Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смысл жизни: понятие, пути его приобретения, связь с процессом адаптации

Смысл жизни – это способ и уровень (полнота) освоения конкретной жизненной ситуации, удовлетворяющей человека в соответствии с его нравственными принципами и принятой им системой ценностей [8].

В традиционной антропологии смысл жизни определялся как конечный объективный социально значимый результат прожитой человеком жизни. Современная социальная антропология стоит на противоположной точке зрения – смысл жизни существует совершенно независимо от того, осознает ли сам человек осмыслённость своего бытия или нет [8]. Смыслонаполненость человеческой жизни заложена как первичная (сущностная) характеристика бытия человека, то есть каждый человек не является случайною фигурою в общем процессе жизни. Смысл жизни – интегративное понятие, охватывающее все грани бытия – жизнь, смерть, свобода, физическое тело, сознание.

Человек выстраивает собственное отношение к жизни вообще и содержанию своего жизненного пути так же, как к любому другому явлению; и степень приятия или неприятия жизни является отражением уровня развития и степени зрелости человека. Положительное отношение к смыслу жизни является признаком определенного уровня трансформации сознания человека и соответствующего понимания своей роли, места, ответственности и наличия свободы для осуществления смысла-содержания своей жизни в составе Всеобщего Универсума [7].

Гармоничная характеристика смысла жизни определяется тремя основными составляющими. Смысл жизни характеризуется в равной мере значимо:

1) как итоговым результатом всей жизни, так и смысловым наполнением каждодневных отдельных ситуаций жизни человека;

2. как высшими идеалами (в том числе трансцендентными) и общечеловеческими ценностями, так и индивидуальными жизненными и житейскими ценностями;

3) как процесс приобретения положительного опыта, так и отрицательного опыта жизни [8].

Индивидуальность и неповторимость (уникальность) смысла жизни обосновывается соответствующими характеристиками трех позиций, формирующих сущность процесса жизни: 1) неповторимостью субъекта-носителя жизни; 2) неповторимостью каждой жизненной ситуации данного индивидуума; 3) неповторимостью принятия решений и выбора жизненного пути данным индивидуумом.

Принятие решений человеком в любой жизненной ситуации осуществляется всегда индивидуально, самостоятельно и при достаточной свободе осуществления выбора. Индивидуальность, самостоятельность и свобода выбора - это обязательные условия, в которых любой человек в любых условиях принимает собственные решения, которые затем реализуются в поступки. Если человек отрицает индивидуальность, самостоятельность и свободу сделанного им выбора, то такая его позиция означает определенный этап его развития и зрелости сознания.

Два основных вида самооценки полученного результата развития ситуации:

1) неудовлетворение – формируется при склонности человека видеть источник проблем в окружающих обстоятельствах (при любом результате – положительном или отрицательном), что обусловлено отсутствием у данного индивидуума определенного уровня зрелости и самодостаточности на данном этапе его развития;

2) удовлетворение (психологический комфорт, но не обязательно радостного свойства) - формируется при умении человека понимать самостоятельность собственного выбора поступка и соответственно принимать ответственность за его последствия на себя, не перенося вину на обстоятельства и окружающих при любом результате; оценивается как присутствие состояния самодостаточности у данного индивидуума и достаточно высокая ступень развития зрелости личности.

Этапность формирования поведенческой реакции человека на ситуацию.

1.Формирование внутреннего напряжения: а) чувственного; б) рационального.

2. Внешний поступок [8].

Формула поведенческой реакции четко увязывает общность схемы развертывания ответной реакции человека и индивидуальный характер смыслового наполнения этой схемы. Взаимосвязанность в данной формуле универсальных и уникальных характеристик поведенческих реакций помогает осознать высокую значимость в поведенческих характеристиках человека не столько заключительного, внешнего акта, сколько внутреннего этапа – периода внутреннего напряжения, предопределяющего качество завершающего внешнего этапа [2]. Период внутреннего напряжения формируется в соответствии с нервно-конституциональными свойствами индивидуума, его глубинными особенностями генотипической структуры, и придает неповторимую индивидуальность даже внешне схожим поведенческим проявлениям.

 

Проблема индивидуального и социального в смысле жизни

При совпадении у разных людей избранных ими ценностей складываются общественные ценности в разных сферах жизни общества [8]. Таким образом, люди определенной психоэмоциональной общности, являясь носителями ценностей сходного качества и категории формируют шкалу общественных ценностей, которые в последствии могут стать традиционными.

Ценности жизни и смысл жизни имеют тесные взаимосвязь и взаимовлияние. Избранная человеком система ценностей есть ориентир его жизненного пути и соответственно содержание (смысл) этого жизненного пути. Сами по себе ценности данного общества не диктуют поступки и не определяют нравственно-общественную характеристику людей. Императивность системы ценностей возникает только тогда, когда человек или группа людей выбирают их как ориентир своего поведения. Если индивидуальный выбор человека включает значимые для данного общественного строя ценности, то мотивация деятельности индивидуума будет соответствовать характеристике «общеиндивидуальной» и носить благоприятный для общества характер. Противоречие индивидуального и социального демонстративно выступает на этапе осуществления выбора человеком своей системы ценностей, которая отличается от общепринятой в данном социуме. Противоречивое соотношение индивидуального и социального вносит напряжение в процесс адаптации человека и сообщества. Таким образом, жизненные ценности являются результатом самостоятельного выбора людей, включаются ими в свою мотивационную систему поведения и являются платформой адаптации индивидуума в сообществе.

Формула формирования смысла жизни объединяет в себе реальную последовательность процессов, реализуемых человеком в ходе любой деятельности (любого масштаба и значимости). «Свобода выбора шкалы ценностей → мотивация деятельности → цель деятельности → средства деятельности → результат деятельности → смысл жизни» [8]. Содержание смысла жизни может быть определено через понимание реальной последовательной смены событий, отраженных в формуле поиска смысла жизни: Любая деятельность начинается с побуждающей мотивационной идеи, построенной во внутреннем духовном мире человека. Мотивационная идея переформатируется в цель действия и дополняется разработкой технических планов с указанием средств и сроков достижения цели. Затем обеспечивается выполнение технических планов и формируется определенный результат, который является завершающим звеном общего процесса. С точки зрения современной антропологии процесс, организованный для получения поставленной цели, имеет высокую созидательную значимость, как для высокой идеи духовного развития человека, так и для прагматичной идеи формирования профессионального опыта человека. Поскольку в мотивационную основу деятельности (индивидуума, группы лиц, общества) положена реальная шкала жизненных ценностей (профессиональных, политических, экономических, образовательных, культурных и других интересов), то сфера жизнедеятельности человека (группы лиц, общества) будет соответствовать широте и глубине его интересов. Таким образом, формула поиска смысла жизни дает возможность выполнить оценку как отдельных фрагментов, так и общего жизненного пути индивидуума, группы лиц или большого сообщества с общими ценностными категориями, и это определяет её значимость как метода антропологической экспертизы.

В формуле смысла жизни её первым содержательным акцентом и точкой отсчета поведенческих характеристик является шкала жизненных ценностей: изменяется ценностная ориентация - изменяется смысл деятельности. Второй содержательный акцент связан с процессом свободного выбора шкалы ценностей индивидуумом. Современная антропология утверждает и аргументирует, что любой поиск и выбор человеком поведенческого решения, в том числе выбор основополагающих жизненных ценностей, осуществляется самостоятельно и свободно, и, следовательно, самостоятельно и свободно реализуется весь спектр жизнедеятельности человека.

Процесс поиска и выбора поведенческой реакции является социально-адаптационным

процессом. Эффективность социально-адаптационного процесса проявляется в виде отношения человека к содержанию своего жизненного пути и оценивается как смысл жизни (содержание жизни). Положительная оценка смысла жизни соответствует положительной адаптации индивидуума; отрицательная оценка – отсутствию социальной адаптации (может быть временной, обратимой или постоянной, необратимой).

Заключение

Знание строения человека в соответствии с естественнонаучными концепциями текущего века (дуальность структуры), понимание задач и сущности формирования адаптационно-перестроечных реакций психического и физического тел является инструментом, с помощью которого человек способен организовать и контролировать свои поведенческие процессы для достижения поставленных целей независимо от их значимости, масштаба и уровня сложности.

Однако ускорить формирование внутри общества знаний о построении и функциях человека на уровне концепций 21 века за счет даже значительных усилий всех государственных и негосударственных организаций, имеющих отношение к образовательному и просветительному процессам (путем изменения существующих программ всех ступеней образования, начиная с дошкольного; подготовки кадров для изложения данного предмета) не представляется возможным. Организаторы и исполнители данной работы должны иметь собственные соответствующие мировоззренческие убеждения и мотивационный внутренний императив для реализации идеи ускорения всеобщего естественнонаучного образования.

В условиях отсутствия возможности выстроить современные варианты естественнонаучного образования на государственном уровне процесс расширения и углубления антропологических знаний может осуществляться только «точечно-очаговым» способом - в местах формирования объединений людей, заинтересованных идеей устройства и функционирования мироздания и человека.

«Точечно-очаговый» способ распространения процесса обучения и просвещения существовал во все исторические эпохи, существует в настоящее время и имеет глубокие корни традиций как индивидуального, так и группового образования субъектов. Наиболее сильная сторона точечно-очагового принципа обучения – индивидуально-дифференцированный подход к работе с обучаемыми лицами в зависимости от их исходной подготовки и способности усвоения информационного материала.

Все указанные позиции наилучшим образом совмещаются с идеей и процессом реализации образовательно-социальной помощи лицам с функциональными нарушениями здоровья. При соответствующей технологической разработке информационных материалов современной социальной антропологии для учебной дисциплины и учебного процесса у обучаемых лиц можно сформировать устойчиво позитивное отношение к себе и средовому окружению, усилив естественно существующую способность к адаптации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ценности жизни - их становление, императивность и относительность | Тема 1: сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.