Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций. А.А. Смирнов(1894 – 1980 гг.) – исследовал психологию запоминания




А.А. Смирнов(1894 – 1980 гг.) – исследовал психологию запоминания. Выделил два вида запоминания: произвольное и непроизвольное. А.А. Смирнов изучил направленность запоминания: полноту, точность, последовательностьи т.д. Придавал значение мотивации запоминания.

Б.М. Теплов (1896 – 1965 гг.) исследовал восприятие, анализировал реакции, вызываемые различными цветами и звуками. Исследовал свойства зрительного восприятия, исследовал механизм возникновения «эмоционального, эстетического образа», который формирует «культурную память» человека, его установки и представления.

Б.М. Тепловчетко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. Рассматривал способности не изолированно друг от друга, а как целостную систему.

Б.М. Тепловвыдвинул программу диагностики типологических свойств, на основе которой сложилась школа дифференциальной психологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку. В.Д. Небылицин (1930 – 1972 гг.) – выполнил наиболее значимую роль в развитии исследований этой школы.

А.В. Запорожец (1905 – 1981 гг.) – психические процессы являются разновидностями ориентировочных. Так, восприятие – это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в их связях и отношениях и т.д. Восприятие состоит из перцептивных действий (ориентировки в свойствах предметов), сенсорных эталонов (образов, которые определяют и направляют процесс восприятия) и действий соотнесения, благодаря которым предмет относится к определенному эталону и узнается людьми.

Л.А. Венгер (1925 – 1992 гг.) – доказал существование модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим мышлением. Л.А. Венгер разработал программы развивающего обучения для дошкольников, позволяющие сформировать логические операции обобщения, классификации и т.д. на образном материале, доступном для детей данного возраста.

П.Я. Гальперин (1902 – 1988 гг.) – изучал развитие внутренней умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действияориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет именно ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа помогает выполнить действие с первого раза безошибочно. Теория поэтапного формирования умственных действий – происходит постепенная интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное.

П.Я. Гальперин пришел к выводу о значении проблемного обучения.

В.В. Давыдов (1930 – 1998 гг.) совместно с Д.Б. Элькониным (1904 – 1984 гг.) изучал психологию формирования мыслительной деятельности учащихся. Работы Д.Б. Эльконинабыли посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия и операции, игровые отношения. Д.Б. Эльконин выделил ведущее значение игры для формирования высших психических функций. Он разработал периодизацию, в которой выделил две стороны в деятельности - познавательную и мотивационную (ребенок-предмет и ребенок-взрослый).

Д.Б. Эльконин выделил кризисы3 и 11-13 лет (кризис подросткового возраста), в течение которых отстающая мотивационная сторона получает доминирующее значение. В кризисах 1 года, 7 и 15-16 лет отстающая операционная сторона начинает догонять мотивационную (эти кризисы не имеют ярко выраженной аффективной окраски).

Л.И. Божович (1908 – 1981 гг.) – исследовала процесс формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей среды, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними мотивами. Она определила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе, говоря о превращении ребенка из объекта в субъект в конце первого года жизни, появлении осознания себя как субъекта действия в три года, как субъекта в системе социальных отношений в семь лет и осознания своей личностной уникальности и ценности в подростковом периоде.

М.И. Лисина (1929 – 1980 гг.) – выделила несколько этапов в течение первых семи лет жизни детей, а также критерии их сформированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с конкретным этапом общения.

В настоящее время психология переживает новый этап развития, в котором тесно переплетаются теоретические и практические проблемы. Происходит отказ от некоторых догматических основ (отказ от догматической ориентации на диалектический материализм в ущерб другим философским школам). В настоящее время активно исследуется психология личности, формирование ее социальной и личной идентичности, что привело к рассвету социальной и этнической психологии. Перед отечественной психологией также стоит важная практическая проблема диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий.

 

Рекомендуемая литература по разделу 5

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

 

Основная:

1. Ждан, А. Н. История психологии. От античности к современности / А. Н. Ждан – М., Екатеринбург, изд. 4-е, 2002.

2. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л. В. Куликов – М., изд. 2-е. – 2009.

3. Лихи, Т. История современной психологии / Т. Лихи – СПб, 2003.

4. Лучинин, А. С. История психологии / А.С. Лучинин. – Р н/Д: Феникс, 2005.

5. Марцинковская, Т. Д. История психологии / Т. Д. Марцинковская. – М., 2005.

6. Морозов, А. А. История психологии / А. А. Морозов – М., 2003.

7. Смит, Т. Современные системы психологии. История. Постулаты. Практика / Т. Смит – СПб; М., 2003.

8. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд – М., 2010.

9. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей – М., 1997.

10. Шкуратов, В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов – М., 1998.

Дополнительная:

1. Александер, Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Ф. Александер, Ш. Селесник – М., 1995.

2. Вундт, В. Проблемы психологии народа / В. Вундт – М.,1998.

3. Декарт, Р. Страсти души / Р. Декарт, соч. в 2 Т. – М., 1989.

4. Ждан, А. Н. История психологии: от античности к современности / А. Н. Ждан – М., 1997.

5. Ждан, А. Н. История психологии: от античности до наших дней / А. Н. Ждан – М., 1990.

6. Марцинковская, Т. Д. 50 выдающихся психологов мира / Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский – М., 1995.

7. Петровский, А. В. История психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – М, 1994.

8. Петровский, А. В. История и теория психологии: в 2 тт. / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский – Р н/Д, 1996.

9. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский – М., 1996.

10. Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века / М. Г. Ярошевский – М.: Академия, 1997.

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.