КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисфункции
Институционализация – это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация, как процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений, предполагает появление соответствующей социальной потребности (материальной, физической духовной и т.д.) Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки, превращаются в формализованные спортивные поединки, стихийные движения протеста – в политические партии, беспорядочная половая жизнь – в институт семьи и брака, желание узнать истину – в упорядоченные научные исследования. Следовательно, социальные институты выступают опорными точками общественного развития, на которых держится социальный мир, базируется само общество. Процесс институционализации состоит из нескольких последовательных этапов: · возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; · формирование общих целей; · появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; · появление процедур, связанных с нормами и правилами; · инстиуционализация норм и правил, то есть их принятие и практическое применение; · установление системы санкций для поддержания норм и правид, дифференцированность их применения в отдельных случая; · создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института. Очевидно, что формирование института может не завершиться созданием чёткой системы статусов и ролей, тогда можно говорить, что данные социальные связи имеют не полный институциональный статус. Так же можно сказать и об образцах поведения в институте, не получивших должного социального одобрения. Этот институт так же не полностью развился или находится в процессе отмирания.
Система социальных институтов весьма динамична. Её динамизм понимается в единстве следующих взаимосвязанных процессов: · жизненного цикла института от момента зарождения до исчезновения; · функционирования зрелого института, то есть выполнения всех его социально значимых функций, появление и преодоление дисфункций; · эволюции института – изменение вида, свойства формы и содержания в историческом отрезке времени, возникновение новых и отмирание старых функций. Жизненный цикл института включает 4 автономных стадии (фазы): 1) зарождение и формирование социального института; 2) фаза эффективности (когда институт достигает пика зрелости, полного расцвета); 3) период формализации норм и принципов (период обюрокрачивания, когда правила становятся самоцелью); 4) дезорганизация (когда институт теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность; следствии чего он ликвидируется или трансформируется в новый). Нормальное функционирование зрелого института является определённым индикатором социальной стабильности всей общественной системы. В обществе переходного типа (где имеет место системный кризис), происходит смена общественных потребностей. Это требует изменения структуры институтов и наделение их новыми ранее не существовавшими функциями. Это может вызвать сбой или временные трудности в их функционировании, что сразу же вызывает напряжение в социальной системе в целом. (Пример: подготовка специалистов с высшим образованием в СССР в 60-е годы ХХ века: их готовили на душу населения больше, чем любая страна мира. Через 20-30 лет система образования практически не изменилась. В итоге образовался серьезный разрыв между уровнем подготовки специалистов и требованиям практики. Пришлось срочно перестраивать учебные планы в соответствии с современными технологиями, но время было упущено. Народное хозяйство осталось без сотен тысяч грамотных специалистов, а экономический ущерб составил астрономические цифры).
Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сферы производства, политические институты, институты религии, образования, семьи (Пример: в сравнении с ХIХ веком изменились: средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин). Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. Это происходит потому, что: с одной стороны – одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов; с другой – каждый институт реализует целую серию фундаментальных потребностей (в коммуникации, в производстве услуг и распределении благ, в обеспечении безопасности граждан и т.д.)
Вопрос 2. Характеристика и функции социальных институтов.
Все социальные институты обычно подразделяют на главные (фундаментальные, основные) и неглавные (не основные, частные). Вторые представляют собой более мелкие образования и входят в состав первых. Кроме того, институты различают: · по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянные и кратковременные); · по жёсткости применяемых санкций за нарушение правил; · по условиям существования; · по наличию или отсутствия бюрократической системы управления; · наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Р. Милс насчитывал в современном обществе 5 главных социальных институтов. Большинство современных социологов согласны с Милсом. Так как, предназначение институтов - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом, то системаглавных социальных институтов включает: · институт семьи и брака (институт первичной социализации) - обеспечивающий воспроизводство человеческого рода и демографический рост населения;
· политический институт (государство) - обеспечивающий управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок; · экономический институт – производство и современные технологии, обеспечивающие технико-экономическое развитие общества; · институт образования и культуры – обеспечивающий преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта и знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров; · институт религии – способствующий решению разного рода духовных проблем. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Общие для всех институтов признаки объединены в 5 групп, представленных в таблице 5.
Табл. 5 Некоторые социальные институты, в отличии от главных, могут не обладать полным набором признаков. Это может означать, что институт не совершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты значит, общество в котором они функционируют находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития. В современном обществе институты выполняют самые разнообразные функции. Для социального института - это назначение или роль, которую он выполняет. Иногда функцией института называют ту пользу, которую он приносит обществу или людям, что в конечном итоге реализуется как решение каких-то задач, достижение поставленных целей, эффективность оказываемых услуг. К функциям социальных институтов относятся: · удовлетворение насущных жизненных потребностей общества (то есть того, без чего оно, в принципе, не может существовать (демографическое воспроизводство населения, производство средств пропитания, мир и согласие, необходимый порядок, новые знания и накапливаемый опыт, решение духовных вопросов); · социализация (образование и воспитание) людей (то есть усвоение необходимых знаний, умений, навыков, культурных норм, а так же освоение социальных ролей); · контроль за поведение членов общества (то есть создание условий для их созидательной деятельности и разрешения возникающих социальных и межличностных противоречий и конфликтов). Действие социального контроля сводится, с одной стороны – к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные нормы, с другой – к одобрению желательного для общества поведения. «Социальный контроль держится на страхе между живыми и мертвыми. Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мёртвыми – церковью» (Г. Спенсер). · регулирование властных отношений (то есть воспроизводство и устойчивое сохранение демократических ценностей, а также стабилизацию в обществе социальной культуры). Её выполняют политические институты. · коммуникация между членами общества (то есть регулирование повседневных контактов людей, актов группового и межгруппового поведения, определение порядка и способов взаимного общения, регулирование методов передачи и обмена информацией). Её выполняют культурные и образовательные институты. · защита членов общества от физической опасности (то есть обеспечение личной безопасности граждан). Её выполняют правовые и военные институты. Реализация функций социальных институтов в современном обществе осуществляется на принципах дифференциации и интеграции. То есть ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время, на выполнении одной, значимой для общества функции, могут специализироваться несколько институтов. (Пример: функцию воспитания и социализации подрастающего поколения выполняют такие институты, как семья, школа, церковь, государство. В то же время институт семьи и брака выполняет функции – воспроизводство людей, их воспитание и др.) Функции, выполняемые одним институтом со временем могут передаваться другим или распределяться (частично или полностью) между ними. (Пример: - в прошлом институт семьи выполнял более 5-7 функций, а сегодня некоторые из них - воспитание, организация отдыха, переданы другим). Социальные институты, как правило, выполняют полезные, необходимые и жизненно важные функции. Но бывает, что их действия приносят обществу не пользу, а вред. Это действие со стороны социальных институтов называют дисфункцией. (Пример: если институт образования не справляется со своей задачей – подготовкой качественных специалистов, и его образование не соответствует современным требованиям, то общество их не получит. В итоге функция превращается в дисфункцию, положительное действие – в негатив, минус). Если деятельность института расценивается не как позитивная, а как негативная, то она работает на его разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации и, в конечном счёте, к деградации общества. Одним из значительных проявлений дисфункции является персонализация деятельности социального института – его деятельность в интересах отдельных людей (персон). При этом институт перестаёт действовать в соответствии с объективными потребностями отдельных социальных групп или всего общества и произвольно меняет свои функции в зависимости от воли отдельных лиц, превращаясь в средство реализации их корыстных интересов. (Пример: - тоталитарное государство; - «теневая экономика» управляемая авторитетами мафиозных групп). Однако иногда очень трудно провести чёткую границу в функции и дисфункции в деятельности различных субъектов. (Пример: европейцы переселившиеся в Австралию посчитали шаманов пережитком прошлого (дисфункцией) и для выполнения просветительской функции решили заменить их врачами. Замена оказалась неэквивалентной, так как 1) шаманы выполняли больше функций в традиционном обществе чем врачи и 2) аборигены считали, что для победы над болезнью надо вступить с ней в контакт, чем и занимается шаман. Поэтому замена оказалась неэквивалентной). Американский социолог Р. Мертон в средине ХХ века обосновал концепцию явных и латентных (скрытых) функций социальных институтов. Явные функции – это осознаваемые и произвольные функции (то есть официально заявленные), а латентные – неосознаваемые и непреднамеренные (то есть скрыты от глаз и не заявляются). Явные – формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные же выступают как непреднамеренный результат деятельности институтов и лиц, представляющих эти институты. (Пример: общество и его структуры ставят перед собой задачу по модернизации своего развития: провозглашаются цели и задачи, средства и ожидаемые результаты. Всё это делается для улучшения жизни народа, создания цивилизованных отношений в обществе, установления законности и порядка. Но вскоре выясняется, что на этом фоне в стране растёт преступность, падает уровень жизни народа, усиливается вывоз капитала. В итоге имеем несоответствие: явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться реформаторы, а латентные – о том, что из этого получилось). В действиях социальных институтов существует закономерность: проявление их функций и дисфункций не абсолютны, а относительны. Для одних членов общества функция может быть явной, для других – латентной. То же самоё происходит и с дисфункцией. (Пример: - одни обучаются в ВУЗе для получения знаний, другие - что бы не служить в армии; - одни идут в политику для того, чтобы принести пользу государству, другие – что бы обладать властью). В таком понимании пересечение функций и дисфункций можно изобразить в виде логического квадрата (Рисунок 11). ФУНКЦИИ Рис.11
Вопрос 3. Институт государства и его функции.
Институт государства отличается следующими признаками: · наличием публичной власти, структурами и механизмами её функционирования (аппарат управления, административная и финансовая системы, армия, милиция, суды, тюрьмы и т.д.); · наличием права (правил поведения, с помощью которых закрепляется общественный порядок, а так же принципов функционирования властного механизма); · наличием определённой населённой территории (пределами которой ограничена данная государственная власть); · наличием суверенитета (права официально представлять общество, издавать нормативные акты, обязательные к выполнению, осуществлять правосудие). Специальное предназначение государства состоит в том, что оно управляет людьми, решает общие вопросы, служит арбитром в разрешении споров, конфликтов и противоречий между различными субъектами права, применяя при этом легализованное насилие. Выполняя многообразные функции, государство так же выступает гарантом прав и свобод человека. Основными функциями государства являются: · управленческая – для координации различных сфер человеческой деятельности, организации общих для всех внутренних и внешних дел; · распределения ресурсов – осуществляется благодаря взиманию налогов и обладанию материальными ценностями (земля, недра, сооружения и т.д.); · защиты общего интереса – связана с сохранением общества как способа существования людей (если существует угроза распада общества, как внутренняя, так и извне, государство обязано нейтрализовать или подавить силы, действующие против данного общества); · интегративная – проявляется в обеспечении социального порядка, стабильности и устойчивости общества; · социального контроля – осуществляется посредством органов и учреждений государства, которые создают правовые нормы и контролируют их выполнение. Средствами формального контроля государства выступают прокуратура, суды, органы безопасности, милиция и др. Исторически общество первично, а государство – вторично. Государство возникает для защиты общего интереса граждан, т.е. выступает его слугой. Однако во многих странах (в том числе и России), слуга нередко превращается в господина. Это очень сложная проблема и каждый человек постоянно с ней сталкивается. Последствия жесткого государственного регулирования могут привести к катастрофе. Так как в социальном обществе существуют саморегуляторы, то они, в силу внешнего воздействия, могут атрофируются. И если какие-то структуры лишить государственной поддержки, то они утратят способность к саморегуляции (что и произошло с советской экономикой).
Вопрос 4. Институт семьи и брака.
Первую попытку изучения влияния социальных факторов на формы семейного общежития, структуру семьи и её экономическое благополучие предприняли европейские учёные-статистики Рилз и Ф. Ле Пле. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. Cемья как социальный институт – это совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Важнейшей частью семьи, как социального института, является регулирующее её законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей, а так же минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д. Семья как малая социальная группа - это общность людей, складывающуюся на основе брака или кровного родства, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью супругов за здоровье детей и их воспитание. При этом значимыми являются 3 признака: · общее хозяйство; · общие дети; · наличие сексуальных взаимоотношений между супругами. Существует точка зрения, согласно которой малая группа признаётся семьёй, если она обладает 2-мя любыми из перечисленных признаков. А если на лицо только один признак – это не семья. (Пример: современная семья, в отличии от традиционной, может не иметь общего хозяйства и всё таки быть семьёй. Может не подразумевать сексуальных отношений между супругами и всё таки быть семьёй. А может находится в статусе официально зарегистрированного брака и не быть таковой). В этом случае для фрагментарных («осколочных») форм семьи (родитель без супружества, брак без детей, раздельное проживание) лучше подходит термин «семейная группа» - группа людей ведущих совместное домохозяйство или вносящих какую либо долю в семейный бюджет, и объединенных только родством, родительством или супружеством. Под это определение подпадает и неполная семья, где отсутствует один из родителей или родительское поколение, по каким либо причинам, не присутствует вообще (дети живут с бабушками-дедушками без родителей). Семья включает в себя всю систему общественных отношений: брачных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Под структурой семьи обычно понимается совокупность отношений между её членами, включая помимо отношений родства систему духовных (в том числе нравственных) отношений, а также отношений авторитета, власти и т.д. Характер семьи определяется социально-историческими и экономическими условиями, положением женщины в обществе, воспитанием и жизненным опытом супругов. Выделяют 2 типа семейных отношений: · авторитарный – при котором руководство и организация всех семейных функций сосредоточена в руках одного члена семьи, осуществляющего принудительную власть в семье; · демократический – при нём предполагается равноправное распределение обязанностей и равное участие в решении всех семейных проблем. Социально-экономические процессы, эмансипация, усиление роли женщины в жизни общества ведут к тому, что управление семьёй феминизируется. Но в то же время, это продолжает сочетаться во многих семьях с традиционным разделением семейных ролей и высоким авторитетом мужчины в семье. Современные социально-экономические условия привели к изменению структуры семьи, в том числе и к высокой степени её социальной неоднородности. Это выражается в разном социальном статусе её членов. Со структурой семьи связан уклад её жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом, поэтому её нарушение, как правило, приводит к нарушению её функций. Функции семьи – это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются: · Репродуктивная – она связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим, поэтому семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения новым поколениями. · Воспитательная (социализации) – она связана с социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений. Семья ячейка первичной социализации и новое поколение приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Выделяют несколько стереотипов семейного воспитания: - детоцентризм – повышение внимания к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви (он характерен, как правило, в семьях с одним ребёнком и где в воспитании участвуют бабушки и дедушки, оберегающие своих внуков от жизненных трудностей). Результат – избалованность детей, они не воспринимают запреты, обязанности и долг. Это приводит к эгоцентричности и избалованности молодых людей, не умению и не желанию брать ответственность на себя. - профессионализм – тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги и воспитатели в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом только материально обеспечить своих детей. Результат – дети и родители выключены из жизни друг друга, между ними существует только минимальный уровня доверия, у детей слабо развиты диалог и потребность взаимодействия со старшими. - прагматизм – концепция ориентирующая личность ребёнка на достижение жизненного успеха любыми средствами (в основе лежит выработка у детей практичности, «умения устраивать свои дела», ориентируясь прежде всего на получение материальной выгоды). Результат – в условиях перехода к рыночной экономики существует опасность усиления этого типа воспитания, которое начнёт расцениваться уровне обыденного сознания, как стратегия выживания. · Хозяйственно-экономическая – это ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, проблема распределения домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами. На её реализацию непосредственное влияние оказывают денежные доходы и предоставляемые государством социальные гарантии. · Рекреационная (заботы и защиты) – её суть в том, что бы семья была тем местом, где человек мог чувствовать себя в большей мере защищённым и быть всегда принятым. В условии современных социальных нагрузок и стрессов семья принимает на себя психотерапевтическую роль (создаёт уверенность и спокойствие, чувство безопасности и комфорт, эмоциональную поддержку и сохранение жизненного тонуса). Эта функция семейной жизни тесно связана с культурой семейных отношений, что влияет не только на стабильность и жизнедеятельность семьи, но и на само существование брачной пары. · Социально-статусная (социального самоопределения) – это предоставление социального статуса членам семьи и воспроизводство её семейной структуры. Каждый человек воспитанный в семье получает национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет детям возможности вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев, определяет его дальнейшую жизнь. Классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека или обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. · Медицинская – она носит, в основном, профилактический характер (соблюдение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, активный отдых, гигиенические навыки и т.д.) Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными. В социологии выделяют 2 главных типа семьи: · традиционную (классическую, многопоколенную); · современную (нуклеарную - от лат. nucleus - ядро, двухпоколенную). Кроме того различают: родительскую семью (семью происхождения) и новообразованную (созданную взрослыми детьми). Современная семья (нуклеарная) обычно включает 2-х родителей и 1-го ребёнка. Её демографическим ядром, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Все остальные родственники (бабушки, дедушки, тёти и т.п.) относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе семья называется расширенной – это сложносоставная (композитивная) семья, включающая в себя несколько поколений, проживающих совместно. По числу родителей различают полную (двое родителей) и неполную (один родитель) семьи. Если учитывать число детей, то выделяют 3 типа семей: бездетную, однодетную и многодетную (3 и более детей). Также 3 типа семьи выделяют по лидерству (характеру распределения семейных обязанностей) в семье: · традиционная (патриархальная) – она предполагает наличие, как минимум, 3-х поколений и роль лидера в ней отводится старшему мужчине. Для неё характерны: 1) экономическая зависимость женщины от супруга; 2) привычное распределение семейных ролей (муж, отец – добытчик и кормилец; жена, мать – домохозяйка и воспитатель детей); 3) признание безусловного авторитете мужчины в вопросах семейного главенства. · нетрадиционная – в ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей. Женщина наравне с мужчиной участвует в общественном труде, имеет относительную экономическую независимость, но весь домашний труд лежит на её плечах. · эгалитарная (семья равных) – для неё характерны: 1) пропорциональное распределение семейных обязанностей и взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем; 2) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; 3) эмоциональная насыщенность отношений. Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства. В современной статистике семьи подразделяются на типы по демографическому составу и размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Принципиальное различие института брака и института семьи состоит в том, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми. Брак – это совокупность формальных предписаний, определяющий права и обязанности мужа и жены, и права и обязанности их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. Во многих обществах государство берёт на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. В любом обществе семья формируются, как правило, через брак. Дети рождённые в брачном союзе, считаются законнорожденными, а рождённые вне брака – незаконнорожденными. Заключение брака - это так же и совокупность обычаев. В современной европейской культуре это: знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц и другие обычаи, которые подразумевают некоторые правила поведения (супружеская верность, обязательство поддерживать супруга всю жизнь и т.д.) Брак не отделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, соответствие возраста жениха и невесты, отсутствие родства между вступающими в брак, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным. Поэтому брачные отношения регулируются юридическими (вопросы владения имуществом, материальные обязанности супругов по отношению к детям и друг другу и др.) и культурными нормами (неписаные нормы которые регулируют брак на основе морали, обычаев и традиций). По определению американского социолога К. Девиса, все эти формы формируют некую целостную культуру, которую называют институтом брака. А по определению Э. Богардуса брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни. В истории человечеств существовали 4 системы брачных отношений: · групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (был распространён в первобытном обществе); · полигиния – один мужчина и несколько женщин (существовал у скотоводов-кочевников); · полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай существовавший у одного из народов Индокитая); · моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма у земледельческих народов). Она существует в 2-х формах: пожизненная и допускающая развод (легкоразводимая). Антропологам известны общества, где разрешены все виды брака, но большинство людей выбрали моногамию допускающую развод (причиной этого учёные считают экономические соображения). При составлении типологии брака социологи употребляют 3 критерия: 1) выбор брачного партнёра; 2) размер брачной группы; 3) местожительства супругов. Способ, каким выбирается брачный партнёр, подразделяет все формы брака на 2 типа: эндогамный - партнёр выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий(); экзогамный (партнёр выбирается из чужой группы); Кроме того существуют 2 другие формы брака: моногамный (союз одного мужчины и одной женщины) и полигамный (брачный союз более чем 2-х партнёров). Каждая из этих форм, в свою очередь подразделяется на несколько видов: По экономическому критерию можно выделить: неравный брак и покупной брак. Покупной в свою очередь принимает формы: дарообменного, священного, выкупного (его частный вид - калымный) брака. Классификацию брака можно провести по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчёту, брак по рекомендации посредников - друзей и знакомых, рекомендующих жениха и невесту. (Пример: в некоторых странах Востока – Япония и Китай, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны ибо согласится либо отказаться. В Японии в 60-х годах ХХ века по сватовству совершалось 80% браков, сегодня эта доля упала до 50%). Существует так же: браки с похищением - похищение (умыкание) жениха или невесты (Пример: на Кавказе это норма, а в Европе – девиантность); гостевой брак (термин пришёл из Франции) - супруги имеют 2 квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю); брак по договорённости (свингерство – от англ. swinging – качание, колебание, свобода действий) – возникло в рамках сексуальной революции на Западе и получил распространение в США, где 2-5% всех супружеских пар пробуют, так называемую, локальную неверность; детский брак – насильственная выдача родителями замуж малолетних девочек; ранний брак - особая форма брака между детьми не достигшими 16-18 лет, при наличии серьезной причины. Как правило эти браки быстро распадаются (Пример: США в 1995 году 500 тысяч девушек-тинэйджеров стали мамами и пытались совместить обучение в школе с воспитанием ребёнка; в России эта цифра составила 57 тысяч; повторный брак – вступление супругов в новый брак после расторжения предшествующего или смерти одного из них. Сегодня это массовое явление (Пример: в 80-е годы ХХ века в СССР в повторный брак в течении 15 лет после развода вступили 73,6% мужчин и 62,9 женщин. И в Америке и в России большинстве случаев разведённые супруги заводят новую семью, причём, у мужчин это встречается быстрее и чаще. Вероятность повторного замужества у женщин обратно пропорциональна количеству детей от первого брака; гражданский брак - брак оформленный в соответствующих органах государственной власти, без участия церкви. Иногда под ним подразумевают внебрачное сожительство (Пример: в США оно возросло с 60-х годов ХХ века в 5 раз. Число американок рожающих вне брака с 1960 по 1988 год возросло с 5,3% до 25%. Число таких женщин выросло и в СССР – с 8,8% в 1980 году до 10,2 % в 1988). Кроме перечисленных, специалисты относят к формам брака такие образования как: бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, расширенная семья (добровольные объединившиеся брачные пары, живущие вместе, но не являющиеся кровными родственниками), открытый брак и др. В настоящее время институт семьи переживает трудные времена, так как отпали многие внешние стабилизирующие факторы (экономическая зависимость женщины от супруга, юридические, моральные и религиозные запреты или осуждение развода). В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают, что в основе развода в подавляющем большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достигающий такой степени, что разрешить его можно только путём расторжения брака. Выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений на которых могут происходить конфликты: · Психофизиологический (дисгармония в сексуальной жизни) - это явление встречается довольно часто, но как основную причину развода её называют не многие. · Психологический – это создание в семье нездорового климата (ссоры, взаимные придирки, раздражительность), который зачастую отражается на детях. · Социально-ролевой – это неправильное (неравномерное) распределение семейно-бытовой нагрузки и хаотичность семейного уклада. · Социокультурный (духовный) – это преобразование конфликтов в непонимание супругами друг друга, неуважение, отсутствие интереса или неудовлетворённость общением с партнёром, не принятие его жизненных ценностей и идеалов. Причины вызывающие конфликт на том или другом уровне могут быть самыми разнообразными, но по времени возникновения их можно разделить на 2 большие группы: 1) причины возникающие непосредственно во время брака; 2) причины которые объективно существовали до момента создания семьи (их называют факторами риска). К ним относятся: - большая разница в образовании и в возрасте супругов; - склонность к алкоголизму одного из супругов; - легкомысленное отношение к браку и семье вообще; - слишком разный возраст вступления в брак; - вероятность скорого рождения ребёнка; - слишком малый срок знакомства; - резкое несогласие родителей на заключение брака; - брак по принуждению, без взаимного согласия. Эти факторы проявляются уже в первые годы совместной жизни, поэтому более 30% разводов приходится на семьи со стажем совместной жизни 1-3 года. Максимальная доля разводов приходится на первые 5 лет супружеской жизни. Наибольшее число расторгнутых браков приходится на периоды возрастов 25-30 лет (супруги становятся достаточно самостоятельными в материальном плане, успели неплохо узнать друг друга и убедится в невозможности жить вместе) и около 40 лет (дети выросли и нет необходимости сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически имеется другая семья). На прочность брака прямым образом влияет наличие в семье детей. В многодетных семьях где количество детей более 3, процент разводов намного ниже среднего уровня. Ведущими причинами при разводе являются: · Бытовые (жилищные условия, неумение или не желание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание). · Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супругов, ревность). Главными факторами при этом являются грубость и неуважение супругов друг к другу. · Внешние факторы (измена, появление новой семьи или чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц). По оценкам многих российских и зарубежных социологов весьма распространёнными последствиями разводов являются: снижение трудовой активности, высокая вероятность нервных стрессов и психических расстройств. Но самым тягостным для общества является тот факт, что ослабевает влияние родителей на воспитание детей, которые становятся предметом серьезных конфликтов между разводящимися супругами. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всецело отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях. Принципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуальной ситуации. ************************************************************************** Контрольные вопросы: 1. Что такое социальный институт и процесс институционализации? 2. Что входит в систему главных социальных институтов? 3. Какие существуют функции социальных институтов? 4. Каковы основные функции государства? 5. Что такое семья как социальный институт и семья как малая социальная группа? 6. Какие выделяют типы семейных отношений? 7. Какие функции семьи являются важнейшими? 8. Что такое брак и какие критерии употребляют при составлении его типологии? 9. Какие существуют формы брака в зависимости от способа выбора брачного партнёра? 10. Какие существуют уровни супружеских взаимоотношений на основе которых могут происходить семейные конфликты? **************************************************************************
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |