Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические аспекты развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Основные направления и содержание государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС.

В этом подразделе следует иметь ввиду, что речь идет в первую очередь о сфере деятельности МЧС России. Основная цель государственной политики в этой области будет заключаться как «… Обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства от ЧС в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска…». Добиться абсолютной безопасности жизнедеятельности недостижимо. Вспомним о двух аксиомах БЖД: «Жизнедеятельность человека всегда потенциально опасна» и «Нулевого риска не бывает». Вот почему существует понятие «приемлемого риска»- т.е. такой риск нашей жизнедеятельности, который в данный период времени допустим.

Пути достижения главной цели достаточно многообразны, но, по нашему мнению, можно выделить следующие элементы направления государственной политики (см. рис.3.3).

1. Создание и развитие соответствующей законодательной, нормативно-правовой и методической базы по обеспечению безопасности населения и территорий в мирное и военное время. Такая база создается и реализуется на основе Конституции РФ (1993 г.), Концепции национальной безопасности РФ (2000 г.), законов РФ, касающихся безопасности населения и территории России, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, а также документов федеральных министерств и ведомств субъектов РФ. Всего было принято более 60 федеральных законов, свыше 120 Постановлений Правительства РФ, а также порядка 300 ведомственных приказов, положений и инструкций, регулирующих деятельность органов власти в области защиты населения и территории от ЧС. Некоторые из них: Федеральные законы – «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (от 21.12.94 г.); «О пожарной безопасности» (94 г.); «О радиационной безопасности населения» (96 г.); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (97 г.); «О гражданской обороне» (98 г.); «Кодекс об административных правонарушениях» (2001 г.); «О безопасности» (2002 г. – последняя редакция); «О противодействии терроризму» (2006г.); «О транспортной безопасности» (2007г) и многие др.; Постановления правительства РФ – «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (2006 г.)

 

Мониторинг и анализ тенденций ЧС, состояния сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС   Основные элементы государственной политики   Оценка эффективности государственной политики
   
           
  Нормативно-правовая база      
  Целенаправленные научные исследования      
  Концентрация ресурсов      
      Адаптация органов управления и межведомственного взаимодействия   Мониторинг экономики, социальной сферы, состояния безопасности. Социологические исследования
Системы мониторинга и прогноза   Планирование социально-экономического развития  
  Контроль и надзор  
      Международное сотрудничество  
      Социально-политические меры (обучение, пропаганда и т.д.)      
               
               
      Обратная связь      
               

Рис 3.3 Элементы государственной политики в области защиты населения и территории от ЧС.


«О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (95,2003 г.); «Об утверждении положения об организации обучения населения в области ГО» (2002г.) и др.. Указанные законы и иные нормативно-правовые акты регламентируют необходимые виды деятельности всех органов власти в областях БЧС и ГО, а именно: общие вопросы организации работы; организацию целевого планирования: создание и обеспечение соответствующих органов управления, сил и средств; организацию связи, оповещения и информации; создание резервов материальных и финансовых средств; экспертизу, надзор и контроль в области БЧС и ГО; социальную защиту населения, пострадавшего от ЧС; прогнозирование и оценку последствий ЧС; права и обязанности граждан РФ; обязанности и ответственность должностных лиц за нарушение законов в областях БЧС и ГО и др. вопросы.

2. Постоянное совершенствование системы соответствующих государственных и общественных структур, предназначенных для реализации мероприятий по БЧС и ГО. В настоящее время создана и функционирует единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) и система ГО, Эти системы интегрированы с органами государственного и хозяйственного управления на всех уровнях госвласти. В них активное участие принимают общественные объединения и организации.

3. Развитие методологии оценки рисков, связанных с природными и техногенными опасностями, и её применение при прогнозировании и оценке возможной обстановки в случае появления потенциальных угроз. Подобная работа ведётся по этапам: выявление и оценка возможных источников ЧС; оценки вероятности (частости) возникновения ЧС; прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников ЧС на население и территории. Результаты оценки служат основой для создания необходимых сил и средств, планирований действий при ЧС и принятия решений на проведение соответствующих мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.Прогнозирование возможных ЧС опирается на мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружающей среды в России ведётся: «Сетью наблюдения и лабораторного контроля» (СНЛК РФ)- в него входит около 7 тыс. различных учреждений, ведущих радиационный, химический, биологический и иные виды контроля; силами и средствами Минздравсоцразвития, Минсельхоза России (3578 различных учреждений и пунктов защиты животных, растений), Росгидромета (Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), ФССН- система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (в неё входят центры Геодезической службы РАН, сейсмической службы Минобороны России, сейсмические станции на потенциально опасных объектах Росатома, Минпромэнерго, Спецстроя России - около 180 сейсмических станций и 9 центров сбора информации), а также силами и средствами Министерства природных pecypcoв (МПР России).Все силы и средства входят в единую систему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (положение о данной системе разработано в соответствии с распоряжением Президента РФ от 23.03.2000г. №86-рп). Руководящий орган системы-Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России.

4. Подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение ЧС или уменьшение их масштабов. Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Для этих целей разработана и осуществлена и продолжает реализовываться Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС в РФ до 2010 г». Намечен и реализуется сложнейший комплекс мер по предупреждению ЧС, который включает организационные, экономические, инженерно-технические и специальные мероприятия. Содержанием подобных работ являются: анализ и оценка рисков; мониторинг и прогнозирование ЧС; меры по предупреждению ЧС и уменьшению их масштабов (особо тех, которым может воспрепятствовать человеческая деятельность - например, спуск лавин, ликвидация заторов на реках, вакцинация населения, безаварийные технологии и другие меры); государственная экспертиза; государственный надзор; лицензирование производственной деятельности (особо опасных производств); разработка декларации безопасности промышленного объекта; обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

5. Обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на это, является деятельностью органов власти. Подготовка населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, органов управления к действиям в ЧС, проведению АСДНР, а также при ликвидации последствий ЧС. ФЗ законами, Постановлениями Правительства РФ определены обязанности, содержание, формы и методы подготовки всех граждан России в области БЧС и ГО. Обучению в этой области подлежит всё население России. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой населения возложены на МЧС России.

6. Международное сотрудничество по линии БЧС и ГО. Россия входит во все международные организации по БЧС и ГО и выполняет все международные, договоры по БЖД (оказывает гуманитарную помощь, помогает ведению АСДНР в ЧС, обучению специалистов по БЖД и по другим вопросам).

Большая роль в реализации государственной политики в областях БЧС и ГО отводится созданной РСЧС.

 

Глава 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

 

Противовоздушная оборона как система защиты населения и объектов в военное время в России (как и в других странах) сформировалась в 1932 г. Правительством СССР утверждается «Положение о противовоздушной обороне СССР» от 04.10.32 г., которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО (местной противовоздушной обороны), начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Все мероприятия по ПВО и ПХО (противохимической обороны) объединены в государственную систему.

Созданная МПВО обеспечила в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач по защите населения и объектов экономики от нападения с воздуха.

В 1961 г. МПВО преобразуется в гражданскую оборону (далее ГО) – ГО СССР, которая становится основной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне. Создан Штаб ГО СССР. Общее руководство ГО возложено на Министерство Обороны. Мероприятия по защите планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого коллектива и каждого объекта. Была принята идея о проведении массовой эвакуации населения из городов (вероятных целей ударов) в загородные зоны. Строились различные убежища, совершенствовались войска ГО, создавались невоенизированные формирования и службы на объектах экономики и др.мероприятия в целях защиты населения и территорий.

В 1990 г. (12.10.90 г.) Правительством РСФСР образована Республиканская комиссия по ЧС и создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах госкомитета (впоследствии переименован в Госкомитет РСФСР по ЧС). В 1991 г. на базе Штаба ГО РСФСР и Госкомитета РСФСР по ЧС создается Государственный комитет РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийный (ГКЧС России). Последний в 1994 г. преобразован в МЧС России. ГО выводится из структуры Минобороны России. В 1998 г. принят федеральный закон «О гражданской обороне», который закрепил правовое значение ГО и уточнил ее задачи в современных условиях. Важность ГО, помимо закона (и не только в России), закреплена в 1977 г. «Дополнительными протоколами №1 и №2 к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны».2 В 1958г. создана международная организация ГО – МОГО на базе «Ассоциации Женевской зоны», основанной в 1931г.

Главная цель указанных преобразований – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени, придать этой работе общенациональную значимость, возвести ее на уровень Государственной политики.

В 1992 г. создана РСЧС (Российская система предупреждения и действий в ЧС). В 1995 г. она переименована в названную в заголовке этой главы, сохранив старую аббревиатуру. На нее возложены задачи по защите населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статистические данные о чрезвычайных ситуациях | РСЧС. Понятие. Состав. Задачи КЧС ПБ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.