Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 3. Семья как важнейший социальный институт в обществе

Семья как важнейший социальный институт в обществе

План

Блеск.

Это специфическое восприятие человеком светового потока, состоящего из зеркально отраженных и диффузионно-рассеянных излучений. Чем выше составляющая зеркального отражения, тем сильнее блеск материала. Поэтому степень блеска текстильного материала определяется прежде всего характером поверхности волокон и нитей, их расположением в структуре материала. Блеск поверхности меняется в зависимости от угла наблюдения, расположения зеркально отражающих участков.

Блеск текстильных материалов может быть желательным или нежелательным явлением в зависимости от назначения материала. Для увеличения блеска при изготовлении материала используют волокна и нити с гладкой ровной поверхностью, переплетения с длинными перекрытиями, применяют специальные виды отделки (мерсеризацию, каландрирование) в целях расположения большинства волокон на поверхности в одной плоскости.

Чтобы уменьшить блеск материала, необходимо создать условия для увеличения рассеивания светового потока. Для этого, например, при формовании химических волокон в их структуру вводят частицы диоксида титана, которые увеличивают диффузионное рассеивание светового потока. Использование переплетений с частым изгибом нитей, применение операций начесывания и валки способствуют созданию шероховатости поверхности материала, пространственному расположению волокон, что приводит к многократному отражению светового потока, увеличению его рассеивания.

При утюжильной обработке и прессовании деталей одежды на отдельных их участках появляется повышенный блеск (ласы), что ухудшает внешний вид изделия. Причиной появления лас является неравномерность распределения давления прессования по поверхности детали из-за наличия на ней утолщенных участков (у швов, вытачек, карманов и др.). В результате значительного давления волокна на этих участках располагаются преимущественно в одной плоскости, нити сплющиваются, появляются плоские участки с сильным зеркальным отражением. При совместном действии влаги, теплоты и давления эти изменения поверхности материала могут быть достаточно устойчивыми.

Для устранения появившихся лас изделие обрабатывают острым паром при одновременном воздействии щеток (отпаривание).

Местный блеск (лоск) появляется на участках материала, подвергающихся в процессе эксплуатации изделия сильному совместному действию давления и трения. Появление лоска связано сплющиванием нитей, с разрушением в результате изнашивания выступающих на поверхности волокон, в результате чего образуются участки с повышенным зеркальным отражением светового потока.

Блеск текстильных материалов оценивается сравнением отряжающих способностей поверхностей образца и эталона (например, стеклянной пластины) или сопоставлением показателей отражения светового потока поверхностью данного материала, определенных при разных углах наклона:

φ = 10 ·ln (а1 / а2),

где φ — число блеска;

аь а2 — количество отраженного света падающего на поверхность под углом соответственно 22,5 и 0°.

Установлено соотношение между числом блеска и ощущением блеска человеком:

Число блеска φ Восприятие поверхности

0,5— 1.............................................Глубокоматовая

1 — 2...............................................Матовая

3 — 4...............................................Полуматовая

4 —8...............................................Блестящая

8—16..............................................Высокоблестящая

4. Прозрачность текстильных материалов.

Она связана с ощущением проходящего через материал потока излучений и дает представление о толщине материала. При рассмотрении материала со стороны выхода светового потока в поле зрения наблюдателя попадает поток, состоящий из потока, диффузионно-рассеянного вниз, потока направленного пропускания и потока, проходящего между волокнами. Таким образом, прозрачность материала определяется как прозрачностью волокон, так и плотностью их расположения в структуре материала.

Поток, проходящий между волокнами, в зависимости от плотности материала многократно рассеивается, отражаясь от поверхности волокон. В материалах редкой структуры, например ажурных переплетений, в которых имеются крупные сквозные поры, часть светового потока может проходить, не изменяя своего направления. Коэффициент τ пропускания светового потока материалом зависит от поглощательной и отражательной способностей волокон, толщины нитей, вида переплетения и толщины самого материала (с увеличением толщины материала коэффициент стремится к нулю).

Прозрачность материала можно ощущать и со стороны падающего потока света, когда световой поток проходит через материал дважды, отражаясь от поверхности, на которой расположен мате риал. При этом в определенной мере воспринимаются оптически свойства материала и расположенной под ним поверхности.

 

  1. Понятие соц. институт.
  2. Типология соц. институтов и их ф-ции и дисфункции.
  3. Семья как важнейший соц. институт в обществе.

1) Понятие соц. институт.

Соц. институт – некие устоявшиеся взаимодействия людей в обществе. Первые соц. институты: семья, государство, религия. В социологич. лит-ре сущ. ряд определений соц. института.

Соц. институт (по учебнику Фролова) – организованная система связей и соц. норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Соц. институт можно также определить как организованное объединение людей, выполняющих определённые соц. значимые ф-ции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами соц. института своих соц. ролей, задаваемых соц. ценностями, нормами и образцами поведения.

Процесс институционализации, т.е. образования (появления) соц. института, состоит из неск. этапов:

а) возникновение портретности, удовлетворение которой требует совместных усилий;

б) формирование общих целей;

в) появление соц. норм и правил в ходе стихийного соц. взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

г) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

д) институционализация норм и правил, т.е. их принятие и практическое применение;

е) установление системы санкций для поддержания норм и правил;

ж) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех, без исключения, членов данного института.

2) Типология социальных институтов, их функции и дисфункции.

Соц. институты разделяют на:

· главные (основные, фундаментальные);

· не главные (частные).

В качестве основных институтов как правило выделяют: экономические, политические, семейные, религиозные, институт образования (применительно к современному обществу).

Р. Мертон, в своё время, разделил ф-ции и дисфункции на:

§ явные и латентные (скрытые, неявные);

§ позитивные и негативные.

Властные структуры, в случае их коррумпированности, дисфункциональны. Перераспределение ролей в семье – эволюция института. Увеличение кол-ва разводов, насилие в семье – дисфункциональное развитие института.

Институт образования. Явная ф-ция – передача знаний. Латентная – общение, выбор брачного партнёра.

Семья в социальных науках рассматривается:

1) как соц. институт;

2) как малая соц. группа.

Изучение семьи как соц. института предполагает:

§ эволюционный подход к семье, т.е. в рамках институционального анализа необходимо изучать изменение брачно-семейных отношений в истории общества;

§ функциональный анализ семьи, т.е. изучение взаимодействия семьи с другими социальными институтами (например, взаимодействие с государством).

Изучение семьи, как соц. института, тесно пересекается с демографией, правом и др.

Изучение семьи как малой соц. группы означает изучение, прежде всего внутрисемейных отношений, выделение определённых типов семей, находящихся в конкретной жизненной ситуации (например, семья после развода, многодетная семья и др.).

Под малой соц. группой традиционно понимается небольшая по численности группа людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении, что служит основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Можно обозначить различные подходы к семье:

Ø семья, как малая соц. институт – макроподход;

Ø как соц. группа – микроподход.

Антонов А. И., Меуков В. И. «Социология семьи»

Антонов А. И. «Микросоциология семьи»

Для примера рассмотрим немногодетную полную семью и выделим пары социальных ролей:

· мама-папа;

· муж-жена;

· брат-брат;

· мать-сын;

· отец-сын;

· мужчина-женщина.

Изучение семьи, как соц. института, предполагает исследование семьи через брачное, сексуальное и репродуктивное поведение.

Брачное поведение – определённые взаимоотношения (союз) между мужчиной и женщиной, санкционированные обществом, государством, выражающиеся в определённых взаимных правах и обязанностях. Понятие семья гораздо шире.

Семья – группа людей, связанных кровно-родственными, а также брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственности.

По характеру выбора брачного партнёра брак можно разделить на экзогамный (выбор партнёра осуществлялся вне социальной группы) и эндогамный (внутри группы).

Репродуктивное и сексуальное поведение в браке. Долгое время эти 2 вида поведения существовали слитно (причины: религиозные нормы, социальные нормы). Долгое время в обществе существовала система соц. норм, предполагающих многодетность. Высокая рождаемость была обусловлена высокой смертностью. На сегодняшний день, период репродуктивного поведения женщины (хочет и может иметь детей) составляет 3-4 года. Многодетность ранее также подкрепляли установки на многодетность и резко отрицательное отношение общества к разводам.

Основные функции семьи:

§ репродуктивная;

§ воспитательная (или шире – социализирующая), т.е. не только биологическое, но и культурное воспроизводство общества;

§ хозяйственно-бытовая;

§ экономическая;

§ социально-статусная;

§ досуговая;

§ эмоциональная и др.

Типология семейных структур.

1) экзо- и эндогамные браки;

2) моно- и полигамные (полигения – брак одного мужчины с неск. женщинами и полиандрия – брак одной женщины с неск. мужчинами) браки;

3) по характеру властных отношений в семье:

§ матриархат;

§ патриархат;

§ эгалитарная семья (равноправная);

4) нуклеарная семья и расширенная (двухпоколенная – родители и дети).

Преобладающим типом семей в современном обществе является моногамная, эгалитарная, нуклеарная семья.

 

 


Домашнее задание

· семья, как важнейший институт общества;

· обосновать систему социальных норм малодетности современной семьи (европейская, американская и российская традиции);

· каждую из функций семьи проанализировать с точки зрения индивидуального содержания и общественного;

· анализируя семью, рассмотреть такое понятие как жизненный цикл или этапы жизненного цикла семьи;

· типология семейных структур

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Белизна текстильных материалов. Оценка белизны | Лекція 6, 7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.