Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистические данные о чрезвычайных ситуациях

Классификация и критерии оценки чрезвычайных ситуаций

Все ЧС удобно подразделять по характеру их происхождения и по масштабам последствий, причиняемых ими.

ЧС по характеру источника их происхождения подразделяют на:

– ЧС природного характера;

– ЧС техногенного характера;

– ЧС биолого-социального характера;

– ЧС военного характера

По масштабам охвата территории и др. последствий ЧС можно классифицировать как:

– локальная (зона ЧС не выходит за пределы территории объекта экономики (организации);

– муниципальная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или одной из частей территории города);

– межмуниципальная (зона ЧС затрагивает территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);

– региональная (зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

– межрегиональная (зона ЧС затрагивает территории двух и более субъектов РФ);

– федеральная (зона ЧС не выходит за пределы территории РФ).

– Трансграничная (зона ЧС выходит за пределы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС)

Подобная классификация ЧС установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 (см. табл. 1).

К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

 

 

Таблица 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Наименование ЧС Критерии оценки ЧС Силы и средства для ликвидации ЧС
масштаб ЧС, (зона ЧС затрагивает территорию)     либо
количество постра-давших человек, (Ч) размер материального ущерба составляет млн. рублей, (М)
1. Локаль-ная объекта не более 10 не более 0,1 организация (объекта) по указанию руководителя работ
2. Местная одного поселения или внутри городской территории города не более 50 не более 5,0 Органов местного самоуправления
3. Межму-ниципаль-ная двух и более поселений или внутри городских территорий не более 50 не более 5,0 Органов испол­нительной власти субъекта РФ
4. Региональ-ная одного субъекта РФ 50<Ч<500, 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ, регион. центра и под его руководством
5.Межреги-ональная двух и более субъектов РФ 50<Ч<500 5<М<500 Органов испол­нительной власти субъектов РФ региональных центров
6.Феде-ральная(трансграничная) (выходит за пределы РФ, либо затрагива­ет территорию РФ при ЧС за рубежом) Более 500 Более 500 По решению Пра­вительства РФ

Транспортные происшествия на ж/д транспорте классифицируются как:

- крушения поездов (столкновения и сходы пассажирских и грузовых поездов в результате которых погиб один и более человек или получили телесные повреждения пять и более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

- аварии (столкновения и сходы грузовых поездов или сходы ж/д подвижного состава, при которых погиб человек или получили телесные повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадали менее 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек);

- происшествия (связанные с движением по ж/д путям и столкновениями поездов с автотракторной техникой, в результате которых погиб человек или получили повреждения пять или более человек; ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

- происшествия на ж/д переездах (различные столкновения, при которых погиб или получил повреждения человек или тяжкие телесные повреждения пять и более человек; возникла ЧС, при которой пострадало 10 и более человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

- происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (классифицируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. №1094).

Основание. Приказ Минтранса России от 25.12.2006 г. №163

 

По содержанию первичных источников все ЧС можно свести в следующие группы:

  1. ЧС, вызванные стихийными бедствиями (чисто природного характера)1
  2. ЧС, вызванные выбросом (утечкой) опасных веществ в окружающую среду в результате аварий на радиационно-, химически-, бактериологически опасных объектах (аварии на АЭС, объектах, связанных с АХОВ, бактериологическими и др. опасными средствами). Эти ЧС могут быть как техногенного, так и вторичного природного характера.
  3. ЧС, вызванные взрывами, пожарами и их последствиями (как техногенного, так и природного характера)
  4. ЧС, вызванные авариями на транспортных коммуникациях (аварии на ж.д., воздушном, автомобильном, водном транспортах; аварии на трубопроводах, энергосетях и т.п.) Подобные ЧС могут быть как техногенного, так и природного характера.
  5. ЧС, вызванные факторами военно-политического характера.

 

Особенности ЧС при ведении военных действий. Их можно свести к следующим:

1. ЧС, возникшие от прямого воздействия современных средств поражения (ССП).

2. ЧС, которые могут возникнуть опосредованно от разрушения зданий и сооружений, и особо от разрушения опасных объектов (т.е. от вторичных факторов поражения. Ущерб от них может намного превышать первичные потери).

3. ЧС, связанные с нарушением среды обитания человека, которые могут привести к его гибели или нанести существенный вред здоровью.

Эти и другие ЧС в отличие от техногенных и природных:

- планируются, подготавливаются и реализуются человеком, его разумом и поэтому имеют изощренный характер (например, тер. акты);

- они могут появиться в самый неподходящий момент, т.к. реализуются по плану человека;

- развитие средств и способов поражения всегда опережает средст­ва и способы защиты. Возникает "дуэльная" ситуация и нужен ум, опыт, чтобы выйти победителем с этой ситуации.

Критерии оценки ЧС. Последствия ЧС можно оценивать в общем случае следующими критериями: масштабом (размерами площади или ра­диуса); числом погибших и раненных людей; индивидуальным или обще­ственным потрясением; отдаленными физическими, психическими, гене­тическими и иными последствиями; экологическими последствиями; ма­териальным ущербом; степенью разрушений и повреждений зданий и со­оружений или загрязнения (заражения, обводнения и т.д.); продолжитель­ностью воздействия отрицательных факторов и др. критериями.

Причины возникновения ЧС. Причинами возникновения ЧС могут стать: а) СБ (объективный фактор); б) ТАК; в) военные конфликты. Техно­генные аварии (катастрофы) и военные конфликты являются субъектив­ными факторами, т.е. производными от человеческой деятельности. Они могут объединять большую группу причин их возникновения. Это:

– просчеты при проектировании (в политике);

– недостаточный уровень современных знаний (пример, не учет геопатогенных зон при строительстве объектов);

– отступления от проектов и некачественное строительство;

– непродуманное размещение производства (пример, размещение АЭС в сейсмоопасной зоне);

– нарушение технологических процессов при производстве (ремонтных работах и т.п.). Примеры: авария на ж.д. станции Ховрино (спуск с горки цистерны с АХОВ с чрезмерной скоростью). И взрыв в Ар­замасе(перевозка тротила совместно с капсюлями-детонаторами в одном поезде без прикрытия).

– Недисциплинированность.

Характеристики крупных ЧС в России в 1993-2002 гг. представлены в табл.3.2, 3.3 и 3.4 [21].

 

Таблица 3.2. ЧС в России в 1993-2002 гг.

Год Количество ЧС Всего Кол-во пострадавших, тыс. чел Кол-во погибших, чел
техногенных природных биолого-социальных и др.
      нет данных   более 25  
      нет данных   около 7  
          более 18  
          более 51  
          более 57  
          более 18  
          около 83  
          более 112  
          более 218  
          более 311  
За 10 лет         более 900  
% 70,6 21,6 7,8   более 98,1 менее 1,9

 

 

Таблица 3.3. Распределение техногенных ЧС в России в 1993-2002 гг.

№ п/п Вид техногенной ЧС Доля техногенных ЧС (%)
  Пожары, взрывы в населенных пунктах и организациях 48,5
  Аварии и катастрофы на автодорогах 17,4
  Аварии и катастрофы на железных дорогах 9,1
  Аварии, связанные с АХОВ и РВ 8,2
  Аварии в системах жизнеобеспечения 5,6
  Аварии на магистральных трубопроводах 4,4
  Аварии и катастрофы на воздушном транспорте 4,0
  Аварии и катастрофы на водном транспорте 1,2
  Аварии и обрушения на ОЭ 0,6
  Всего  

 

Таблица 3.4. Распределение природных ЧС в России в 1993-2002 гг.

№ п/п Вид техногенной ЧС Доля техногенных ЧС (%)
  Пожары, взрывы в населенных пунктах и организациях 48,5
  Аварии и катастрофы на автодорогах 17,4
  Аварии и катастрофы на железных дорогах 9,1
  Аварии, связанные с АХОВ и РВ 8,2
  Аварии в системах жизнеобеспечения 5,6
  Аварии на магистральных трубопроводах 4,4
  Аварии и катастрофы на воздушном транспорте 4,0
  Аварии и катастрофы на водном транспорте 1,2
  Аварии и обрушения на ОЭ 0,6
  Всего  

 

Анализ данных ЧС за десятилетие позволяет сделать некоторые выводы. Ежегодное число ЧС в среднем составило порядка 1200, при этом большая часть приходилась на техногенные ЧС (70,6%). Соотношение техногенных ЧС к природным составляло 3,3: 1, а количество пострадавших к погибшим составляло 51:1. Среди техногенных ЧС до 49 % составляли пожары и взрывы, а аварии и катастрофы на автодорогах составляли 17,4 %. В ЧС природного характера наибольшее число было наводнений и затоплений (34% от всех ЧС), а второе место занимали ураганы, бури, смерчи (19%).

Сравнительная характеристика ЧС за 2008-2009 гг. приведена в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Характеристики ЧС в России в 2008-2009 гг.

Год Число ЧС Кол-во пострадавших, тыс. чел. Кол-во погибших, чел
всего техногенных природных биолого-социальных
             
             
В 2009 г. 4 террористических акта, погибло 33 человека, пострадало 150 человек.

 

Количество техногенных ЧС в 2009 г. по сравнению с 2008г. уменьшилось на 86,52 % (с 1966 в 2008 г. до 265 в 2009г.), число погибших от них людей снизилось на 83,66%, а пострадавших – на 19,6%. Количество природных ЧС в 2009г. По сравнению с 2008 г. Уменьшилось на 8,55 % (с 152 в 2008г. до 139 в 2009г.),а биолого-социальных ЧС снизилось с 36 в 2008г. до 21 в 2009г.

В заключении данного раздела необходимого уяснить, что характер последствий СБ (ТАК) будет зависеть от их интенсивности, вида аварий, масштаба, особенностей объекта, города, района или региона, обстоятельств (день, ночь, зима, лето и т.д.), обстановки, в которых они произошли. В ряде случаев СБ влекут за собой аварии, которые могут сопровождаться взрывами, пожарами, утечкой (выбросом) АХОВ и РВ, т.е. появлением вторичных и третичных поражающих факторов (эффектом «домино»).

Ликвидация последствий ЧС потребует высокого профессио­нализма, привлечения огромных сил и средств (людей и техники), больших материальных, физических и нервных затрат. Всей своей деятельностью мы должны стремиться уменьшить возможный ущерб и потери от последствий ЧС. Для этого необходимо научиться предупреждать возникновение ЧС, прогнозировать их последствия и заблаговременно проводить подготовительные мероприятия. Короче для защиты населения и природной среды от всех видов поражающего воздействия в мирное и военное время должна быть создана надёжная система гражданской защи­ты и система гражданской обороны. ГО является важным элементом сис­темы обеспечения национальной безопасности страны, составной частью оборонной функции государства. Она выполняет оборонную, социальную и экономическую функции. Как решать защит­ные мероприятия и другие проблемные вопросы будут рассмотрены в последующих разделах учебника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чрезвычайные ситуации. Термины и определения основных понятий | Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.