Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Государственное регулирование деятельности ВИНК и увязка государственных интересов с интересами компаний




7.1 Основные задачи государственного регулирования в энергетике

7.2 Концепция устойчивого развития нефтяной компании

7.3 Международный опыт формирования ФИС

 

Цель лекции: раскрыть основные направления и задачи государственного регулирования деятельности ВИНК и аспекты взаимосвязи государственных интересов с интересами ком-паний. Важные основы и международный опыт устойчивого развития нефтяных компании.

 

1. Мировой опыт организации и управления предприятиями и отраслями топливно-энергетического комплекса свидетельствует о необходимости достаточно жесткого регулирования их деятельности со стороны государства. Это обусловлено следующим:

- предприятия комплекса, относятся к стратегическим отраслям экономики, в значи-тельной степени определяют промышленный и военный потенциал, а также положение дел в экологии;

- энергия в различных формах потребляется абсолютно всеми членами общества, причем особенностью данного процесса является его непрерывный характер. Это означает, что вопросы энергоснабжения были и остаются вопросами политическими;

- для энергоотраслей характерны высокая инерционность развития, огромная капита-лоемкость и концентрация материальных ресурсов, потребность в масштабном и комплек-сном освоении национальных природных богатств, преимущественно монопольное положе-ние на рынке и невозможность дублирования ряда производств на определенной территории.
В силу этих причин правительства большинства зарубежных стран предпочитают сохранять многие топливно-энергетические отрасли в собственности государства при весьма жесткой регламентации деятельности не попавших туда отраслей и предприятий, непосредственно связанных с функционированием национальной энергетики.

В тех случаях, когда конкуренция в отраслях комплекса ведет к укреплению энергохозяйства страны, к лучшему удовлетворению общественной потребности в определенных энергоносителях, государство допускает туда частный и иностранный капитал (обычно это сеть бензоколонок, разведка и освоение на определенных условиях нефтегазовых месторождений, создание дополнительных мощностей по нефтепереработке, производство альтернативных источников энергии и т.д.). В качестве основных задач государственного регулирования в энергетике можно отметить следующие:

- создание условий добросовестной конкуренции;

- способствование стабильному развитию энергетики;

- защита окружающей среды;

- регулирование нормы прибыли корпорации.
Степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК, как свидетельствует мировой опыт, всецело зависит от этапа развития, конкретной обстановки, характера и масштаба решаемых задач. Для эффективного функционирования экономического механизма необходимо оптимальное сочетание рыночных методов и методов, обусловленных государственным регулированием. Существенное значение имеют
состояние и динамическая взаимосвязь между системами товарно-денежных отношений и госрегулирования экономики. Без государственного участия воспроизводственный процесс просто невозможен. Формы и методы финансово-экономического госрегулирования нестабильны, они эволюционируют в зависимости от конкретных условий. Опыт промышленно развитых стран подтверждает, что чем острее ситуация,тем активнее государство вмешивается в регулирование отраслей ТЭК.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных
направления — контроль над ценами и контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между компаниями в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда компания умышленно устанавливает более низкие цены с тем, чтобы потеснить из отрасли конкурентов. Слияние компаний происходит, когда одна компания приобретает акции другой. Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния компаний их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение технологически связанных производств)закон также устанавливает верхний предел доли компаний на соответствующих рынках, так как слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие компании продавать свои товары компании-покупателю. Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются, так как в результате таких слияний позиции компании на соответствующих рынках практически не меняются. Декларированная в официальных документах стратегия развития топливно- энергетического комплекса Казахстана позволяет сделать ряд выводов применительно к нефтяной промышленности.

Во-первых, предприятия ТЭК рассматриваются как важный источник финансовых ресурсов, а потому предполагается перенос на них возрастающего налогового бремени.

Во-вторых, поддержка товаропроизводителей за счет "умелой" ценовой политики может вновь обернуться заниженными ценами на энергоносители для отдельных групп потребителей.

В-третьих, намечается значительный структурный сдвиг в потреблении энергии, в частности, нефтепродуктов - от промышленности к коммунально-бытовому сектору и пассажирскому транспорту (ранее эти потребители традиционно субсидировались).

В-четвертых, растущие требования к охране окружающей среды и надежности энергоснабжения означают неизбежный рост внутренних издержек предприятий ТЭК на добычу, преобразование и транспортировку энергоресурсов.

В перспективе ожидается рост доли нефти, получаемой, при разработке сравнительно метких месторождений, и газа как топлива для электроэнергетики. Государственная техническая политика в той части, которая имеет отношение к нефтяным компаниям, ориентируется на: повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи, преобразования, распределения и использования энергетических ресурсов; отказ от чрезмерной централизации энергоснабжения с приближением его к потребителям; экологическую и аварийную безопасность источников энергии и надежность энергоснабжения потребителей; разработку эффективных технологий добычи и переработки углеводородного сырья и т.д. Очевидно, ужесточение требований к надежности и экологической безопасности, а также децентрализация энергоснабжения неизбежно повлекут за собой рост расходов ВИНК.

Считается, что экономическим механизмом, который будет регулироваться государством и позволит реализовать эти цели, станет энергетический рынок. Причем роль государства сводится к формированию ценовой и налоговой политики, созданию конкурентной среды и разработке адекватного законодательства. В документах подтверждается курс государства на использование предприятий ТЭК, в частности, нефтяных компаний как важного источника средств для развития других секторов экономики, например, машиностроения и сферы услуг.

Обобщенный мировой и отечественный опыт позволяет подойти к определению временного горизонта планирования устойчивого долгосрочного развития компании до 2010 г. и в ряде случаев на еще более долгосрочную перспективу. Такой долгосрочный подход вызван острой необходимостью обоснованно планировать реализацию инвестиционных проектов по освоению нефтяных месторождений, строительству
заводов и сбытовой инфраструктуры. Естественный длительный срок осуществления инвестиционных проектов в нефтяной промышленности, составляющий в среднем 10-25лет, не просто предполагает, но и требует долгосрочного стратегического прогнозирования, планирования и управления. Что касается неопределенности внешних условий, то на это существуют общепринятые в мире методы сценарного подхода и
системного анализа. Это позволяет обеспечить готовность компании и повысить конкурентоспособность при самых различных внешних условиях. Основой выбора путей устойчивого развития нефтяной компании является стратегический маркетинг с оценкой перспектив динамики спроса, предложения и ценна нефть и нефтепродукты. Уровень спроса и его динамика-это наиболее мощный внешний фактор, определяющий устойчивость развития нефтяных компаний.

В секторе нефтепродуктов на спрос дополнительно влияет несоответствие большей части российской продукции мировым стандартам. С решением этой проблемы на основе реструктуризации НПЗ возможности экспорта нефтепродуктов возрастут. В то же время на этот сектор еще долго будут оказывать влияние как ограниченность внутреннего спроса, так и сложные условия транспортировки и высокий уровень конкуренции на мировом рынке нефтепродуктов. Все это определяет ограниченные возможности роста их экспорта. С началом экономического роста в РК можно ожидать увеличения внутреннего спроса и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, что позволяет рассчитывать перспективную опору компании на внутренний рынок. Однако этот процесс непростой, и только конкретная маркетинговая ситуация определяет реальное распределение поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

3. Необходимо вновь отметить, что фактор динамики цен на нефть и нефтепродукты, как и спроса, является одним из ключевых для устойчивого развития нефтяных компаний. Здесь важно оценить влияние на стратегии и финансовые результаты компании различных трендов мировых цен на нефть — возможный их рост к 2010 г. до 25-27 долларов за баррель и, хотя и менее вероятное, их снижение до 15-17 долларов за баррель. Средняя долгосрочная базовая цена на нефть составит 20-22 доллара за баррель. Соответственно, в рамках вариантов динамики мировых цен будут изменяться темпы сближения с ними внутренних цен на нефть. Особого подхода при разработке стратегий устойчевого развития требует учет динамики внутренних цен на нефтепродукты.

Вследствие этого стратегии устойчивого развития включают не только рост качества нефтепродуктов, но и возможность проведения комплексной налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов. Дело в том, что высокие оптовые цены на нефтепро-дукты в Казахстане в основном вызваны концентрацией налогов именно на уровне оптовых продаж. В Европе, наоборот, налоги в оптовом звене минимальны и концентрируются на конечной, розничной стадии нефтяного бизнеса. Поэтому один из вариантов перспективного развития учитывает высокий народно хозяйственный эффект долгосрочной комплексной налоговой и ценовой реформы в секторе нефтепродуктов, которая позволит снизить налоги и внутренние оптовые цены на 25-30%. При этом рост налогов и цен в розничном секторе будет соответствовать динамике роста покупательной способности населения в условиях постепенного увеличения масштабов экономического роста.

Важно подчеркнуть, что ключевым внешним условием устойчивости развития нефтяных компаний является совершенствование хозяйственного климата, в первую очередь налогового и инвестиционного. Налоговый кодекс должен не только упростить и стабилизировать законодательство, но и предусмотреть в течение3-5лет (максимум 7 лет) снижение налоговых ставок минимум на20-30% как условие устойчивого экономического роста. Требуются скорейшее полноразмерное принятие закона "О соглашениях о разделе продукции" и внесение изменений в закон "О недрах", позволяющих переоформить лицензии на разведку и добычу нефти от дочерних структур непосредственно на нефтяные компании.

Другим ключевым условием устойчивого развития нефтяных компаний является политическая стабильность. Комплексный учет ключевых маркетинговых, финансовых, политических и других факторов позволил поставить как стратегическую основу устойчивого развития достижение уровня международной конкурентоспособности, то есть мирового класса.

Другой основой устойчивости развития и других нефтяных компаний стала их вертикально-интегрированная структура. Вместе с тем исторически унаследованные диспропорции между добывающими, перерабатывающими и сбытовыми звеньями вертикально-интегрированных нефтяных компаний определили необходимость принятия и реализации стратегий структурного роста. В рамках таких стратегий каждый сектор вертикально - интегрированной компании (нефть, нефтепродукты, нефтехимия, транспортировка) растет, во-первых, в соответствии с критериями эффективности и вкладом в общую прибыльность компании и, во-вторых, по критериям комплексности с учетом его оптимального места в структуре компании. При этом в качестве ориентиров выступают пропорции ведущих вертикально-интегрированных нефтяных компаний мира при одновременном учете специфики каждой компании и нефтяной промышленности России в целом. К важнейшим стратегиям структурного роста нефтяных компаний относится наращивание рентабельных запасов углеводородного сырья, которые для устойчивости развития должны обеспечить добычу, как минимум, на 13-15 лет.

Серьезным препятствием на пути устойчивого развития нефтяных компаний является дефицит источников финансирования инвестиций. Собственные источники удовлетворяют их потребности не более чем на 60-70%, а российский финансовый рынок не ориентирован на реальный сектор экономики. В этих условиях дополнительными источниками инвестиционного финансирования могут стать акционерные и заемные, в том числе иностранные, ресурсы. Но эти деньги являются для компании дорогими и требуют введения специального проектного управления с созданием системы гарантированной эффективности каждого инвестиционного доллара и рубля.

3. Международный опыт формирования ФИС. Мировой опыт показывает, что не существует одной, оптимальной для всех организационной структуры. Следует выбирать ту структуру управления, которая является адекватной сложившимся экономическим условиям функционирования компании и позволяет ей достичь намеченных целей. Многие крупные компании используют сложную организационную структуру, состоящую из структур различных типов. В рамках любой структуры можно сделать упор на децентрализацию полномочий,

позволяющую руководителям нижестоящих уровней самим принимать решения. Потенциальные возможности такой системы заключаются в улучшении взаимодействия руководителей различного уровня по вертикали и повышении эффективности процесса принятия решений. Децентрализованные структуры рекомендуется применять, когдакомпания имеет выход на динамичные рынки, диверсифицированное производство,
конкурентов, а так же быстро меняющиеся технологии.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Охарактеризуйте степень государственного участия в регулировании отраслей ТЭК.

2. Вертикально интегрированные корпоративные структуры – ключевое направление развития экономики АПК в условиях трансформационных преобразований.

3. Опишите основы экономической стратегии государственного регулирования процессов создания и функционирования интегрированных структур в системе региональной экономики.

4. Раскройте суть международного опыта формирования ФИС

5. Раскройте сущность и назовите основные позиции важнейшей стратегии структурного роста нефтяных компаний.

6. Охарактеризуйте другие ключевые условия устойчивого развития нефтяных компаний.

7. Опишите Концепцию устойчивого развития нефтяной компании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.