Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Правовое обеспечение товара




 

1. Известно, что товар – вещь, предназначенная для обмена. Однако, в маркетинге товар понимается в широком смысле слова: это и собственно вещь, предназначенная для обмена, в том числе ее заменители; это и результаты деятельности как овеществленные, так и неовеществленные; также объекты нематериального характера. Правовой статус данных объектов определяется гражданским законодательством. В свою очередь, характеристики видов товара приведены в различных темах настоящего курса. В данной теме отметим лишь такой вид товара как вещь, которая представляет собой материальный объект внешнего мира, т.е. предмет материального мира, находящийся в естественном состоянии или продукт, созданный трудом человека. При этом не следует путать понятие «вещь» как какой-то реальный продукт и «вещь» как правовую категорию. С точки зрения права вещью являются, например, стол, стул, животное, газ, энергия и пр.

2. Среди показателей конкурентоспособности товара немаловажное значение имеют такие его характеристики как качество и безопасность. Причем, безопасность товара не только законодательно зафиксирована, но и определены права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), а также меры ответственности в случае их нарушения.

Качество товара не имеет законодательного закрепления, в связи с чем хозяйствующие субъекты лишены возможности грамотно и полноценно сформулировать условие о качестве в гражданско-правовом договоре. В Гражданском Кодексе РФ содержатся лишь общие положения, определяющие взаимоотношения между сторонами по поводу качества товара (в частности, см. ст. 469 ГК РФ).

Содержание указанных норм на первый взгляд свидетельствует о свободе сторон при формировании в договоре условий о качестве товара: стороны либо самостоятельно определяют этот показатель, либо вообще не включают это условие в договор. Однако такое понимание норм ГК будет ошибочным. В п. 4 ст. 469 ГК РФ содержится правило, ограничивающее принцип свободы договора. Указанная норма возлагает обязанность на продавца по определению требований к качеству передаваемого покупателю товара, прежде всего в тех случаях, когда в договоре отсутствует условие о качестве товара. При нарушении этого правила независимо от условия договора считается, что продавец ненадлежаще исполнил принятое на себя обязательство. При согласовании же сторонами этого условия договора в силу жесткости формулировки рассматриваемой нормы стороны не могут отступить от положений документов, устанавливающих обязательные требования к качеству. Это означает, что сторонам должно быть известно, какими документами устанавливаются обязательные требования к качеству товара, по поводу которого заключается договор, и содержание этих документов.

Однако при этом возникает вопрос: что имел в виду законодатель, употребляя термин «обязательные требования к качеству»? К сожалению, непосредственно из текста ГК РФ ответ на него не вытекает.

Тем не менее, в ряде нормативных актов определяются обязательные требования к качеству отдельных товаров.

На практике не представляется возможным определить качество как полную совокупность свойств. Вместе с тем нельзя обозначить качество и указанием на отдельные свойства предмета. Категория качества выражает системный подход к познанию определенного объекта, отличия его от других объектов и сходства с ними.

Известно определение качества, сформулированное в ГОСТе 15467-79: «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Это определение зафиксировало некоторые существенные черты любого товара, представляющие его качество: наличие объективных свойств продукта и его назначение. Но у продукции существует и ряд других существенных черт, без учета которых определить ее качество невозможно. Например, весьма существенны связи между качеством и количественной характеристикой товара, зависимость качества от меняющихся условий производства и потребления, уровня и характеристик потребностей и другие черты.

Определенные требования к качеству продукции и суждения о способах достижения необходимого качества существовали у людей издавна. По своему характеру и содержанию они соответствовали историческим условиям той или иной эпохи, уровню развития производства и научных знаний, общественным интересам и потребностям людей. Так, правилами суконного производства в Шалоне (1244) предписывалось: «Нельзя делать сукна зеленого, коричневого, синего и красного, в шерсти этих цветов не полагается». В случае, если изготовитель отступал от установленных требований, его продукция, по цеховым правилам средневековья, подлежала уничтожению. В городском праве Страсбурга (1214) записано: «Серые сукна, не имеющие в ширину двух локтей с четвертью, должны быть сожжены. И если к сукну подмешан волос, то оно точно также подлежит сожжению».

Российское законодательство конца XIX века качеству выпускаемой продукции уделяло достаточное внимание. Статья 1287 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (далее - Уложение 1885 г.) гласила: «Браковщик, изобличенный в производстве торга или участии в торговле теми товарами, при браке коих находятся... под своим именем или под именем других, а равно и в маклерстве по каким бы то ни было товарам, подвергается за сие:

в первый раз денежному взысканию не свыше ста пятидесяти рублей;

во второй раз не свыше трехсот рублей;

в третий раз он отрешается от деятельности».

Наказывался также и браковщик, заклеймивший товар клеймом не того сорта, которому товар соответствовал (ст. 1290).

3. С 1-го июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», радикально меняющий системы государственного нормирования безопасности и качества продукции, стандартизации и сертификации и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений в сфере технического регулирования. В законе определены две основные категории документов, регламентирующие требования к продукции и процессы производства: технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые федеральными законами, и стандарты, которые представляют собой правила для добровольного использования.

Новый Федеральный закон регулирует отношения, возникающие на всех этапах и стадиях производства продукции, а также ее эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, а также по оценке соответствия. Важнейшим применением технического регулирования является применение единых правил устанавливающих требования к продукции, процессам и т.п. и единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.

Федеральный закон «О техническом регулировании» предусматривает возможность применять для одной и той же продукции различные формы обязательного подтверждения соответствия.

Технические регламенты, согласно закону, с учетом степени риска причиненного вреда содержат обязательные требования к продукции, ее характеристикам, процессам производства, эксплуатации и т.д. Регламенты подразделяются на два вида – общие, относительно любых видов продукции, и специальные, в отношении отдельных видов продукции. Закон определяет порядок разработки и применения стандартов в РФ. Стандарты утверждаются национальным органом о стандартизации. Подтверждение соответствия продукции работ или услуг стандартам и регламентам должно осуществляться в виде декларирования или сертификации.

Пересмотрены подходы к принципам стандартизации, главными из которых следует считать: принцип добровольного применения и принцип применения международных стандартов как основы разработки национальных стандартов. Следует отметить, что технические регламенты устанавливают общие обязательные для применения и исполнения требования, а стандарты - устанавливают характеристики продукции в целях добровольного многократного использования.

Кроме того, Федеральный закон «О техническом регулировании» открывает новые перспективы в привлечении профессиональных объединений и частного бизнеса к участию в разработке технических регламентов и стандартов. Согласно ст. 9 и ст. 16 разработчиком технических регламентов и национальных стандартов «может быть любое лицо». Средства Федерального бюджета, согласно ст. 45 данного закона, могут быть использованы только «для государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов», «создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов», «разработку общероссийских классификаторов» и «реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов…». Кроме того, сама процедура разработки технических регламентов и национальных стандартов становится открытой (см. ст. 9 и ст. 16), а в основу национальных стандартов положены международные стандарты за исключением ряда случаев, приведенных в ст. 12, когда их применение невозможно в Российской Федерации.

Следует отметить, что разработка и установление технических регламентов предусматривается в течение семи лет.

4. Конкурентоспособность товара характеризуется также и наличием его средств индивидуализации, которые определены в Законе РФ от 23.09.92 N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24.12.2002 г.) – далее – Закон о ТЗ.

Как известно, товарные знаки появились в средние века, когда гильдии ремесленников и торговцев требовали от производителей его нанесения, чтобы можно было контролировать объем производства, качество товара и выявлять изготовителей некачественной продукции. Первое постановление о регистрации товарных марок появилось в штате Калифорния в 1861 г. и касалось только торговых марок, используемых на бутылках, поскольку бутылки были первой и самой распространенной упаковкой.

В России определение понятия товарного знака в законодательстве впервые появляется в 1767 г., когда был принят Новоторговый Устав, содержащий нормы, регулирующие внутреннюю или внешнюю торговлю. Клеймо тогда служило таможенным знаком для различия русских и иностранных товаров и подтверждения факта оплаты пошлины. В 1774 г. принимается указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками.

В последствии, в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1885 г.) и Уголовном уложении (1903 г.) данные положения получили дальнейшее развитие. В документах достаточно важное значение уделялось сохранности промышленной и торговой тайны, защите товарного знака, а в какой-то мере и вопросам метрологии, качества и экологии производства.

Статья 1354 Уложения 1885 г. распространялась не только на русских, но и на иностранных фабрикантов и заводчиков. Причем в борьбе с указанным в ней преступлением предполагалось опираться на декларации и трактаты, заключенные с рядом государств: Францией, Англией, Германией, Австро-Венгрией, Северо-Американскими штатами, Бельгией, Нидерландами. Например, в 1870 г. было заключено дополнение по торговым знакам к торговому трактату с Францией.

Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации. Дешевые подделки при наличии знака сходили за изделия признанных мастеров. В целях прекращения деятельности фальсификаторов требовались юридические меры защиты. В Англии меры защиты против таких нарушений были выработаны судами в середине прошлого столетия. Лицо, имевшее право использовать товарный знак, получало также право запрещать другим умышленно пользоваться репутацией, которая связана с этим знаком. Это был знаменитый запрет на ведение дел под чужим именем. Никто не имел права выдавать свои товары за товары другого лица. В России Законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.

По мере того, как все большее число стран создавало систему охраны товарных знаков, появилась необходимость гармонизировать законодательства о промышленной собственности на международном уровне. Начиная с конца XIX века был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности – Парижская конвенция 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и т.д.

В России после революции 1917 г. принимались различные законодательные акты, регламентирующие отношения в области охраны товарных знаков, - Декрет 1918 г. «О пошлинах на товарные знаки», Постановление 1919 г. «О товарных знаках государственных предприятий», Декрет 1922 г. «О товарных знаках» и др.

В настоящее время в России отношения, возникающие в связи с созданием, регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, регулируются следующими нормативными актами: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон РФ от 23.09.92 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24.12.2002 г.), Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 31.12.2001 г.), Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 09.10.2002 г.), международные соглашения и конвенции, участниками которых является Россия, а также ряд иных правовых актов и ведомственных актов.

ГК РФ признает исключительное право гражданина или юридического лица на средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Использование товарных знаков или знаков обслуживания, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьим лицом только с согласия правообладателя. Законом РСФР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не допускается самовольное использование товарного знака другого хозяйствующего субъекта.

В связи с той ролью, которую товарные знаки и знаки обслуживания играют при реализации и продвижении товара на рынке, весьма актуальна проблема обеспечения их правовой охраны.

Для того, чтобы товарный знак стал объектом правовой охраны существует несколько условий, которые прямо не названы в законе, но можно определить следующие:

 не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя (т.е. должен быть символ);

 товарный знак должен быть новым (имеется в виду не абсолютная, а относительная новизна, т. е. товарный знак должен быть не похож, не тождественен и не смешиваться с другими знаками зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений;

 товарный знак должен быть зарегистрирован (гл. 2 Закона о ТЗ).

В этой связи необходимо сказать и о знаках обслуживания - обозначение, способное отличать услуги одних юридических или физических лиц от однородных услуг других юридических или физических лиц. К знакам обслуживания предъявляются такие же требования как и к товарным знакам.

Различаются данные объекты лишь по объекту маркировки: если товарные знаки индивидуализируют и рекламируют товары определенных производителей, то знаки обслуживания предназначены для различия однородных услуг, оказываемых разными лицами. Хотя может быть и слияние.

Необходимо отметить, что не допускается регистрация в качестве товарных знаков, обозначений

1) состоящих только из элементов:

• вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

• являющихся общепринятыми символами и терминами;

• характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;

• представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

• представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений (в соответствии с международным договором Российской Федерации). Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа;

2) представляющих собой или содержащих элементы,:

• являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;

• противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

3) тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

4) представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта (в соответствии с международным договором Российской Федерации).

В свою очередь, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные

1) или сходные до степени смешения с:

• товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

• товарными знаками других лиц, признанными в установленном Законом о ТЗ порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками в отношении однородных товаров;

• наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом о ТЗ, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.

2) охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

3) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

4) фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, определенным Законом, или в силу международных договоров. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также на имя физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (часть 3 ст. 2 Закона о ТЗ). Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом о ТЗ, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Допускаются к регистрации коллективные знаки объединений лиц для маркировки товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак, как объект исключительного права объединения в целом, не может принадлежать совместно организациям, входящим в данное объединение. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

Участники объединения могут использовать коллективный знак наряду с индивидуальным товарным знаком. Использование коллективного знака отражается в специальном правовом документе, именуемом уставом коллективного знака. Он разрабатывается и утверждается самим объединением и прилагается к заявке на регистрацию коллективного знака (ст. 21 Закона).

Регистрация товарного знака осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Российском агентстве по патентам и товарным знакам - Роспатенте), при этом товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, производится публикация о регистрации в официальном бюллетене Роспатента и, после уплаты государственной пошлины заявителем, выдается свидетельство на товарный знак, удостоверяющее приоритет товарного знака, исключительное право правообладателя на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

По заявлению юридического или физического лица в Российской Федерации может быть признан общеизвестный товарный знак, который является

• товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации на основании его регистрации,

• товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации,

• обозначением, используемым в качестве товарного знака, но не имеющим правовой охраны на территории Российской Федерации, если такие товарные знаки или обозначение в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату в Российской Федерации широко известны среди соответствующих потребителей в отношении товаров этого лица.

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная Законом о ТЗ для товарного знака. Причем правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. В Российской Федерации на сегодняшний день статус общеизвестного товарного знака имеют такие обозначения как, в частности, «Ява» и «Известия».

Как указывалось выше, право на товарный знак является абсолютным, т.е. только правообладатель товарного знака обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и запрещать использование его другими лицами.

Использованием товарного знака (ст. 22 Закона о ТЗ) считается:

1) применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора

2) применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, также могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также вместо товарного знака последнего.

Обращаем внимание на то, что правом использования обладают правообладатели или лицо, которому данное право предоставлено на основе лицензионного договора.

Охрана личных и имущественных интересов конкретных разработчиков товарных знаков регулируется сферой авторского права: за разработчиками сохраняются права на авторство, а право на использование переходит к правообладателям товарного знака. При согласии авторов на использование созданных ими произведений в качестве товарных знаков никаких дополнительных прав или преимуществ регистрация этих знаков за их авторами не закрепляет.

Законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих нанесение предупредительной маркировки (которая указывает, что применяемое обозначение является товарным знаком). Маркировка выполняет рекламно-информационную, патентно-правовую функцию. Исходя их практики можно заключить, что применение предупредительной маркировки является лишь правом, но не обязанностью правообладателей товарного знака. Они сами избирают вид и форму предупредительной маркировки, которая может быть выражена в виде сокращенного обозначения: , , , Reg. и т.п.

Главное в данном случае - это добросовестность, т.е. товарный знак должен быть зарегистрирован. Иначе, если используются незарегистрированные знаки, то эти действия будет рассматриваться как неправомерные.

Стоимостный эквивалент товарного знака может быть внесен в складочный или уставной капитал, а также использован в качестве паевого взноса при создании кооперативов или вклада в имущество некоммерческой организации. При этом денежная оценка вклада определяется участниками по соглашению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, подлежит независимой экспертизе.

Правообладатель может распорядиться исключительным правом на товарный знак посредством

 передачи исключительного права на товарный знак другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу на основании договора об уступке товарного знака (статья 25 Закона о ТЗ);

 предоставления права на использование товарного знака (в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу на основании лицензионного договора (статья 26 Закона о ТЗ);

 предоставления комплекса исключительных прав, в том числе на товарный знак, другой коммерческой организации или физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на основании договора коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ).

Все указанные договоры подлежат государственной регистрации в соответствии с Правилами регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных (утв. приказом Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64).

Отметим основные характеристики данных договоров.

Договор коммерческой концессии. По договору коммерческой концессии правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, с соблюдением ограничений, возложенных на пользователя законом или договором (п.1 ст. 1027 ГК РФ).

Договор коммерческой концессии является консенсуальным, взаимным, возмездным.

Сторонами по договору могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п.3 ст.1027 ГК РФ).

Предметом договора является комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, т.е. исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, предусмотренные ст.138 ГК РФ.

Договор коммерческой концессии отличен от сходных с ним, на первый взгляд, договоров: договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договора доверительного управления имуществом, авторского договора, лицензионного договора.

Согласно ст. 1028 ГК РФ предусмотрена письменная форма договора с его последующей регистрацией. Договор коммерческой концессии на использовании объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, в частности, товарного знака, подлежит также регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (см. приказ Роспатента от 29 апреля 2003 г. N 64)..

При определении содержания договора следует иметь в виду, что ст.1033 ГК РФ предусмотрены ограничения прав сторон договора коммерческой концессии.

Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя заключать договор коммерческой субконцессии, в соответствии с которым пользователь обязуется передать субпользователю весь комплекс (или его часть) полученных им от правообладателя прав по договору коммерческой концессии. При этом следует обратить внимание на то, что пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии (п.4 ст.1029 ГК РФ).

Стороны должны исполнить обязательства, предусмотренные договором коммерческой концессии, надлежащим образом, т.е. в соответствии с его условиями, иначе, стороны несут гражданско-правовую ответственность. В случае несоответствия качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям. Если при этом пользователь является изготовителем продукции, то правообладатель несет с ним солидарную ответственность.

Изменение договора коммерческой концессии производится по правилам гл. 29 ГК РФ. При этом необходимо отметить, что любое изменение договора подлежит регистрации. В свою очередь прекращение договора происходит в соответствии с нормами ст.1037, п.2 ст.1038, гл. 26 ГК РФ. Если прекращается какое-либо из исключительных прав, переданных по договору коммерческой концессии, то договор продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву (ст.1040 ГК РФ).

Лицензионный договор. По лицензионному договору одна сторона (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности на сроки и в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Форма договора является письменной с последующей регистрацией. Срок действия договора определяется сторонами (но не может быть больше срока действия свидетельства, так же как и условие о территориальных пределах действия передаваемых прав). Размер и порядок выплаты лицензионного соглашения также определяется сторонами.

В договоре указывается предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), объем передаваемых прав (вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых предоставляется лицензия, объемы в которых разрешается воспроизводить продукцию с применением объекта договора).

Изменения лицензионного договора также подлежат регистрации в Патентном ведомстве, в частности, в отношении: определения сторон договора, предмета договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав. Зарегистрированные в установленном порядке договоры вступают в силу с даты их регистрации.

Следует различать договор о выдаче простой лицензии, по которому лицензиар сохраняет за собой все права, предоставленные свидетельством, в том числе предоставление аналогичных лицензий третьим лицам и договор о выдаче исключительной лицензии, в соответствии с которым за лицензиаром сохраняются права, в части не переданной лицензиату.

Главное отличие лицензионного договора и договора коммерческой концессии в том, что если первый предусматривает использование прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности, то второй - на целый комплекс исключительных прав в разном объеме и сочетании.

Кроме того, по сравнению с лицензиаром правообладатель имеет большую степень влияния на пользователя, полностью контролируя деятельность последнего. Возможность использования комплекса исключительных прав ничем не ограничена для правообладателя, тогда как по лицензионному договору не исключена ситуация исчерпания прав использования патентом самим лицензиаром.

Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому лицу по договору об уступке товарного знака (договору о передаче исключительного права на товарный знак). При этом важно подчеркнуть, что уступка товарного знака не является куплей-продажей, т.к. отсутствует вещь, переход прав на которую происходит при сделке купли-продажи.

Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения:

 в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении

 товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или

 однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

• на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

• при выполнении работ, оказании услуг;

• на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

• в предложениях к продаже товаров;

• в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Защита исключительных прав правообладателей товарного знака осуществляется в следующих формах:

• самозащита (статья 14 ГК РФ);

* судебный порядок (ст. 45 Закона о ТЗ);

* административный порядок, в случаях, предусмотренных законом.

Прекращение правовой охраны товарного знака осуществляется по следующим основаниям:

1) признание предоставления правовой охраны товарному знаку недействительным (ст. 28 Закона о ТЗ);

2) в связи с истечением срока действия регистрации товарного знака;

3) на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона о ТЗ;

4) на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о ТЗ;

5) на основании решения Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае ликвидации юридического лица -правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - правообладателя;

6) в случае отказа от нее правообладателя;

7) на основании решения, принятого по поданному в Палату по патентным спорам заявлению любого лица о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае превращения зарегистрированного товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

8) на основании решения Палаты по патентным спорам в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, установленных абзацем первым пункта 1 статьи 191 Закона о ТЗ.

Ответственность за незаконное использование товарного знака.

Статья 46 Закона о ТЗ устанавливает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара или сходного с товарным знаком или наименованием места происхождения товара обозначения для однородных товаров.

Гражданско-правовая ответственность наступает в виде взыскания причиненных убытков.

Кроме этого предусмотрена возможность предъявления требований о прекращении нарушения путем:

• публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

• удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения, за исключением случаев обращения этих контрафактных товаров, этикеток, упаковок в доход государства или их передачи правообладателю по его заявлению в счет возмещения убытков или в целях их последующего уничтожения.

Правообладатель вместо требования о взыскании причиненных убытков вправе требовать от лица, незаконно использующего товарный знак, выплаты определяемой судом денежной компенсации в размере от 1 тысячи до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Если же произведена предупредительная маркировка по отношению к незарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку, то лицо, совершившее такое действие, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность устанавливается в соответствии ст. 14.10 КоАП РФ и применяются за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, или сходных с ними обозначений для однородных товаров, т.е. правонарушение характеризуется активным противоправным действием Субъектом правонарушения могут быть физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо, при этом правонарушение может быть совершено только умышленно: лицо знает и осознает, что использует незаконно чужой товарный знак, однако желает этого. Мотив и цель законодателем не указываются, хотя можно предположить извлечение прибыли. Непосредственный объект правонарушения представляет собой исключительное право на товарный знак.

К мерам административной ответственности относится наложение административного штрафа

• на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

• на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

• на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

Уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ) наступает за самовольное использование третьими лицами товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара, которые были зарегистрированы и на которые было получено в установленном порядке соответствующее свидетельство на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя, только в случаях совершения указанных действий неоднократно или в крупных размерах (причем, закон не дает определения крупного размера, представляя этот вопрос на усмотрение суда). Использованием знака и наименования места происхождения товара считается их помещение на товарах, упаковке, их применение в рекламе, на вывесках, в печатных изданиях, официаьных бланках и т. д.

Также уголовная ответственность предусмотрена и за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

УК РФ в указанных случаях предусматривает следующие меры ответственности (в зависимости от конкретных деяний): штрафы, обязательные работы, исправительные работы.

Наступает уголовная ответственность за данное преступление с 16 лет при наличии прямого умысла.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.