КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8 Институционализм и эволюционная экономикаИ кейнсианской школ Основные постулаты концепций монетаристской
На рубеже XIX и ХХ вв. сложились конкретно-исторические условия, под влиянием которых США превратились в самую богатую и развитую в социально-экономическом отношении страну мира. Именно в ней впервые в наиболее острой форме проявились проблемы, связанные со всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. Это явилось одной из причин того, что США стали пионерами антимонопольных мер, которые администрация этой страны апробировала еще в конце XIX в. В начале ХХ в. ученые-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике. И содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепций социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом. При многочисленных оттенках взглядов представителей институционого направления им присущ ряд общих черт: 1) критика капитализма с нравственно-психологических позиций; 2) разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства. 3) антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимости государственного вмешательства в экономику. Основоположник институционального направления – Торстейн Веблен (1857–1929гг.) – автор «Теории праздного класса», «Теории делового предпринимательства» и др. За образ своих мыслей многими идеологами того времени он воспринимался как американский Маркс (см схему 25 в Приложении). Интересны идеи представителей правого направления институционализма. Джон Коммонс и Джеймс Бьюкенен считали, что для нормального развития хозяйства страны необходимо создание четких юридических норм, регулирующих поведение хозяйствующих субъектов. Это позволило бы нейтрализовать влияние монополий на ценообразование и увеличить ответственность хозяйствующих субъектов, в первую очередь продавцов и покупателей. Основной труд Джона Коммонса (1862-1945гг.) – «Институциональная экономика», в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение «коллективных действий». Автор уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. Стоимость Дж.Коммонс определял как результат правового соглашения «коллективных институтов» (союзов, корпораций, политических партий и т.д.). Ученый говорил о необходимости создания правительства из представителей «коллективных институтов», которое было бы подотчетно общественному мнению. Реформы такого правительства устранили бы конфликты в обществе. Дж.Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935 г. Американский экономист и статистик Уэсли Митчелл (1874-1948гг.) в трактате «Отсталость в искусстве тратить деньги» сравнивает искусство делать деньги, с искусством тратить деньги. Наибольшую известность У.Митчеллу принесла теория экономических циклов, которой он посвятил работы «Экономические циклы», «Экономические циклы: проблема и ее постановка». У.Митчелл интересовался циклическими явлениями в экономике. Циклы в экономике – это результат действия множества взаимосвязанных факторов (инвестиций, денежного обращения, курсов акций, сбережений и т. д.) в динамике. Деловой цикл, по Митчеллу, – это повторяющиеся подъемы и упадки, которые проявляются в большинстве экономических процессов с достаточно развитой системой денежного хозяйства, не разлагаются на какие-либо иные волны с амплитудой, приблизительно равной их собственной амплитуде, и продолжаются в странах, стоящих на разных стадиях экономического развития, от 3 до 7 лет. Согласно мнению У.Митчелла, единственным механизмом разрешения общественных противоречий является государственное регулирование в области денежных, финансовых, кредитных факторов в сочетании с социально-культурными проблемами. В своих исследованиях У.Митчелл широко применял методы статистики, которые позволили ему составить первые прогнозы экономического роста. В 1923 году У. Митчелл предложил систему государственного страхования от безработицы. Один из представителей институционального направления Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006гг.) иллюстрирует особенности функционирования крупной фирмы – «развитой корпорации». Он считает, что экономика в своем развитии движется от стихийно функционирующего рынка к индустриальному обществу или промышленному планированию посредством формирования развитой корпорации. В рамках корпорации им выделяются собственники и наемные работники – техноструктура – это фактически обеспечивающие функционирование крупных корпораций: управляющие, специалисты, ученые, технологи, конструкторы. Она занимается управлением корпорацией, планированием ее стратегии. Однако эта структура заинтересована не столько в максимизации прибыли, на чем настаивали неоклассики, сколько в том, чтобы собственникам постоянно требовались ее услуги, что достигается созданием условий постоянного роста доходов предприятия Технократам, а не собственникам, акционерам принадлежит подлинная экономическая власть. С увеличением размеров корпораций и усилением власти техноструктуры технократы становятся фактическими хозяевами на рынках. Цели техноструктуры вступают в противоречие с общественными целями. Монополистический рынок имеет мало общего со свободной конкуренцией. Отсюда необходимость контроля со стороны государства. В книге Дж.Гэлбрейта «Новое постиндустриальное общество» анализируются изменения, происходящие в обществе. Менее важным становится производство вещественных благ. На первый план выдвигаются другие нужды: медицинское обслуживание, образование, транспорт, экология. Между тем реклама искусственно формирует излишние материальные потребности – «общество изобилия». Дж.Гэлбрейт – автор теории уравновешивающих сил. Основной ее смысл – погасить социальные катаклизмы, обеспечить экономическую эффективность. По мнению Дж.Гэлбрейта, необходимо: - противопоставить мощи монополии госпланирование; - изменить природу государства; - контроль над государством и правительством переключить от техноструктуры к ученым и профессорам; - повысить роль «третьей силы» (профсоюзов, др. организаций). Нобелевский лауреат 1991г. Рональд Коуз (род 1910г.) автор работ «Проблемы социальных издержек», «Фирма, рынок и право». Р.Коуз разрабатывал теорию прав собственности, направленную на подавление так называемых внешних эффектов. Под этими эффектами Коуз понимал положительные и отрицательные эффекты, возникавшие в связи с ведением производственной деятельности и оказывавшие влияние на других хозяйствующих субъектов, не связанных с данной деятельностью напрямую. Внешние эффекты можно определить как результаты производственной деятельности, е отраженные в цене блага. Например, бесплатное наблюдение из окон собственного дома за платными мероприятиями на стадионе, вредные выбросы от производства, шум от транспортных артерий вблизи жилых домов и т.д. Р.Коуз выделил 11 видов таких прав, в соединении которых, по его мнению, внешние эффекты полностью потеряют силу, а их возможные последствия можно будет устранить: 1) право владения указывает на обладание и контроль над благом; 2) право использования разрешает лицу, располагающему таким правом, использовать полезные свойства такого блага; 3) право управления дает возможность принимать управленческие решения относительно использования блага; 4) право на доход позволяет обладать финансовыми результатами от исполнения блага, хотя эти результаты могут приносить как прибыль, так и убытки; 5) право суверена, или право на всестороннее использование выражает право физического изменения блага вплоть до уничтожения; 6) право на безопасность гарантирует собственнику или пользователю защиту блага от нежелательных воздействий; 7) право на передачу по наследству делает возможным передачу блага в собственность наследникам; 8) право на бессрочность обладания уполномочивает владельца блага на неограниченное обладание им; 9) запрет на использование способом, наносящим вред окружающей среде, проявляется в ограничении применения блага, если оно отрицательно сказывается на здоровье человека и окружающей природной среде; 10) право на ответственность в виде взыскания предполагает, что исполнительные органы по решению суда могут взыскать благо в погашение обязательств его собственника; 11) право на остаточный характер отражает право соответствующих органов власти восстанавливать различные права собственности при их нарушении, а также не допускать нарушения прав и обязанностей собственников посредством разработки и применения разных законов и правовых норм. Известна теорема Коуза: «прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое предоставление проблемы на волю рынка или фирмы», т.е. если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает. Итак, институционалисты полагали, что общественные институты не оставляют рынку возможности для саморегуляции, и государству следует контролировать и регулировать экономическую систему. Идея государственного контроля и регулирования экономики нашла практическое выражение в работах кейнсианского и неолиберального течений.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |