Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус индивидуального предпринимателя




Тема 4. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права

  1. Правовой статус индивидуального предпринимателя
  2. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства
  3. Правовое положение обособленных подразделений
  4. Правовое положение некоммерческих организаций
  5. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий
  6. Правовое положение инвестиционных фондов
  7. Правовое положение товарных и фондовых бирж
  8. Правовое положение кредитных организаций
  9. Правовое положение страховщиков

 

 

Специального отдельного НПА, регулирующего статус и деятельность ИП, не существует. Правовые нормы находятся в различных источниках. ГК РФ, ст.ст. 21, 23-25, 27. «Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Т.е. ИП вправе стать гражданин, достигший совершеннолетия (на территории РФ предпринимательской деятельностью БОЮЛ могут заниматься также иностранцы и лица без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения:

- в случае, когда законом, СК РФ, ст. 13 допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-го возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

- несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью БОЮЛ с момента государственной регистрации в качестве ИП. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования ЮЛ, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность БОЮЛ с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ИП является гражданином. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается ГПК РФ, ст. 446.

Таким образом, статус ИП носит двойственный характер. С одной стороны, на предпринимателя распространяются нормы, регулирующие правовое положение гражданина (физического лица). С другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью сближает ИП по статусу с юридическим лицом. Но поскольку индивидуальный предприниматель является лицом физическим, то все имущество принадлежит ему лично и при ведении предпринимательской деятельности не делится в законодательстве на имущество домашнее и имущество предпринимательское.

Часть налогов ИП платит как обычное физическое лицо и у него нет, например, налога на прибыль организаций (физлица платят НДФЛ), налога на имущество организаций (физлица платят налог на имущество физических лиц, причем только с недвижимости), транспортный налог ИП платят тоже как физические лица, по присылаемым из налоговой инспекции уведомлениям.

ИП запрещено вести некоторые виды деятельности, а иногда законом могут накладываться на деятельность ИП ограничения. Например, ИП не могут торговать алкоголем (даже в кафе или ресторанах), не могут открывать ломбарды и банки.

Денежные расчеты могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. В соответствии с ГК РФ (ст. 861), расчеты между ИП, либо между ИП и ЮЛ должны осуществляться в безналичном порядке. Т.е. ГК РФ в отношении безналичных расчетов не разделяет ЮЛ и ИП. Однако законом не установлена обязанность для ИП открывать счета в банках и сдавать туда выручку. Но в некоторых случаях без расчетного счета ИП работать невозможно.

  1. Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Согласно ст. 3 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (ЮЛ и ИП), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим ФЗ, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр ЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр ИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность БОЮЛ, КФХ, соответствующие следующим условиям:

1) для ЮЛ - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных ЮЛ не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на ХО, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям ВПО или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям ВПО);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 100 одного до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соотв. с Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008г. № 556 для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства установлено:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные ИП и КФХ в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в т.ч. работников, работающих по ГП договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бух. учете.

В ст. 7 ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» установлены особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ. ФЗ и иными НПА РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налог режимы, упрощенные правила ведения налог учета, упрощенные формы налог деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.

Спец налог режимы в соответствии с п.1 ст. 18 ч. 1 НК РФ устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Спец налог режимы м предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

К спец налог режимам относятся:

- система налогообложения для с/х товаропроизводителей (единый с/х налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2) упрощенная система ведения бух отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ предусмотрена возможность для субъектов малого предпринимательства вести бухучет в упрощенной форме.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства в соответствии с Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003 г. №67н не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухотчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухотчетности в объеме показателей по группам статей Бухбаланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухотчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухотчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.

Следует учесть, что упрощенная система бухучета, равно как и спец налог режимы, упрощенные правила ведения налог учета, упрощенные формы налог деклараций по отдельным налогам и сборам, предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, для субъектов среднего предпринимательства таких мер законодательство не устанавливает.

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства гос и мун имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос и мун нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении гос контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства и др.

Отношения в области защиты прав ЮЛ и ИП при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ, регулирует ФЗ "О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении гос контроля (надзора) и мун контроля" от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На основании п. 3 ст. 1 данного ФЗ его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление гос контроля (надзора), мун контроля, и ЮЛ, ИП и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов гос контроля (надзора), органов мун контроля, а также к действиям гос органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, фин контроля и финансово-бюджетного надзора, налог контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения ЧС природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства указанным Законом предусмотрены следующие положения, направленные на обеспечение их прав и законных интересов. Так, согласно п. 5 ст. 10 внеплановая выездная проверка ЮЛ, ИП, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 ст.10, а именно в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения ЧС природного и техногенного характера, органами гос контроля (надзора), органами мун контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких ЮЛ и ИП.

Особенности организации и проведения внеплановой проверки субъектов малого или среднего предпринимательства установлены в ст.10. Типовая форма заявления о согласовании органом гос или мун контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок согласования органом контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ.

В день подписания распоряжения или приказа органа контроля о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган контроля представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа органа контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными ПА, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

В случае если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

О проведении внеплановой выездной проверки ЮЛ, ИП уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности ЮЛ, ИП причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть ЧС природного и техногенного характера, предварительное уведомление ЮЛ, ИП о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов (ст. 13 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

П. 1 ст. 20 Закона "О защите …" предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения ЮЛ, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными ПА, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления ЮЛ, ИП. В п.2 указанной статьи перечислены случаи нарушений, являющихся грубыми, в том числе, в части проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя фин, имущ, информ, консульт поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих с/х деятельность (п. 1 ст. 16 ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Таким образом, законодательством РФ установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Внесение субъектов малого предпринимательства в Реестр производится на добровольной основе, безвозмездно, и является основанием для предоставления льгот, в том числе налоговых, установленных действующим федеральным законодательством.

Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет, в частности, воспользоваться преимуществами, которые предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства при осуществлении гос контроля.

При этом следует помнить, что положения законодательства, предусматривающие защиту прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, не применяются к отношениям, связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а с 1 июля 2009 г. и с проведением административного расследования. Порядок организации и проведения вышеназванных мероприятий, регулируется соответствующими НПА.

  1. Правовое положение обособленных подразделений

По своей структуре организации могут быть простыми и сложными. При простой структуре организация не имеет отделов, управлений, цехов, филиалов, иных подразделений. При сложной структуре в состав организации входят отделы, цеха, участки. Отделы, цеха, бригады - территориально и имущественно не обособлены от самого ЮЛ. Руководители этих подразделений выполняют свои функции на основе трудовых договоров и должностных инструкций.

В состав организаций могут входить территориально обособленные подразделения, осуществляющие свою деятельность не по месту нахождения самого ЮЛ. К ним относятся филиалы и представительства. Филиалом является обособленное подразделение ЮЛ, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Представительством является обособленное подразделение ЮЛ, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы ЮЛ и осуществляет их защиту (ст. 55 ГК РФ).

Отличие этих подразделений друг от друга заключается в круге решаемых ими задач. Рассмотрим основные этапы осуществления предпринимательской деятельности:

а) обеспечение предстоящей деятельности всем необходимым: сырьем, материалами, оборудованием и пр. На этом этапе заключаются договоры на снабжение организации соответствующими ресурсами, осуществляется фактическая работа по их исполнению, например транспортировка ресурсов собственным транспортом, сортировка, хранение, подготовка к переработке и пр. Филиал может вести всю эту деятельность, включая правовую - руководитель филиала вправе совершать сделки, но от имени ЮЛ. Руководитель представительства только совершает сделки от имени ЮЛ, но в исполнении сделок представительство не участвует;

б) производство товара, подготовка его к продаже. Эту деятельность вправе вести филиал, но не представительство;

в) заключение договоров по отчуждению продукта (товара), например, по договору поставки. Эти юридические действия совершает как руководитель филиала, так и представительства;

г) исполнение договоров о реализации товаров - например, оформление товаросопроводительных документов, передача товара покупателю непосредственно или передача и оформление передачи товара для доставки покупателям различными видами транспорта и пр. Эту деятельность ведет филиал, но не представительство.

Итак, согласно ст. 55 ГК РФ представительскую (правовую) функцию юридического лица реализуют как филиалы, так и представительства, а производственную - только филиалы. Деятельность представительств носит затратный характер - расходы на их содержание представляют собой часть расходов ЮЛ, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Филиалы же работают на основе коммерческого расчета, их деятельность направлена на получение прибыли.

Филиалы и представительства - это организации, не имеющие статуса ЮЛ. Они возглавляются руководителями, назначаемыми ЮЛ. Руководители филиалов и представительств, представляя интересы работодателя, в пределах своих полномочий пользуются правом найма и увольнения работников, заключают от имени работодателя кол договоры. Ст. 7 ТК РФ определяет, что кол договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Филиалы и представительства действуют на основе положений о них, утвержденных ЮЛ. Они наделяются имуществом ЮЛ, создавшим их. Филиалы могут иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их ЮЛ.

В силу общедозволительного метода регулирования предпр правоотношений ком организации создают и другие территориально обособленные от него подразделения, т.е. не обладающие всеми признаками филиала, представительства, указанными в ст. 55 ГК РФ. На практике они именуются по-разному: агентства, отделения, конторы, бюро и пр.

Существуют ЮЛ, не имеющие головного предприятия, их производственная деятельность осуществляется через сеть производственных, торговых точек и пр. Такие объекты торговли и общпита не обладают указанными выше признаками филиалов, они и не создаются как филиалы. Однако с точки зрения НК РФ - раз существуют стационарные рабочие места, значит, есть обособленные подразделения.

Организация, имеющая обособленные подразделения, обязана встать на налогучет в качестве налогоплательщика в налог органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). При этом НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место признается стационарным, если оно создается на срок более месяца (ст. 11 НК РФ).

В налоговых целях для признания подразделения обособленным и возникновения обязанности ЮЛ встать на налоговый учет в связи с деятельностью этого подразделения не имеет значения, отражено или не отражено его создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Не имеет значения и количество рабочих мест.

Находящиеся за чертой города производства ЮЛ с точки зрения ГК не являются филиалами, но с позиций НК РФ - коль скоро на территории области есть стационарно оборудованные рабочие места, следовательно, существует обособленное подразделение ЮЛ. А это обязывает ЮЛ встать на налог учет дважды: в городе, где ЮЛ зарегистрировано, и в области, где размещено его основное производство.

Итак, можно констатировать, что существуют два вида территориально обособленных структурных подразделений коммерческой организации: 1) филиалы и представительства; 2) другие подразделения.

Если у представителя ЮЛ имеется надлежащим образом оформленная доверенность, то обязательства по договорам, заключенным через представителя, возникают для ЮЛ независимо от того, является ли его представитель руководителем филиала или другого структурного подразделения организации.

Филиалы и представительства создаются: - в АО - по решению совета директоров; - в ООО, ОДО - по решению собрания участников общества; - в произв кооперативах - по решению собрания членов кооператива; - в товариществах полных и товариществах на вере - органы управления не создаются, управление осуществляется полными товарищами. Соответственно эти участники товарищества по общему согласию вправе создавать филиалы и открывать представительства. Регистрация филиалов российских коммерческих организаций законодательством не предусмотрена. Если впоследствии действующее общество примет решения о создании филиалов, сведения о них должны быть отражены в уставе общества путем внесения в него изменений (по сути - дополнений). О филиале в уставе общества необходимо указать: наименование филиала, его место нахождения (адрес), цели его деятельности, не выходящие за пределы целей деятельности самого ЮЛ, порядок управления филиалом создавшим его ЮЛ.

Изменения в уставах обществ относительно включения туда информации о филиалах регистрируются в уведомительном порядке. Общество представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении этих изменений, сами изменения. Регистрирующий орган в срок не более чем 5 раб дней с момента получения уведомления вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр ЮЛ, о чем в письменной форме сообщает обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа об этих изменениях (ст. 19 Закона о регистрации, п. 6 ст. 5 Федерального закона "Об АО", п. 5 ст. 5 Федерального закона "Об ООО").

Для хозяйственных товариществ уведом порядок сообщения об изменениях в учредительных документах, связанных с созданием филиалов, не предусмотрен. Соответственно они считаются созданными с момента внесения записей об изменениях в учредительных документах в Единый государственный реестр ЮЛ. Законодательством о регистрации ЮЛ не предусмотрена обязанность представлять уведомление о созданных филиалах в определенные сроки.

Филиал действует на основе положения о нем. Положение о филиале является локальным нормативным актом ЮЛ. В АО положение о филиале утверждается советом директоров, в ООО - собранием участников общества. ГК РФ и указанные законы об обществах не определяют хотя бы примерное содержание положений о филиале. А вот Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" достаточно подробно говорит о содержании положения о филиале иностранного юридического лица на территории РФ. В положении о филиале должны быть указаны:

- наименование филиала, его место нахождения;

- цели создания, виды деятельности;

- принципы деятельности (ком расчет, утверждение плановых показателей для филиала ЮЛ, отчетность перед ЮЛ, контроль за деятельностью филиала);

- организационная структура, штаты подразделения;

- порядок ценообразования;

- функции филиала, полномочия его руководителя в сфере снабжения, сбыта;

- относительная имущественная обособленность филиала, размер и состав закрепленного за ним ЮЛ имущества, отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности на отдельном балансе филиала, наличие счетов в банке;

- порядок ведения бухучета, представления филиалом ЮЛ внутренней бухотчетности;

- информационный обмен, в т.ч. по вопросам налогообложения, исполнения филиалом обязанности ЮЛ по уплате налогов по месту нахождения филиала;

- порядок назначения на должность руководителя филиала и освобождения от занимаемой должности, порядок ликвидации филиала, соц гарантии для членов труд коллектива;

- компетенция руководителя филиала в сфере труд правоотношений;

- ответственность ЮЛ за деятельность филиала;

- сведения о ЮЛ, создавшем филиал;

- другие сведения, отражающие специфику деятельности филиала.

Чем больше информации содержит положение о филиале, о создавшем его ЮЛ, тем больше доверия будет по отношению к нему у инвесторов, кредиторов, потребителей его товаров и услуг.

Статус филиала в ГК РФ четко не определен. Не раскрывается, например, что означает обособленность подразделения. Ст. 55 говорит только о наделении ЮЛ своего филиала имуществом, но об обязательном учете этого имущества на отдельном балансе филиала, являющемся частью самостоятельного балансового учета организации в целом, не упоминается.

Обособленность филиала означает:

- территориальную обособленность, т.е. нахождение филиала в другой по отношению к ЮЛ административно-территориальной единице (на территории другого края, области, мун образования);

- организационную обособленность филиала, т.е. действует не являющаяся ЮЛ организация во главе с руководителем на основе утвержденного в установленном порядке положения о ней;

- относительную имущ обособленность, выражающуюся в наличии у филиала отдельного баланса.

Правильно решен вопрос об обособленности имущества филиала в Федеральном законе "Об АО": филиал (представительство) наделяется создавшим его обществом имуществом, которое учитывается как на его отдельном балансе, так и на балансе общества (п. 4 ст. 5 Закона). В целях отличия филиала, представительства как обособленных подразделений от других подразделений ЮЛ, целесообразно было бы правило об учете имущества филиала как на его отдельном балансе, так и на балансе ЮЛ закрепить в ст. 55 ГК РФ. Вопрос об относительной обособленности и наличии отдельного баланса у филиалов должен решаться в уставе организации, положении о филиале.

Не раскрывается в ГК РФ, что означает выполнение филиалом функций ЮЛ. Отметим, что, кроме этой статьи (ст. 55), ГК РФ нигде более о функциях ЮЛ не упоминает. Не проясняет ситуацию по поводу статуса филиала и указание в законе на то, что филиал осуществляет деятельность от имени ЮЛ.

Руководитель филиала - это особый представитель ЮЛ. Обычно полномочия представителя, например полномочия юрисконсульта представлять интересы ЮЛ в суде, следуют из доверенности. А полномочия руководителя филиала вытекают из устава ЮЛ, положения о филиале и доверенности. Доверенность выдает ЮЛ, она подписывается руководителем ЮЛ. А до этого полномочия руководителя филиала отражаются в положении о филиале.

Филиал как часть ком организации не может быть объявлен банкротом. Банкротству подлежат сами коммерческие организации – ЮЛ. При проведении таких процедур банкротства, как внешнее управление и конкурсное производство, филиалы могут быть проданы в предусмотренном законодательством о банкротстве порядке (ст. 110, 139 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При банкротстве организации - ЮЛ требования кредиторов к филиалам - это требование к ЮЛ.

Иск, вытекающий из деятельности филиала, может быть по желанию истца предъявлен не только по месту нахождения ЮЛ, но и по месту нахождения филиала. Однако ответчиком, и это надо указать в исковом заявлении, является ЮЛ. Если иск предъявлен к филиалу, суд возвращает исковое заявление. Если иск принят к производству, но при рассмотрении спора будет установлено, что у руководителя филиала имеются полномочия на участие в арбитражном процессе от имени ЮЛ, ответчиком по делу следует считать ЮЛ и дело подлежит рассмотрению по существу с участием ЮЛ.

Аналогичные процессуальные правила действуют, если иск подписан руководителем обособленного подразделения от имени этого подразделения, а не от имени ЮЛ. При удовлетворении исков, предъявленных руководителем обособленного подразделения от имени ЮЛ, исполнительный лист направляется ЮЛ.

  1. Правовое положение некоммерческих организаций

Согласно ФЗ от 12.01.96 н. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 2) неком организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

НО считается созданной как ЮЛ с момента ее гос регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в ОУ обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущ и неимущ права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. НО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. НО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами НО. НО вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории РФ и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

НО имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование НО, созданной в форме гос или мунучреждения, может включать указание на ее тип. НО, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Место нахождения НО определяется местом ее государственной регистрации. Наименование и место нахождения НО указываются в ее учредительных документах.

НО может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой НО такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования ЮЛ другой организационно-правовой формы. Решение о создании НО в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или казенного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном:

1) Правительством РФ - для фед бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для бюджетных или казенных учреждений субъектов РФ;

3) местной администрацией мун образования - для мун бюджетных или казенных учреждений.

НО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации ЮЛ и ИП". Решение о гос рег (об отказе в ней) НО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации НО, или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр ЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации НО, а также иных сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации ЮЛ и ИП" федеральным органом ИВ на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о гос рег.

Для гос рег НО при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его Ф.И.О., места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы НО в трех экземплярах;

3) решение о создании НО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате гос пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НО, по которому осуществляется связь с НО;

7) при использовании в наименовании НО имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного ЮЛ как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных ЮЛ соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.

Учред документами некоммерческих организаций являются:

ü устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, неком партнерства, автономной неком организации, частного или бюджетного учреждения;

ü устав либо в случаях, установленных законом, НПА Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

ü учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В случаях, предусмотренных законом, НО может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа. Требования учредительных документов НО обязательны для исполнения самой НО, ее учредителями (участниками).

В учредительных документах НО должны определяться наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения НО, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НО и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации НО и пр.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учред документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения", сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов. Учред документы НО м содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Учредителями НО в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) ЮЛ. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в РФ, могут быть учредителями (участниками, членами) НО, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом НО:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в России;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) НО требованиям ФЗ, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НО отдельных видов. Число учредителей НО не ограничено, если иное не установлено законом. НО м б учреждена 1 лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и пр.

Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в фонд или автономную НО, а также в ХО в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную НО, ХО. Преобразование гос или мун учреждений в НО иных форм или ХО допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Автономная НО вправе преобразоваться в фонд. Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную НО, ХО, товарищество или некоммерческое партнерство.

Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими договор о ее создании. Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником. Решение о преобразовании автономной НО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном уставом автономной НО. При преобразовании НО к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной НО в соответствии с передаточным актом.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учред документами. Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься НО отдельных видов, а в части учреждений, т.ч., отдельных типов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться НО только на основании специальных разрешений (лицензий).

Законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на осуществление НО пожертвований политическим партиям, их региональным отделениям, а также в избирательные фонды, фонды референдума. В интересах достижения целей, предусмотренных уставом НО, она может создавать другие НО и вступать в ассоциации и союзы.

НО м иметь в собственности или в ОУ здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и пр. НО может иметь зем участки в собственности или на ином праве в соответствии с законодательством РФ.

  1. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий

Особенность УП заключается в отсутствии права собственности на имущество. Унитарное предприятие - ком организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества. Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в т.ч. и между работниками предприятия.

Унитарность характеризуется:

ü созданием ЮЛ путем выделения собственником определенной имущ массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

ü сохранением права собственности на имущество за учредителем;

ü закреплением имущества за ЮЛ на ограниченном вещном праве (ХВ или ОУ);

ü неделимостью имущества;

ü отсутствием членства;

ü единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести: необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена; осуществление деятельности по решению соц задач, в т.ч. реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости; обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий - решение гос задач на ком основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников. Права и обязанности работников определяются трудовым правом. Если УП с согласия собственника внесло вклад в ХО, то получаемая прибыль не м распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое УП при его создании, находится в гос или мун собственности и принадлежит ему на праве ХВ или ОУ. Фирменное наименование УП должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (РФ, какому конкретно субъекту РФ или ОМСУ) принадлежит имущество УП на праве собственности. УП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом УП выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

В соответствии с ГК РФ УП могут создаваться только в форме гос и мун предприятий, основанных: на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы); либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

УП, основанные на праве ХВ (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то гос органа или ОМСУ. Учред документом УП считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим фед органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав гос и мун предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого ЮЛ, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. УП - единственная ком организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

УП не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для предприятий, созданных на праве ХВ, выступать учредителем другого УП путем передачи ему части своего имущества в ХВ (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

  1. Правовое положение инвестиционных фондов

Основным НПА, определяющим правовое положение ИФ, является ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом об ИФ, а также связанные с управлением (доверительным управлением) имуществом ИФ, учетом, хранением имущества ИФ и контролем за распоряжением указанным имуществом.

В соответствии со ст. 2 Закона акционерный ИФ - ОАО, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный ИФ" или «ИФ».

АИФ относятся к субъектам с исключительной правоспособностью, поскольку в соответствии с законом они не вправе осуществлять иные виды предпр деятельности, кроме инвестирования. ИФ являются институциональными инвесторами, профессионально занимающимися инвестиционной деятельностью. Единственной организационно-правовой формой ЮЛ, в которой могут существовать АИФ, является ОАО.

Законом об ИФ предусмотрены некоторые особенности правового статуса такого акционерного общества. В частности:

- акционерами АИФ не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор, заключившие соответствующие договоры с этим АИФ;

- АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций, не вправе осуществлять размещение акций путем закрытой подписки;

- акции АИФ м оплачиваться только ден средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией; неполная оплата акций при их размещении не допускается;

- помимо случаев, предусмотренных Законом об АО, акционеры АИФ вправе требовать выкупа принадлежащих им акций также в случае принятия общим собранием акционеров АИФ решения об изменении инвестдекларации, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу. В случае если уставом АИФ утверждение инвест декларации (изменений и дополнений к ней) отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), акционер вправе предъявить требование о выкупе акций в 45-дневный срок с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) соответствующего решения;

- в дополнение к положениям, предусмотренным Законом об АО, устав АИФ должен содержать положение о том, что исключительным предметом деятельности этого АИФ является инвестирование в имущество, определенное в соответствии с Законом об ИФ и указанное в его инвест декларации;

- предусмотрены особенности проведения общего собрания акционеров.

АИФ осуществляет деятельность на основании лицензии. Важнейшим документом АИФ является инвест декларация. Инвест декларация АИФ д содержать описание целей инвест политики; перечень объектов инвестирования; описание рисков, связанных с инвестированием; требования к структуре активов. Инвест декларация, изменения или дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров АИФ, если ее утверждение не отнесено его уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) этого фонда.

Имущество АИФ подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда. В состав активов инвестиционного фонда могут входить денежные средства, гос и мун ценные бумаги, акции и облигации российских ОАО, акции и облигации иностранных субъектов и иные ценные бумаги, недвижимое имущество и имущ права на недвижимое имущество, иное имущество.

Инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда передаются в доверительное управление управляющей компании. Она д создаваться в форме ХО. Ее деятельность является лицензируемой. Закон об ИФ определяет права, обязанности и ограничения деятельности управляющей компании. В частности, управляющая компания обязана: передавать имущество, принадлежащее АИФ, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию; передавать депозитарию копии всех первичных документов в отношении имущества фонда, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество. Управляющая компания не вправе распоряжаться активами фонда без согласия специализированного депозитария (за исключением распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через организаторов торговли); приобретать за счет активов фонда объекты, не предусмотренные декларацией; безвозмездно отчуждать имущество фонда; предоставлять займы за счет имущества инвестиционного фонда; использовать имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, для обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц; приобретать имущество, принадлежащее АИФ, которым она управляет, и др. Положение о деятельности управляющих компаний АИФ и паевых инвестиционных фондов утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 февраля 2004 г. № 04-5/пс. Имущество, принадлежащее акционерному фонду, учитывается и хранится в специализированном депозитарии. Специализированный депозитарий создается в форме ХО. Его деятельность является лицензируемой. Учет и хранение имущества, принадлежащего АИФ, м осуществляться соответственно только одним специализированным депозитарием. Он не вправе пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим АИФ. Специализированный депозитарий реализует свои функции на основании договора с АИФ. Специализированный депозитарий осуществляет контроль соблюдения управляющей компанией этого АИФ НПА, положений устава и инвест декларации, договора между АИФ и управляющей компанией. Он не имеет права давать согласие на распоряжение управляющей компанией активами, если это противоречит НПА, уставу, инвест декларации и договору. В связи с осуществлением своей деятельности специализированный депозитарий вправе оказывать консульт и информ услуги, вести бухучет АИФ.

Законом об ИФ определены права и обязанности специализированного депозитария.

Деятельность АИФ подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

 

  1. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Товарные и фондовые биржи являются организаторами торговли на товарном рынке и рынке ценных бумаг, т.е. предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению сделок с биржевыми товарами и ценными бумагами м/у участниками биржевой торговли. Биржи являются инструментом выявления рыночных цен и развития конкуренции. Основная задача бирж - организация и проведение гласных и публичных торгов.

Товарная биржа определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» как организация с правами ЮЛ, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Товарная биржа является спец субъектом, исключительную правоспособность которого составляет организация и регулирование оптовой торговли биржевыми товарами.

Товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в т.ч. торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности. Требования к организационно-правовой форме товарной биржи законом не установлены.

В учреждении биржи не м участвовать высшие и местные органы гос власти и управления, кредитные организации, страх и инвест компании и фонды, общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды, физические лица, не являющиеся ИП. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Следовательно, товарная биржа не может быть организована в форме УП. ТБ могут создавать объединения (ассоциации, союзы) для представления и защиты общих интересов.

Органы управления ТБ организуются в зависимости от организационно-правовой формы биржи. Структура органов управления определяется биржей самостоятельно в Правилах биржевой торговли и других локальных нормативных актах. При этом, учитывая специальное назначение ТБ, на бирже организуются товарные секции и функцион подразделения (котировальная, регистрационная комиссия и др.). Высшим органом управления биржей является общее собрание членов биржи. На бирже проводятся очередные и внеочередные собрания. Очередные собрания проводятся не реже 1 раза в год. Внеочередные собрания созываются в порядке, установленном учредительными документами биржи. В обязательном порядке образуется биржевая арбитражная комиссия, выполняющая функции третейского суда. В законе предусмотрена обязанность биржи организовать расчетное обслуживание совершаемых сделок путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Биржевая деятельность является лицензируемым видом деятельности. Участниками биржевой торговли являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Служащие биржи не имеют права участвовать в биржевых сделках или создавать брокерские фирмы.

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и др. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем 3 года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи. Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусматривает возможность осуществления ЮЛ деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме АО или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность ФБ распространяется З от 26 декабря 1995 г. "Об АО", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О НО", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более % акций каждой категории (типа), а одному члену ФБ некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более % голосов на общем собрании членов такой биржи.

Аффилированные лица – это физические и ЮЛ (в частности, инвесторы), способные оказывать влияние на деятельность хозяйствующего субъекта вследствие участия в его капитале или членства в руководящих органах.

Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами ФБ, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. ФБ, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в АО при принятии решения о преобразовании членами ФБ большинством в 34 голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только ЮЛ, имеющие лицензию проф участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности ФБ. Лицензирование проф деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

ФБ не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютно




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.216 сек.