Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика эпохи




Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма –VI-X вв., расцвет феодализма -XI-XIV вв., закат феодализма и зарождение капитализма -XV-XVIвв. В экономике сосуществовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепостных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения носили сословный и корпоративный характер, то есть люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и корпорации (общины, цеха, гильдии и т.п.) Понятие «правда человека» появляется позже, при капитализма. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность –власть феодалов на местах сильная, власть короля- слабая. Единственное, что объединяло Европу это религия христианство и католичество.

Предмет и метод. Источниками средневековой мысли являются богословские сочинения. Во всех текстах доминирует нормативный метод исследования, в котором преобладают оценочные суждения с позиции христианской морали. Следует отметить двойственный характер оценок любых явлений. Мир представлялся богословам, с одной стороны, как божественное творение, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, испорченной первородным грехом. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отречения от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный. В период расцвета доминирующей стала другая позиция, которая четко прописана в трудах Ф.Аквинского (1225-1274). Он считал, что невозможно устроить земную жизнь по законам божьим в силу неизбежности греховности человеческой природы. Поэтому общество должно строиться в соответствии с божественными законами и в соответствии законами божьими, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). В отношении этих законов действует строгая нормативная установка- требования выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый»-справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. –является центральным для средневековых экономических воззрений.

Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи, как самые образованные люди своего времени. Салическая правда («Салический закон») представляет собой судебник – собрание старинных судебных обычаев франков, записанных в течении VI-IХ вв., в котором собраны образ жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Особое внимание в салической правде было отдано аллоду, то есть свободно-отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность и его наследование, а также о том, что у франков имелись разнообразные отрасли – животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, охота и рыболовство, а также быки для земледелия и водяные мельницы, так как собирались большие объемы урожая.

Основные положения экономических воззрений Фомы Аквинского, который является одним из самых влиятельных мыслителей своего времени. Средневековая мысль не была однородной, хотя опиралась на общий источник в богословии – Священное Писание. Существовали различные школы и направления, между которыми часто возникали дискуссии. Ярким представителем того времени является Фома Аквинский и на примере его воззрений проиллюстрируем особенности средневековой экономической мысли.

1.Богатство не является грехом само по себе, оно есть власть. А всякая власть должна вызывать уважение. Другой вопрос –как это богатство используется. Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же порождает пороки и творит несправедливость, тогда такое богатство заслуживает осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие, чем те же грехи бедного. Осуждение также заслуживает стремление к богатству.

2.Частная собственность. Человек имеет право на владение теми вещами, в которые он вложил часть своей души. В первую очередь идет речь о результатах труда человека, о тех вещах, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Человек имеет также право передавать и получать вещи по наследству, так как каждый трудится не только ради себя, но и во благо своей семьи, потомков. Человек лучше заботится о том, что принадлежит ему. Помимо этого разделения собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, то есть обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Тем не менее, сохраняется право за человеком во владении тем, что создано Творцом.

3.Социальное неравенство. Выделяет два вида справедливости. Первый вид – справедливость при обмене, которая основывается на равенстве обмениваемых товаров, откуда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения». Второй вид – справедливость при распределении, при определении справедливой доли каждого члена общества в общем продукте. Распределительное равенство основано на пропорциональном равенстве, означающим, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе, значимость выполняемых им функций, то есть справедливость заключается в воздаянии по заслугам. Поскольку каждое общество является иерархичным, то и заслуги членов этого общества различны. Следовательно, различными должны быть и уровни их доходов.

4.Справедливая цена опирается в первую очередь на понятие обменного права (справедливость при обмене), то есть каждый участник сделки должен отдать ровно столько, сколько он получил. Как определяется «справедливая цена»? По мнению Ф.Аквинского она является результатом субъективных оценок двух обменивающих сторон. Продавец также должен учитывать качество товара, устанавливая на него цену. Ф.Аквинский в основном качестве «справедливой цены» рассматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях. Больше всего он уделял времени случаям нарушения правил справедливого обмена. Одним мошенничеством из них является сознательное искажение качества товара продавцом. При этом продавец обязан снизить цену на товар при наличии дефектов. Другим мошенничеством является использование продавцом чрезвычайной нужды покупателя в данном товаре, поэтому продавец не имеет право завышать цену на товар.

5.Оценка торговли. Ф.Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию. Доставляя товары туда, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль, но должен соблюдать два правила. Во-первых, должен соотносить цену товара с затратами на его приобретение и качеством. Во-вторых, он не должен гнаться за прибылью ради самой прибыли.

6.Ссудный процент. Ф.Аквинский осуждает взимание процента за пользование деньгами. Он утверждал, что, отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму денег. Процент представляет собой дополнительную плату за пользование деньгами. Но продажа денег и продажа права пользоваться ими- одно и то же. Таким образом, ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды.

Но в то же время допускал возможность взимания процента в следующих случаях:

1) когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

2) когда кредитор испытывал трудности, порождаемые задержкой денег у должника;

3) при неполучении кредитором возможного дохода от этих денег.

То есть процент рассматривался как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.