Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разновидностью судебного контроля является рассмотрение судами гражданских дел, где одной из сторон выступают осужденные или их представители




Стадия

На последней стадии исполнения приговоров судебный контроль за эффективностью исполнения наказаний и мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется при рассмотрении и разрешении вопросов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания по основаниям, установленным законом и отнесенным к компетенции судов.

Так, ст. 80 УК РФ предусматривает возможность замены оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо полное или частичное освобождение от отбывания дополнительного наказания лицам, отбывающим лишение свободы за преступления небольшой или средней степени тяжести, по отбытии не менее одной трети установленного судом срока наказания. Решение вопроса судом производится по представлению администрации учреждения, исполняющего наказания, в порядке, предусмотренном ст. 175 УИК РФ и установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Статьи 397–399 УПК РФ требуют решения вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением осужденных от отбывания наказания либо замены им неотбытой части наказания более мягким его видом, в судебных заседаниях с участием прокурора, вызовом осужденного и представителя органа, ведающего исполнением наказания. На практике такие вопросы чаще всего рассматриваются судом на выездных заседаниях непосредственно в исправительном учреждении, администрация которого внесла соответствующие ходатайства о данных видах поощрения осужденных. Это позволяет повысить воспитательное воздействие на остальных осужденных, а судам – более действенно осуществлять свои контрольные функции за эффективностью исполнения наказаний.

В аналогичном порядке решаются вопросы условно-досрочного освобождения осужденных от отбывания таких видов наказания, как исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы. При наступлении условий, предусмотренных ст. 79 УК РФ и ст. 45, 57, 113, 167 УИК РФ, суд, установивший, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания для своего исправления, удовлетворяет поданное в отношении его представление учреждения или органа, ведающего исполнением наказания, освобождая осужденного от дальнейшего отбывания наказания полностью или частично.

Судами также рассматриваются представления учреждений и органов, исполняющих наказания, о досрочном освобождении от отбывания наказания содержащихся в них лиц в случаях их тяжелого заболевания или наступления у них психического расстройства. При этом администрация учреждения или органа, ведающего исполнением наказаний, вместе с представлением направляет в суд заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного, как этого требует ст. 175 УИК РФ.

От дальнейшего отбывания наказания могут быть освобождены осужденные к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, признанные компетентным медицинским учреждением или органом инвалидами первой или второй группы. В случае наступления беременности женщины, осужденной к данным видам наказания, начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, вносит в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Порядок внесения представлений в названных случаях, их рассмотрения и принятия по ним решения судами установлен нормами гл. 47 УПК РФ.

При рассмотрении данной категории дел ответчиками могут быть осужденные (иски учреждений, исполняющих наказания, и других лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденными при отбывании наказания, взыскание сумм, израсходованных на питание и обмундирование осужденных, их лечение в случае умышленного причинения вреда своему здоровью), либо администрация данных учреждений (при утрате осужденным трудоспособности, возмещении ущерба, причиненного осужденному по вине учреждения или конкретных сотрудников – ст. 102 УИК РФ). В этих случаях суд разрешает возникающие споры на основе всестороннего исследования (установления) всех негативных обстоятельств, способствовавших возникновению рассматриваемой ситуации, и дает рекомендации (предложения) по устранению этих причин и условий.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотре­нии уголовных дел о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов, участвующих в процессе исполнения наказания (злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полно­мочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и другие должностные преступления).

Судебный контроль осуществляется и при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время от­бывания наказания. При этом суд обязан проверять, не связаны ли противоправные действия с ог­раничением прав осужденных либо извращением персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, дис­циплинарной практики. Если такие случаи происходят, суд реагирует на них путем вынесения частного определения в адрес администрации данных учреждений или органов, поставив вопрос о предупреждении подобных действий в будущем.

 

Следующий вид судебного контроля связан с рассмот­рением судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на дей­ствия персонала учреждений или органов, исполняющих наказания, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. Для реализации права осужденного на обращение в суд законом предусмотрены определенные гарантии. Так, ч. 4 ст. 15 УИК РФ устанавливает, что предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подле­жат и не позднее одних суток (за исключением выходных и празд­ничных дней) направляются по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осуж­денными непосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УИК РФ судьи судов, осуществляющих судопроизводство на террито­риях, где расположены учреждения и органы, исполняющие нака­зания, при выполнении служебных обязанностей вправе посещать данные учреждения и органы без специального на это разрешения.

Предложения и заявления осужденных рассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, установлен особый процессуальный порядок, который согласно ч. 2 ст. 20 УИК РФ применяется в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации.

Такие случаи обжалования установлены Законом РФ от 28 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и сво­боды граждан» и конкретизированы в гл. 241 ГПК РФ.

Согласно указанным законодательным актам могут быть обжалованы действия государственных органов, обществен­ных организаций и должностных лиц, в результате которых нару­шены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия осу­ществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Осужденный в соответствии со ст.175 УИК РФ может непосредственно обратиться в суд с заявлением об условно-досрочном освобождении либо обжаловать решение администрации по данному вопросу.

 

Вывод: Таким образом, изложенное позволяет рассматривать судебный контроль за исполнением приговора как важное средство укрепления законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, способствующее более эффективной организации процесса исправления осужденных, предупреждению совершения ими новых преступлений.

Применительно к рассматриваемой теме заслуживает внимания вопрос о возможности осуществления контрольных функций за исполнением уголовных наказаний Конституционным Судом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 125) гласит, что предметом контрольной деятельности Конституционного Суда является проверка конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. И хотя напрямую Конституционный Суд не осуществляет контроль за исполнением уголовных наказаний, его решения и разъяснения отдельных норм способствуют укреплению законности при осуществлении данного рода деятельности. Например, в 1995 г. Конституционным Судом Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому не подлежащими применению положения ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР в части лишения граждан права пользования жилым помещением в связи с их осуждением к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, а также ст. 124 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в части приостановления выплат трудовых пенсий на время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Все это способствовало укреплению законности при осуществлении уголовного преследования и исполнении наказания в виде лишения свободы.

 

Четвертый учебный вопрос: Ведомственный контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы

 

Разновидностью государственного контроля является ведомственный контроль. Согласно ст. 21 УИК РФ ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должно­стными лицами. Данный вид контроля за деятельностью исправительных учреждений основывается на соответствующих положениях об отделах, управлениях и других аппаратах Министерства юстиции и заключается в проверке выполнения своих функций должностными лицами ИУ, правильности принимаемых решений, соблюдения законности в процессе исправления осужденных.

В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции Российской Федерации возложено с 1 июня 1999 г. осуществление контрольных и надзорных функций за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В большинстве случаев контрольные функции Министерство юстиции Российской Федерации делегирует Федеральной службе исполнения уголовных наказаний. Вместе с тем не исключается возможность проведения контроля и на уровне министерства.

 

За деятельностью дисциплинарных воинских час­тей, гауптвахт контроль осуществляют в порядке, установленном воински­ми уставами и иными нормативными правовыми актами, Министер­ство обороны Российской Федерации, командующие войсками (флотами), военными округами, в состав которых входят воинские части, исполняющие уголовные наказания в отношении военнослужащих, и другие командиры. Так, непосредственный контроль за содержанием осужденных к аресту осуществляют начальники гар­низонов, на территории которых расположена гауптвахта. Они и военные командиры на основании ч. 3 ст. 153 УИК РФ пользуются правом применения мер поощрения и взыскания к осужденным военнослужащим.

Для ведомственного контроля характерно, что его осуществляют одни специальные субъекты - специально уполномоченные должностные лица (работники Министерства юстиции, ФСИН, территориальных ГУСИН, УФСИН) - в отношении других специальных субъектов - должностного лица или группы лиц учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

За многие годы существования исправительных учреждений выработаны формы и направления осуществления внутриведомственного контроля деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Формы ведомственного контроля могут быть весьма разнообразны:

· это и выезды руководителей управлений, отделов в исправительные или иные учреждения для изучения состояния конкретных дел или для оказания практической помощи;

· инспектирование со стороны вышестоящих органов по конкретным направлениям;

· информационно-аналитическая работа по данным отчетности и т.д.

Разновидность форм ведомственного контроля можно классифицировать на следующие группы.

1. Проведение проверок и ревизий деятельности отдельных частей и служб учреждений и органов, исполняющих наказания. Ревизии наиболее часто затрагивают деятельность производственной или финансово-хозяйственной службы учреждения или органа, исполняющего наказания (вместе с тем не исключается возможность проведения ревизий и в других службах, имеющих материальные ценности). Проверки могут проводиться в любой из служб учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Инспектирование (инспекторские проверки) учреждений уголовно-исполнительной системы вышестоящими органами управления. Инспектирование, как правило, проводится комплексно и охватывает все службы учреждений. При этом проводятся проверки служебной деятельности, ревизии материальных ценностей и финансовых средств, опрашиваются осужденные на предмет возможного нарушения их прав при исполнении наказаний. В процессе инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждений. Так, применительно к исправительным учреждениям про­верке подлежит оперативно-служебная, производственная, финан­сово-хозяйственная деятельность, профессиональная подготовка сотрудников, соблюдение ими законности, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

По итогам инспектирования учреждений уголовно-исполнительной системы составляется акт, основные выводы которого докладываются должностным лицам вышестоящих органов, назна­чившим инспекторскую проверку, а также руководству и остальному персона­лу проверяемого учреждения, должностным лицам ор­ганов государственной власти, на территории которых проводилось инспектирование. Результаты инспектирования также заслушиваются на коллегии Министерства юстиции Российской Федерации либо на оперативном совещании при руководителе Федеральной службы исполнения уголовных наказаний.

3. Представление отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие структуры управления учреждениями и органами, исполняющими наказания.

4. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, которое соглас­но п. «в» ч. 1 ст. 24 УИК РФ осуществляется должностными лицами вышестоящих органов без специального на то разрешения. В про­цессе таких посещений должностные лица знакомятся с услови­ями и результатами деятельности персонала, условиями содержа­ния осужденных и правопорядком во время исполнения наказаний, проводят личный прием персонала и осужденных.

5. Рассмотрение предложений, заявлений и жалоб на действия персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. При этом предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в вышестоящие органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений УИС, направляются в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 УИК РФ, то есть без осуществления их цензуры.

Ведомственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, может осуществляться по специальным поручениям и планам, разработанным и утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний. С учетом этого выделяют плановые контрольные проверки, когда проверяемые подразделения осведомлены о сроках их проведения, и внеплановые (внезапные), при проведении которых заранее неизвестно, когда и в каких подразделениях они будут проводиться.

Следует отметить и наличие повседневного контроля, осуществляемого сотрудниками управлений (отделов) исполнения наказаний в процессе выполнения своих функциональных обязанностей. Например, за каждым исправительным учреждением закреплены кураторы, состоящие в штатах различных служб управлений исполнения наказаний. Выезжая в конкретные учреждения, они оказывают помощь их сотрудникам в решении конкретных задач и одновременно, в порядке осуществления контрольных функций, выявляют недостатки служебной деятельности в том или ином учреждении.

Вывод: Таким образом, организованный на должном уровне ведомственный контроль выступает надежным гарантом строгого соблюдения законов и иных нормативных актов при исполнении наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.

 

 

Пятый учебный вопрос: Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

В соответствии с Конституцией Российской Федерации прокурорский надзор является высшим надзором за соблюдением законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и возлагается на Генерального прокурора России и подчиненных ему прокуроров.

Организация и порядок осуществления прокурорского надзора за точным соблюдением законов в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, регламентируются Федеральным за­коном "О прокуратуре Российской Федерации" от 18 октября 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями), а также Уголовно-исполнительным кодексом России (ст.22 УИК РФ), где подчеркивается, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Действующее уголовно-исполнительное законодательство детально не регламентирует направления и предмет прокурорского надзора за исполнением наказаний, а лишь закрепляет необходимость данной деятельности прокуратуры как гарантию законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания.

Организация и порядок осуществления прокурорского надзора изложены в Федеральном законе от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”», который содержит гл. 4, регулирующую эти вопросы. В частности, предметом прокурорского надзора за исполнением наказаний является:

· законность нахождения лиц в местах содержания под стражей;

· законность содержания осужденных в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказания;

· законность применения мер принудительного характера, назначаемых судом;

· соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, содержащихся под стражей, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. (ст. 32) лишь в общих чертах определяет задачи и предмет осуществления прокурорского надзора. Поэтому закрепленные в нем задачи прокурорского надзора при исполнении наказаний не являются исключительными. Прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, может подвергнуть проверке любые иные вопросы деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Например, осуществляя проверку законности нахождения лиц в местах содержания под стражей или в исправительных учреждениях, прокурор проверяет также условия их содержания, правомерность применения дисциплинарных взысканий, предоставления свиданий и др., то есть предмет прокурорского надзора не ограничивается только решением задач, изложенных в данном Законе, так как он намного шире и во многом зависит от субъективного усмотрения прокурора.

Однако некоторые ограничения все же существуют, например, в том случае, если прокурор не имеет специального допуска на проверку оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях.

На гене­рального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров при осуществлении над­зора за местами лишения свободы возлагается задача в пределах их полномочий осуществ­лять надзор, с тем чтобы в исправительных учреж­дениях, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, содержание осужденных производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленным законом. В отношении осужденных к лишению свободы прокурор обязан осуществлять надзор за отбыванием ими наказания исправительного учреждения того вида режима, который назначен приговором суда.

Важной задачей органов прокуратуры является осуще­ствление надзора за соблюдением установленных законом по­рядка и условий отбывания наказания осужденными, обеспечением выполнения предписаний норм права и при­нятых на их основе нормативных актов, регулирующих ре­жим содержания осужденных, охрану, надзор за ними, организацию труда, воспитательной работы, об­щего образования, профессионального образования и профессиональной подготовки. При этом в компетенцию прокурорского надзора входит обеспечение соблюдения законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, правильного примене­ния норм права при исполнении наказания и осуществления мер исправительного воздействия на осужденных.

Если задачей прокуратуры в области исполнения уголовных наказаний и мер принудительного характера, назначаемых судом, является осуществление прокурорского надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, то его целью – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 2 Закона от 17 ноября 1995 г.).

Основой осуществления прокурорского надзора, помимо Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», являются

· нормы уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации,

· законы Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, которые определяют положение прокуратуры как высшего надзорного органа государства и наделяют ее соответствующим объемом полномочий для осуществления этого рода деятельности.

При осуществлении надзора за исполнением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокурор вправе:

· посещать в любое время данные учреждения и органы;

· опрашивать осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

· требовать от администрации создания условий, обеспечивающих реализацию прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказы, распоряжения, постановления администрации учреждений и органов, исполняющих наказания;

· требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях (ст. 33 Закона от 17 ноября 1995 г.).

 

Опротестование прокурором приказа или иного документа, изданного администрацией учреждения или органа, исполняющего наказания, приостанавливает его исполнение до рассмотрения. Кроме того, прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания, и отбывающего меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого содержанию под стражей, либо помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Прокурорский надзор осуществляется как в результате посещений учреждений, исполняющих наказания, так и в результате обращений в прокуратуру осужденных. Последние в соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ имеют право обращаться в прокуратуру с предложениями, заявлениями и жалобами, которые направляются администрацией по принадлежности не позднее одних суток без цензуры.

Результаты осуществления прокурорского надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оформляются в виде актов прокурорского надзора, реализация которых обеспечивает не только устранение нарушений законодательства, но и контроль за выполнением распоряжений прокурора теми субъектами, которым они адресованы.

По результатам проверок органы прокуратуры составляют справки о состоянии законности и направляют соответствующую информацию в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в зависимости от того, где и какие нарушения выявлены и от кого зависит их устранение и недопущение в дальнейшем.

Важными средствами устранения нарушений законности являются:

· предложения прокурора, направляемые в адрес администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, которые обязательны к исполнению;

· представления об устранении причин нарушения законности и условий, им способствующих;

· постановления прокурора, которые служат процессуальной формой реализации его полномочий, в том числе при участии в рассмотрении уголовных дел.

· - принесение про­теста. Он приносится прокурором или его заместите­лем, должностным лицам персонала, издавшим противоречащие за­кону приказ, распоряжение или постановление. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, тре­бующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Причем о результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Дополнительной гарантией опе­ративного устранения незаконных действий персонала является то, что, согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации», до рассмотрения протеста должностные лица пер­сонала учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны при­остановить действие опротестованного

Вывод: Таким образом, прокурорский надзор является одним из гарантом соблюдения законности администрацией учреждений и органов исполняющих уголовные наказания.

Шестой учебный вопрос: Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.