Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение товаропотоков

Создание новых товаропотоков

Предположим, что имеются три страны, производящие один и тот же товар X по разным ценам:

страна А — 100; страна В— 105; страна С— 110.

В стране В действует импортная пошлина в размере 20%.

В этой ситуации страна B удовлетворяет свои потребности в товаре А з

а счет собственного производства, так как импорт из стран А и С без экспортных субсидий в этих странах практически невозможен. Если страны А и B создают таможенный союз, то внутреннее производство товара Х в стране В сокращается, а внутренние потребности в этом товаре удовлетворяются за счет импорта из страны А.

Предположим, что имеются те же три страны, производящие один и тот же товар У по разным ценам:

страна А — 130; страна В — 105; страна С — 100.

До создания таможенного союза страна А, в которой действовала импортная пошлина в размере 20%, удовлетворяла свои потребности в товаре У за счет импорта из страны С.

После создания таможенного союза между странами А и В импортная пошлина, установленная в отношении третьих стран, сохранилась на прежнем уровне, т. е. 20%. В результате этого спрос на товар У в стране А перемещается на продукцию страны В, хотя затраты здесь выше, чем в стране С.

Таким образом, при создании таможенного союза снижается конкурентоспособность товаров из третьих стран на рынке стран таможенного союза. Аналогичный эффект может быть получен и тогда, когда существовавшие до этого времени импортные таможенные пошлины в отношении третьих стран будут снижаться.

Допустим, что в предыдущем случае после создания таможенного союза между странами А и В импортная пошлина в отношении третьих стран сократилась в 2 раза и составила 30%. Результат будет тот же, что и ранее, т. е. на рынке страны А товары из страны С будут замещаться на товары из страны В, несмотря на более высокие издержки в стране В.

Если страны, создающие таможенный союз, высоко развиты, то это может привести к общему экономическому росту. Если же страны — участницы таможенного союза слабо развиты, то это может привести к замедлению их экономического роста в результате ограничения конкуренции.

Объективной причиной создания зон свободной торговли и таможенных союзов являются процессы, происходящие в мировой экономике, характеризующиеся интернационализацией производства и, как следствие, ускорением формирования региональных торгово-экономнческих союзов и группировок. Страны-соседи все больше стремятся к объединению ресурсов, средств и усилий для проведения скоординированной, а в идеале — совместной экономической политики.

С 1 января 1994 г. вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное в 1992 г.

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской зоне свободной торговли, заключенное в 1992 г., стало продолжением и развитием подписанного в 1988 г. двустороннего договора о свободной торговле между США и Канадой.

В настоящее время вполне вероятно, что к соглашению присоединится Чили.

В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами — участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины — отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался.

В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена этих стран с Мексикой.

С начала 1994 г. на 65% снижаются пошлины во взаимной торговле промышленными и продовольственными товарами, в последующие 5 лет — еще на 15%, а оставшиеся пошлины должны быть устранены к 2003 г. В отношении некоторых рынков (энергоресурсов, сельхозтоваров, автомобилей и текстиля) предусмотрена более плавная либерализация.Все эти меры откроют доступ высокотехнологической продукции США и Канады на мексиканский рынок. Это касается, прежде всего, электроники и автомобильной промышленности. В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что позволит американским экспортерам расширить их сбыт. Открытие мексиканского рынка будет иметь положительные последствия для канадской провинции Онтарио, экономика которой зависит от автомобильной промышленности.

В сфере энергетики Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и производство мексиканской нефти. Канада обязалась не принимать в случае энергетических кризисов особых мер против американских потребителей нефти и проводить одинаковую политику в отношении американских и отечественных нефтяных компаний. За Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.

Что касается свободного перемещения капитала, то в отношениях между США и Канадой его поток уже достаточно либерализован. Мексика должна смягчить ограничение доли американских и канадских инвесторов в акционерном капитале своих компаний, но иностранцам запрещается инвестировать в разведку, добычу энергоносителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. Кроме того, Мексика обязана отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях.

Соглашением предусмотрены некоторые меры, направленные на охрану окружающей среды. Раньше в пограничных районах на территории Мексики можно было производить продукцию, не соответствующую экологическим стандартам США. Для предотвращения этого предусматривается ужесточение экологических стандартов. Однако повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер, поэтому стороны договорились создавать двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии. В случае нарушения предполагается введение санкций против страны-нарушителя.

Приняты также решения в области миграции рабочей силы. Создается трехсторонняя комиссия, которая должна установить общие стандарты, чтобы создать барьер, препятствующий притоку дешевой рабочей силы из Мексики. В отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, Мексике такая помощь не предоставляется.

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые держаны, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США.

Ведущая роль США в этой группировке определяется их экономическим потенциалом и политическим влиянием. США являются основным торгово-экономическим партнером как Канады, так и Мексики (Канада — первый торговый партнер С). Очень велики масштабы взаимных инвестиций США и Канады

В то же время торгово-экономические связи между Канадой и Мексикой, а также присутствие канадского капитала в Мексике крайне незначительны.

Асимметричный характер североамериканской интеграции определяет различные цели и роль в НАФТА каждой из стран-участниц.

Таблица

Относительные величины ВВП и ВВП на одного жителя США, Канады и Мексики (в % к уровню США)*

Страна 1980 г. 1990г. 1993 г.
ВВП
США      
Канада 10,4 9.4 9.4
Мексика 4,4 5,5 5.5
ВВП на душу населения
США      
Канада   97,3 87,7
Мексика 22,8 12,9 15,8

*Ю.Шишков. НАФТА: истоки, надежды, перспективы//МэиМО. 1994.N 11.С. 125

Соединенные Штаты Америки заинтересованы в развитии НАФТА по следующим, причинам:

  • в связи с возрастанием роли экономических союзов США в одиночку сложно противостоять конкуренции со стороны ЕС и зарождающихся экономических союзов в Азии;
  • вследствие усиления конкуренции между товаропроизводителями, выпускающими продукцию сходного качества, но с низкими издержками на рабочую силу, охрану окружающей среды или природные ресурсы, США заинтересованы реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производства, имеющихся у Мексики;
  • создавая новые рабочие места в Мексике, США стремятся сократить поток иммигрантов с Юга;
  • США хотят вовлечь Мексику в совместные поиски баланса эколого-экономических проблем, рационально распределить бремя расходов по сохранению окружающей среды;
  • о долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как инструмент для широкого экономического проникновения в Латинскую Америку с целью расширения рынков сбыта и создания новых рабочих мест, а также повышения конкурентоспособности продукции.

Канада первоначально расценивала создание НАФТА как угрозу своему статусу привилегированного торгово-экономического партнера США, но в конечном счете возобладала точка зрения, согласно которой трехсторонняя зона свободной торговли является наименьшим злом по сравнению с перспективой появления двусторонней американо-мексиканской зоны свободной торговли. Подписав НАФТА, Канада институализировала свои экономические отношения с США, не имеющие аналогов среди других промышленно развитых государств, закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку. Кроме того, Канада рассчитывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой.

Считается, что Канада может успешно конкурировать на мексиканском рынке в таких областях, как телекоммуникация и связь, оборудование для добывающей промышленности, производство продовольствия. Мексика зависит от импорта зерна и мясомолочной продукции. До последнего времени значительную долю мексиканского импорта продовольствия обеспечивали производители из США. Заключение НАФТА уравнивает шансы канадских и американских фермеров на мексиканском рынке. Динамичная индустриализация Мексики позволяет Канаде рассчитывать на растущий мексиканский спрос на канадское сырье (древесина, металлы, асбест и др.).

В то же время в Канаде сохраняются опасения, что может иметь место сокращение рабочих мест в связи с расширением трудоемких производств в Мексике, в которой уровень оплаты труда в 10—12 раз ниже.

Добиваясь режима свободной торговли с США, Мексика рассчитывала реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабочей силы, изобилие природных ресурсов, в том числе нефти и газа; ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерализации движения капитала; сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли | КАРИКОМ, Карибское сообщество и Карибский общий рынок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.