в себя несколько поколений, проживающих совместно.

По числу родителей различают полную (двое родителей) и неполную (один родитель) семьи. Если учитывать число детей, то выделяют 3 типа семей: бездетную, однодетную и многодетную (3 и более детей).

Также 3 типа семьи выделяют по лидерству (характеру распределения семейных обязанностей) в семье:

· традиционная (патриархальная) – она предполагает наличие, как минимум, 3-х поколений и роль лидера в ней отводится старшему мужчине.

Для неё характерны: 1) экономическая зависимость женщины от супруга; 2) привычное распределение семейных ролей (муж, отец – добытчик и кормилец; жена, мать – домохозяйка и воспитатель детей); 3) признание безусловного авторитете мужчины в вопросах семейного главенства.

· нетрадиционная – в ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей.

Женщина наравне с мужчиной участвует в общественном труде, имеет относительную экономическую независимость, но весь домашний труд лежит на её плечах.

· эгалитарная (семья равных) – для неё характерны:

1) пропорциональное распределение семейных обязанностей и взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; 2) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; 3) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др.

Принципиальное различие института брака и института семьи состоит в том, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Брак – это совокупность формальных предписаний, определяющий права и обязанности мужа и жены, и права и обязанности их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Во многих обществах государство берёт на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. В любом обществе семья формируются, как правило, через брак. Дети рождённые в брачном союзе, считаются законнорожденными, а рождённые вне брака – незаконнорожденными. Заключение брака - это так же и совокупность обычаев. В современной европейской культуре это: знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и другие обычаи, которые подразумевают некоторые правила поведения (супружеская верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь и т.д.)

Брак не отделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, соответствие возраста жениха и невесты, отсутствие родства между вступающими в брак, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным. Поэтому брачные отношения регулируются юридическими (вопросы владения имуществом, материальные обязанности супругов по отношению к детям и друг другу и др.) и культурными нормами (неписаные нормы которые регулируют брак на основе морали, обычаев и традиций). По определению американского социолога К. Девиса, все эти формы формируют некую целостную культуру, которую называют институтом брака. А по определению Э. Богардуса брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни.

В истории человечеств существовали 4 системы брачных отношений:

· групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (был распространён в первобытном обществе);

· полигиния – один мужчина и несколько женщин (существовал у скотоводов-кочевников);

· полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай существовавший у одного из народов Индокитая);

· моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма у земледельческих народов). Она существует в 2-х формах: пожизненная и допускающая развод (легкоразводимая).

Антропологам известны общества, где разрешены все виды брака, но большинство людей выбрали моногамию допускающую развод (причиной этого учёные считают экономические соображения).

При составлении типологии брака социологи употребляют 3 критерия: 1) выбор брачного партнёра; 2) размер брачной группы; 3) местожительства супругов.

Способ, каким выбирается брачный партнёр, подразделяет все формы брака на 2 типа: эндогамный - партнёр выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий(); экзогамный (партнёр выбирается из чужой группы);

Кроме того существуют 2 другие формы брака: моногамный (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамный (брачный союз более чем 2-х партнёров).

Каждая из этих форм, в свою очередь подразделяется на несколько видов: По экономическому критерию можно выделить: неравный брак и покупной брак. Покупной в свою очередь принимает формы: дарообменного, священного, выкупного (его частный вид - калымный) брака.

Классификацию брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчёту, брак по рекомендации посредников - друзей и знакомых, рекомендующих жениха и невесту. (Пример: в некоторых странах Востока – Япония и Китай, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны ибо согласится либо отказаться. В Японии в 60-х годах ХХ века по сватовству совершалось 80% браков, сегодня эта доля упала до 50%).

Существует так же: браки с похищением - похищение (умыкание) жениха или невесты (Пример: на Кавказе это норма, а в Европе – девиантность); гостевой брак (термин пришёл из Франции) - супруги имеют 2 квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю); брак по договорённости (свингерство – от англ. swinging – качание, колебание, свобода действий) – возникло в рамках сексуальной революции на Западе и получил распространение в США, где 2-5% всех супружеских пар пробуют, так называемую, локальную неверность; детский брак – насильственная выдача родителями замуж малолетних девочек; ранний брак - особая форма брака между детьми не достигшими 16-18 лет, при наличии серьезной причины. Как правило эти браки быстро распадаются (Пример: США в 1995 году 500 тысяч девушек-тинэйджеров стали мамами и пытались совместить обучение в школе с воспитанием ребёнка; в России эта цифра составила 57 тысяч; повторный брак – вступление супругов в новый брак после расторжения предшествующего или смерти одного из них. Сегодня это массовое явление (Пример: в 80-е годы ХХ века в СССР в повторный брак в течении 15 лет после развода вступили 73,6% мужчин и 62,9 женщин. И в Америке и в России большинстве случаев разведённые супруги заводят новую семью, причём, у мужчин это встречается быстрее и чаще. Вероятность повторного замужества у женщин обратно пропорциональна количеству детей от первого брака; гражданский брак - брак оформленный в соответствующих органах государственной власти, без участия церкви. Иногда под ним подразумевают внебрачное сожительство (Пример: в США оно возросло с 60-х годов ХХ века в 5 раз. Число американок рожающих вне брака с 1960 по 1988 год возросло с 5,3% до 25%. Число таких женщин выросло и в СССР – с 8,8% в 1980 году до 10,2 % в 1988).

Кроме перечисленных, специалисты относят к формам брака такие образования как: бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, расширенная семья (добровольные объединившиеся брачные пары, живущие вместе, но не являющиеся кровными родственниками), открытый брак и др.

В настоящее время институт семьи переживает трудные времена, так как отпали многие внешние стабилизирующие факторы (экономическая зависимость женщины от супруга, юридические, моральные и религиозные запреты или осуждение развода). В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигающий такой степени, что разрешить его можно только путём расторжения брака.

Выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений на которых могут происходить конфликты:

· Психофизиологический (дисгармония в сексуальной жизни) - это явление встречается довольно часто, но как основную причину развода её называют не многие.

· Психологический – это создание в семье нездорового климата (ссоры, взаимные придирки, раздражительность), который зачастую отражается на детях.

· Социально-ролевой – это неправильное (неравномерное) распределение семейно-бытовой нагрузки и хаотичность семейного уклада.

· Социокультурный (духовный) – это преобразование конфликтов в непонимание супругами друг друга, неуважение, отсутствие интереса или неудовлетворённость общением с партнёром, не принятие его жизненных ценностей и идеалов.

Причины вызывающие конфликт на том или другом уровне могут быть самыми разнообразными, но по времени возникновения их можно разделить на 2 большие группы:

1) причины возникающие непосредственно во время брака;

2) причины которые объективно существовали до момента создания семьи (их называют факторами риска). К ним относятся:

- большая разница в образовании и в возрасте супругов;

- склонность к алкоголизму одного из супругов;

- легкомысленное отношение к браку и семье вообще;

- слишком разный возраст вступления в брак;

- вероятность скорого рождения ребёнка;

- слишком малый срок знакомства;

- резкое несогласие родителей на заключение брака;

- брак по принуждению, без взаимного согласия.

Эти факторы проявляются уже в первые годы совместной жизни, поэтому более 30% разводов приходится на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года. Максимальная доля разводов приходится на первые 5 лет супружеской жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на периоды возрастов 25-30 лет (супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать друг друга и убедится в невозможности жить вместе) и около 40 лет (дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья). На прочность брака прямым образом влияет наличие в семье детей. В многодетных семьях где количество детей более 3, процент разводов намного ниже среднего уровня.

Ведущими причинами при разводе являются:

· Бытовые (жилищные условия, неумение или не желание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

· Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность).

Главными факторами при этом являются грубость и неуважение супругов друг к другу.

· Внешние факторы (измена, появление новой семьи или чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

По оценкам многих российских и зарубежных социологов весьма распространёнными последствиями разводов являются: снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов и психических расстройств. Но самым тягостным для общества является тот факт, что ослабевает влияние родителей на воспитание детей, которые становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами.

Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации.

**************************************************************************

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальный институт и процесс институционализации?

2. Что входит в систему главных социальных институтов?

3. Какие существуют функции социальных институтов?

4. Каковы основные функции государства?

5. Что такое семья как социальный институт и семья как малая социальная группа?

6. Какие выделяют типы семейных отношений?

7. Какие функции семьи являются важнейшими?

8. Что такое брак и какие критерии употребляют при составлении его типологии?

9. Какие существуют формы брака в зависимости от способа выбора брачного партнёра?

10. Какие существуют уровни супружеских взаимоотношений на основе которых могут происходить семейные конфликты?

**************************************************************************

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.