Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм. Современная Западная философия




Современная Западная философия.

Лекция № 5. 12.04.2006.

Современной Западной философией называют совокупность самых разных философских учений, которые являются либо дальнейшим развитием учений, возникших в XIX веке или ранее, либо учений, возникших в XX-XXI веках.

Все многообразие этих учений можно отнести к следующим основным направлениям:

1. иррационалистическое

2. аналитическое

3. религиозное

4. постмодернистское.

Выражением иррационалистического направления являются такие философские учения, как психоаналитическая философия и философия экзистенциализма.

Аналитическое направление представляет учение неопозитивизма.

Религиозное направление представлено таким учение, как неотомизм.

Постмодернизм представлен таким учением, как герменевтика.

У истоков стоял Николай Бердяев, но свою теоретическую переработку это учение получило в Германии после 1-ой Мировой Войны в трудах таких мыслителей, как Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс.

Свое распространение экзистенциализм получил благодаря французским мыслителям Жан Полю Сартру, Альберту Камю и Габриелю Марселю.

Для французского экзистенциализма характерна активная литературно-художественная деятельность. Свои идеи французские философы излагали не только в философских трактатах, но и в художественных произведениях.

Экзистенциализм возникает в переломные моменты человеческой истории. Именно такие кризисные ситуации сделали очевидным хрупкость жизни. Т.о., обращается внимание на человека, его переживания бытия в мире.

Основой экзистенциализма является категория экзистенция – «существование». Поэтому экзистенциализм еще называют философией существования. Под существованием, прежде всего, понимается сознание человека, которое рассматривается с точки зрения переживания человека его бытия в мире.

Основополагающим положением экзистенциализма является утверждение: существование предшествует сущности. Т.е. человек, который входит в мир, просто существует (чувствует, мыслит, воспринимает мир, осуществляет действия), но он не имеет сущности, ее он приобретает в процессе жизни.

Существование чел-ка может быть как подлинным, так и неподлинным.

Неподлинным бытием чел-ка экзистенциалисты называют повседневную жизнь чел-ка среди других людей, т.е. его жизнь в обществе. Т.к. в общ-ве чел-к теряет свою индивидуальность, самостоятельность, становится таким, как все. Но так или иначе чел-к попадает в пограничную ситуацию. Наиболее ярким примером пограничной ситуации является бытие перед лицом смерти. В этот момент перед человеком открывается его действительная перспектива, его будущее – смерть. Человек оказывается перед выбором: жить неподлинной жизнью и таким образом не реализовать возможность стать личностью, либо выбрать подлинное бытие и становиться личностью. Т.о., осуществляется свобода выбора.

По мнению Ясперса, раз человек живет в этом мире, значит он прямо или косвенно, сознательно или бессознательно примиряется с его несовершенством. И в этом его вина.

Сартр считал, что человек обречен на свободу. И если человек попадает в чуждый ему мир, то он несет ответственность не за него, а за подлинность своей свободы. Свобода предполагает разрыв с прошлым, поэтому отождествляется Сартром с небытием.

Камю был против такой постановки вопроса. Он рассматривает бунт как один из способов самопознания. «Я бунтую, следовательно, существую». Под бунтом Камю понимает развитие, совершенствование нравственного, духовного мира человека. Лучшее свое выражение бунт находит в искусстве, в котором человек наиболее свободен. Бунт и свобода для Камю. Обращал внимание на то, что главным вопросом является вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить.

Философия экзистенциализма обращается к индивидуальной человеческой жизни и представляет собой иррациональное развитие философии. Утверждает, что не разум определяет жизнь человека, а различного рода переживания в абсурдном, заканчивающемся смертью мире.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.