Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъектов предпринимательства

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛЕКЦИЯ № 2

Чеботарёв В.С.

 

Тимченко А.В.

 

 

Обсуждено и утверждено

на заседании кафедры

экономики и финансов

Протокол № 4

"05" 11 2007 г.

 

 

Н.Новгород – 2007 год

 

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

 

1. Понятие и виды субъектов предпринимательства.

2. Организационно-правовые формы и структура современной фирмы.

3. Виды и источники информации о субъектах предпринимательства, её значение для правоохранительной деятельности.

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Необходимость общей организационно-экономической характеристики субъектов предпринимательства, обстоятельного рассмотрения в рамках учебного курса "Экономика предпринимательства" экономико-правовых и организационных аспектов создания предприятий обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, в современной рыночной экономике основной объём финансово-хозяйственных операций осуществляется субъектами предпринимательства в рамках предпринимательской деятельности (см. тему 1).

Во-вторых, производство товаров, осуществление работ и оказание услуг осуществляется в основном в рамках отдельных конкретных предприятий, являющихся в контексте современной рыночной экономики центральным организационным звеном (элементом) хозяйственной системы. Здесь сосредоточены огромные материальные, финансовые, трудовые и информационные ресурсы общества.

В-третьих, криминологические, криминалистические исследования экономической преступности свидетельствуют о том, что объектами преступного посягательства в большинстве случаев являются те или иные материальные, денежные и др. средства предприятий.

В-четвёртых, предприятия являются основными объектами оперативного обслуживания аппаратов БЭП, на которых проводятся комплексные мероприятия, в т.ч. оперативно-розыскного характера, по выявлению, предупреждению и раскрытию корыстных преступлений.

 

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЬЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

 

Субъектами предпринимательства считаются лица и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность как форму хозяйственной деятельности, обладающей четырьмя юридически закреплёнными признаками (см. ГК РФ, часть 1, ст. 2.1.). К субъектам предпринимательства (предпринимателям) относятся:

* фирмы, представленные юридическими лицами в статусе коммерческих организаций (см. ГК РФ, часть 1);

* физические лица в статусе частных предпринимателей без образования юридического лица;

* т.н. "интегрированные корпоративные структуры" (ИКС) - объединения предприятий - юридических лиц для проведения совместной/скоординированной коммерческой деятельности. К категории ИКС принято относить в первую очередь холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ).

Субъекты предпринимательства представлены как резидентами (зарегистрировавшими свои юридические адреса на территории РФ), так и нерезидентами (имеющими свои юридические адреса за пределами территории РФ). Предприятия (фирмы) являются основным, доминирующим видом субъектов предпринимательства.

В гражданском законодательстве РФ предприятие понимается как объект, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый в целом недвижимостью. В то же время под фирмой понимают коммерческую организацию - юридическое лицо, выступающее субъектом предпринимательской деятельности и соответственно обладающее гражданско-правовой правосубъектностью. В российском законодательстве закреплёны лишь термины "предприятие" и "коммерческая организация", а термин "фирма" является неофициальным синонимом последней.

Предприятия создаются в установленном законом порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, имуществом и полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно отвечает по обязательствам всем своим имуществом. В отдельных случаях организационно-правовая

форма предприятия предполагает субсидиарную ответственность учредителей (участников) по его обязательствам.

Каждое предприятие имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и действует на основании Устава (Учредительного договора), утвержденного учредителями. Все предприятия подлежат обязательной государственной регистрации. Предприятия осуществляют свою деятельность во всех сферах и отраслях

экономики страны, если эта деятельность не запрещена законом. Основные виды деятельности предприятия должны найти отражение в его Уставе.

Существуют обязательные реквизиты (атрибуты) предприятия:

* полное наименование с указанием организационно-правовой формы;

* юридический адрес предприятия (не обязательно совпадающий с его фактическим местоположением);

* печать;

* банковский счёт (с указанием реквизитов) и заводимая в банке карточка с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера предприятия);

* учредительные документы, к которым относятся Учредительный договор, Устав и (для унитарных предприятий) решение государственного (муниципального) органа о создании предприятия;

* свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

* свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;

* информационное письмо об учёте в Едином государственном регистре предприятий и организаций;

* страховое свидетельство из фонда социального страхования РФ;

* страховое свидетельство из пенсионного фонда РФ;

* страховое свидетельство из фонда обязательного медицинского страхования РФ

В современной рыночной экономике существует целый ряд юридических ограничений на осуществление предпринимательской деятельности.

(1). Мягкие ограничения (когда отсутствует ценовая или количественная регламентация хозяйственной деятельности):

* регистрация и лицензирование предприятий;

* требования к документированию хозяйственных операций (документы бухгалтерской и финансовой отчётности, товарно-транспортные и складские документы, письменные договоры и др). Документирование хозяйственных операций необходимо для правильного учёта и налогообложения, для обеспечения "финансовой прозрачности" предприятий, а также для контроля за соблюдением законодательства;

* сертификация товаров (в первую очередь продовольственных);

* соблюдение норм гражданского, земельного трудового, финансового и экологического законодательства;

* инспектирование предприятий (в отношении сложной техники, способной нанести ущерб работникам или жителям близлежащих районов), а также проверки хозяйственной деятельности со стороны госорганов (в т.ч. и правоохранительных).

(2). Жёсткие ограничения (ценовая или количественная регламентация хозяйственной деятельности):

* полный запрет определённых видов хозяйственной деятельности (иногда путём введения государственной монополии или предоставления исключительных монопольных прав частным фирмам);

* ограничение в хозяйственном обороте (количественного характера). Это может быть квотирование (используется во внешнеэкономической деятельности предприятий), патентование (защита авторских и патентных прав), количественные ограничения для монополистов;

* регулирование цен (в отдельных случаях и по ограниченной товарной номенклатуре).

Некоторыми видами деятельности разрешено заниматься только государственным предприятиям (объекты государственной монополии). К ним относятся:

* производство и ремонт оружия;

* изготовление и реализация наркотических и ядовитых веществ;

* посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

* переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов;

* лечение больных, страдающих опасными инфекционными, онкологическими и психическими заболеваниями;

* изготовление орденов и медалей;

* и др.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании лицензий - специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными органами на определённый срок и имеющих узкий предметный характер. Для отдельных видов деятельности могут одновременно с лицензиями предусматриваться аккредитация - право

производить и продавать продукцию государственного образца или с определёнными пробирными клеймами.

Принято классифицировать предприятия в первую очередь по трём признакам классификации - по отраслям, размерам и организационно-правовым формам.

Группировка предприятий по отраслевой принадлежности означает их отнесение к одной из сфер, секторов и отраслей современной экономической системы в зависимости от характера производимой продукции (работ, услуг). Выделяют материальную и нематериальную сферу, промышленность (добывающую и перерабатывающую), сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговлю и др. Для правильного отнесения предприятия к той или иной отрасли и правильного указания в Уставе его вида деятельности существуют шесть общероссийских классификаторов, утверждённых Постановлениями Правительства:

* общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);

* общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО);

* общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);

* общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);

* общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС);

* общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ).

В каждой отрасли народного хозяйства предприятия имеют определенную специфику, выражающуюся в организационном построении, экономических показателях, экономических условиях деятельности, а также в названии (завод, фабрика, концерн, магазин и т.п.).

Классификация предприятий по размерам предусматривает их группировку по экономическим показателям и количеству занятых работников: крупные (свыше 500 работников среднесписочного состава), средние (от 50 до 500), малые (до 50).

Необходимо отметить, что классификация предприятий на крупные и средние носит несколько условный характер и используется в большей степени экономистами. В отношении же малых предприятий федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 12 мая 1995г.) определил

конкретные критерии:

* это должны быть коммерческие организации;

* доля государственной и муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале малых предприятий не должна превышать 25%;

* доля юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;

* средняя численность работников не должна превышать:

а) в промышленности, строительстве, транспорте - 100 чел.;

б) в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 чел.;

в) в оптовой торговле - 50 чел.;

г) в розничной торговле и сфере бытового обслуживания – 30 чел.;

д) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

С переходом от командно-административной к рыночной системе принципиально изменяется экономическая среда их функционирования.

Важнейшими особенностями рыночной экономической среды являются следующие.

Во-первых, наличие смешанной экономики, где представлены различные формы собственности: государственная, муниципальная, собственность общественных организаций, частная, а также комбинированные формы собственности. Смешанная экономика характеризуется большим многообразием организационно-правовых форм предприятий.

Основным критерием выбора той или иной формы собственности, а также организационно-правовой формы предприятия является эффективность производственно-экономической деятельности, максимальная прибыль. В командной же экономике, наоборот, на первом месте при выборе форм хозяйствования стояли идеологические соображения.

Приоритет отдавался лишь государственным предприятиям, независимо от степени их эффективности в той или иной сфере деятельности.

Во-вторых, для рыночной экономики характерен отказ от централизованного планирования, что резко повышает роль внутрифирменного планирования, разработки стратегии и тактики поведения предприятий на рынке. Теперь предприятия получило возможность самостоятельно формировать свою производственную программу, основываясь на оценке потребностей рынка и платежеспособном спросе заказчиков. Нормирование труда, выбор форм, систем и уровня заработной платы становится прерогативой предприятия. Государство устанавливает лишь минимальный уровень заработной платы и воздействует с помощью налогового регулирования на размер средств, направляемых предприятиями на оплату труда.

Текущие и перспективные задачи делового предпринимательства на предприятии оформляются в виде делового плана (бизнес-плана).

Все это делает настоятельно необходимым существенное усиление роли всех экономических служб предприятия, подразделений по маркетингу и сбыту, повышение уровня внутренней организации производства.

В-третьих, значительно расширяется финансовый рынок, с которым предприятие вступает во взаимодействие. В командно-административной системе существовал в основном рынок (не в полном смысле) государственных банковских кредитов. В рыночных условиях действуют, помимо государственных, коммерческие банки, торгующие

кредитами. Кроме того, появился рынок ценных бумаг (акций, облигаций, приватизационных чеков, векселей). Все это в совокупности создает мощный и разветвленный финансовый рынок.

Одна из основных задач рынка ценных бумаг - обеспечить возможно более полный и быстрый перелив сбережений населения в инвестиции по ценам, устраивающим обе стороны. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней.

В-четвертых, рыночная экономика, ориентированная на состязательность, конкуренцию предприятий неизбежно приводит некоторых из них к разорению и банкротству. В обязанности предпринимателей входит своевременное информирование соответствующих органов о банкротстве в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Банкротство понимается как неплатежеспособность, долговая несостоятельность и невозможность продолжения производственной и финансовой деятельности предприятия из-за отсутствия необходимых для этого средств.

В-пятых, хозяйственная деятельность предприятия протекает в условиях большей мобильности, неустойчивости и риска.

Предприниматель непрерывно ищет более эффективные способы организации производства, технологии, изменяет продукцию, цены, качество в зависимости от конкретной экономической ситуации. Крупные корпорации создают для себя необходимый запас прочности, чтобы справиться со стихийностью происходящих в экономике процессов. Это делается путем налаживания стабильных и устойчивых связей между производителями и потребителями продукции и услуг. Солидные фирмы, как правило, лучше соблюдают действующее хозяйственное законодательство и поэтому относительно меньше нуждаются в жестком контроле со стороны правоохранительных органов.

Молодые, вновь возникающие предприятия, наоборот, как показывает практика, более склонны к неоправданному риску, к различного рода авантюрам с целью в кратчайшие сроки улучшить свое финансовое положение и завоевать "место под солнцем". Отсюда, данная категория предпринимательских фирм должна находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов прежде всего по таким направлениям как внешнеэкономическая деятельность, соблюдение налогового законодательства, достоверность представляемой государственным органам информации о характере и масштабах производственной и сбытовой деятельности. Службы по борьбе с экономической преступностью должны вести свою работу в тесном и постоянном взаимодействии с налоговыми, антимонопольными, природоохранными и другими государственными органами, на которые возложена проверка деятельности предприятия в пределах своей компетенции и в случае возникновения необходимости.

В-шестых, предприятие осуществляет свою деятельность в жесткой конкурентной среде. Конкуренция является важным фактором стимулирования хозяйственной активности, повышения качества продукции в соответствии с запросами населения, снижения издержек производства и сбыта, стабилизации цен.

Разумеется, в лекции перечислены лишь важнейшие, но далеко не все особенности работы предприятия в рыночной экономике.

Таким образом, характер экономической среды, в которой работает предприятие, в условиях рынка резко изменяется, усложняются экономические связи между субъектами, меняются приоритеты в производственной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, расширяется экономическое пространство предпринимательской деятельности и т.п. Все это не может не отразиться и на характере деятельности служб и подразделений, осуществляющих борьбу с преступностью в сфере экономики. Работа правоохранительных органов усложняется, возрастает роль экономического и юридического образования, велико значение знания нормативных актов, регулирующих экономические отношения в рыночной системе.

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И СТРУКТУРА

СОВРЕМЕННОЙ ФИРМЫ.

 

Любое предприятие, какой бы характер оно ни имело, создается и действует в одной из предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм. Организационно-правовая форма предприятия есть юридический статус, конституирующий его ключевые организационно-экономические характеристики.

Организационно-правовая форма имеет большое значение, так как определяет характер взаимоотношений между учредителями (участниками общества или товарищества), режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия, минимальный размер требуемого при создании предприятия уставного капитала, степень

защиты интересов кредиторов, порядок управления предприятием и распределения полученной прибыли, возможные источники финансирования его деятельности и компетенцию органов управления.

В некоторых случаях конкретная организационно-правовая форма служит обязательной предпосылкой для определения вида деятельности. Например, инвестиционный фонд может быть образован только в форме открытого акционерного общества, а фондовая биржа - в форме закрытого акционерного общества либо в форме некоммерческого

партнёрства.

В соответствии с нормами гражданского законодательства все юридические лица делятся на две большие группы - коммерческие и некоммерческие организации. Критерием классификации является цель создания и деятельности юридического лица, а также порядок использования полученной прибыли. Основная цель коммерческой организации - получение прибыли и ее распределение между участниками, учредителями предприятия, т.е. между собственниками предприятия. Целью же некоммерческой организации (предприятия), как правило, является решение социальных задач. И если некоммерческая организация ведет предпринимательскую деятельность, то прибыль от нее не распределяется между участниками (членами), а используется для выполнения социальных и иных общественно полезных задач, определенных Уставом этой организации (например, благотворительные фонды).

Гражданским кодексом России дан замкнутый перечень видов (организационно-правовых форм) коммерческих организаций (фирм, предприятий в экономическом смысле), занимающихся предпринимательской деятельностью и наделённых правами юридических лиц. Правильное наименование организационно-правовой формы предприятия позволяет контрагенту при совершении сделок ясно представлять, какими правами наделено предприятие и какую оно несет ответственность.

Подробно рассмотрим особенности основных организационно-правовых форм предприятий.

1.Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Эта форма предприятия осталась от времён планово-распределительной экономики. По мере развития процесса приватизации удельный вес таких предприятий среди всех субъектов предпринимательской деятельности неуклонно снижается, поскольку они преобразуются в иные организационно-правовые формы, свойственные рыночной

экономике.

Главной особенностью унитарного предприятия является то, что оно распоряжается своим имуществом не на праве собственности, а на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Полное хозяйственное ведение дает предприятию относительно широкие права по владению, пользованию и распоряжению вверенного ему государственного или муниципального имущества, достаточные для того, чтобы выступать в экономических и правовых отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Однако, право полного хозяйственного ведения - важное право, производное от права собственности, оно не может быть равнозначно последнему. Право оперативного управления полностью лишает унитарное предприятие свободы распоряжаться имуществом: любая сделка должна согласовываться с органом-учредителем.

В связи с этим, унитарное предприятие не обладает абсолютной свободой распоряжения имуществом. В первую очередь это касается недвижимого имущества, которым унитарное предприятие может распоряжаться (продавать или иным образом отчуждать, сдавать в аренду, вносить в залог) лишь с согласия органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным или муниципальным имуществом.

В этом случае такие ограничения затрудняют деятельность предприятия. Например, залог недвижимого имущества - важнейший инструмент кредита. Будучи ограниченным в его использовании, унитарное предприятие в условиях подлинного рынка не сможет свободно и уверенно строить свою финансовую политику.

Унитарное государственное или муниципальное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять соответственно государственным или муниципальным имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации, административно-территориальных образований.

Учредительными документами унитарного предприятия являются решение о его создании и устав, в котором и определяется конкретный объем правомочий предприятия по распоряжению вверенным ему имуществом, а также права предприятия и его трудового коллектива по распоряжению полученной прибылью.

Руководитель унитарного предприятия нанимается его учредителем совместно с трудовым коллективом. Следует отметить, что трудовой коллектив унитарного государственного или муниципального предприятия наделен более широкими правами в сфере управления, чем трудовой коллектив других организационно-правовых форм. В частности, кроме прав в связи с наймом руководителя, он утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия.

2. Полное товарищество.

Данная организационно-правовая форма предусматривает не менее двух участников. Участниками могут быть как физические, так и юридические лица, но лицо может состоять участником только в одном полном товариществе. Главным отличительным признаком этого товарищества является неограниченная солидарная ответственность

участников по обязательствам товарищества.

Учредительный договор, заключаемый для образования полного товарищества, является единственным учредительным документом этого вида хозяйственных товариществ, определяющим отношения между ними и важнейшие характеристики этого товарищества.

Для управления деятельностью полного товарищества необходимо общее согласие его участников. Каждый участник товарищества вправе действовать от имени этого товарищества, если в учредительном договоре не определен другой порядок.

Прибыль и убытки этого товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором.

3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Главной отличительной особенностью здесь является наличие двух категорий участников (граждан и / или юридических лиц):

* полных товарищей (действительных членов), несущих неограниченную солидарную ответственность по обязательствам товарищества и обладающих исключительным правом на ведение его дел (т.е.обладают теми же правами, как в полном товариществе);

* членов вкладчиков (коммандитистов), которые не несут ответственности по обязательствам товарищества сверх своих вкладов и не могут участвовать в ведении дел товарищества.

Коммандитное товарищество действует на основании учредительного договора, который выполняет роль устава и, следовательно, должен содержать все сведения, обязательные для уставов предприятий.

Вкладчик товарищества на вере имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, знакомиться с годовым отчетом и балансом, по окончанию финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад, передать свою долю другим вкладчикам или третьему лицу.

4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Отличительной особенностью ООО является то, что его участники несут ответственность по его обязательствам и получают прибыль лишь в пределах внесения каждым из них части вклада (доли) в уставный капитал. Это обстоятельство обуславливает широкую его распространенность и привлекательность для предпринимателей.

ООО может создаваться одним физическим или юридическим лицом, за исключением хозяйственного общества, состоящего из одного лица.

Учредительными документами общества является Учредительный договор и Устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является Устав. Высшим органом управления обществом признается общее собрание его участников, исключительная компетенция которого строго определяется Уставом общества.

5. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Общество с дополнительной ответственностью может рассматриваться как разновидность общества с ограниченной ответственностью.

Различие между ними в том, что участники ОДО принимают на себя ответственность по обязательствам общества не только в размере внесенных в его уставной капитал вкладов, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех участников кратном размере к стоимости их вкладов. Этот размер определяется учредительными документами ОДО. Кредиторы общества прежде всего обращают взыскание на его имущество, а при его недостаточности для погашения долгов наступает субсидиарная ответственность участников общества, которую они несут солидарно.

Таким образом, хотя интересы кредиторов ОДО защищены лучше, чем кредиторов ООО, ответственность участников ОДО остается ограниченной - взыскание по долгам общества не может быть обращено на все их имущество.

 

6. Акционерное общество (АО).

Таковым признается общество с уставным капиталом, распределенным на определенное число долей равной номинальной стоимости (именуемых акциями), риск участников которого ограничивается размерами их вкладов в уставный капитал. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему

имуществом.

Участники общества (акционеры) личной ответственности по долгам общества не несут, чем во многом и объясняется привлекательность этой организационно-правовой формы. Ведь участвовать в А.О. куда безопаснее, чем, например, в полном товариществе. Акционер может не опасаться, что кредиторы станут взыскивать с него долги общества. Но чтобы и кредиторы могли чувствовать себя увереннее, законодательство обязывает АО иметь уставный капитал и определяет его минимальный размер - тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда для открытого АО и стократной суммы минимального размера оплаты труда для закрытого АО.

Российское законодательство различает закрытые и открытые акционерные общества. Кроме минимального размера Уставного капитала, закрытое общество отличается от открытого тем, что оно не может обращаться к открытой подписке на свои акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Кроме того, для закрытых АО федеральных законом "Об Акционерных обществах", принятым Государственной Думой 26 декабря 1995г., установлено предельное число учредителей не более 50. Число учредителей открытого АО не ограничено.

АО не может иметь в качестве единого учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Акционерные общества по своей структуре, составу органов управления как правило значительно сложнее, чем другие организационно-правовые формы. В связи с этим более подробно об АО можно ознакомиться в законе об Акционерных обществах.

В мировой экономике в качестве синонима хозяйственного общества выступает термин "корпорация". Корпорация (корпоративная модель управления предприятием) - единая организационно-хозяйственная структура (предприятие или объединение предприятий), обладающая следующими признаками:

* имущество образуется за счёт вкладов, является долевым и принадлежит корпорации на праве собственности;

* ограниченная ответственность участников;

* свободная передача прав собственности на уставной капитал;

* прибыль как основная цель деятельности;

* автономия менеджмента (который в текущих решениях независим от собственности).

7. Дочерние и зависимые общества.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Зависимое хозяйственное общество по своей природе близко к дочернему обществу. Но если основным по отношению к дочернему обществу может, оказаться товарищество, то преобладающим (участвующим) по отношению к зависимому может быть только др.хозяйственное общество. Наличие отношений зависимости возникает при 20%

участия преобладающего общества в уставном капитале ООО или наличии у него 20% голосующих акций в зависимом АО

В правовых формах дочерних и зависимых хозяйственных обществ создаются так называемые холдинговые компании, которые концентрируют в своих руках контрольные пакеты акций других АО в целях управления их деятельностью.

8. Производственные кооперативы.

Производственным кооперативом (артелью) признается объединение граждан на правах членства для совместной производственной, и др. хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и объединении имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по обязательствам общества субсидиарную ответственность. Существует федеральное законодательство о производственных кооперативах.

Кроме предприятий различных организационно-правовых форм и предпринимателей без образования юридического лица существуют такие субъекты предпринимательства, как "интегрированные корпоративные структуры" (ИКС) (или корпоративные группы). Они представляют собой объединения корпораций (хозяйственных обществ различных организационно-правовых форм, чаще всего акционерных обществ), преследующие общие цели и не обладающие гражданской правосубъектностью.

Возможна разная степень интеграции в ИКС. Их участники не теряют в них своей юридической, имущественной и хозяйственной самостоятельности. ИКС как таковые (в отличие от их участников) не обладают статусом юридического лица, однако них распространяется обязанность соблюдать антимонопольное законодательство.

С точки зрения юридических особенностей и организационно-экономической природы выделяют следующие виды интегрированных корпоративных структур:

* холдинги;

* ФПГ (на Западе часто именуются консорциумами);

* союзы предприятий. Это объединения предприятий по отраслевому или территориальному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях. Члены союза не ведут совместную, хозяйственную деятельность. Хотя функции союза в основном сводятся к представительским, он может разрабатывать экономические и юридические прогнозы, предоставлять информацию членам союза и т.д.;

* хозяйственные ассоциации. Похожи по своему положению на союзы, но главными уже являются не представительские функции, а функции производственного характера. Речь идёт о производственной кооперации и о координации отдельных хозяйственных операций.

Ассоциации и союзы предприятий являются юридическими лицами. ГК РФ предусматривает для них особую организационно-правовую форму - "объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)" как некоммерческие организации. Следует оговориться: ассоциации и союзы предприятий лишь с натяжкой могут быть отнесены к корпорациям (с точки зрения их организационно-правовых особенностей).

Холдинг представляет собой совокупность акционерных обществ открытого типа, действующих как основное ("материнское") и дочерние общества. Основное общество является владельцем контрольных пакетов двух и более дочерних обществ.

В России под маской холдингов часто скрываются бывшие органы государственного управления: бывшие отделы, главки соответствующих министерств (иногда даже целые бывшие министерства: РАО "ЕЭС" и РАО "Газпром" как самые яркие примеры).

Виды холдингов (с точки зрения характера активов основного общества):

* промышленные холдинги;

* финансовые холдинги (когда свыше 50 % активов представлено ценными бумагами).

Существуют холдинги с перекрёстным владением акциями.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы (в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест).

Переход от административно-командной к рыночной экономике влечет за собой изменение общей и производственной структуры предприятий. Непременным условием эффективной деятельности становится создание на предприятии службы маркетинга, занимающейся изучением конъюнктуры рынка, цен и ценовой политики, организацией

конкурентоспособного производства, сбыта и послепродажного обслуживания. В крупных корпорациях создаются самостоятельные службы по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Ключевой фигурой в управлении предприятием становится менеджер - профессиональный управляющий, обладающий максимальными полномочиями во всех вопросах, касающихся деятельности предприятия, несущий ответственность за свои действия только перед собственником предприятия.

Нередко средние и крупные компании создают в организационной структуре специальные группы стратегического развития, занимающиеся разработкой новых форм бизнеса. В тех случаях, когда та или иная проблема становится трудно разрешимой, широко используется метод "мозговой атаки", когда формируются временные творческие

группы специалистов и неспециалистов, которые вырабатывают и всесторонне оценивают различные альтернативные подходы к решению проблемных ситуаций.

Работники подразделений по предотвращению и выявлению экономических преступлений при налаживании каналов для получения достоверной информации о деятельности предприятия должны учитывать те структурные изменения, которые происходят в настоящее время на многих предприятиях. В акционерных обществах, например, обладателями ценных сведений могут быть сами акционеры, поскольку любой из них имеет право получать от органов управления всю необходимую информацию о его деятельности, знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности и другими документами акционерного общества.

Далее рассмотрим такое понятие, как структура предприятия. В любой отрасли народного хозяйства предприятие той или иной организационно-правовой формы состоит из различных подразделений: производств, цехов, отделений, участков, ферм, бригад, звеньев, бюро, секций и т.п. Подразделения эти имеют отраслевую специфику.

Состав производственных единиц, подразделений по управлению и обслуживанию производства, их количество представляют собой общую структуру предприятия. Состав и отношение производственных подразделений характеризует так называемую «производственную структуру».

Например, в состав общей структуры предприятия в промышленности могут входить: финансовый отдел, отдел кадров, отдел главного конструктора, отдел главного технолога, производственные цеха, бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, отдел маркетинга, планово-экономический отдел, административно-хозяйственный отдел и т.д.

Структурным подразделениям предприятия доводятся функциональные обязанности, оформленные в виде различного рода подробных инструкций как в целом по подразделению, так и по отдельным его работникам.

В условиях рыночной экономики усложняется общая и производственная структура предприятий. Появляются новые структурные звенья: советы директоров, наблюдательный совет акционерного общества, отдел маркетинга, отдел изучения спроса и рекламы.

 

3. ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ЕЁ 3ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Успешное решение аппаратами БЭП оперативно-служебных задач во многом предопределяется объемом и качеством получаемой ими информации об оперативно обслуживаемых объектах (предприятиях, организациях, секторах рынка и т.п.).

Проблема получения правоохранительными органами информации о деятельности предприятий осложняется с введением российским законодателем института коммерческой (служебной)тайна, защищающего экономические интересы предпринимателя. Статья 139 Гражданского кодекса РФ за коммерческой (служебной) тайной признает информацию, если:

- информация действительно или потенциально имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа;

- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую (служебную) тайну, порядок ее защиты определяются предпринимателем (государственными органами управления).

Важно заметить, что разглашение, передача или утечка информации, которая составляет коммерческую или служебную тайну, влечет дисциплинарную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, в частности, обязанность возместить убытки, причиненные такими неправомерными действиями. Не вправе разглашать информацию, представляющую коммерческую тайну, и органы государственного управления, в т.ч. ОВД. В случае нарушения этого правила государственные органы и должностные лица обязаны возместить причиненные разглашением тайны убытки.

В целях обеспечения деятельности государственной налоговой службы, правоохранительных и контролирующих органов Федеральным Законом №98-ФЗ РФ от 29 июля 2004 г. определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К числу важнейших можно отнести:

- учредительные документы, в т.ч. регистрационные удостоверения, лицензии, патенты и др.;

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности, предоставляемые по установленным государством формам отчетности;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате, о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды и нарушениях антимонопольного законодательства;

- данные о реализации продукции, причиняющей вред здоровью населению и др.

Источников информации о деятельности предприятий достаточно много. Их можно сгруппировать по различным критериям. Приведем одну из классификаций, которая нам представляется наиболее полной.

Все виды информации делятся на три группы:

1. Правовая информация.

2. Экономическая информация.

3. Иные источники информации.

К правовой 0информации относятся нормативные акты, регулирующие имущественные и хозяйственные отношения (указы, законы, постановления, инструкции и т.п.). Важное значение имеет информация об учреждении предприятия. Его регистрация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляется районной или городской

администрацией по месту расположения предприятия. Данные о регистрации предприятия в месячный срок направляются в Министерство финансов для включения в государственный реестр. За регистрацию предприятия взимается пошлина.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

- заявление учредителя;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия или договор учредителей;

- свидетельство об уплате государственной пошлины.

Важнейшим документом из вышеперечисленных является устав

предприятия. Основными разделами устава являются:

1. Общие положения (название, местонахождение и т.п.);

2. Предмет и цели деятельности предприятия;

3. Права предприятия;

4. Имущество, фонды, прибыль;

5. Планирование, учет, контроль, отчетность;

6, Органы управления, их функции и компетенция

7. Порядок ликвидации и реорганизации.

Устав предприятия должен своевременно обновляться (если в деятельности предприятия произошли какие-либо изменения). В противном случае возможны неучтенные виды деятельности, скрытые доходы, запрещенная деятельность в нарушение действующего законодательства.

Деятельность незарегистрированных предприятий запрещена. Доходы, полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

К правовой информации также можно отнести различные положения и инструкции, регламентирующие деятельность структурных подразделений предприятия и отдельных его работников.

Вторую группу 0источников информации, как отмечалось выше, составляет экономическая информация. К ней относятся: плановая документация, данные хозяйственного учета, отчетности, информация о различных видах контроля, паспорт предприятия.

Плановая документация включает в себя перспективные и текущие бизнес-планы, материалы оперативно-производственного планирования, календарные графики производства и сбыта продукции по предприятию в целом и его производственным подразделениям.

Данные хозяйственного учета состоят из трех видов учета, связанных между собой: оперативного, бухгалтерского и статистического. Оперативный учет представляет собой средство наблюдения за ходом производственных процессов и хозяйственной деятельностью непосредственно во время совершения и вслед за совершением хозяйственных и производственных операций. Например, учет выпуска продукции отдельными участками, цехами. Содержание оперативного учета во многом определяется особенностями производства. Большинство данных оперативного учета записываются руководством цеха в специальные таблицы. Содержание и порядок этих записей обеспечивают оперативное руководство ходом производственного процесса и передачу необходимой информации за пределы цеха.

Бухгалтерский учет охватывает все операции, отражающие движение хозяйственных средств и экономические связи предприятия.

Статистический учет отражает количественную сторону массовых общественных явлений. В экономике с помощью статистического учета получают сведения об объеме производства, использовании рабочего времени, выполнении норм выработки и т.п. за различные периоды времени как по отдельным предприятиям, так и в целом по отраслям,

регионам, народному хозяйству.

Ведение отчетности на предприятиях предусматривает составление годового, полугодового, квартального и других видов отчетов, подготовку документов финансовой отчетности (баланс доходов и расходов, учет поступлений и расходования средств и др.).

Информацию о различных видах контроля, осуществляемого как самим предприятием, так и сторонними организациями и лицами, содержат следующие документы:

- акты ревизий, контрольных обмеров, инвентаризаций, заключения аудиторов;

- справки различных организаций:

- экспертизы и т.п.

Паспорт предприятия отражает наличие на предприятии технических средств, их потенциальные возможности. Однако следует отметить, что наличие паспорта возможно далеко не на всех предприятиях.

2Третью группу 0источников информации составляют иные источники.

Имеются в виду различного рода приказы, протоколы совещаний, распоряжения и указания, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, а также данные о структуре предприятия, штатном расписании, портфеле заказов, рекламациях, о переписке фирмы с поставщиками и потребителями и т.п.

На предприятии имеется та информация, которую оно направляет в различные инстанции: в органы по регистрации предприятия, в налоговую инспекцию, в банк, в антимонопольный комитет, в Госкомимущество и др.

Например, банк, обслуживающий предприятие, требует от него предоставить следующие документы:

- копию устава предприятия;

- карточку с образцами подписей лиц, которым предоставлено

право подписи денежных документов, и оттисками печати предприятия;

- банковская гарантия или страховой полис;

- баланс за последний отчетный период с отметкой налоговой инспекции;

- другие документы.

Значительный интерес представляет информация о предприятиях, подлежащих приватизации. Перечень сведений о приватизируемых предприятиях определяет Госкомимущество. Эти сведения должны быть опубликованы в местной печати. К таким сведениям, например, относятся:

- запасы материальных ценностей;

- финансовое состояние предприятия;

- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

- балансы предприятия за 3 последних года;

- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке;

- другие сведения.

Поставщиками информации, представляющей интерес для службы по борьбе с экономической преступностью, о той или иной фирме могут быть данные, собираемые конкурирующими фирмами. Дело в том, что солидные фирмы стремятся изучать положительный и отрицательный опыт своих конкурентов. Нередко в поле их зрения попадает и

криминальная информация, которой они охотно могут поделиться с правоохранительными органами.

Важное место среди источников информации занимают фирменные справочники. Они издаются информационно-справочными агентствами, различными ассоциациями, торговыми палатами.

Справочники могут содержать сведения о фирмах одной страны или нескольких стран. Из одних справочников можно узнать только координаты фирм (почтовый индекс, телекс, телефон), из других - сведения о характере деятельности фирмы, ее экономических и финансовых показателях, производственной базе, руководящем составе и т.д.

Основным достоинством фирменных справочников по сравнению с другими источниками информации является охват большого числа фирм. Так, справочник "Интернейшл телекс" приводит телексы и адреса приблизительно 1 млн. фирм.

Источником информации о фирмах могут быть средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные и радиопередачи), рекламные издания, каталоги, выставки, ярмарки, жалобы населения в связи с приобретением некачественных товаров.

Непременным структурным элементом рынка является консалтинговая фирма, которая занимается консультированием клиентов по широкому спектру экономических вопросов, в том числе о деятельности тех или иных фирм.

Владеть определенным массивом информации о предприятиях могут и профсоюзы. Это связано с тем обстоятельством, что роль профсоюзов в рыночной экономике, по сравнению с командной, существенно меняется. Профсоюзы становятся независимыми, находятся за пределами предприятий.

Главной задачей профсоюзов становится защита интересов трудящихся. А чтобы эта защита была квалифицированной и предметной, профсоюзы собирают необходимую информацию о состоянии дел в экономике в целом, в отраслях, на отдельных предприятиях и т.п. Значительная часть полученной профсоюзами информации (прежде всего, негативного характера) может представить интерес и для подразделений, осуществляющих работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических преступлений.

Нужно учитывать, что работа предприятий протекает в условиях открытости экономики, интегрированности ее в систему мирохозяйственных связей. Следовательно, любой субъект, в рамках существующего законодательства, вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Отсюда вытекает необходимость подключения нашей экономики к всемирной системе деловой информации. Данное обстоятельство ставит перед правоохранительными органами задачу осуществления контроля за предпринимательской деятельностью не только в рамках отечественной экономики, но и за ее пределами. Поэтому важно хорошо знать законодательную базу по внешнеэкономической деятельности предприятия, уметь пользоваться данными, предоставляемыми всемирной системой деловой информации.

В целом важно отметить, что в современных условиях для получения той или иной информации о предприятиях, а также эффективной правоохранительной деятельности аппаратами БЭП необходимо устанавливать более тесное взаимодействие с государственными и другими контролирующими органами (налоговая служба, антимонопольные

органы, аудиторские компании и т.д.).

 

Литература.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 4.

2. ФЗ РФ от 26.11.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

3. ФЗ РФ от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

4. ФЗ РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

5. ФЗ РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

6. ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности.

7. ФЗ от 14.11. 2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

8. ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

9. ФЗ от 24.07.2007 № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

10. Постановление Правительства РФ от 17.05.2001 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

12. Постановление Правительства РФ от 19.06. 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

13. Постановление Госстандарта РФ 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

14. Калинов А.А., Разживин Ю.В., Сапрыкин А.И. Альбом документов по экономике и финансам. — Н.Новгород: 1997.

15. Кожуховский И. Реструктуризация угольной промышленности // Вопросы экономики, № 1, 2000.

16. Лиухто К. Влияние размера, возраста и отраслевой принадлежности предприятия на его эффективность // Вопросы экономики, № 1, 2000.

17. Мильнер Б. Крупные структуры —«локомотивы» экономики // Вопросы экономики, № 2, 2000.

18. Петров И.Л. Основы экономики и предпринимательства. Изд2. – М.: ИД "Герда", 2002.

19. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов; 3–е издание. – М.: Дашков и К, 2007.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диффузионизм | Нормативно - правовая база обращения с отходами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.