Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Основы эффективной работы вертикально интегрированных нефтяных компаний




9.1 Источники повышения эффективности в вертикально интегрированных компаниях

9.2 Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграции

 

Цель лекции: рассмотреть основные позиции и источники эффективной работы вертикально интегрированных структур нефтяных компаний. Преодоление возможных негативных последствий вертикально интегрированных структур компаний.

 

1. Быстрое развитие вертикально интегрированных компаний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий жизнеспособность объясняются, прежде всего, их более высокой эффективностью по сравнению с неинтегрированными фирмами. Уменьшение издержек производства, распределения и сбыта продукции, а вследствие этого увеличение прибыли и отдачи от инвестиций — вот на что рассчитывают компании, принимая решение о вертикальной интеграции.

Источники повышения эффективности в вертикально интегрированных компаниях весьма разнообразны. Основными же являются следующие:

-возможность организации интенсивного информационного обмена между ее подразделениями, что позволяет координировать планы и графики поставок сырья, материалов и полуфабрикатов, их переработки и доставки конечной продукции потребителю;

-возможность существенного ускорения всего цикла материалодвижения и соответственно ускорения оборота капитала и окупаемости затрат;

-возможность экономии на издержках рыночных трансакций (издержки, связанные с поиском поставщика, ведением переговоров о сделках, в случае нарушений условий контракта и т.д. — особенно велики в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой).

Для обеспечения экономического роста требуется выявление рыночных возможностей в сферах, где компания будет иметь явное конкурентное преимущество. Стратегию роста, возможно, разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми компания может воспользоваться при существующих масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся запределами отрасли (возможности диверсификационного роста). Интенсивный рост оправдан в тех случаях, когда компания не до конца использовала возможности, присущие ее традиционным рынкам. Три основные разновидности возможностей интенсивного роста следующие:

- глубокое внедрение на рынок заключается в изыскании компанией путей увеличения сбыта своих товаров на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга;

-расширение границ рынка заключается в попытках компании увеличить сбыт
благодаря внедрению существующих товаров на новые рынки;

-совершенствование товара заключается в попытках компании увеличить сбыт за счет создания новых или усовершенствованных товаров для существующих рынков.

Интеграционный рост оправдан в тех случаях, когда у сферы деятельности компании прочные позиции и/или когда компания может получить дополнительные выгоды за счет перемещения в рамках отрасли назад, вперед или по горизонтали. Регрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль своих поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под жесткий контроль систему распределения. Горизонтальная интеграция заключается в попытках компании приобрести или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий-конкурентов. Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает компании возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее.

Диверсификация не означает, что компании следует браться за любую подвернувшуюся возможность. Компания должна выявить для себя направления, которые будут содействовать устранению имеющихся недостатков. Существуют три разновидности диверсификации:

- концентрическая диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары компании;

- горизонтальная диверсификация, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые не связаны с выпускаемой продукцией, но могут вызвать интерес существующих потребителей;

- конгломератная диверсификация, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой компанией технологии, ни к ее существующим товарам и рынкам.

В настоящее время наблюдается тенденция превращения крупных компаний, заинтересованных в своем дальнейшем росте, в транснациональные компании. Из этноцентрических компаний, рассматривающих свои зарубежные операции как нечто второстепенное, они трансформируются в геоцентрические компании, считающие единым рынком весь мир. Рост компании является одним из главных источников увеличения ее эффективности и средством выживания в конкурентной борьбе. Одной из причин, стимулирующих рост компаний, является стремление к экономии на масштабе сферы деятельности. Р долгосрочном периоде не существует оптимального размера компании, т.к. ее рост ограничивается только ресурсами и способностью управляющих приспособиться к новым масштабам организации и сохранить целостность фирмы. Однако, чем быстрее рост, тем труднее адаптация управляющей структуры корпорации к изменению внешних условий и тем выше издержки адаптации, противостоящие экономии на росте. С ростом компании должны радикально измениться управленческие функции и организационная структура управления. Только в этом случае она сможет сохранить устойчивость и реализовать возможности экономии на росте масштабов производства.

2. Преодоление возможных негативных последствий вертикальной интеграци. Вертикальная интеграция в принципе способна усилить потенциал компании, повысить эффективность ее хозяйственной деятельности и укрепить конкурентоспособность. Наряду с этим ВИНК присущи особенности, которые при определенных обстоятельствах могут понижать их эффективность и конкурентоспособность.

Прежде всего, компания, интегрирующая в свою структуру, к примеру, добычу сырья, последовательные стадии его переработки, производство конечного продукта и распределительно-сбытовую сеть, вынуждена осуществлять крупные инвестиции с длительным сроком окупаемости, что надолго связывает ресурсы компании, ограничивает ее мобильность и гибкость, ослабляет способность к инвестиционным решениям вне сферы ее деятельности как бы они ни были потенциально прибыльны. У таких компаний особенно велики постоянные издержки, связанные с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи, причем независимо от уровня спроса на конечную продукцию. Это делает финансовое положение таких компаний в случае значительного сокращения спроса на их конечную продукцию особенно неустойчивым. Кроме того, могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что, в конечном счете, может привести не только к дисбалансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса из-за стремления окупить затраты на создание морально устаревших мощностей.

Могут возникнуть серьезные проблемы в результате неравномерности технического прогресса в отдельных звеньях производственной цепи, что может привести не только к дисбалансу в производственном потенциале отдельных звеньев, но и сдерживанию технического прогресса, отрицательно воздействуя на инновационно - производственный потенциал компании в целом.

3. Потенциальная угроза снижения эффективности и конкурентоспособности компании связана с тем, что ее отдельные звенья могут оказаться изолированными от воздействия рыночных сил, в том числе и конкуренции. Это происходит в том случае, если компания ориентируется главным образом на внутрифирменные поставки и подразделения ВИНК
вынуждены покупать продукцию своих предприятий, несмотря на то, что она может быть дороже или хуже по качеству аналогичной продукции, производимой компаниями- конкурентами.

В целях нейтрализации возможных негативных последствий вертикальной интеграции прибегают к разнообразным мероприятиям стратегического и организационного хактера.

Одним из важнейших средств нейтрализации негативных последствий интеграции, вызываемых жесткой увязкой ресурсов в вертикально-интегрированных компаниях и их слабой маневренностью, является диверсификация их хозяйственной деятельности.

Фирмы могут покупать компании, действующие в других сферах бизнеса, сотрудничать с другими компаниями и организациями в области научно-исследовательских работ с целью создания потенциала научных исследований и разработок, ориентированных на новые для фирмы технологии и рынки сбыта.

На практике вертикально интегрированные компании прибегают ко всем указанным методам диверсификации. При этом, как показывает практика, диверсификация компаний в отрасли, не связанная с основным направлением ее деятельности ни технологией, ни сбытом, часто кончается неудачей и компания рано или поздно вынуждена уходить из таких отраслей.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Источники повышения эффективности в вертикально интегрированных компаниях.

2. Негативные последствия имеющие место при вертикальной интеграции

3. Раскройте суть понятия «частичная интеграция».

4. Охарактеризуйте основные направления повышения эффективности работы

вертикально интегрированных нефтяных компаний.

5. Возможности обеспечения высокой эффективности функционирования вертикально

интегрированных компании

6. Опишите пути преодоление негативных последствий вертикальной интеграции

 

Тема 10. Компенсационный план ассоциация равноправных финансово интегрированных структур (АРФИС)

10.1 Компенсационный план: сущность и значение

10.2 Структурные части компенсационного плана

 

Цель лекции: рассмотреть основы построения финансовой деятельности и возможности создания наилучших условий потребления. Сущность и значение компенсационного плана ассоциации равноправных финансово интегрированных структур. Структурные части компенсационного плана

 

 

1. АРФИС представляет собой ассоциацию потребительских обществ. Финансовая деятельность строится на возможности создать наилучшие условия потребления за счет оптовых скидок, достигаемых при больших объемах закупок потребительских товаров. В результате оптовых скидок образуется оптовый выигрыш, который возвращается потребителям. Схема возврата или компенсаций называется компенсационным планом. При распределении компенсаций учитывается как личная активность потребителя, так и та роль, которую данный потребитель сыграл в расширении потребительской сети.

Оптовый выигрыш, образующийся при закупке одной единицы товара, определяет объем, созданный при такой закупке. Этот объем представляет собой величину, возвращаемую в потребительскую сеть по схеме компенсационного плана. Величина объема указывается в прайс - листах рядом с ценой товара. Объем измеряется в баллах, которые привязаны к единицам национальной валюты того государства, на территории которого действует данное потребительское общество. Ниже, как пример, нормативы объема приведены в баллах, привязанных к рублевым ценам. Проценты, приводимые в компенсационном плане, исчисляются от объема закупок.

Примечание. Объемы, созданные участником, суммируются на личном счету. Они автоматически переносятся из месяца в месяц. Начисление компенсации происходит после того, как весь созданный объем или часть заявлены для расчета по окончании очередного месяца. Именно эти заявленные объемы в дальнейшем изложении будут пониматься под термином "объем" (если не оговорено противоположное).

2. Первая часть компенсационного плана.

Первая часть направлена в большей степени на поощрение начинающих участников. В этой части распределяются до 75% от всего возврата участников. Для получения компенсаций по первой части с объемов своей нижестоящей организации участник должен в текущем месяце выполнить норму личной потребительской активности – иначе называемую минимальным личным объемом. Величина этой нормы различна в разных регионах.

В плане предусмотрена программа автоматической страховки. Суть ее заключается в том, что по поручению участника от его имени ежемесячно будет заявляться объем, равный норме личной потребительской активности. Эта норма будет списывается с личного счета участника, если на нем числится достаточный объем. Данная программа удобна тем, что помогает не забыть или не пропустить срок заявки на списание объемов и тем самым страхует участника от вероятности потери положенной ему компенсации. Участник, выполнивший норму личной потребительской активности, считается активным и может рассчитывать на получение компенсации с нижележащих уровней активных участников. Причем, если в сети находятся участники, не являющиеся активными, то они не формируют уровни, осуществляется компрессия. Если неактивный участник, выполнивший объем меньше нормы, все же заявил этот объем для расчета, то величина этого объема при формировании уровней в сети прибавляется к нижележащему активному уровню.

Компенсации на первом, втором и третьем уровнях могут быть увеличены с 10 до 15% в случае наличия у участника статуса "постоянства". Статус "постоянства" участник имеет при ежемесячной заявке объема не меньшего нормы личной потребительской активности. Этот статус присваивается в первый же месяц работы. Если в какой-то месяц объем не заявлен, то участник лишается этого статуса. Чтобы восстановить статус постоянства, необходимо два месяца подряд быть активным участником (при этом, с первых трех уровней будет выплачиваться только 10%), на третий месяц статус восстанавливается и выплачивается 15%.

Для получения 5% компенсации с 4,5 и 6 уровней необходимо иметь соответственно 3,5 и 7 активных участников в первом уровне. Для получения 5% компенсации с 7 уровня необходимо иметь 7 активных участников в первом уровне и 8 во втором. В первой части плана действует, кроме того, прогрессивная шкала возврата за произведенный личный объем - другое название этого механизма виртуальная вертикаль. При этом возможно получить до 55% от личного объема. Величина возврата зависит от величины заявленного объема и от наличия или отсутствия статуса постоянства участника в этом месяце. Весь заявленный объем разбивается на части. С каждой части процент возврата различен.

 

Величина объема % при условии постоянства % при условии отсутствия Постоянства
С первой части объема -от 0 до 1 нормы личной потребительской активности 10%. 10%
Со второй части объема -от 1 до 2 норм 25% 20%
С третьей части от 2 до 3 норм 40% 35%
Со всего остального объема превышающего 55% 50%

 

Для создания прогрессивной шкалы используется алгоритм перераспределения объемов более глубокие виртуальные уровни, при этом компенсации для вышестоящих участников рассчитываются с учетом этих виртуальных уровней.

Другими словами, средства на возврат участнику по прогрессивной шкале

перераспределяются от вышестоящих участников.

Вторая часть Компенсационного плана. В этой части плана распределяется 24% от общего возврата. В формулировке правил для второй части компенсационного плана используется понятие полного суммарного объема и суммарного объема месяца.

Суммарный объем месяца - это сумма объема с тех уровней (с учетом компрессии), которые участник достает по 1 части Компенсационного плана. Эта величина рассчитывается без построения виртуальных вертикалей.

Вторая часть плана разделяет возврат только между участниками, выполнившими в текущем месяце следующие условия:

Выполнена норма личной потребительской активности.

Суммарный объем месяца не меньше 1280 баллов.

Выполнены условия достижения 7-го уровня по 1-ой части плана.

Имеется статус постоянства.

Правило таково: лидер не получает с организации лидера той же или более высокой степени. Если под лидером есть лидер более низкой степени, то верхний лидер получает разницу между своей процентной ставкой и ставкой нижнего.

Если участник достигает в текущем месяце статуса лидера более высокой степени, то увеличение возврата он получает со следующего месяца.

Третья часть компенсационного плана. Эта часть предназначена для поощрения лидеров, которые целенаправленно и профессионально работают в Ассоциации, что позволило им достигнуть достаточно больших успехов в построении потребительской сети.

Третья часть предназначена для распределения возврата между совладельцами. Её источник - это часть оптового выигрыша, не распределенного по 1-ой и 2-ой частям плана.

Определим понятие совладельца, как участника, выполняющего следующие условия:

а) Выполнено условие личной потребительской активности

b) Выполнены требования достижения 7-го уровня в 1 -ой части плана

с) Участник имеет суммарный объем в текущем месяце не менее 15500ед с!) d)Участник имеет полный суммарный объем не менее 65000ед

е) Специальное условие для активного начала:

Участник может считаться совладельцем уже в 1 месяц работы, если он выполнил условия а)+Ь)+с).

Чтобы остаться совладельцем во втором и последующих месяцах, такой участник должен на общих основаниях выполнять условия а)+b)+с)+d) Совладелец получает дополнительно 1% с 8-го уровня своей организации, а также участвует в программе разделения средств из фонда совладельцев.

Средства из фонда совладельцев текущего месяца разделяются между совладельцами пропорционально персональным коэффициентам совладения, которые отражают суммарный объем совладельца за текущий месяц и его лидерскую степень.

Формула коэффициента совладения:

Коэффициент совладения = сумм. объем месяца * пол.суммарный объем =
15500 * 65000

Условия работы нефтяных компаний в РК характеризуются неустойчивостью и резкими изменениями параметров общей экономической ситуации — темпов инфляции, динамики валютного курса, изменениями межотраслевых соотношений цен, реальных доходов населения, спадом производства в крупных секторах.

Поэтому зарубежный опыт управления нефтяной промышленностью в форме вертикально-интегрированных компаний чрезвычайно важен для Казахстана на нынешнем этапе перехода ее экономики к рынку. В бывшем СССР существовала, пожалуй, самая интегрированная в мире система управления нефтегазовым комплексом, хотя отдельные звенья технологической цепочки принадлежали различным ведомствам. Все нити сходились в бывшем Госплане, где разрабатывались плановые балансы добычи,
переработки и распределения нефти и нефтепродуктов по установленным сверху ценам, что обеспечивало интегрированность всей системы — от скважины до бензоколонки.

Однако это была не экономическая интеграция, основанная на интересе равноправных партнеров, а административно-командная, основанная на неэкономических методах управления. Не только в условиях рынка, но и перехода к нему такая система не могла сохраняться, ибо противоречила логике реформ. Распад планово – распределительной системы в нефтегазовом комплексе оказался чрезвычайно болезненным, когда вследствие ликвидации СССР отдельные звенья единой технологической цепочки оказались в разных независимых государствах, а многолетние связи нарушились. В настоящее время некоторые связи восстановлены, и очевидна необходимость их восстановления в полном объеме, но уже на иных, взаимовыгодных основаниях.

Становление ВИНК и реализация заложенного в их структуре потенциала должны сыграть значительную роль в этом интеграционном процессе не только внутри РФ, но и на экономической территории всего СНГ. В условиях высокой не определенности неустойчивости экономической ситуации вертикально интегрированные компании имеют существенные преимущества переднее зависимыми производственными и посредническими фирмами как с точки зрения выживания входящих в них подразделений, так и с точки зрения нормализации общей экономической обстановки в стране.

Реализуя свои стратегии, отечественные нефтегазовые компании могут в перспективе конкурировать с аналогичным зарубежным компаниями не только за счет наличия богатейших запасов нефти и газа и дешевой рабочей силы (т.е. природными, сырьевыми качествами, что, несомненно, является большим плюсом и резервом), но и своими развитыми качествами, полученными в результате реализации собственных оригинальных управленческих решений и подходов, знаний и идей. Радикально меняющиеся в последнее время условия функционирования отечественных энергокомпаний, характеризуются необходимостью работы в нестабильной и неопределенной внешней среде.

Такая ситуация предъявляет к менеджерам новые требования, связанные с повышением способности к самостоятельному "стратегическому" мышлению, наличием доступа к оперативной информации о внешней среде, отражающей самые различные точки зрения. Крупнейшие нефтяные компании при реализации долгосрочных целей устойчивого развития должны четко определять глобальную перспективу бизнеса, ориентируясь на новые технологии и партнерство с другими хозяйствующими субъектами с целью увеличения стоимости компании. Использование преимуществ единой стратегии управления и ориентированность на ключевые факторы успеха компании требуют консолидации финансовых результатов дочерних предприятий, а также введения принципов консолидированного налогообложения. Особое значение в нефтяной промышленности придается гибкому налоговому законодательству, обеспечивающему оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность и интересов различных участников.

 

Контрольные вопросы:

 

Опишите сущность, место, роль компенсационного плана в интегрированных структурах.

Приведите примеры составления компенсационного плана.

Компенсационный план ассоциация равноправных финансово интегрированных структур (АРФИС), их назначение.

Расскройте сущность и значение компенсационного плана.

Структурные части компенсационного плана

Охарактеризуйте значение в нефтяном бизнесе гибкого налогового законодательства.

Опишите основы, обеспечивающие оптимальный режим деятельности ТЭК и сбалансированность интересов различных ее участников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.