Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Место и роль органов внутренних дел в предупреждении рецидивной преступности. Административный надзор

 

Особая роль в органов внутренних дел в предупреждении рецидивной преступности определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по предупреждению административных и уголовных правонарушений; наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике (служба участковых уполномоченных, подразделения по делам несовершеннолетних).

Предупреждение рецидивной преступности органами внутренних дел представляет собой сложную систему профилактических мероприятий, которые включают в себя общепрофилактические мероприятия, направленные на выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также на предупреждение и пресечение любых видов преступлений, в том числе рецидивных и индивидуально-профилактические мероприятия, направленные на контроль за ранее судимыми лицами, и принятие в отношении таких лиц меры профилактического воздействия.

Индивидуально-профилактические мероприятия осуществляются на пенитенциарном и на постпенитенциарном этапе. Если говорить о пенитенциарном этапе, то с 1 сентября 1998 г. на основании Указа Президента РФ № 904 «О передачи уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» этот важный этап профилактической работы входит в компетенцию федеральной службы по исполнению наказаний МЮ РФ. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. № 199 уголовно-исполнительные инспекции выведены из системы МВД РФ и включены в состав уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.

Этап постпенитенциарной профилактики имеет большое значение для предупреждения рецидивной преступности. Весь опыт борьбы с рецидивной преступностью в нашей стране и во многих других странах показал необходимость установления контроля за лицами, отбывающими наказание не связанное с лишением или ограничением свободы, и за лицами, освобожденными из исправительных учреждений ФСИН, а также проведение с ними различных профилактических мероприятий в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно - правовых мер. В юридической литературе такой контроль называется криминологическим", "профилактическим", "постпенитенциарным" и т.д. Закон «О милиции» в п.18 ст.10 напрямую возлагает на ОВД обязанность: контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно.

Предупреждение рецидивной преступности органами внутренних дел в постпенициарный период включает в себя несколько направлений:

- контроль за лицами, освободившимися из исправительных учреждений, в отношении которых установлены ограничения;

- контроль за лицами, стоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;

- воспитательная работа с лицами, стоящими на учете в органах внутренних дел;

- оперативно-розыскная деятельность, направленная на недопущение совершения новых преступлений со стороны этих лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Отдельно стоит вспомнить о таком важном и необходимом направлении профилактической деятельности ОВД, как административный надзор, который формально (юридически) не отменен, но фактически на протяжении последних нескольких лет не применяется к лицам, освобождающимся из исправительных учреждений. Такая ситуация возникла в связи с тем, что правоограничения, предусмотренные Положением об административном надзоре органов внутренних дел противоречит международно-правовым актам, в частности, Всеобщей декларации прав человека и нормам Конституции РФ. Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на свободу, а в ст. 13 четко определено право каждого человека (без исключений) свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. В декларации также отмечается, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь. Конституционные нормы не допускают внесудебное ограничение прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законодательством только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На сегодняшний день нет ни одного федерального закона, который закрепляет административный надзор, определяет его содержание и порядок применения.

Сложившаяся за многие десятилетия практика применения административного надзора в СССР доказала свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, поэтому некоторые государства СНГ (например, Беларусь, Украина, Казахстан, Узбекистан) уже давно приняли необходимые законодательные акты позволяющие применять административный надзор. Подобная нормативная база существует и во многих развитых странах, в частности, в США, Великобритании и Франции. Российские законодатели только разрабатывают совместно с заинтересованными государственными органами и общественными организациями необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие возобновить в полном объеме применение административного надзора.

Исходя из того, что формально административный надзор действует, рассмотрим его основные положения. «Положение об административном надзоре органов внутренних дел» утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-vi. Такой надзор имел целью предупреждение рецидива преступлений и применялся в отношении лиц, отбывших наказание в исправительных учреждений:

а) за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) за совершение тяжких преступлений или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания. Надзор за ними устанавливался, если поведение данных лиц свидетельствовал об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливался административный надзор, могли применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применялись в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливался на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он мог быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п. 9.15 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции участковый инспектор обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что постпенитенциарная профилактика для сотрудников ОВД, значительно усложнилась поскольку такой важный этап в профилактике рецидивной преступности, как пенитенциарный, перестал выполнять свою основную задачу – исправление и перевоспитание осужденных в период пребывания их в исправительном учреждении. В теории уголовно-исполнительного права под исправлением понимается «формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения». Именно в исправительных учреждениях в результате строгой изоляции осужденного от общества, жесткого контроля со стороны администрации и применение к осужденным различных средств исправительного воздействия (такие как: установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие), должны создаваться необходимые условия для предупреждения совершения со стороны осужденных новых преступлений и исправления осужденных, формируя у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и правилам человеческого общежития. Но за последние годы, в результате проведенных в Российской Федерации политических, экономических, уголовно-правовых реформ, пенитенциарная система значительно пострадала и ее исправительное и воспитательное воздействие на лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы практически сошло на нет. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать, что исправительные учреждения не только перестали быть субъектом профилактики рецидивной преступности, а наоборот, заняли «достойное» место в системе подготовки «криминальных кадров». Так, согласно криминологическим исследованиям почти половина - 46,9% лиц, отбывших первое наказание, совершают новые преступления в первый год после освобождения, 23,5% - от 1 года до 2-х лет; 8,2% - от 2-х до 3-х лет; от 3-х до 4-х - 4%; свыше 4-х лет - 16,3%. Конечно нельзя сложившуюся криминогенную обстановку объяснить только не эффективной профилактической деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы. После перехода к рыночной системе хозяйствования практически разрушенной оказалась общая постпенитенциарная система профилактики рецидивной преступности. Почти повсеместно прекратили свое существование советы профилактики правонарушений производственных предприятий, общественные пункты правопорядка в микрорайонах, практически не осуществляется наблюдение за ранее судимыми со стороны наблюдательных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей, поручителей и т.п.

К тому же, значительная законодательная неурегулированность вопросов связанных со специальным превентивным контролем ОВД за лицами, освобожденными из исправительных учреждений по отбытии ими полного срока наказания, (например, не определены категории лиц, в отношении которых может быть установлен такой контроль, их обязанности и характер ограничений, порядок их установления, изменения и прекращения) и отсутствие уголовной ответственности подконтрольных лиц за злостное уклонение от исполнения установленных ограничений делает этот правовой институт незавершенным, а потому малоэффективным.

Законодатели не определили специализированный государственный орган, который должен ставить на учет и контролировать лиц, условно-досрочно освобожденных из исправительных учреждений. Не выработан правовой механизм, обязывающий лиц, состоящих на учете в ОВД, являться к сотрудникам милиции, осуществляющим профилактические мероприятия, для регистрации, дачи необходимых пояснений, проведения воспитательных бесед и т.п. Это далеко не полный перечень законодательных пробелов, которые препятствуют правоохранительным органам наладить эффективную профилактику рецидивной преступности.

Вопрос 4. Предупреждение рецидивной преступности, реализуемое в деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел. Взаимодействие субъектов профилактики рецидивной преступности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел по предупреждению рецидивной преступности | Деятельность участкового уполномоченного милиции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.