Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Региональные особенности механизма взаимодействия государства и интегрированных корпоративных структур




12.1 Роль и назначение корпоративных структур в регионах

12.2 Взаимодействие государства и интеграционных корпоративных структур в регионах

 

Цель лекции: изучить региональные особенности механизма взаимодействия государства и интегрированных корпоративных структур. Раскрыть роль и назначение корпоративных структур в регионах и их взаимодействие с государственными органами.

 

Региональная экономическая интеграция – процесс достаточно сложный, включающий в себя согласование, координацию и затем достижение единства внешнеторговой, налоговой, бюджетной, транспортно-инфракструктурной, таможенной и других сфер экономической деятельности суверенных государств.

Региональный уровень интеграции основывается на общности территориальных границ интегрирующихся государств, близости характеристик исторического развития, взаимодополняющих природно-рессурсного, производствено-экономического, транспортно-комуникационного, социально-демографического, научно-технического потенциалов, а также общности экономических проблем, внешнеэкономических и геополитических интересов. Формирование Европейского сообщества, позднее преобразованного в Европейский союз, было продиктовано объективным стремлением к интернационализации производства и капитала. Государства Европы за 50 лет прошли этапы интеграционного взаимодействия от намерения сформировать общий рынок до создания реального экономического Союза с единым внутренним рынком и общей валютой.

На путь региональной интеграции вступили и развивающиеся страны Латинской Америки. В 1991 г. был заключен Асуньонский договор, определивший механизмы и важнейшие задачи объединения четырех государств, в том числе обеспечение свободного движения товаров и услуг, тесное взаимодействие при разработке и проведении макроэкономической политики. В 1995 г. «МЕРКАСУР» поднялся на более высокую ступень, превратившись из зоны свободной торговли в таможенный союз. Новым словом в практике интеграции стало создание в 1994г. Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), в которую входят США, Канада и Мексика.

Социалистическая экономическая интеграция в международном масштабе нашла свое проявление в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – межправительственной экономической организации социалистических государств. СЭВ смог решить целый ряд крупных интеграционных задач, способствовавших экономическому развитию, кооперации и специализации производств стран – партнеров. В то же время многие особенности взаимного сотрудничества были обусловлены преимущественно экстенсивным характером экономического роста стран социалистического Содружества и спецификой соответствующих хозяйственных механизмов. Единый народнохозяйственный комплекс СССР базировался на территориальном разделении труда с высокоспециализированными и кооперативными производствами, единой сетью коммуникации отдельных республик на выпуске определенных видов продукции. Каждая союзная республика вносила свой вклад в развитие общей экономики, их производственные комплексы были составными частями единого организма, каждая из которых не могла функционировать автономно. Однако размещение производительных сил очень часто осуществлялось исходя не из интересов производства и потребления продукции в регионе или в данной союзной республике, а из соображений общесоюзного размещения производительных сил.

В отношениях между республиками бывшего СССР продолжают действовать глубинные, долговременные факторы, обусловливающие совместное развитие их экономики, высокую степень хозяйственной взаимозависимости, которая базируется на отраслевом и суботраслевом разделении труда, региональных взаимосвязях, выходящих за границы новых государств, тесной кооперации на уровне предприятий и научно-технических учреждений, наличии мощной взаимодополняемой сырьевой базы, которая включает в себя все виды стратегического сырья, потребности сохранения друг для друга стабильного и емкого совокупного открытого рынка СНГ и, наконец, географической близости, наличии совместно созданной как единое целое инфраструктуры, прежде всего транспорта и связи.

Соглашение о создании Содружества независимых государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению от 21декабря 1991г., Алматинская декларация от 21 декабря 1991 г., а также принятый на заседании Совета глав государств в Минске 22 января 1993 г. Устав Содружества – все эти документы были нацелены на формирование и развитие общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков с открытой экономикой, координацию экономических реформ, проведение согласованной политики цен и социальной политики.

Правовой основой для развития интеграционных процессов, стал Договор о создании Экономического союза, который девять государств СНГ подписали 24 сентября 1993 г. Позже к нему присоединились еще два государства, а Украина стала ассоциированным участником. В декабре 1993 г. были подписаны Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, в апреле 1994 г. – Соглашения о создании зоны свободной торговли и о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений. Однако эти соглашения, как и сам Договор, оказались рамочными документами, выражающими скорее намерения, чем четкий и обязывающий план действий, оторванными от внутренних процессов развития экономики и хода реформ в странах-членах Экономического союза. Не подкреплены были они ни внутренним законодательством, ни международным механизмом реализации. Перспективный план интеграционного развития Содружества Независимых Государств предусматривал формирование в октябре 1994 г. – и союза платежного. Но и эти решения остаются нереализованными до сих пор. Государства-участники Договора о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года поставили те же цели и определили следующие основные этапы развития интеграционного взаимодействия:

Реальное функционирование режима свободной торговли;

Завершение формирования Таможенного союза;

Общий рынок товаров услуг, капиталов и рабочей силы;

Единое экономическое пространство.

2. Сегодня компания представляет собой структуру, которая, с одной стороны, является хозяйствующим объектом, единственным национальным оператором на рынке нефти и газ, с другой-осуществляет функции представителя государства в различных совместных предприятиях с участием государства, в соглашениях о разделе продукции. Говоря о компании, необходимо разделять эти две функции. Выполняя первую, «Казмунайгаз» владеет контрольным пакетом акций в таких предприятиях как «Узеньмунайгаз», «Казахойл-Эмба», «Атырауский НПЗ». На этих предприятиях «Казмунайгаз» является хозяином и полностью проводит оперативное управление. Фактически финансовое положение «Казмунайгаз» напрямую зависит от успешности функционирования этих дочерних предприятий. Выполняя свою вторую функцию, а именно, представителя интересов государства в СП по договорам о разделе продукции, компания не может напрямую вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность этих предприятий.

Финансовые показатели семи совместных предприятий (в том числе ТШО) включаются в консолидированную финансовую отчетность «Казмунайгаза» пропорционально, то есть в соответствии с процентами участия в СП.

Таким образом, основными задачами и видами деятельности «Казмунайгаза» являются:

представление и защита - интересов государства путем управления долями государства и государственными пакетами акций в предприятиях и проектах, государственное участие в которых передано компании;

участие в деятельности компетентного органа по заключению и использованию контрактов на проведение нефтяных операций, а также выполнение по согласованию с компетентными органами или по поручению правительства определенных мероприятий;

разработка и реализация программ реструктуризации и приватизации предприятий нефтегазовой отрасли, представление государства в различных нефтегазовых проектах;

подготовка и реализация новых проектов, связанных с разведкой, добычей, переработкой и транспортировкой углеводородов;

проведение нефтяных операций, включая разведку, бурение, добычу, подготовку, переработку, транспортировку, хранение, маркетинг и сбыт.

При этом затраты на управление проектами «Казмунайгаз» должен покрывать за счет хозяйственной деятельности. А качественное управление требует соответствующих расходов. Необходимо обращаться к технической, финансовой, экономической экспертизе, аудиту, содержать собственный штат высококвалифицированных специалистов, организовывать многочисленные переговоры и совещания. К тому же роль национальной компании четко прописана в контрактах по крупным проектам, таким как Тенгиз, Карачаганак и др.

Между тем компания разработала свою стратегию развития. В ней определены цели, задачи развития компании, основные этапы развития и т.д. Целями компании являются ее становление в качестве самого эффективного и высокорентабельного предприятия казахстанской нефтегазовой промышленности, конкурентоспособного на мировом рынке, обеспечение энергетической безопасности и максимального социально-экономического эффекта от нефтяных проектов для Республики Казахстан, сбалансированного с долгосрочным ростом компании.

Однако на пути достижения этих целей есть проблемы, среди которых достаточно высокие объемы запасов углеводородов на мировых рынках, отсутствие достаточных трубопроводных мощностей у Казахстана для экспорта нефти, непривлекательность внутреннего рынка республики из-за низких цен, сложная социальная ситуация в регионах. Решение этих проблем должно быть осуществлено в рамках разработанной стратегии развития компании, которая делится на три этапа.

Первый - до 2000 г. определен как наиболее критический для компании, определивший ее дальнейшую судьбу. Такая оценка вытекала из критического финансового положения «Казмунайгаза». Накопившаяся дебиторская задолженность вела к росту кредиторской задолженности, которая поглощала всю прибыль.

К концу второго периода развития, определенного на 2000-2001 гг. и связанного со стратегией ограниченного роста, которая должна добиться 10-12 млн т.

Основными элементами стратегии данного этапа являются получение лицензии и проведение разведочных раундов лицензирования, начало добычи углеводородов на шельфе, участие в реализации проектов строительства новых нефтепроводов.

К третьему этапу, который начнется после 2006 г., компания должна завершить создание условий.

По форме собственности ННК является закрытым акционерным обществом, которое занимается исключительно хозяйственной деятельностью. «Казмунайгаз» располагает 80% разведанных запасов нефти и контролирует около 70%о ее производства, хотя непосредственно оператором она является только в 20%) производств. Активы компании без учета запасов углеводородов оцениваются в 2,6 млрд. долларов.

В 2000 г. компания более чем в два раза увеличила отчисления в бюджет. Предприятиям и его дочерним структурами было внесено налогов и обязательных платежей в государственный бюджет на сумму 32 млрд 847 млн. тенге (рост 227%) к 1999 г.).

В течение 2000 г. деятельность менеджеров компании ознаменовалась следующими основными достижениями, направленными на повышение инвестиционного имиджа, транспарентности и финансового укрепления. На внутреннем рынке состоялось размещение облигаций компании. Повышенный спрос со стороны коммерческих банков и НПФ привел к увеличению объема первой эмиссии с 17 до 25 млн. долларов.

Полученные за счет внутреннего займа деньги компания будет использовать для финансирования двух своих проектов: разработка новых месторождений - Западное поле, Центральная и Восточная Прорва, и создание сбытовой сети готовых нефтепродуктов. Последнее имеем прямое отношение к планам руководства по созданию вертикально-интегрированной компании (ВИК), специализирующейся как на добыче нефти, так и на ее переработке и реализации конечной продукции. Для достижения этой цели в 2000 г. начата работа по строительству собственной сети автозаправочных станций. В данный момент завершается строительство 12 АЗС в Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Атырауской областях, в г. Астане. Кроме того, ведется строительство 11 газозаправочных станций в Мангистауской области.

Известно, что производство качественных нефтепродуктов сегодня для компании является актуальной темой. В качестве держателя пакета акций Атырауского НПЗ «Казмунайгаз» поднимает вопрос о предоставлении правительственных гарантий по кредиту, который готов выделить Японский банк международного развития на реализацию проекта реконструкции перерабатывающего завода. Подписано соглашение о реконструкции Атырауского НПЗ с японской «Марубени корпорейшн». В ходе переговоров стоимость проекта удалось снизить с 400 до 300 млн. долларов.

 

Контрольные вопросы:

 

Опишите финансово-хозяйственный механизм регионального регулирования процессов создания и функционирования интегрированных структур.

Порядок выполнения анализа отличительных особенностей различных типов интегрированных структур.

Охарактеризуйте региональные особенности механизма взаимодействия государства и интегрированных корпоративных структур

Раскройте роль и назначение корпоративных структур в регионах

Назовите основы взаимодействия государства и интеграционных корпоративных структур в регионах

Основные направления и особенности формирования, и развития интеграционных корпоративных структур в регионах

Охарактеризуйте факторы влияющие на региональном уровне на развитие интеграционных корпоративных структур.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.