КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы Эйлера и рунге-кутты решения начальных задач для обыкновенных дифференциальных уравнений
Признаки постнеклассической науки в современных психологических исследованиях Если неклассические основы теории Л. С. Выготского вызревали и формулировались как новые идеалы научности внутри самой психологии, то в конце XX в. развитие нового — постнеклассического — этапа связано уже не только с развитием собственно психологических теорий, но и с общей логикой становления междисциплинарных исследований, новых форм познания и новых типов теорий, влияния новых философских и культурологических направлений (как вызовов постмодернизма), включения в научные исследования того, что было недопустимым в прежнем, классическом идеале рациональности — субъективности и субъектности, ценностей и неопределенности и т. д. Тип научной рациональности, связываемый с постнеклассическим этапом развития науки, в психологии стал выражаться не только развитием междисциплинарных исследований, но и изменением понимания их статуса. Этот новый статус предполагает множественность предмета исследования, проблемно определяемого, а не замкнутого в рамках конструктов одной науки. Так, в статье Р. Стернберга и Е. Григоренко это выражено тезисом: «одна проблема» — комплексное исследование силами профессионалов разных наук. Выделение в качестве отдельных областей психологии таких, как психология человеческого бытия, Da-Sein-анализ, т. е. переход к изучению подлинно человеческих способов существования, означает перестановку акцентов в ходе развития психологического знания уже с собственно познавательной парадигмы в сторону парадигм экзистенциальной и герменевтической. Именно позиция Хайдеггера рассматривается как один из методологических вариантов выхода из кризиса (наряду с позицией С. Л. Рубинштейна) в психологии. Но постановка человека в центр картины мира не означает отказа от философской идеи взаимосвязанности бытия и сознания. Так, согласно Хайдегеру, бытийные возможности человека «появляются всегда только "снаружи" из конкретной исторической ситуации с ее возможностями поведения и выбора, с ее отношением к встречному....Вместо речи о возможностях как конститутивных моментах вот этого бытия лучше говорить об умении-быть, всегда в смысле умения-быть-в-мире».
Переосмысление предмета психологии (и соответствующей логики его изучения) — вторая сторона проблемы возврата психологии в реальный мир, что во многом объясняет новую волну интереса к обсуждению ее методологии. Отказ от постулирования одного предмета и метода, разделяемый всеми, — важный шаг в развитии постнеклассического этапа в психологии. Утверждение толерантности по отношению к разным методологиям — один из аспектов принятия идеи множественности предмета психологии и методов ее развития. Уважение других точек зрения и диалогичность (или «презумпция ума» по Мамардашвили) также представляются неотъемлемыми для культурно-аналитической парадигмы в психологии. Другая тенденция современного этапа как постнеклассического — дифференциация научных проблем, которая приводит к синтезу фундаментальных и прикладных исследований, интеграции психологических подходов и методического арсенала психологии, развитию комплексных исследовательских программ. О новом этапе развития психологической науки свидетельствует и внимание к новым темам, отражающим ее включенность в происходящие в мире изменения. Это, например, исследования толерантности, принятия решений, интуиции, смысловых образований, личностного развития, нового (сетевого) мышления — это все проблемы, которые предполагают выход за пределы «лабораторной психологии», освоение психологией новых реалий изменяющегося мира, а точнее человека в нем.
В методологии психологии необходимость перехода к новым типам представления психологических знаний была осознана даже раньше и параллельно происходившему во многих направлениях развитию психологических теорий. Это было связано с изменением понимания объективности метода психологического исследования. В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили в своей статье 1977 г. стали говорить о субъектности как проявляющейся объективно и о реальности — психологической реальности — как объективно опосредствованной деятельностью и индивидуальной психикой, а не данной некоторому идеальному «Наблюдателю», «прозрачному», т. е. не изменяющему свойств объекта. В. Ф. Петренко выделил следующее основание уже случившегося перехода науки к диалогичным формам познания: «...человек и человечество меняются и эвлюционируют в реальном времени со скоростью, сопоставимой с процессом познания познающего субъекта, что создает ситуацию, скорее, диалога познающего и познаваемого, в ходе которого... происходит взаимное влияние и изменение познаваемого и познающего». Следующий критерий, который следует из обоснования «конструктивистской парадигмы в психологической науке», — влияние самой науки на мир. Теоретические конструкты стали не столько отражать наблюдаемые реалии, сколько воссоздавать реалии новые (будь то научная идея, миф или идея социального переустройства общества). Таким образом, не только культура влияет на развитие новых идей, но сами эти идеи, или «теоретические конструкции, предложенные мыслителями и учеными, будучи присвоенными культурой, общественным сознанием, становятся теми рельсами, по которым движется история». Следующее направление изменения картиной мира — это идея «круговой каузальности», включаемая не в контекст причинной детерминации психического (т. е. это не одно из пониманий психологической причинности), а в контекст определения самого бытия понятийным аппаратом и аксеологическим аспектом психологических теорий. Это также новый аспект обоснования той методологической терпимости, представление о которой ввел Фейерабенд.
Идея включения человека в исследовательские схемы и реализация в них потенциальных возможностей человека (как его «опредмечивания») стала основополагающей как для ряда психотехнических практик, так и для обращения психологов к таким методологическим концепциям, суть которых выходит за пределы собственно психологического познания. Изучая человека, психолог помогает ему осуществиться. Само же осуществление человека, реализация возможного в человеке, может пониматься по-разному. Признак нового типа научности — это также трансформация исследовательских парадигм в связи с поисками компромисса между пониманием специфики психологической причинности и методом, который должен удовлетворять двум взаимоисключающим требованиям: условиям причинного вывода, сформулированным применительно к естественно-научному эксперименту, и новому типу гипотез, предполагающему опосредствованность психологической реальности (активность как признак саморегуляции и т. д.). В этом направлении большую роль сыграло освоение психологами информационных технологий не только в качестве предмета изучения, но и в качестве средства изучения преобразований самой психики. Сознательное, а значит, критичное отношение к аксиологическому аспекту любого исследования — тот диапазон развития, который еще только намечается в современной психологии. Шаг от созерцания к конструированию миров психология уже сделала. Является ли целью познания как взаимодействия с миром его изменение — это уже социальный аспект оценки его преобразования. Наконец, не менее важной, чем проблема метода, при анализе перспектив будущей психологии — в предполагаемом посткризисном пространстве идей и теорий — выступит проблема соотнесения разноуровневых ценностей в самой науке, неоправданно отождествляемая иногда с идеей ценностного отношения к человеку. Должен ли во главе системы ценностей стоять человек с его возможностями и сущностными проявлениями или же основания человеческого бытия и сути человеческой психики необходимо искать вне человека, в расширении круга психологической реальности — эти вопросы еще только ставятся в современной методологии.
Ставится задача получения приближенных решений обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка с заданными начальными условиями. Уделяется внимание различным способам вывода численного метода Эйлера, являющегося наиболее простым частным случаем нескольких групп численных процессов разной идеологии. Рассматриваются непосредственные модификации методов Эйлера; одна из таких модификаций, называемая исправленным методом Эйлера, приводит к семейству методов Рунге—Кутты второго порядка. Записывается общий вид формул Рунге-Кутты произвольного порядка, дается геометрическая интерпретация классического метода Рунге-Кутты четвертого порядка, обсуждаются вопросы пошагового контроля точности при реализации методов, приводится алгоритм Кутты-Мерсона, решающий проблему автоматического выбора расчетного шага при численном интегрировании поставленной начальной задачи с заданной точностью.
(7.1)-(7.2), называемой начальной задачей или задачей Коти, выполняются требования, обеспечивающие существование и единственность на отрезке [х0, b] ее решения у = у(х) (такие требования можно найти в любом курсе дифференциальных уравнений или в соответствующем разделе курса высшей математики, см., например [66, 97, 98]). Более того, не оговаривая это отдельно, будем предполагать, что искомое решение обладает той или иной степенью гладкости, необходимой для построения и «законного» применения того или иного метода. Несмотря на внешнюю простоту уравнения (7.1), решить его аналитически, т.е. найти общее решение у = у(х, С) с тем, чтобы затем выделить из него интегральную кривую у = у(х), проходящую через заданную точку (x0; у0), удается лишь для некоторых специальных типов таких уравнений, описание которых также можно" обнаружить, например, в упомянутых литературных источниках. Поэтому, как и в родственной для (7.1)-(7.2) задаче вычисления интегралов, приходится делать ставку на приближенные способы решения начальных задач для ОДУ, которые можно разделить на три группы: 1) приближенно-аналитические методы; 2) графические или машинно-графические методы; 3) численные методы. К методам первой группы относят такие, которые позволяют находить приближение решения у(х) сразу в виде некоторой «хорошей» функции j (х). Например, широко известен метод степенных рядов, в одну из реализаций которого заложено представление искомой функции у(х) отрезком ряда Тейлора, где тейлоровские коэффициенты, содержащие производные высших порядков, находят последовательным дифференцированием самого уравнения (7.1) [36, 61 и др.]. Другим представителем этой группы методов является метод последовательных приближений, суть которого приведена чуть ниже. Название графические методы говорит о приближенном представлении искомого решения у(х) на промежутке [хо, b ] в виде графика, который можно строить по тем или иным правилам, связанным с графическим толкованием данной задачи. Физическая или, возможно, точнее будет сказать, электротехническая интерпретация начальных задач для определенных видов уравнений лежит в основе машинно-графических методов приближенного решения. Реализуя на физико-техническом уровне заданные электрические процессы, на экране осциллографа наблюдают поведение решений дифференциальных уравнений, описывающих эти процессы. Изменение параметров уравнений приводит к адекватному изменению поведения решений, что положено в основу специализированных аналоговых вычислительных машин (АВМ). Наконец, наиболее значимыми в настоящее время, характеризуемое бурным развитием и проникновением во все сферы человеческой деятельности цифровой вычислительной техники, являются численные методы решения дифференциальных уравнений, предполагающие получение числовой таблицы приближенных значений yt искомого решения у(х) на некоторой сетке хi Î [x0, b] значений аргумента х. Этим способам и будет посвящено дальнейшее изложение. Что делать с получаемыми численными значениями решения, зависит от прикладной постановки задачи. Если речь идет о нахождении только значения у(b), тогда точка Ъ включается как конечная в систему расчетных точек xi, и все приближенные значения уi» y(xi), кроме последнего, участвуют лишь как промежуточные, т.е. не требуют ни запоминания, ни обработки. Если же нужно иметь приближенное решение у(х) в любой точке x, то для этого к получаемой числовой таблице значений yi можно применить какой-либо из способов аппроксимации табличных функций, рассмотренных ранее, например, интерполяцию (гл. 1) или сплайн-интерполяцию (гл. 4). Возможны и другие использования численных данных о решении. Коснемся одного приближенно-аналитического способа решения начальной задачи (7.1)—(7.2), в котором искомое решение у = у(х) в некоторой правой окрестности точки x0 является пределом последовательности получаемых определенным образом функций уп(х). Проинтегрируем левую и правую части уравнения (7.1) в границах от х0 до х:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |