Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естествознание сегодня

Рабочая гипотеза

Адаптивность – это способность человека двумя путями - путем перестройки себя и/или путем перестройки окружающей среды, - приспособиться к различным условиям существования. У лиц с функциональными ограничениями здоровья значительно сужены возможности адаптации во внешней среде, часто полностью отсутствует ресурс самостоятельного существования, и сохраняется только адаптивность способом самосовершенствования, активность проявления которой зависит от индивидуальных особенностей программы генотипа. В связи со снижением собственных свойств адаптивности лица с функциональными ограничениями здоровья нуждаются в опеке со стороны здоровых членов общества.

Общество, массовое сознание которого оценивает успешность человека престижностью его социального статуса, объективно не готово выстроить адекватную политику помощи лицам с функциональными ограничениями здоровья, поскольку прагматично не видит целесообразности данных действий.

Объективным препятствием является незнание дуальной структуры человека и недостаток развития элементов сознания, формирующих широту кругозора и понимание высокой значимости жизни независимо от её физической формы и социальной значимости.

Для преодоления этого недостатка необходимы широкие общественные действия (от уровня государственных и негосударственных структур до уровня семьи), направленные на познание естественной природы человека и всевозрастное духовное развитие на основе концепций естествознания 21-го столетия..

 

 

Раздел 1.

Любые научные теории только тогда становятся действующими, когда проникают в массовое сознание. Массовое сознание только тогда делает очередной эволюционный шаг, когда овладевает научными представлениями своего времени и проспективными идеями.

Образование средней школы призвано дать учащимся необходимый уровень накопленных человечеством фундаментальных знаний, на базе которых будущие специалисты разного профиля смогут решать тактические и стратегические задачи разного уровня значимости – от локального до глобального.

Однако существующие образовательные курсы до настоящего времени преподносят концепции начала 20 века – теории относительности, квантовые представления и идеи детерминистически построенной картины мира, – как современное направление в науке, а сознание человека в биосфере рассматривается как дополнение к физическому телу в виде нематериальной бесструктурной субстанции или данная сторона вопроса упускается из рассмотрения и замалчивается.

Современная наука выделяет в миропонимании конца 20 века и начала 21 века глобальный эволюционизм и вероятностный характер развития мира. Теории информатики стали объединяющей основой развития не только общественно-гуманитарных и экономических наук, но и естественнонаучного направления с использованием концепции самоорганизации. Единство живой и неживой материи, заложенное их общей физико-химической природой, реализуется в синергетической общности процессов развития и функционирования от микромира до Вселенной в целом на принципах термодинамики. Физический, химический, биологический, геологический подходы разных научных дисциплин формируют единую картину развивающегося мира, включая исследование одной из основных проблем современности – происхождение и эволюцию жизни [5].

За рамками доказательной науки осталось понимание структуры сознания.

Об ошибках в предшествующих способах познания человеком самого себя Л.Н.Гумилев сказал, что история человеческого общества изучалась только как история внешних поступков людей, а «…не история природы, находящейся в телах людей».

«Современная наука все более приходит к заключению о необходимости разработки новой теории как в целом о Вселенной, так и о сущности жизни и её происхождении. В области фундаментальных знаний сформировано представление о едином физическом поле, одной из граней которого является ныне признанная энергоинформационная часть. Существующие представления о торсионных полях, возникающих при вращательных процессах, подтверждают многомерность Вселенной. Биополя живых существ являются частным состоянием единого «сверхполя» Вселенной, к которому относятся электромагнетизм, гравитация и все известные нам поля и частицы. Электромагнитное поле человека взаимодействует с электромагнитными полями Земли, Космоса и теми, что созданы самим человеком. Результатами этого постоянного взаимодействия определяются влияния на функциональное состояние организма и его отдельных частей. В организме имеется сеть проводников таких энергоинформационных полей, выведенных в виде биологически активных точек кожных покровов» (Филимонов В.И., 2003).

Новым современным акцентом во взглядах на природу сознания человека является понимание двух основных моментов: 1) сознание есть материальная структура; 2) сознание и биологическая жизнь имеют космическое происхождение (1,2 4,6).

Сознание как любая форма материи имеет структурную организацию и обладает свойством эволюционного развития. Выделяют два уровня этапного развития сознания человека. Первый этап - этап эмоционально-волевого, общего сознания, самоощущения. Второй этап – этап интеллектуально-познавательного, рефлексивного сознания, самоосознания:[7].

Эволюционная этапность (ступенчатость, постепенность) развития сознания определяет разные способы и механизмы влияния человека на объективную реальность (на себя и окружающую среду). Первый способ, соответствующий эмоционально-волевому уровню сознания, предполагает познание и преобразование преимущественно внешней, окружающей человека среды (при противопоставлении себя Природе). Второй способ, соответствующий интеллектуально-познавательному уровню сознания, предполагает познание человеком преимущественно своего внутреннего духовного мира с целью возможного преобразование себя (как частного объекта Природы).

Основные механизмы функционирования человека обеспечиваются наличием сознания.

Человек есть творец-созидатель себя и своего мира в силу особенностей функционирования структур своего сознания. Эволюция сознания является сущностью процесса индивидуализации человека и лежит в основе всех процессов антропогенеза и антропосоциогенеза:[8].

Мотивация необходимости нового взгляда на антропологические науки – в формировании новой методологии изучения человека и его места и роли в Универсуме.

Расширение и углубление знания человеком себя способно изменить существующее отношение человека и человечества к себе и своим жизненным и житейским задачам.

Новая методология изучения человека и его места и роли в Универсуме предполагает необходимость понимания гармоничного объединения всех существующих знаний о человеке: знаний о бытийном индивидуальном поведении и о мировоззренческой общей позиции индивидуумов:[8].

Важно осознавать, что доказательное научное изучение человека и окружающего мира на каждом этапе знания ограничено уровнем технических средств, существующих и используемых наукой. Перспективное вычленение неизученных проблем и опережающая постановка непознанных вопросов способны ускорить разработку технических средств и методов исследования, поэтому необходимо снять категорическое отрицание возможности познания мира иррациональными методами. Сочетание рационального, эмпирического и иррационального подходов в процедуре изучения природы позволяет правильно соотносить познанные и непознанные явления и интенсивнее развивать технологические приёмы для доказательной науки. Многообразие подходов к изучению человека должно быть основой науки 21 века. Решение проблемы происхождения человека философией, богословием и биологическими науками может быть найдено в соединении позиций и представлений этих наук – материально-эволюционного и/или теологического.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекція № 3. Біоетичні принципи наукової діяльності лікаря. Біоетична експертиза клінічних досліджень | Естествознание и массовое сознание сегодня
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.