Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Правовое регулирование получения и исследования информации




Часть 2. Правовое регулирование информационного обеспечения.

Комплекс маркетинга (начало) (3 темы)

 

Маркетинговые действия, в частности, маркетинговые исследования, связаны со сбором, обработкой, анализом и использованием различных сведений (информации).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ информация является одним из видов объектов гражданских прав, наряду с другими видами объектов: вещами, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, нематериальными благами. Следовательно, по поводу такого объекта гражданских прав как информация возникают определенные общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. Определение информации как самостоятельного объекта гражданско-правового регулирования влечет необходимость защиты информации как нематериального блага.

Понятие «информация» сегодня употребляется повсеместно. Существует множество теорий, в которых с позиций различных научных направлений исследуется данная категория.

Так, в литературе по философским и техническим вопросам теории информации и кибернетики понятие «информация» часто определяют как: передача разнообразия, мера определенности в переданном сообщении; оригинальность, новизна, мера сложности структур; вероятность выбора; специфическое средство познания; логико-семиотическое построение; средство уменьшения неопределенности; разрозненное многообразие; мера выбора самоорганизующейся системы и др.

В латинском языке «informatio» означает «разъяснение», «изложение», «осведомление».

Объектом научного исследования информация стала с появлением кибернетики. Основатель этой науки Н. Винер определил, что «информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде».

Как видим, здесь отражены два важных признака этого понятия: информация нематериальна (именно этот признак обусловливает специфику правового регулирования информационных отношений); информация - это определенное содержание, то есть сведения, факты, получаемые из внешнего мира в процессе приспособления, а следовательно, в процессе взаимодействия с внешним миром.

Подобное определение можно найти также и в словаре С.И. Ожегова, где сказано, что информация - это «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством». Там же раскрывается понятие «сведения» - это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо.

Современные исследователи определяют информацию как нематериальный объект в системе взаимодействий в рамках человеческого общества, который представляет собой сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, а также результаты их оценки в сознании человека.

Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 января 1995 г. информацией являются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Определим, в целом, место информации в системе объектов гражданских прав.

Соотношение информации и материальных объектов (вещей).

Как указывалось выше, информация относится к нематериальным объектам. Как и результаты творческой деятельности информация, являясь нематериальным объектом, всегда выражается в какой-либо объективной форме. Достаточно часто объективная форма реализуется в материальном носителе, и тогда мы говорим о документированной информации.

Документированная информация определяется как совокупность содержания информации; реквизитов, позволяющих установить источник, полноту информации, степень ее достоверности, принадлежность и другие параметры; материального носителя информации, на котором ее содержание и реквизиты закреплены. Но при этом необходимо отделять собственно информацию от ее материального носителя.

В связи с этим определим некоторые особенности информации:

1) информация - нематериальное благо;

2) информация - непотребляемое благо, т.к. возможно только моральное старение сведений;

3) информация – неистребимое, неотчуждаемое, неисчерпаемое благо;

4) возможность неограниченного тиражирования информации;

5) невозможна монополия на информацию, кроме случаев, когда она является государственной тайной или конфиденциальной информацией;

6) содержательная сущность информации определяет ценность исследуемого объекта;

7) информация тесно связана с процессом ее передачи;

8) количественный объем информации определяют с помощью таких понятий как «информационный объем», «плотность», «емкость», «информативность».

Говоря о нематериальной сущности информации мы не можем отнести ее к объектам права собственности, так как на информацию невозможно распространить в традиционном смысле правомочия владения, пользования и распоряжения. Право собственности распространяется на материальные носители информации – информационные ресурсы, документы. Собственно сведения, содержащие информацию, рассматриваются не как объект права собственности, а как объект исключительных прав.

Соотношение информации и объектов интеллектуальной собственности.

Стокгольмская конвенция 1967 года, учредившая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (ВОИС) и ратифицированнная СССР 19 сентября 1968 г., определила перечень объектов интеллектуальной собственности:

 литературное, художественное, научное произведение;

 исполнительская деятельность, звукозапись, радио- и телепередачи;

 изобретения;

 научные открытия;

 промышленные образцы;

 товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования;

 защита против недобросовестной конкуренции;

 другие объекты, относящиеся к интеллектуальной деятельности.

Причем, каждому из указанных направлений соответствуют определенные нормативные правовые акты.

Следовательно, информация, как и другие объекты интеллектуальной собственности, относится к объектам гражданских прав, на которые распространяются права, называемые исключительными, каковыми являются прежде всего имущественные права на использование данных нематериальных объектов.

От иных объектов интеллектуальной собственности информацию отличает то, что среди общего массива сведений, содержащих информацию, законодатель выделяет информацию общедоступную, ограниченного доступа (конфиденциальную) и закрытую информацию (государственную тайну).

Общедоступная информация свободно предоставляется, передается, тиражируется, распространяется и т.п.

Информация, составляющая государственную тайну, есть защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется посредством ознакомления конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну, с санкции полномочного должностного лица.

К конфиденциальной информации относится документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень конфиденциальной информации определен Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. Можно привести примерный перечень видов информации, имеющей ограниченный доступ:

 персональные данные;

 тайна следствия и судопроизводства;

 служебная тайна;

 коммерческая тайна;

 банковская тайна;

 врачебная тайна,

 нотариальная тайна,

 адвокатская тайна,

 тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений;

 другие виды тайн в соответствии с законом.

Таким образом, информация, являясь объектом нематериальным, не может рассматриваться без материального носителя. Иными словами, информация представляет собой не столько совокупность сведений, сколько совокупность символов, подлежащих декодированию. При этом следует различать отношения по поводу информации, носителя информации и информации, находящейся на носителе информации.

Информацию можно классифицировать следующим образом:

1) по виду информации: правовая, научно-техническая, политическая, статистическая, персональная, экономическая, финансовая и т.д.;

2) по способу обработки: ручная, механическая, автоматизированная;

3) по форме организации ресурсов: а) традиционные формы - документ, массив, фонд, архив; б) автоматизированные формы - автоматические информационные системы, автоматические системы управления, информационно-поисковые системы, банки данных и т.д.;

4) по видам носителя: на бумаге, в виде изображения, в электронном виде и т.д.;

5) по доступу к информации: общедоступная; информация с ограниченным доступом; закрытая.

Для маркетолога наибольший интерес представляют такие виды информации как персональные данные, коммерческая тайна и служебная тайна.

Следует отметить, что информация, выступающая в правоотношениях в виде служебной, коммерческой, государственной и иной охраняемой законом тайны, имеет определенные идентифицирующие признаки. Как было сказано выше, основной формой существования информации, с которой может быть связана коммерческая, служебная и государственная тайна, является документ. Зафиксированная на материальном носителе документированная информация (документ) с реквизитами, облеченная в форму, позволяющую ее идентифицировать, как правило, подлежит правовой защите.

Рассмотрим отдельные виды информации, используемые в маркетинговой деятельности.

Персональные данные.

Персональные данные как вид информации определяются следующими законодательными актами: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 20.02.95 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. от 10.01.2003), Закон РФ от 11.03.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 10.01.2003) и иных нормативных правовых актах.

Причем определение персональных данных в широком смысле слова приводится в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; процедуры получения – в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а частные вопросы обработки и правовой защиты – в Трудовом кодексе РФ (гл. 14).

При этом общее правило следующее: получение персональных данных возможно только с согласия носителя этих данных.

Персональные данные работника являются составной частью того, что называется частной жизнью человека. В англоязычных странах это обозначается словом «privacy», которое не имеет аналогов в русском языке. Оно может означать в одних случаях частную жизнь, в других - право на частную жизнь, в третьих - право на защиту неприкосновенности частной жизни и еще несколько смысловых оттенков.

В соответствии со статьей 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Конституцией установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Информация о работнике должна обрабатываться (получаться, храниться, комбинироваться, передаваться, то есть использоваться) только в определенных целях, связанных с трудовыми взаимоотношениями, и оговоренных законодательством.

Это налагает дополнительные обязанности на сотрудников кадровых служб.

Трудовым кодексом РФ установлено, что персональные данные работника следует получать у него лично.

Статьей 65 ТК РФ установлен перечень документов, предъявляемых работником при поступлении на работу (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета, документы об образовании и квалификации, а также иные в установленных случаях). Другие сведения от работника или от третьей стороны (характеристика с предыдущего места работы, справки УВД и др.) работодатель может получить только с письменного согласия работника. Более того, работодатель обязан подробно разъяснить необходимость получения такой информации.

Закон содержит запрет на получение и обработку данных о политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни работника, если они не связаны непосредственно с вопросами трудовых отношений.

Каждая организация должна вести документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области. При поступлении на работу работник должен давать расписку в том, что ознакомлен с этими документами.

Доступ к персональным данным имеют не только руководитель организации и работники кадрового органа. С ними полностью или частично могут ознакомиться в связи с исполнением служебных обязанностей программисты и разработчики баз данных, работники бухгалтерии, руководитель структурного подразделения, медицинские работники.

Поскольку доступ к персональным данным сотрудников должны иметь только уполномоченные на это лица, обязательным становится принятие локального нормативного акта о допуске к информации и организации передачи информации о работнике внутри самой организации. С этим актом работник также должен быть ознакомлен под расписку.

Отныне каждый работник имеет свободный доступ к своему «личному делу» и вправе получить копии любых записей, содержащих его персональные данные. Если работник не согласен с собранными на него данными оценочного характера (например, характеристикой руководителя), он может дополнить их заявлением, выражающим его собственную точку зрения.

Кадровым службам следует уделять особое внимание передаче данных работника третьим лицам; в частности, данные сведения нельзя сообщать без письменного разрешения работника, кроме случаев, установленных федеральным законом; недопустимо заключать соглашения с работником об отказе им от своих прав на сохранение и защиту тайны; работник имеет право обжаловать в суде любые неправомерные действия работодателя при обработке и защите его персональных данных, причем последнего могут привлечь к ответственности в соответствии с федеральными законами.

Законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную, материальную и уголовную ответственность за разглашение персональных данных.

Административная ответственность. В соответствии с ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. В свою очередь, ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, устанавливается ст. 13.14 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. За повторное нарушение законодательства о труде ст. 5.27 КоАП РФ предусматривается более суровое наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. Дисквалификация - это новый вид санкции, который предполагает лишение права выполнять управленческие функции в течение определенного срока.

Материальная ответственность. Статьями 234-237 ТК РФ определены следующие меры ответственности: возмещение материального ущерба; уплата процента за задержку выплаты заработной платы (не ниже 0,03 ставки ЦБ РФ за каждый день задержки); компенсация морального вреда работнику – ст. 237.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ); за отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы (ст. 140 УК РФ); за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).

Коммерческая тайна.

В различные эпохи создавались специальные законы, защищавшие интересы производителей, их хозяев и государств от возможной утечки секретов. Например, в Древнем Риме был принят закон, предусматривавший наказание в виде штрафа (который был равен удвоенной величине причиненных убытков) за принуждение чужих рабов к выдаче тайн своего хозяина. В античном мире родилась идея вести торговые книги, тайна которых являлась разновидностью промысловой тайны. Промышленники, торговцы и банкиры обязаны были вести названные книги, отражавшие их деятельность и материальное положение. Ведение таких книг гарантировало защиту тайны на законном основании. Данные торговых книг могли быть сообщены только для целей правосудия, по фискальным соображениям (для уточнения налогов), по делам о наследовании имущества, в случаях прекращения существования товарищества и наступления банкротства.

В мировой практике законодательного регулирования коммерчески ценной информации употреблялись различные термины, обозначавшие смысл данного понятия и использовавшие ключевое слово «тайна»:

- под промысловой тайной понимались индивидуальные особенности производства и купечески организованного предприятия, включавшие сведения, составлявшие промышленную, фабричную или торговую тайну;

- производственной тайной считалось привнесение чего-либо нового в процесс создания благ;

- под фабричной тайной понимался не только предмет патента, который первыми ввели Англия, Франция и Германия, но и любая особенность производства (речь идет о современном понятии «ноу-хау»);

- торговую тайну составляли элементы индивидуальности (например, знание мест закупки товаров, списки покупателей и т. д.);

- коммерческая тайна включала особенности коммерческой деятельности предприятия.

Таким образом, тайной становились любые сведения, представлявшие для собственника коммерческую ценность (в современном понимании).

В законах Российской империи имелись нормы, предусматривавшие охрану фабричного секрета, торговой тайны и тайны кредитных установлений, которые являлись средством закрепления определенного положения предприятия в ряду конкурентов, удержания благоприятного сбыта. Чтобы не допустить разглашения промысловой тайны, предусматривалось правовое воздействие предохранительного (недопущение посторонних к торговым книгам, запрещение служащим оглашать известные им тайны предприятия и т. д.) и восстановительного характера (применение уголовных наказаний и взыскание убытков по гражданским искам).

Для защиты промышленной и торговой тайны в российском Уголовном уложении была предусмотрена гл. 29 «Об оглашении тайн», ст. 543 которой гласила: «Служащий на заводе, фабрике или ином промышленном заведении, рабочий оных, виновный в оглашении особых употребляемых на заводе, фабрике или в заведении предположенных к употреблению приемов производства, кои вверены виноватому, как подлежащие хранению в тайне, наказываются: арестом или денежною пенею не свыше пятисот рублей.

Если сей проступок учинен с целью причинить имущественный ущерб предприятию или получить имущественную себе выгоду, то виновный наказывается: тюремным заключением на срок не свыше шести месяцев».

Состоявший на службе в торговом предприятии виновный в оглашении коммерческой его тайны с целью повредить кредиту хозяина предприятия или получить имущественную для себя выгоду, в соответствии со ст. 545 Уголовного уложения, наказывался заключением в тюрьму на срок не свыше шести месяцев.

Налаженная в правовом отношении система защиты производственной и коммерческой тайны царской России и обеспечивавшие ее законы были отменены в ноябре 1917 г. в связи с принятием Советской властью Декрета о рабочем контроле. Однако новые руководители весьма быстро осознали, что предприятие все же должно иметь право на защиту информации, обладающей экономической ценностью. И если на первых порах защите подлежали только сведения, касающиеся разработок и производства военного характера, то уже в 1926 г. ВЦИК утвердил перечень секретов, который позволял предприятиям защищать производственную и коммерческую тайну.

Нужно отметить, что в СССР отношение к коммерческой тайне на государственном уровне длительное время было негативным и основывалось на представлении о ней как об инструменте капиталистических фирм, используемом для утаивания части прибыли от налогообложения и иных правонарушений.

Правовая природа коммерческой тайны такова, что последняя может существовать в различных формах только в условиях рыночной экономики.

Впервые о коммерческой тайне и праве на ее защиту упоминалось в ст. 33 Закона СССР «О предприятиях в СССР» и в ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Позднее, в связи с необходимостью борьбы с недобросовестной конкуренцией, вопросы защиты коммерческой тайны нашли отражение в ст. 10 и 15 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В мае 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в ст. 151 которых устанавливался порядок правовой охраны секретов производства, действующий в настоящее время и регулирующий защиту «ноу-хау».

В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие «коммерческая тайна» и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США. В некоторых странах (например, Чехии, Югославии) коммерческая тайна отнесена к сведениям, составляющим хозяйственную или деловую тайну. В законодательстве ФРГ под понятие «коммерческая тайна» подпадает любая информация, связанная с деятельностью фирмы, которая, по мнению ее владельца, должна храниться в тайне. Более определенно этот вопрос решен в Финляндии. Тайной там признаются сведения, которые при получении конкурентом могут содействовать его успеху или причинить ущерб фирме.

Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском Законе о коммерческой тайне 1979 г.: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам, могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.

В отдельных странах законодательно определены сведения, которые не могут являться коммерческой тайной. Это научные теории, математические методы и др.

В настоящее время в Российской Федерации действуют отдельные нормы более 30 правовых источников, регулирующих вопросы правовой охраны коммерческой тайны. Важнейшие из них содержатся в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Законе РФ «О государственной тайне», Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», и ряде других законов, регулирующих различные сферы экономики и общественной жизни. Наличие значительного количества принятых норм и их противоречивость создавало возможность различного толкования этих норм в правоприменительной практике.

Летом 2004 г. был принят закон прямого действия, систематизирующий положения действующего законодательства Российской Федерации и регулирующий отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, - Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Настоящий закон направлен на консолидацию законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне, его развитие и дополнение (в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации - Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности (ТРИПС) и основывается на следующих концептуальных положениях:

- соответствие норм закона современным нормам действующего законодательства Российской Федерации и международной практике;

- внесение минимально необходимых изменений в нормы действующего законодательства, сохранившиеся из иной экономико-правовой среды;

- обеспечение баланса интересов общества, физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также государства в области охраны, использования и защиты информации, составляющей коммерческую тайну;

- возмещение убытков, понесенных обладателем коммерческой тайны вследствие нарушения его прав.

Закон предусматривает правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности, в том числе:

 определяет информацию, составляющую коммерческую тайну, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в части характера информации, ее коммерческой ценности (ст. 3);

 устанавливает законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан (ст. 5);

 устанавливает обязательность предоставления органам государственной власти, суда и прокуратуры информации, составляющей коммерческую тайну, в случаях возникновения необходимости выполнения данными органами своих функций в рамках их компетенции, установленной федеральными законами (ст. 6);

 определяет права обладателя коммерческой тайны (ст. 7);

 регулирует отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд и нужд субъекта Российской Федерации (ст. 9);

 устанавливает режим охраны коммерческой тайны (ст. 10);

 устанавливает требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях (ст. 11), в гражданско-правовых отношениях (ст. 12), в органах государственной власти (ст. 13);

 предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне (ст.ст. 14, 15).

Таким образом, коммерческая тайна означает конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В практической деятельности возникает проблема сохранения коммерческой тайны при осуществлении делового сотрудничества. Большое значение имеют договорные обязательства сторон по защите коммерческих секретов друг друга:

 не использовать без согласия партнера полученную информацию в собственных коммерческих целях;

 не передавать без предварительного согласия партнера материалы, содержащие доверенную им коммерческую тайну, третьей стороне;

 обеспечивать сохранность переданных организации коммерческих секретов партнера своими силами и средствами;

 определять категории конфиденциальности передаваемой коммерческой информации по соглашению сторон;

 ведение протоколов встреч.

Сбор информации производится «разрешительными» (легальными) методами и нелегальными методами (промышленный шпионаж). Однако незаконное получение и разглашение отдельных сведений нелегальными методами (промышленный шпионаж) влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 183 УК РФ.

Служебная тайна.

Ст. 139 ГК РФ служебная тайна обозначена в одном ряду с коммерческой тайной и совпадает с ее определением, что значительно затрудняет определение объекта правового регулирования и практику правоприменения в рассматриваемой области.

Однако из анализа п. 1 ст. 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», п.8 ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных законов следует, что служебная тайна составляет самостоятельный вид охраняемой законом тайны, однозначного определения которой в действующем законодательстве нет. Но многочисленные ссылки на нее позволяют выделить основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

В соответствии с Указом Президента РФ от 06.03.97 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» служебную тайну составляют сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами.

Объектом служебной тайны является, как правило, информация, составляющая охраняемую законом тайну третьего лица, предоставленная государственному органу под условием конфиденциальности, или конфиденциальные сведения о деятельности государственных органов, не отнесенные к числу сведений, составляющих государственную тайну. Информация, составляющая служебную тайну, не обладает коммерческой ценностью и обеспечивает удовлетворение публичного, а не частного интереса.

Назначение служебной тайны состоит в регулировании административных, финансовых и иных публично-правовых отношений, в ходе которых государственные органы реализуют управленческие, контрольные, надзорные и иные функции и полномочия, а также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе прав на коммерческую тайну.

Служебная тайна – «это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости».

Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим критериям охраноспособности:

 отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

 является охраноспособной конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна) и получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения им обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законом;

 не является государственной тайной, не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Информация, не отвечающая этим требованиям, не может считаться служебной тайной и не подлежит правовой охране.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести следующие виды информации:

1. Служебная информация о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов (военная тайна; тайна следствия - данные предварительного расследования (следствия); судебная тайна (тайна совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда РФ, материалы закрытого судебного заседания, тайна совещания присяжных заседателей) или тайна в силу служебной необходимости (порядок выработки и принятия ре-теша, организация внутренней работы и т.п.).

2. Охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу исполнения служебных обязанностей лицам в государственных органах и органах местного самоуправления (коммерческая, банковская, профессиональная тайны, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой тайны", ставшей им известной по службе в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

Правовая охрана в отношении служебной тайны других лиц в государственных органах начинается с момента получения этих сведений их должностными лицами и иными представителями в связи с исполнением обязанностей по службе в порядке и в случаях, установленных федеральным законом (на законном основании).

Правовая охрана в отношении собственной служебной тайны должна начинаться с момента отнесения конкретных сведений к служебной тайне в соответствии с перечнем сведений, определенных федеральным законом, и действовать до тех пор, пока в этом есть служебная необходимость, если иное не установлено законом.

Наряду с этим должностные лица и сотрудники государственных органов не вправе использовать служебную тайну в неслужебных целях, обязаны обеспечить ее сохранность и защиту, соблюдать установленный порядок работы с такой информацией. Защита прав государственных органов в отношении собственной служебной тайны должна осуществляться в порядке, аналогичном для государственной тайны. В современном законодательстве, к сожалению, есть лишь отдельные ссылки на эти права и обязанности, что предполагает внесение специальных поправок в законы, регламентирующие вопросы государственной и муниципальной службы.

В действующем законодательстве сегодня установлены нормы уголовной ответственности (в УК РФ) за разглашение сведений, составляющих служебную тайну в силу требований закона: ст. 155 - разглашение тайны усыновления (удочерения); ст. 310 - разглашение данных предварительного следствия; ст. 311 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса; ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.

КоАП РФ определяет ответственность за неправомерное использование служебной информации (ст.ст. 14.24, 15.21).

Получение информации.

Юридическое оформление процесса получения информации осуществляется посредством заключения гражданско-правового договора, в частности, договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) – см. Приложение.

Под обязательством по оказанию услуг, следует понимать такое гражданское правоотношение, в силу которого одна из сторон (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) совершить определенные действия или осуществлять определенную деятельность, а заказчик обязуется эти услуги оплатить.

Обязательства по оказанию услуг могут возникать в различных сферах деятельности.

Предметом договора возмездного оказания услуг являются нематериальные услуги (в частности, предоставление информационных услуг). Следует различать результат деятельности исполнителя, т.е. собственно услуги, и тот результат, которого желает достичь заказчик посредством услуги.

По общим правилам предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по

оказанию услуг, если иное не предусмотрено договором. Это связанно с тем, что важнейшее значение для заказчика имеют личность самого исполнителя, его индивидуальные данные, опыт, знания, профессионализм и т.д.

 

Стороны, как исполнитель, так и заказчик, вправе во всякое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг. При отказе заказчика от исполнения договора он обязан оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. При отказе исполнителя от исполнения договора возмездного оказания услуг заказчику должны быть возмещены исполнителем убытки в полном объеме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.