Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на товары и услуги

Лекция 2. Теория спроса и предложения

Теория МакКлеланда.

Попытался объединить теории мотивации и гуманизации труда. Он в своей работе «мотивация человека» выделил 4 основные потребности, которые являются мотивацией к труду:

1. Потребность в достижении успеха, как бессознательное побуждение к более совершенным к действиям. Если у человека эта потребность преобладает, то самооценка человека будет зависеть от достигаемых успехов. Однако при этом люди предпочитают выбирать умеренные по трудности задания.

2. Потребность в принадлежности. Это стремление к тесным связям дружеским отношениям с другими людьми. Если эта потребность доминирует, то человек предпочитает работать в группе склонной к сотрудничеству. Такие люди не склонны к соревнованию и соперничеству и часто выбирают профессии, где они могут взаимодействовать с другими людьми.

3. Потребность во власти. Стремление оказывать влияние на других людей. Если эта потребность доминирует, то человек склонен к лидерству, руководству. У таких людей также развита потребность обладать дорогими вещами. Обычно люди с выраженной данной потребностью выбирают профессии, где можно влиять на других.

4. Потребность избегания. Избегание деятельности в результате боязни неудачи, из-за боязни отвержения, непринятия.

Д. Макклеланд разработал методы для обнаружения всех этих бессознательных (скрытых) потребностей у человека. Методы: анализ сочинения, рассказов, фантазий человека (мечтаний).

Также он разграничил определения мотив и мотивация. С его точки зрения мотив – это потребность, которая должна выступать также и в качестве установок: склонности к достижению успеха, к принадлежности власти, избеганию. Часто он мотив называл как выученное эмоционально-волевое состояние. Он считал, что мотив можно рассматривать как представление о желаемом результате, которое актуализируется под влиянием разных стимулов, чаще всего природных.

Мотивации – это мотив, актуализирующийся в конкретный момент времени, это мотивационная диспозиция.

Главная заслуга теории в том, что он обратил внимание на то, что в профессиональной деятельности важно получать удовольствие от достижения результатов.

 

Рынок - саморегулирущаяся система. Важнейшим инструментом этой саморегуляции выступают цены.

Спрос (D - demand) - желание и способность покупателя приобрести тот или иной товар. Во-первых, спрос связан с потребностью, но не совпадает с ней. Во-вторых, спрос - это не только желание покупателя купить, но и способность к купле, т.е. наличие денежных средств.

Величина (объем) спроса i-го товара - Qdi (quantity) - то количество данного товара, которое покупатель желает и способен купить при данной цене из ряда возникающих в течение определенного периода цен.

Цена спроса на i-тый товар - P (price) - максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за данный товар.

Функция спроса - количественная зависимость величины спроса от различных факторов (цены, дохода, предпочтений).

Закон спроса: при прочих равных факторах повышение цены вызывает понижение объема спроса, а понижение цены - повышение объема спроса.

Закон спроса может быть представлен тремя основными способами: алгебраическим (аналитическим), табличным, графическим.

Алгебраический способ: Qdi= f(Pi); Qdi= Qdi (Pi); Qdi= a - bP, где a и b - количественные величины, для упрощения можно применять не дифференцированное уравнение, а уравнение прямой.

Табличный способ: если дано уравнение зависимости объема спроса, например, Qdi = 10-2р, то можно заполнить таблицу 1:

Таблица 1

P          
Q          

 

Графический способ:

На основе этой таблицы построим график закона спроса (рис.1).

 

Рис.1. Графический способ изображения закона спроса

 

Обычно закон спроса отображается нисходящей вогнутой кривой (рис.2):

P

 

 

Рис.2. Кривая спроса

 

d
Но могут быть и исключения. Известен так называемый “парадокс Гиффена” (рис. 3).

 

Q

 

Рис.3. Кривая спроса Гиффена

Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, тоже возрос. Это произошло потому, что повышение цен на другие продукты вынудило вообще отказаться от их потребления, а картофель, как более дешевый, стал основным продуктом питания бедняков.

“Эффект Веблена” также связан с отклонением от закона спроса. Он описывает престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком статусе (престижные марки автомобилей, ювелирные изделия, модели одежды). Снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос - спрос отдельного покупателя на определенный товар. Рыночный спрос - спрос всех покупателей на определенный товар. Например, просуммировав индивидуальный спрос нескольких покупателей, получим рыночный спрос.

Цена действует на изменение объема спроса таким образом, что происходит движение вдоль кривой. Помимо цены на спрос действуют неценовые факторы. В этом случае можно говорить об изменении спроса и перемещении самой кривой спроса (рис.7).

 

 
 

 


 

 
 
Q


 

 

Рис.7. Перемещение кривой спроса

Неценовые факторы, вызывающие перемещение кривой спроса:

1. Изменение во вкусах и предпочтениях потребителей (изменение моды, действие рекламы).

2. Цены на другие товары:

а) взаимодополняемые товары (увеличение цены на бензин может вызвать уменьшение спроса на автомобили, особенно на те, которые расходуют много бензина);

б) взаимозаменяемые товары (субститы), например, масло и маргарин;

в) товары относительно независимые друг от друга. Изменение спроса на одежду, обувь может повлиять на спрос продуктов питания.

3. Изменение размеров рынка. Чем больше покупателей, тем больший совокупный спрос они применяют (например, бебби-бум, когда повышение рождаемости в послевоенные годы вызвало спрос на детские товары).

4. Доходы населения и размеры накопленного имущества. Чем богаче население, тем больше спрос, особенно на товары более высокого качества.

5. Инфляционные ожидания. Если предполагается повышение цен - спрос растет, и наоборот.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория Герцберга | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.