Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели должны быть конкретны, реальны, достижимы и диагностичны




 

Если пациент должен научиться нескольким навыкам, планировать обучение лучше с более простых.

При планировании необходимо структурировать содержание обучения, т.е. подразделять на «учебные единицы» с чёткой регламентацией объёма и последовательности изложения, постановкой целей для каждого «учебного шага» и необходимым набором материала для усвоения, повторения и закрепления навыков.

 

4-й этап – реализация намеченного плана.

 

СХЕМА ОБУЧЕНИЯ

 

  Расскажите, что необходимо изучить.  

 

 

  Попросите все повторить.  

 

  Покажите все, что необходимо.  

 

Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе.

 

 

Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до кон­ца.  

 

 

В процессе реализации намеченного плана обучения придерживайтесь следующих советов:

  • Обучение всегда начинайте с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником – повседневные навыки) и только при их освоении переходите к более сложным.
  • Используйте при обучении специальную литературу, медицинские атласы, памятки, календари, инструменты и т.д. Обучение должно быть наглядным. Печатные материалы должны быть доступны, написаны про­стым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.
  • Помните, что «делание» в 6-7 раз продуктивнее слушания. Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.
  • Избегайте сложных медицинских терминов. Их стоит затрагивать лишь в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением.
  • Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).
  • Используйте примеры.
  • Соблюдайте последовательность в обучении.
  • Не перегружайте информацией. Информационная перегруженность выключает внимание пациента и формирует негативное отношение к обучению.
  • Задавайте больше конкретных вопросов (открытых), наблюдая, как пациент выполняет новые навыки.
  • Предложите записать в блокнот или специальную тетрадь то, что пациенту трудно запомнить.
  • Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать оп­ределенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, мас­су тела и так далее), что послужит стимулом для дальнейшего обучения.

 

ПОМНИТЕ!

· Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

· Сотрудничество медсестры и пациента – залог успеха в обуче­нии.

· Понимание и усвоение требует времени и практики.

· Пациент усваивает лишь ту информацию, которая нужна ему, близка и персонально важна.

 

5-й этап – оценка.

 

Оценка – это соотношение результата с поставленной целью.

В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения: контроль исходного уровня знаний и умений, текущий и итоговый контроль.

Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений.

Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

  • адекватная (совпадает с мнением медсестры);
  • неадекватная (завышенная или заниженная);
  • нестабильная (сегодня доволен, завтра – нет).

 

 

Тема: «ОБЩЕНИЕ и ОБУЧЕНИЕ в СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

 

План:

• определение общения

• уровни общения

• функции общения

• элементы общения

• каналы общения

• стили общения

• терапевтическое и нетерапевтическое общение

 

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.

 

Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:

- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)

- межличностный (между двумя и более людьми)

- общественный (между большими группами)

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: 1. информационная (предоставление информации)

2. экспрессивная (эмоциональная).

3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).

ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:

Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

- отправитель – кто передает информацию;

- сообщение – посылаемая информация;

- канал – форма отправки сообщения;

- получатель – кому посылается сообщение;

- подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.

 

КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:

 

1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)

Задание: что способствует эффективности вербального общения?

2. БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)

К этому типу общения относятся:

а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.

Задание: как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").

Задание: какие жесты можно использовать в общении?

Каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?

 

в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕ­НИЮ К ПАЦИЕНТУ.

Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):


- интимное - менее 40 см,

- личное - 40см - 2 м

- социальное - 2 - 4 м,

- открытое - более 4 м.


Задание: выбор зон комфорта в общении.

 

г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсе­строй, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.

 

3. ПИСЬМЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Задание: от чего зависит эффективность письменного общения? Как правильно составить письменное сообщение.

 

Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ воспри­ятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.

Задание: что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?

В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:


1) давления (авторитарный);

2) уступки;

3) компромисса;

4) сотрудничества;

5) избегания.

Задание: охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?

Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:

1) терапевтическое, эффективное

2) нетерапевтическое, неэффективное

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздейст­вие, оказываемое на психику пациента.

ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИН­СКОМ ДЕЛЕ - помощь пациен­ту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

• ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

• ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ

• КОНТАКТ ГЛАЗ

• СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА (вербальная, невербальная)

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: • ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИ­ВАНИЕ

• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ

• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ

• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ

• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ

• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ

• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

· записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36)

· доклады рефераты на темы «Вербальное общение», «Невербальное общение»

(вопросы представлены в лекции).


План:

1. Понятие «сестринская педагогика».

2. Факторы, влияющие на обучение.

3. Этапы процесса обучения.

 

ПОНЯТИЕ «СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

Обучение в сестринском деле – это процесс целена­правленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспе­чивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей.

. Задачи обучения в сестринском деле:

  • пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
  • подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

Обучение пациента может быть формальным и неформальным. Обучение пациента в ЛПУ или дома относится к формаль­ному, когда медицинская сестра целенаправленно обучает навыкам, прие­мам выполнения привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи и т.п. К неформальному, когда при выполнении других обязанностей медсестра беседует о волнующих людей проблемах, представляет не­обходимую информацию или помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у других специалистов.

В последнее время появился новый термин – терапевтическое обучение больных.

По определению ВОЗ, терапевтическое обучение больных – это комплекс важных действий, призванных помочь больному управлять своим лечением, предотвращать или отсрочивать развитие возможных осложнений.

Терапевтическое обучение способствует повышению качества и продолжительности жизни пациентов с хроническими заболеваниями. Обучение проводиться специально подготовленным медицинским персоналом. Значительный прогресс достигнут в области обучения больных с сахарным диабетом, бронхиальной астмой, артериальной гипертензией, болезнью Паркинсона, колостомами. Качественное терапевтическое обучение должно включать также психологическую поддержку больных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.