Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление в социальной группе

Реальность общественных отношений всегда дана нам как реальность отношений между социальными группами. Общество воздействует на личность именно через группу. Основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы является социальная деятельность. В наиболее общем плане они делятся: а) по размеру: большие, малые; б) по общественному статусу: формальные и неформальные; г) по значимости: референтные и группы членства.

Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (от 2 до 25-30 человек: семья, школьный класс, спортивная команда, производственный коллектив), члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа, это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Формальная группа - социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какого-то конкретного вида деятельности: рабочая бригада, спортивная команда, студенческая группа и так далее.

У неформальной группы много общего с формальной: у них имеется своя иерархия, задачи и неписанные правила, которые служат для членов организации эталонами, нормами поведения. Специфика заключается в том, что формальная организация создается по заранее продуманному плану, неформальная – как спонтанная реакция на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Причинами вступления людей в неформальные группы являются: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Неформальные организации, явление естественное и распространенное, несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Так, в некоторых случаях они могут вести себя в противовес достижению формальных целей, но очень часто им присущи коллективизм, преданность общему делу, высокие ценностные ориентации. Руководитель должен все это видеть и использовать в управлении коллективом, независимо от того, является ли неформальная организация вредной или полезной.

Американский исследователь Скотт дает некоторые советы, как добиться того, чтобы неформальная организация помогла формальной организации в достижении ее целей:

- признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации;

- выслушать мнение членов и лидеров неформальных групп, работать с ними, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации.

- перед тем как предпринять какие-либо действия, просчитать их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию;

- чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, необходимо разрешить группе участвовать в принятии решений.

При характеристике процессов, протекающих в малой социальной группе, естественно возникает вопрос о лидерстве и руководстве. Лидерство обычно связывают с неформальной группой, руководство - с управлением формальной организацией. Если феномен лидерства по своей природе связан, прежде всего, с регулированием межличностных отношений, носящих неформальный характер, то руководство - это функция и средство регулирования официальных отношений в рамках данной группы.

Искусство руководства - это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, укреплять устойчивость и жизненность официальной организации, используя и направляя в нужное русло, межличностные связи и отношения. Наибольший эффект групповой деятельности проявляется в том случае, когда лидерство и руководство совпадает.

Референтная группа - социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Она выполняет две основные функции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция реализуется в том случае, когда группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах восприятия. Референтная группа выступает здесь в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других.

У каждого индивида обычно имеется несколько референтных групп в зависимости от разных видов отношений и деятельности, например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, дворовая компания, музыкальный ансамбль и так далее. Руководителю необходимо знать о референтной группе подчиненного, ибо это дает возможность варьировать методы влияния в зависимости от ценностных ориентации и установок личности.

Одним из показателей умения руководить является умение оказывать влияние на людей, в основе которого лежит власть, которая может принимать разнообразные формы.

Власть, основанная на принуждении. Эту форму власти часто называют влиянием через страх. Исполнитель знает, что влияющий имеет возможность помешать удовлетворению какой-нибудь насущной потребности, или сделать какие-то другие неприятности. Естественной реакцией человека на определенное насилие над ним, является стремление сознательно обманывать организацию, снижать производительность труда и качество продукции.

Власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление). Обещание вознаграждения - один из самых старых и часто самых эффективных способов влияния. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что взамен за выполнение того, что хочет руководитель, ждет получение вознаграждения в той или иной форме. Одним из недостатков этой формы власти является то, что она будет действенна при условии, что руководитель сможет правильно определить меру вознаграждения и фактически предложить его.

Законная власть (влияние через традиции) - самый распространенный инструмент влияния. В течение тысячелетий культурная традиция Запада и Европы укрепляла власть начальства. Бесперебойное функционирование организаций зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет законной власти, реагируя не на человека, а на должность.

Эталонная власть (власть примера или влияние с помощью харизмы). Харизматическая власть - это власть, построенная на силе личных качеств или способностей. Интересен набор качеств, которыми, по мнению американского менеджмента, должна обладать харизматическая личность:

а) обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;

б) внушительная внешность. Не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;

в) независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению эти люди не полагаются на других;

г) хорошие риторические способности. У них есть умение говорить и способность к межличностному общению;

д) восприятие восхищения своей личностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им свое восхищение, нисколько не впадая в надменность или себялюбие;

е) достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят собранными и владеющими ситуацией.

Экспертная власть (разумная вера). Эта форма влияния возможна тогда, когда руководитель обладает хорошими специальными знаниями, которые позволяют ему разрешать профессиональные проблемы, добиваясь видимых достижений.

По мере возрастания образования и осведомленности ликвидируется интеллектуальный разрыв между руководителем и подчиненным. Становится все труднее основывать власть на принуждении, вознаграждении, харизме или даже компетенции. Наиболее действенной формой влияния все более становится убеждение и участие.

Убеждение основано на власти примера и власти эксперта. Слабыми сторонами этого метода влияния является медленное воздействие, ибо в процессе убеждения и привлечения людей к участию в принятии решений руководителю необходимо затратить гораздо больше времени и усилий, чем издать приказ, принудить, использовать традиции. Однако эта форма власти обладает самым большим преимуществом - убежденный и принявший решение человек все делает по максимуму, и его работа не нуждается в проверке и контроле. Люди всегда усерднее работают именно на ту цель, которая была сформулирована с их участием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личностные факторы управления | Социология культуры и культурной политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.