КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 17. Обучение населения в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и гражданской обороны
I. Общие положения по обучению населения. II. Основополагающие государственные документы в области ГО и защиты населения от ЧС.
Порядок обучения, повышения квалификации и аттестации работников ж.д. транспорта. Подготовка работников ж.д. транспорта в области ГО и ЧС определяется указанием МПС России от 26.09.96г. №-849у. Обучению, повышению квалификации и аттестации по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС подлежат председатели и члены НКЧС, НОДКЧС, РБ, УРБ, дорожные и отделенческие ревизоры аппаратов РБ и УРБ, начальники ВП и ПП и их заместители, а также преподаватели ВУЗов, филиалов РАПС. Периодичность обучения, повышение квалификации установлена: председатель НКЧС – один раз в 5 лет и при назначении; члены НКЧС, председатели и члены НОДКЧС – один раз в 3 года; начальники ВП, ПП, их заместители и преподаватели ВУЗов – один раз в 2 года. Проверка знаний требований безопасности движения поездов работниками ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с приказом МПС России от 17.11.2000г. №284 и распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2005г. №2191р. При этом определены: периодичность испытаний всех работников (один раз в 5 лет и в 3 года), а также при назначении на должность; порядок проверки знаний и порядок оформления результатов проверки знаний; состав комиссий и перечень должностей и профессий работников ОАО «РЖД», подлежащих испытаниям и др. вопросы. Персонал железных дорог проходит обучение по ГО ЧС как и все остальное население России на базе постановлений Правительства РФ и указаний МЧС России. Существующие программы обучения в области Го и ЧС рассчитывается на 117, 112 и 12 часов в зависимости от категорий обучаемых. Кроме того, совершенствование знаний, умений и навыков персонала ж.д. транспорта в области ГО и ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Также учения и тренировки проводятся периодически по срокам:
- КШУ – один раз в 2 – 3 года (в зависимости от уровня); - ТСУ – один раз в год; - Штабные тренировки – один в год; - Комплексные учения – один раз в 3 года. Первый вопрос. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС осуществляется на основе постановлений Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.95г. №738 и «Об утверждении Положения об организации обучения населения в об-. ласти ГО» от 2.11.2000г. №841, а также с учетом «Организационных указаний по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС» МЧС России - последние указания действуют на 2001 -2005 годы). Подготовка населения в области ГО. 1.Основные задачи обучения: а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования индивидуальными коллективными средствами защиты; б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; в) выработка умений и навыков для проведения АСйДНР; г) овладение личным составом гражданских организаций бЭ' (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. 2. Группы обучения. Лица, подлежащие обучению, подразделяются на группы: а) начальники федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления и организаций; б) должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО (далее именуются - должностные лица и работники ГО), а также НГО организаций;
в) личный состав формирований; г) работающее население, не входящее в состав формирований; д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования; е) неработающее население. 3. Места обучения и сроки переподготовки Обучение является обязательным и оно ведется в рамках единой системы ГО и РСЧС в: учебных заведениях МЧС России; учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций; учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ (далее именуются - учебно-методические центры); на курсах ГО муниципальных образований (далее именуются - курсы ГО); по месту работы; по месту жительства граждан. Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников ГО, преподавателей курса «Основы БЖД» и дисциплины «БЖД» проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по ГО, переподготовка или повышение квалификации проводится в течение первого года. 4. Все органы исполнительной власти от федеральных до местного самоуправления, а также организаций в целях ведения-обучения в той или иной степени: а) планируют и осуществляют мероприятия по обучению; б) осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за обучением, находящихся в сфере ведения этих органов; в) участвуют в разработке государственных стандартов, программ и методик обучения по курсу «Основы БЖД» и дисциплины «БЖД»; г) организуют и осуществляют пропаганду знаний в области ГО; д) создают и оснащают учебную базу в подчиненных подразделениях, организуют издания учебной литературы, наглядных пособий по ГО и решают другие задачи в области ГО. (м7н 5. Фо рмы обучения в области ГО (по группам обучаемых) Группа руководителей (от федерального территориального уровней): а) самостоятельная работа с нормативными документами по ГО; б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО; в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках и др. плановых мероприятиях по ГО; Группа руководитетлей организаций, должностные лица и работники ГО: самостоятельная подготовка; переподготовка и повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учебно-методических центрах и на курсах ГО; участие в учениях, тренировках и др. плановых мероприятиях по ГО.
Личный состав формирований: повышение квалификации в учебно-методических центрах и на курсах ГО (руководители формирований); проведение занятий с личным составом формирований по месту работы; участие в учениях и тренировках по ГО. Работающее население (не входящее в состав формирований): проведение занятий по месту работы; участие в учениях, тренировках и др. плановых мероприятиях по ГО; индивидуальное изучение способов защиты от опасностей, возникающих во время ведения боевых действий. Учащиеся общего образования и студенты: обучение в учебное время по курсу «Основы БЖД» и дисциплины «БЖД»; участие в учениях и тренировках по ГО; чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радио передач и просмотр телепрограмм по тематике ГО. Неработающее население (по месту жительства): посещение мероприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, консультации, показ учебных фильмов и т.д.); участие в учениях по ГО; чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радио передач и просмотр телепрограмм по тематике ГО. Подготовка населения в области защиты от ЧС осуществляется по аналогичной схеме, соответствующей подготовке в области ГО, т.е. теже формы, методы подготовки населения и в тех же местах обучения - в единой системе РСЧС и ГО. МЧС России осуществляет координацию, методическое руководство и контрольна подготовкой населения в единой системе - областях ГО и защиты ЧС, а также определяет объем программ и периодичность обучения в Академии Гражданской защиты, учебно-методических центрах по ГО и ЧС и на курсах ГО городов и районов. Отметим в заключение этого вопроса следующее. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от ЧС, имеют право: на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок; на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках; на сохранение средней зарплаты по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих подобные занятия.
Второй вопрос. В основу всей деятельности по вопросам ГО и защиты от ЧС положены законодательные акты РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные и правовые акты министерств и ведомств, а также опыт ведения ГО в прошедших войнах и военных конфликтах у нас и за рубежом. Базовые документы для организации и ведения ГО и защиты от ЧС довольно многочисленны. Выделим основополагающие государственные документы в этой области. Федеральные законы: 1. Конституция РФ. 2. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 – ФЗ. 3. «Об обороне» от 24.04.1996 г. №61 – ФЗ, от 19.07.2007 г. № 103 – ФЗ. 4. «О гражданской обороне» от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ. 5. «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 – ФЗ. 6. «О радиационной безопасности населения» 09.01.1996 г. № 3 – ФЗ. 7. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116 – ФЗ. 8. «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151 – ФЗ. Указы Президента РФ: 1. «Концепция национальной безопасности РФ» от 10.01.2000 г. № 24. 2. «Военная доктрина РФ» от 21.04.2000 г. № 706. Постановления правительства РФ: 1. «О порядке отнесения организаций к категориям ГО» от 19.09.1998 г. № 1115. 2. «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» от 03.10.1998 г. № 1149. 3. «О порядке создания убежищ и иных объектов» от 29.11.1999 г. № 1309. 4. «О создании (назначении) в организациях подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области ГО» от 10.07.1999 г. № 782. 5. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 02.11.2000 г. № 841. 6. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.1995 г. № 738, от 04.09.2003 г. № 547. 7. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 г. № 794, 27.05.2005 г. № 335, от 03.10.2006 г. № 600. 8. «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 21.05.2007 г. № 304. 9. «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от 26.11.2007 г. № 804.
Лекция № 18. Государственная противопожарная служба (ГПС)
Справка. Обстановка с пожарами в стране остается напряженной. Ежегодное число пожаров в стране составляет более 230 тыс., т.е. ежедневное число пожаров более 630. Из общего числа пожаров около 70% происходит в городах, а 30% в сельской местности. Более 70% пожаров происходит в жилом секторе, где погибает до 90% людей. Практически каждый второй пожар происходит по причине неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый – от электрооборудования и бытовых приборов. В числе других причин пожаров: шалость детей с огнем – порядка 4%; сварочные и огневые работы - порядка 2%; поджоги, печное отопление и др. Первый вопрос. Государственная противопожарная служба (ГПС) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Она входит в состав МЧС России. Федеральный орган управления ГПС - ГУ ГПС МЧС России (главное управление ГПС). Начальник управления – Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору. Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС: управления, отделы ГПС МЧС России субъектов РФ; центры управления силами и службы пожаротушения; отряды ГПС; пожарные части; региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров; учебные центры; полигоны и др. подразделения. Научно- исследовательские и образовательные учреждения пожарно-технического профиля; академия ГПС МЧС России с двумя филиалами и др. учебные заведения. Создано семь региональных специализированных отрядов и 92 спецчасти. Имеется более 5 тыс. пожарных депо. Задачи ГПС: – организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности; – осуществление государственного пожарного надзора; – организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров; – тушение пожаров и проведение связанных с ними АСДНР; – подготовка, переподготовка и повышение кадров для пожарной охраны и др. финансовые, материально-технические вопросы. Справка. Подразделения ГПС ежегодно совершают более 2 млн. выездов; спасают от гибели более 60 тыс. человек и уничтожения огнем мат. ценностей на сумму более 23 млрд. рублей. Время оперативного реагирования на сообщение о пожаре составляет 8 мин. – в городе и 18,5 мин. – в сельской местности. Среднее время тушения пожара – 40 минут в городах и до 70 минут – в сельской местности. Сотрудниками ГПС ежегодно обследуется около 4 млн. объектов различного назначения и форм собственности. Профилактика пожаров позволяет предотвращать около 900 тыс. пожаров. Перспективы развития ГПС. Государственное управление в области пожарной безопасности постоянно совершенствуется. С 2002 г. и по настоящее время внесены изменения и дополнения в более чем 35 законодательных актов. Несмотря на принятые меры, необходимо дальнейшее совершенствование системы пожарной безопасности и в первую очередь ГПС. Основными направлениями в этой области являются: – эффективное интегрирование самой ГПС в систему МЧС России (т.к. не все вопросы решены после вхождения ГПС в состав МЧС); – совершенствование нормативной правовой базы, принятие соответствующих решений органами местного самоуправления, направленных на улучшение обстановки с пожарами; – подготовка и реализация соответствующих региональных целевых программ для укрепления материально-технической базы ГПС и повышения социальной защищенности и ее личного состава; – совершенствование организации работы с органами Госвласти субъектов РФ и местного самоуправления по заключению договоров на создание территориальных подразделений ГПС, содержащихся за счет их средств; – обеспечение функционирования объектовых подразделений ГПС, осуществляющих основу экономического потенциала страны; – организация работы по комплектованию подразделений ГПС личным составом, в том числе и отделов ГПС региональных центров. Второй вопрос. Система обеспечения пожарной безопасности (под ней следует понимать совокупность сил и средств, а так же мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами) включает: – органы государственной власти; – органы местного самоуправления; – предприятия; – граждан. Государственных пожарный надзор – это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Основные направления осуществления надзора: – надзор за соблюдением требований безопасности всеми органами власти – сверху донизу; – надзор за эксплуатацией объектов, а так же при их проектировании, строительстве, капремонте и реконструкции зданий и сооружений; – надзор за соблюдением разрешительного (лицензионного) порядка осуществления (услуг) в области пожарной безопасности, а также за соблюдением противопожарных норм и правил при лицензировании др. видов деятельности (работ, услуг); – надзор за соблюдением правил сертификации продукции и услуг; – проведение противопожарной пропаганды и надзор за организацией обучения мерам пожарной безопасности; – административно- правовая деятельность, в т.ч. разработка и утверждение нормативных документов по пожарной безопасности и др. вопросы. Правовые основы деятельности ГПС: – Конституция РФ: Ст. ст. 7; 34; 41; 55; 72; – основные положения Гражданского законодательства РФ, определяющие деятельность ГПС в области ГОСПОЖНАДЗОРА (ст. 2 ГК РФ; ст. 3, ч. 2 и др.); – основные положения Уголовного законодательства РФ (ст. 28 УК РФ и др.) – обоснованный риск (ст. 41 УК РФ; ст. 167 УК РФ); – основные положения Федерального законодательства о пожарной безопасности («О пожарной безопасности» ФЗ (ст. 5,6)); Права и ответственность лиц ГПС, осуществляющих государственный пожарный надзор, закрепляются соответствующими положениями, законами, инструкциями. Справка. Ответственность должностных лиц (уголовная) закреплена ст. ст. УК РФ – 183; 283; 285; 286; 289; 291; 293 – за халатность; ст. 1069 ГК РФ – за незаконные действия (бездействия). Особенности осуществления госпожнадзора в современных условиях: а) Факторы, определяющие приоритеты деятельности ГПС: – расширение прав собственников по распоряжению своим имуществом (право на предпринимательские риски); – расширение прав субъектов РФ в области обеспечения общественной безопасности; – приоритет принципов эффективности и экономической целесообразности мер пожарной безопасности; – возрастание роли расчетных методов при разработке систем пожарной безопасности объектов; – формирование экономических критериев оценки деятельности ГПС (оптимизации затрат на «пассивную» и «активную» защиту объектов; гармонизации принципов абсолютной безопасности и обоснованных рисков; обеспечения предпринимательских рисков; определение ущербов от пожаров относительно ВВП); – формирование механизма регулирования отношений в области противопожарного страхования, лицензирования, сертификации; – высокая динамика информационных процессов; – интеграция в мировую экономику; б) Факторы, осложняющие осуществление госпожнадзора: – несоответствие традиционных методов надзорной деятельности современной социально-экономической ситуации; – низкое качество нормативно- правовой базы; – недостаток высокоэффективных технологий надзорной деятельности; – слабое информационно-методическое обеспечение подразделений ГПС и объектов; – несоответствие уровня ресурсного обеспечения сложности задач по совершенствованию надзорной деятельности и др.
Третий вопрос. Системы автоматической пожарной сигнализации. Такая система включает в себя несколько пожарных извещателей. Одной из главных функций систем пожарной сигнализации (СПС) является выдача адреса возникшего загорания. Основу системы СПС составляет пожарные извещатели. Последние могут быть: дискретные не адресные; дискретные адресные; аналого-адресные. Дискретные извещатели срабатывают при наличии контролируемого параметра (тепло, дым, излучение пламени) определенного значения и выдают сигнал «пожар» в приемно-контрольном приборе. Аналоговые извещатели передают количественную характеристику контролируемого фактора пожара. Тепловые пожарные извещатели типа ТЧК (термочувствительный кабель) в настоящее время в России не выпускаются. Они обладали значительной инерционностью, не могли работать в агрессивных средах, восприимчивы к электромагнитным наводкам. Современные извещатели и системы работают с использованием волоконно-оптических световодов, что позволяет исключить предшествующие недостатки и измерять координату аномалии (пожара) и температуру в листе аномалии и ее градиент. В России разработаны и используются радиоизотопные (ионизационные) дымовые извещатели типов ИП-211-1 и ИП-211-2. последний извещатель обеспечивает сигнализацию при появлении дыма до 0,1 мг/м3 (применяются на АЭС). Продлена эксплуатация радиоизотопного дымового извещателя типа РИД-6М. На различных подземных и наземных объектах горнодобывающей и нефтехимической промышленности используются тепловые рудничные извещатели серии ИПР-4/1. Они имеют взрывозащитное исполнение. Традиционно в России (как и во всем мире) большое количество объектов (особо промышленных и складских) защищается автоматическими водяными и пенными установками пожаротушения. 1. Модульные установки с тонким распылом воды. Подобные установки с тонкораспыленной водой («водяной туман), размер частиц в которых мкм, более эффективны обычной спринклерной установки с импульсным устройством (традиционная схема). Эффективность в них достигается за счет увеличения поверхности охлаждения. Для создания тонкого распыла применяют высокое давление и специальные оросители. Недостаток их в том, что создать установку непрерывного действия можно только при применении высокопарных насосов, что требует изменить стандарты на трубы и их технологию сборки. Поэтому такие установки делают модульными, т.е. с ограниченным запасом воды (до 1000л.). Их применяют для локального тушения. Длительность работы не превышает 30 мин. Для замены насосов применяют газ под давлением, который закачивают в емкость, либо используют отдельный баллон с газом под давлением. Применяют так же пиротехнические заряды, размещаемые в баке с водой. 2. Газовые установки пожаротушения. Такие установки также модульного типа с объемом модуля 8-120 литров. Из отдельных модулей можно составлять батареи. Разработаны системы электроуправления модулями. Используется широкий спектр газов для пожаротушения: хладон 114Б2, хладон 125, хладон 318Ц (игмер), хладон- 227еа, азот, СО2, FE-13, аргон, шестифтористая сера (F6S)). Установки газового пожаротушения выпускаются отечественными производителями. Особенности таких систем управления и сигнализации: – автоматический пуск от двух сработавших извещателей; – дистанционный пуск устанавливается у эвакуационных выходов снаружи защищаемых помещений; – на входных дверях в помещение необходимо предусматривать устройства отключения автопуска установки при открывании дверей; – установка световой сигнализации о режиме работы такой установки (УПТ); – в помещении должна устанавливаться световая и звуковая сигнализация о выпуске в помещении газа; – местный пуск подобных УПТ в помещениях должен быть исключен или блокирован. Модули для хранения жидкой двуокиси углерода имеют емкость резервуара от 3 до 25 тонн, что позволяет тушить помещения от 800м3 до 15000м3. Есть такие емкости и для азота. 3. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения. В системе автоматической противопожарной защиты они заняли определенное место. Единственный недостаток порошковых модулей – ограниченный (не более 5 лет) срок применения порошка в модулях. Модули бывают следующих типов: – с разрушающейся оболочкой (типа «Буран») – одноразового действия; – с размещением в корпусе порошка газогенерирующего устройства (типа «Веер»); – заказной модуль (типа «Газпром»); – двухбаллонные - с порошком и газом под высоким давлением (типа «МАУПТ»). Аэрозольные установки разработаны в последние годы. Главный элемент в них – генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА) – специальный твердотопливные или пиротехнические композиции, которые способны самостоятельно гореть без доступа воздуха с образованием инертных газов, солей и окислов щелочных металлов. Механизм действия подобен порошкам. При работе ГОА образуют высокотемпературные зоны до 1500о С на расстоянии от 50 до 200см, что заставляет снижать подобную температуру применением химических компонентов. Поэтому при применении ГОА в помещениях должен учитываться этот недостаток. Приведение ГОА в действие осуществляется от электрического, теплового или механического сигнала. ГОА с электропуском можно применять в АУП. Подача АОС в помещение составляет 50-100 г/м3 для горячего аэрозоля и 100-200 г/м3 – для хладона. В целом, в настоящее время отечественный рынок технических средств имеет все виды пожарной автоматики и можно создать систему автоматической пожарной защиты любого назначения и любой сложности.
Св. план 2009 г., поз
Рубцов Борис Николаевич
Общий курс безопасности в чрезвычайных ситуациях Конспект лекций
Подписано в печать Тираж экз. Заказ Формат 60х84/16 Усл.-п.л. 127994, Москва, ул. Образцова, д.9, стр.9. Типография МИИТа [1] Поражающее воздействие – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, животных и растений, объекты экономики и природную среду. [2] Здесь и в дальнейшем под объектами понимаются живые организмы, технические средства, здания, сооружения и элементы природной среды, подвергающиеся поражающему воздействию оружия, техногенных, природных явлений и процессов. 1 К этому положению нужно относиться критически. В н/в можно многие критические процессы вызывать искусственно (землетрясения, наводнения, сход лавин и т.д.) 2 Женевские конвенции 1949г. и дополнительные протоколы к ним 1977 г. – международные конвенции о защите жертв войны. Включают: об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях, а также лиц, потерпевших кораблекрушения из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны; о защите жертв международных военных конфликтов. Россия-участник Ж. к. Ж.к. дополнили решения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. - о законах и обычаях войны, гуманизации ведения войны. [3] Готовность указанных служб и формирований к реагированию на ЧС и ликвидации их последствий проверяется в ходе аттестаций и проверок. * Энергия физических взрывов намного меньше, чем у химических. На практике они встречаются реже (это взрывы сжатых газов, перегретых жидкостей, разлив расплавленного металла в воду). В дальнейшем рассматриваются химические взрывы.
[4] -табл. величины; «стх» - означает стехиометрический состав. [5] Стандартное давление при воздуха (МСА-международная стандартная атмосфера). [6] На границе облака при * Видимый свет и ультрафиолетовое излучение не относят к ИИ. * В некоторых источниках WR определяется как коэффициент качества излучения и обозначается Q или К. 1 Радиоактивное облучение, полученное в течение первых четырех суток, принято называть однократным, а за большее время – многократным. Доза радиации, не приводящая к снижению работоспособности (боеспособности) личного состава формирований (личного состава армии во время войны): однократная (в течение первых четырех суток) –50рад; многократная: в течение первых 10-30 суток –100рад; в течение трех месяцев – 200рад; в течение года –300рад. Не путать, речь идет о потере работоспособности, хотя последствия облучения (см. табл..6.2) сохраняются. * Опасное хим. вещество – вещество прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель (ГОСТ Р22.0.05 - 94). ** АХОВ – это ОХВ, применяемое в производстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах) (ГОСТ Р22.9.05-95). *** АХОВИД – аварийно химически опасное вещество ингаляционного действия, т. е. это АХОВ, при выбросе (разливе) которого может произойти массовое поражение людей ингаляционным путем (ГОСТ Р22.9.05-95). [7] Глубина зон от первичного и вторичного облаков определяются по таблицам как функции Г¢ = f(Qэ1, VВ) и Г¢¢= f(Qэ2, VВ), где VВ – скорость ветра, м/с. * Числитель для первичного, знаменатель для вторичного облаков. ** Плотность аммиака дана для атмосферного давления. При давлении в емкости более атмосферного плотность аммиака (как и любого газообразного АХОВ) умножается на давление в емкости. * КЧСПБ на объектах создаются в случае необходимости и при наличии соответствующей материально – технической базы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |