Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация обучения




Формы организации обучения.

Обучение пациентов может проводиться в группе и индивидуально.

 

Групповое обучение Индивидуальное обучение
Преимущества: - Создаёт определённую атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. - Пациенты имеют возможность обменяться опытом, увидеть положительную динамику в течении заболевания на примере других людей. - Возникает положительное соперничество. Недостатки: - При отсутствии опыта у медсестры может быть полностью исключён индивидуальный подход. - Недопустимо обучение интимным процедурам. Преимущества: Позволяет - лучше узнать пациента: его сильные и слабые стороны, установить более доверительные отношения; - установить контакт с робкими и стеснительными пациентами; - уделить больше внимания конкретному пациенту. Недостатки: - Требует достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ, а иногда и пациента.

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотива­ция стимулирует отношение пациента к обучению, с целью сохра­нения, укрепления и восстановления своего здоровья.

Мотивация – это осознанное стремление пациента обучаться и выполнять необходимые действия. Побудительным эффектом является мотив. Мотивы делят на группы:

  • личностные (жизнь, здоровье, семья);
  • социальные (общество, работа, карьера);
  • познавательные (связанные с самой учебной деятельностью, т.е. познавательный интерес);
  • творческие (связанные с возможностью развития индивида как личности).

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпели­во, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя пу­тями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения; содер­жание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны.

2) Разнообразием методов обучения.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть полимотивированным и эмоционально окрашенным.

  1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

 

Обучение будет эффективным, если:

· выполнятся условия эффективного обучения;

· учитываются факторы, влияющие на обучение;

· медицинский работник, занимающийся обучением, обладает не только необходимыми знаниями и умениями, но и личностными качествами, влияющими на эффективность обучения.

Обучение эффективно при следующих условиях:

  • наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;
  • доброжелательное отношение сестры к обучающимся;
  • создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
  • обязательная практическая отработка полученных знаний.

Факторы, влияющие на обучение:

  • Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение д.б. отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – все это мешает процессу обучения.
  • Способность к обучению зависит от возраста, физического состояния и состояния сознания.
  • Окружающая обстановка (наличие удобной ау­дитории, свежий воздух, оптимальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.) и количество обучающихся (группой, малой группой, индивидуальное).

Личностные качества медицинской сестры, влияющие на процесс обучения:

  • отзывчивость и сердечность;
  • способность понять проблемы пациента;
  • высокий профессионализм, грамотная речь;
  • умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
  • умение настроить себя на задушевность, конфиденциаль­ность;
  • умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
  • умение мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
  • способность к организации учебного процесса.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:

  • выслушивает все, что ей говорят или о чем ее спрашивают;
  • даёт рекомендации не в форме жёсткого ограничения, а в виде поиска путей максимальной независимости от болезни;
  • относится терпеливо к обучающимся;
  • хвалит за успехи в обучении;
  • делает перерыв, если обучающиеся плохо себя чувствуют, устали или чем-то расстроены.
  1. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.

1-й этап – обследование пациента и сбор информации.

Определение потребности пациента, его семьи в обучении     Оценка исходного уровня знаний и умений Оценка способности и готовности пациента к обучению Выбор мотивации
определение имеющихся у человека знаний и умений   отношение к информации, которую предстоит узнать состояние здоровья, самочувствие, возможность сосредоточиться (внимание), возраст, образование, умственные способности (анализировать, запоминать, применять знания и умения в конкретных ситуациях)
         

 

2-й этап – определение проблем (диагностика).

 

Наиболее часто проблемы пациента, которые можно решить с помощью обучения, связаны с:

  • неумением самостоятельно определять критерии и контролировать состояние своего здоровья (измерять и контролиро­вать АД, подсчитывать пульс, измерять температуру тела и т.п.);
  • дефицитом знаний о своем заболевании и возможных осложнениях;
  • дефицитом знаний о методах профилактики или методах облегчения болезненного состояния;
  • дефицитом знаний о свойствах принимаемых лекарственных средств;
  • отсутствием достаточной мотивации к обучению или применению своих знаний.

Если у пациента есть такие проблемы, как, например острая боль; голод; жажда; высокое АД; слабость и т.д., тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, с их мастерством и искусством, даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут проблему. Пример: пре­дупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.

 

3-й этап – планирование.

 

Собрав необходи­мую информацию о пациенте и определив его проблемы, медсестра должна:

  • заручиться поддержкой пациента, мотивируя обучение;
  • определить чему учить и как учить, (цели, содержание и методику обучения);
  • разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно совместно с пациентом или членами семьи пациента для достижения наилучших результатов.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Определение и правильная формулировка целей Планирование содержания обучения
результат критерий условие Индивидуальный план обучения Методы и приёмы обучения
Сфера обучения
         

 

Постановка целей обязательна по двум причинам:

  • дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;
  • используется для определения результатов обучения.

 

Правильно сформулированная цель обучения содержит три компонента:

  • что предстоит сделать пациенту («должен знать», «должен уметь») – результат;
  • временные рамки: даты или интервал времени (например, «20 мин. после завтрака», «через неделю» и т.п.) – критерий;
  • кто оказывает помощь (например, «с помощью медсестры», «с помощью родственников», «самостоятельно» и т.п.) – условие.

 

Примеры формулировки целей:

 

а. При постановке целей в психомоторной сфере обучения следует использовать глаголы, определяющие навыки и умения: «И.П. должен проходить 50 метров ежедневно утром самостоятельно».

 

Б. … в познавательной сфере – глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «И.П. понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе».

 

В. … в эмоциональной сфере – глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «И.П. адекватно реагирует на наличие колостомы».

Обучение может проходить как в одной, так и в нескольких сферах одновременно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.