Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период становления философии




Русская философия.

Специфика русской философической мысли обусловлена христианизацией Руси.

Основные периоды русской философии:

Период древнерусской (средневековой русской) философии – продолжается с XI по XVII века.

На протяжении этого периода философия не была самостоятельной формой человеческого сознания, она была исключительно религиозной.

Первым русским философов был Илларион митрополит Киевский. Его перу принадлежит трактат «Слово о законе и благодати», где под «законом» он понимает Ветхий завет, а под «благодатью» - Новый. В крещении Руси он видит завершающий этап распространения христианства. Подчеркивает, что крещение Руси открыло путь к вечной жизни. Таким образом, он сформировал образ святой Руси.

Проблематикой философии нравственная и историческая, т.е. проблематика, которая рассматривает перспективы развития Руси и определяет историческую миссию Руси.

В силу нравственности философии присущ практический характер, что отчетливо видно на примере трактата Владимира Мономаха «Обучение». Он уверен в постоянном присутствии Бога в человеческих делах, в том, что Бог благоволит человеку, опекает тех, кто соблюдает его волю. Мономах призывает: «Страх божий имейте превыше всего».

Во 2-й половине этого периода в связи с учением Московского княжества начинает формироваться политическая философия. И в этот период складывается политическая доктрина Москва – третий Рим», автором которой был старец Филофей. Суть заключается в том, что Филофей говорил, что существовал античный Рим, который пал под ударами варваров, и на смену этому Риму пришел второй Рим - византийский, который тоже пал. И единственным государством в мире остается Москва – третий Рим, который стоит и четвертому Риму не бывать. Таким образом, миссия Руси – быть оплотом православия мира.

В этот же период появляются такие философы как Максим Грек (до пострига Михаил Триволис) и хорват Юрий Крижанец.

Особое внимание Максим Грек уделял проблеме человеческой души, которую нужно взращивать в рамках христианства. Первым обратил внимание на ограничение самодержавия власти, говорил о необходимости сословно-представительной монархии на Руси.

Такой же позиции придерживался Крижанец. Считал, что Москва должна стать объединенной силой всех славянских народов.

2. XVIII век – век Православия.

Считается веком Православия благодаря деятельности Петра I, направленной на европеизацию России. В этот период формируется идея общественного договора и естественных прав человека.

Философия принимает статус самостоятельной интеллектуальной деятельности человека.

Представители: Ломоносов, Радищев.

От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Он создал основы «корпускулярной философии», согласно которой материя понимается состоящей из атомов, образующих более сложный формы – корпускулы (молекулы), сочетание которых в разных комбинациях и количествах порождает все многообразие мира. Материализм Ломоносова был деистским - Бог создал все сущее, но дальнейшее развитие происходит только по его законам.

3. XIX век.

Развитие философии определено полемикой между такими направлениями, как славянофильство и западничество. Решался вопрос: по какому пути развиваться России.

У истоков «западничества» стоит Чаадаев, который указал на ее отсталость, причину которой усматривал во влиянии православия. За свое «Философическое письмо» был объявлен сумасшедшим. Дальнейшее развитие России Чаадаев видел в развитии капитализма.

Представители западничества: Белинский, Герцен.

Представители славянофильства: Хомяков, Киреевский, братья Астаховы.

Они считали, что плоды цивилизации в Европе оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, т.к. оплачены потери целостности человеческой личности. Относились к Западу как к прошлому и противопоставляли ему истины и заветы православия, земельную общину. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовной основой которой является православная церковь.

Материалистическое направление.

Представителем является Чернышевский, который разработал материализм в антропологической форме.

4. Вторая половина XIX – начало XX вв.

Ренессанс русской религиозной философии.

К ней относится философия Достоевского, Толстого, ВладимираСоловьева, НиколаяБердяева.

Толстой и Достоевский концентрировались на религиозно-направленной проблематике. Насилие, по их мнению, не способно, порождать ничего кроме нового насилия. Считали, что религия помогает человеку осознать связь с миром и другими людьми.

Центральной идеей учения Соловьева является идея положительного всеединства. Оно возможно только при наличии идеального основания всего сущего – Абсолюта, который содержит в себе все возможные развития и становления. Человек, по словам Соловьева, является «центром всеобщего сознания природы», в нем должно произойти действительное соединение Бога с его творением. Когда соединение божественного и человеческого состоится в масштабах всего человечества, наступит высшая ступень эволюции мира – Божье царство на Земле – и возникнет новая общность – богочеловечество.

Соловьев выдвигает так называемую русскую идею – это признание «социальной троицы, где каждое из трех органических единств, церковь, государство и общество, существуют, безусловно, свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Троица – вот в чем русская идея». Таким образом, русская идея вступает одним из вариантов поисков путей единения национального и христианского вокруг православной церкви.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.