Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональная теория фирмы




В основе этой теории лежит не разграничение функций фирмы и рынка, которые позволяют показать поведение фирмы в соответствии с ее целевой функцией, а сопоставление фирмы и рынка как альтернативных способов координации хозяйственной деятельности людей.

Различия между фирмой и рынком

На рынке Внутри фирмы
1.Экономические ресурсы обособлены, рассредоточены между разными владельцами 1.Осуществляется объединение, централизацию ресурсов
2.Экономические агенты равноправны 2.Внутри фирмы власть между работниками распределена неравномерно
3.Поведение всех участников определяется изменением относительных цен 3.Действия всех участников регламентируются функциональными обязанностями, приказами, поручениями, командами
4. Регулятор объема производства - конкуренция, действующая через механизм цен 4.Вопрос об объеме выпуска решается на основании сознательного планирования и определяется предпринимателем

Фирма возникает в результате сознательных, согласованных действий экономических агентов, а рынок – продукт спонтанного, стихийного хозяйственного развития. Это означает, что фирма- коалиция ресурсов, принадлежащих разным агентам. В ее состав входят поставщики ресурсов, акционеры, наемный персонал, заключающие между собой соответствующие контракты. Поэтому данная теория получила название контрактная теория фирмы.

В рамках данной теории выделяется два основных подхода к объяснению возникновения и природы фирмы –

1. Концепция агентских отношений.

2. Концепция трансакционных издержек.

Концепция агентских отношений рассматривает рынок как совокупность лиц, обменивающихся правами собственности. Поскольку на рынке ресурсы рассредоточены между разными владельцами, то произвести товар с помощью лишь одного собственника ресурса невозможно. Приходится заключать соглашения и вступать в агентские отношения с множеством обладателей прав собственности на ресурсы.

Агентскими называются отношения, в рамках которых один экономический субъект привлекает другого экономического субъекта для оказания определенных услуг от своего имени, что предполагает делегирование некоторых прав на принятие решений от поручителя (принципала) к исполнителю (агенту) (См. лекция 3 – проблема «принципал-агент»)

Главный довод, объясняющий выгодность фирмы в рамках агентских отношений - синергетический (суммарный) эффект, получаемый ее участниками от кооперации своих действий, т.е. от производства группой (коллективом).

Производство группой становится фирмой тогда, когда группа обеспечивает выпуск большего по стоимости продукта, чем это было бы возможно через обособленное производство с помощью рыночного обмена.

В концепции агентских отношений существование фирмы выводится из экономии на производственных издержках, достигаемых на основе «сложения сил» всех собственников ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.