Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знакомство с множеством




Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушение речи

Вопрос 3.

(Калиниченко А.В.)

2 младшая группа

 

Первые занятия по математике необходимо посвятить актуализации уже имеющихся знаний и знакомству с множе­ством как единым целым, состоящим из однородных предме­тов. Воспитатель должен показать детям различия в оконча­ниях имен существительных единственного и множественно­го числа (флажокфлажки, цветокцветы, окноокна, домдома). Для этого организуется рассмотрение как одно­го, так и групп предметов.

Многие дети младшего дошкольного возраста с нарушени­ями речи не могут повторить за воспитателем слова и выра­жения. Однако необходимо организовать работу таким обра­зом, чтобы они внимательно слушали речевые конструкции, понимали значение слов, старались их произнести. Для этого важно использовать практические, занимательные задания, содержание которых отражает суть математических понятий. Значение слова «много» показывается в различных рече­вых конструкциях. Воспитатель демонстрирует множество кубиков (цыплят, деревьев и т. д.) и поясняет: «Это кубики. Их много. Много кубиков». После данного объяснения прово­дится работа по закреплению речевого образца на разнообраз­ном наглядном материале.

Поскольку числительное «много» отвечает на вопрос «сколь­ко?», необходимо ознакомить детей с построением вопроситель­ного предложения и научить правильно пользоваться вопроси­тельным словом. Объяснить, что можно спросить: «Сколько кубиков?» — и ответить: «Кубиков много». Слово «сколько» выделяется интонацией и голосом. Проводится практическая работа. Дети составляют из окружающих предметов группы по обобщенным существенным признакам (игрушки, посуда, мячи, карандаши, синие карандаши, красные предметы) и спра­шивают друг у друга, какие у них предметы и сколько их.

Помочь в составлении множеств могут следующие наво­дящие вопросы и задания.

• Посмотрите, чего у нас в комнате много.

• Посмотрите, чего у нас много на столе.

• Назовите, какие предметы есть в комнате. Выберите ка­кой-нибудь предмет и подберите похожие на него.

Необходимо подвести детей к пониманию того, что множе­ства состоят из разных частей, например, множество птиц со­стоит из голубей, воробьев, грачей и других птиц, множество шаров — из красных и зеленых. Предметы объединяются по качественным признакам (цвет, форма, величина) и родовидо­вым признакам (обобщенные понятия, например, животные, посуда и др.)

Речевое оформление результатов практической работы и диалог между детьми для уточнения количества составленно­го множества не только расширяет словарный запас, но и раз­вивает коммуникативную функцию речи.

Таким образом, изучение множества позволяет организо­вать работу по развитию назывной функции речи (рассматри­ваются множества предметов, называются сами предметы и их количество), диалоговой речи и интонационных умений.

Только после того, как знания детей о множестве будут уточнены и закреплены в конкретных условиях деятельнос­ти, следует переходить к их углублению. С опорой на прием противопоставления рассматриваются понятия «много» и «мало». Для этого следует показать множество предметов, определить, что их много, и пронаблюдать за уменьшением их количества. Каждый ребенок берет один кубик из множества и комментирует свои действия или повторяет речевой образец: «Я взял кубик». Воспитатель обращает внимание на то, что кубиков становится меньше, теперь их мало. Дети повто­ряют: «Кубиков стало меньше», «Кубиков мало».

Когда остается один кубик, начинается ознакомление с числом один. Следует сообщить, что остался один кубик, и показать цифру 1. Важно добиться понимания того, что мень­ше, чем один кубик, взять нельзя, так как один — самое ма­ленькое число. Если убрать последний кубик, не будет ни од­ного кубика.

Аналогично организовывается наблюдение за увеличени­ем количества кубиков. Каждый ребенок кладет на поднос один кубик и под руководством воспитателя характеризует свои действия: «Я дал один кубик, кубиков стало больше», «Кубиков много».

После объяснения данного материала необходима длитель­ная работа по закреплению изученного. Использование разно­образного наглядного материала позволит абстрагироваться от определенных предметов и понять смысл математических характеристик. Увеличивая и уменьшая группы различных предметов, дети употребляют одну и ту же терминологию и постепенно осмысливают ее. Слова «меньше» и «больше» по­казывают процесс уменьшения или увеличения, «много» и «мало» — результат. Если из множества убирать предметы, то их будет меньше и останется мало, если добавлять предметы, то их будет больше и станет много.

Соотнесение одного предмета с числом один и создание зрительного образа цифры 1 являются важным этапом формирования количественных представлений. Как показывает практика, данный учебный материал не вызывает трудностей большинства детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Понимание одного предмета как числа один, записанного определенным образом с помощью цифры, позволяет создать основу для изучения абстрактных математических символов. В дальнейшем это даст возможность избежать целенаправ­ленной работы по соотнесению количества и числа с цифрой, требующей механического заучивания знаков. Рассмотрение числа один без цифровой записи задерживает осмысление зна­ковой характеристики числа.

Большую роль при изучении чисел играют практические задания. Детям предлагается взять один предмет, положить около него карточку с цифрой 1, найти в окружающей обста­новке один предмет, нарисовать (слепить, разукрасить и т.д.) один предмет. Практическую деятельность сопровождают ре­чевые высказывания: «Сколько домиков?»«Один домик». Особое внимание следует уделять согласованию слова «один» и имен существительных по родам. Наглядность подбирается с тем условием, чтобы дети употребляли в речи разные конст­рукции: «один карандаш», «одна кукла», «одно яблоко», «нет ни одного карандаша», «ни одной куклы». Несмотря на то что в русском языке существует форма множественного числа «одни», например одни книги, одни девочки и т. д., данная кон­струкция на занятиях не рассматривается, так как она может помешать усвоить понимание числа «один» как конкретной характеристики определенного количества.

После ознакомления с понятиями «много», «мало», «один», «ни одного» проводится работа, направленная на определение количества предметов и правильное употребление изученных терминов.

Предлагаются практические задания, требующие сравне­ния численности множеств и дифференцированного ответа на вопрос «сколько?» («много детей», «мало кукол», «один дом», «ни одной кошки»). Подобные упражнения позволяют плавно перейти к сравнению равномощных групп.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.