Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Правовые основы обеспечения конкуренции в предпринимательской деятельности




  1. Понятие конкуренции и товарного рынка. Субъекты конкуренции.
  2. Понятие и виды монополии. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
  3. Правовое регулирование государственной и естественной монополии.
  4. Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке

1. Конкуренция (от лат. Concurrere - сталкиваться) - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Это борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Такое определение конкуренции предполагает, что:

- участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);

- конкуренция присуща только совершенному рынку;

- важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;

- наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно "широкой" олигополии.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.

Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.

Товарный рынок - это система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций), целью которых является обеспечение обращения товаров. Это рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам, и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг. Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую основу торговой деятельности.

Рынок состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов: рынка труда, рынка капиталов, фондового рынка, страхового рынка и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механизмами и вместе с тем подчиняется требованиям правовой системы.

Основу рыночной экономики составляет товарный рынок, который можно рассматривать и как систему хозяйствующих субъектов и их отношений, целью которых является К-П товаров. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов К-П массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.

Инфраструктура ТР - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих организаций, обеспечивающих деятельность рынка. Структура ТР – это совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям. ТР - система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

ТР образуют взаимосвязанные действия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и ИП, приобретающих товары для предпринимательских и производственных целей либо для обеспечения собственной деятельности.

Субъектами конкуренции (конкурентами) являются хозяйствующие субъекты, в т.ч. фин организации. Согласно ст. 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Таким образом, субъектами конкуренции на товарных рынках являются в первую очередь субъекты предпринимательской деятельности. К ним относятся ИП, унитарные и корпоративные предприятия, производственные кооперативы и др. коммерческие организации. Некоммерческие организации, вступающие в предпринимательские правоотношения для выполнения их уставных (основных) задач, также охватываются понятием «хозяйствующие субъекты» и выступают в качестве субъектов конкуренции.

Группа лиц является специфическим субъектом конкуренции. В отличие от хозяйствующего субъекта группа лиц не легализована, не легитимирована в качестве субъекта правовых отношений, кроме регулируемых антимонопольным законодательством. Более того, лица (или хотя бы одно из них), входящие в такую группу, отнюдь не заинтересованы в публичной огласке факта взаимного влияния и контроля друг над другом или совместного контроля над определенным товарным рынком.

Согласно ст. 9 «Закона о защите конкуренции» группой лиц признаются:

1) ХО (товарищество) и физическое или ЮЛ, если такое физическое или ЮЛ имеет в силу своего участия в этом ХО (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого ХО (товарищества);

2) ХО (товарищества), в которых одно и то же физическое или ЮЛ имеет в силу своего участия в этих ХО (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих ХО (товариществ);

3) ХО и физическое или ЮЛ, если такое физическое или ЮЛ осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого ХО;

4) ХО, в которых одно и то же физическое или ЮЛ осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) ХО (товарищество) и физическое или ЮЛ, если такое физическое или ЮЛ на основании учредительных документов этого ХО (товарищества) или заключенного с этим ХО (товариществом) договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания

6) ХО (товарищества), в которых одно и то же физическое или ЮЛ на основании учредительных документов этих ХО (товариществ) или заключенных с ними договоров вправе давать им обязательные для исполнения указания;

7) ХО и физическое или ЮЛ, если по предложению такого лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого ХО;

8) ХО, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или ЮЛ;

9) ХО и физическое или ЮЛ, если по предложению такого лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого ХО;

10) ХО, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического или ЮЛ;

11) ХО, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители, дети, братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных оснований входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо из этих оснований.

В «Законе о защите конкуренции» содержится также понятие «аффилированные лица», являющееся более широким, чем понятие «группа лиц». Первое является родовым, а второе видовым понятием. Аффилированные лица не составляют единого субъекта права, хотя связи между ними имеют юридическое значение. АЛ – это юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность других юридических и (или) физических лиц вследствие участия в его капитале или членства в руководящих органах.

2. Понятие и виды монополии. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке.

Монополия (происходит от греческого monos - «один» и poleo - «продаю») - исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Следует различать основные типы монополий:

- создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

- образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

- возникающие в результате обладания исключительными правами.

Существуют следующие разновидности монополий: государственные монополии; естественные монополии.

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства и т. д. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин (ст. 3 Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях").

По владельцу этого права также различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству, возникающие в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и фин ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических монополий - картели, синдикаты, тресты, концерны.

В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования:

 

1. Закрытые (юридические) монополии:

 

А) Монополии, непосредственно регулируемые государством.

 

1. Государственные монополии

 

2. Естественные монополии

 

Б) Монополии обладателей исключительных прав

 

2. Открытые (рыночные, временные) монополии:

 

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством. Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.

 

Перечень сфер деятельности, естественных монополий:

ü транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

ü транспортировка газа по трубопроводам;

ü услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

ü железнодорожные перевозки;

ü услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

ü услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

Монопольное положение может также возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг).

 

 

Доминирующее положение субъекта на товарном рынке. Антимонопольное законодательство предусматривает два основных критерия для определения доминирующего положения: качественный (основной) и количественный (вспомогательный) критерии. Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке.

Под доминирующим положением на товарном рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем 8%);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.[1]

Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным типам монополий. Доминирующее положение на рынке не запрещается. Если доминирующее положение явилось следствием неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения – монополистическая деятельность.

  1. Правовое регулирование государственной и естественной монополии.

 

Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий. Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы: во-первых, деятельность субъектов локальных естественных монополий, и, во-вторых, ценообразование в высококонцентрированных отраслях. Что касается локальных естественных монополий, то они как состояние рынка характерны, прежде всего, для системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация и др.). Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.

Как показывает опыт, существование естественной монополии может привести к злоупотреблению своим монопольным положением в форме завышения издержек и получения необоснованно высокой прибыли. Это нередко сводит на нет более высокую техническую эффективность и ставит в выигрышное положение единственного производителя. При этом такую экономическую ситуацию достаточно сложно проверить, поскольку реальная эффективность деятельности единственного производителя известна только ему самому, поэтому к естественной монополии добавляется монополия информации. В связи с такой особой, социально-экономической значимостью отраслей естественных монополий и возможностью злоупотреблений ими монопольным положением во многих странах они были первоочередными объектами национализации. Например, в таких странах, как Великобритания и Франция предприятия одной отрасли (железные дороги, газовое хозяйство, телефонная связь и т.п.) были объединены в единые отраслевые государственные корпорации. Одной из основных причин национализации естественных монополий является то обстоятельство, что государство несет ответственность за ситуацию в них даже в том случае, если они находятся в частной собственности. Вместе с тем, очевидно, что национализация является не единственным и далеко не всегда эффективным методом решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. Если в них большую долю занимают частные компании, то контроль может осуществляться либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования их деятельности непосредственно на рынке.

В настоящее время необходимо использовать такой механизм регулирования деятельности естественных монополий, как организация биржевой торговли основными сырьевыми ресурсами. Биржевая торговля создает условия для преодоления закрытости внутреннего рынка, его разделения по регионам и предотвращения ценовых сговоров. Биржевая торговля под контролем государства позволит решить задачи саморегулирования ценообразования и сбалансированности спроса и предложения, упорядочить взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой, что будет способствовать вытеснению неконтролируемых перепродавцов, установлению цен на основе рыночных котировок. К преимуществам организации биржевой торговли необходимо отнести также то, что она может стимулировать привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, в частности кредитных ресурсов под обеспечение фьючерсных и опционных контрактов. На биржах имеется возможность страховать риски колебания цен на соответствующие товары для непосредственных поставщиков и потребителей.

Другая модель регулирования деятельности естественной монополии – регулирование через ограничение нормы прибыли осуществляется на основе надбавки на издержки. Наибольшее распространение эта модель получила в США, где компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. При такой системе все аспекты деятельности компаний – тарифы, инвестиции, прибыльность подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать несправедливой дискриминации. Тариф должен устанавливаться по каждому виду услуги или товара. Установленный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что обычно происходит в случае, когда норма прибыли становится недостаточной. При этом компании должны получить разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение.

Главный аргумент в пользу такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защитить и потребителей и производителей, гарантируя при этом оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату товаров и услуг. Иными словами, создаются препятствия для масштабных и наиболее очевидных злоупотреблений монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибыли. С другой стороны, высказывается мнение, что данная модель поощряет затратное ценообразование, т.е. установление тарифа на базе фактических издержек и позволяет перекладывать затраты на потребителей.

Таким образом, регулирование деятельности естественных монополий будет способствовать обеспечению добросовестной конкуренции, защите прав потребителей и устранению ценовых диспропорций, угнетающих экономический рост.

  1. Понятие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарном рынке.

Монополистическая деятельность на товарном рынке - это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Классификация монополистической деятельности проводится по различным основаниям.

В зависимости от формы проявления выделяют: - договорный; - внедоговорный вид монополистической деятельности. В основу классификации может быть положено количество участников монополистической деятельности. В этом случае говорят об индивидуальной и коллективной антиконкурентной практике.

Индивидуальная монополистическая деятельность проявляется в виде действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Законом о защите конкуренции приводится не исчерпывающий перечень таких злоупотреблений, которые могут быть разделены на два вида:

а) действия (бездействие), в отношении которых установлен абсолютный запрет. К ним, в частности, относятся: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; установление финансовой организацией необоснованно высокой или нео­боснованно низкой цены финансовой услуги; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

б) действия (бездействие), которые могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия).

К данной категории, в частности, относятся: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства; созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и др.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статья 14 закона указывает, что не допускается недобросовестная конкуренция, а именно:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

 

Тема 6. Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

 

1. Понятие, правовые формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. Методы и средства государственного регулирования

3. Понятие и виды контроля за осуществлением предпринимательской деятельности

4. Общая характеристика требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности

5. Лицензирование предпринимательской деятельности

6. Техническое регулирование предпринимательской деятельности

7. Правовые основы обращения с отходами

 

1. Понятие, правовые формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

РФ в конце ХХ в. совершила новый поворот и перешла на иные социально-экономические и политические отношения. Особенностью их стало введение рынка, по большей части основанного на малом и среднем бизнесе.

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещенную законом. Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике развитых стран. Предпринимательство развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается по сей день бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий.

В результате сегодня одним из ключевых понятий в гражданском и, особенно, предпринимательском праве является понятие "предпринимательская деятельность", которое имеет общее значение для ИП (физ лиц) и коллективных предпринимателей (ЮЛ). Следует обратить внимание на то, что ФЛ и ком организации участвуют в предпр деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпр деятельности граждан, осуществляемой без образования ЮЛ, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ - ком организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

В настоящее время нормативное определение понятия ПД содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ. ПД признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 К РФ, гласящая, что ПД - это разновидность деятельности экономической.

Т.о., любую деятельность гражданина или организации можно отнести к предпринимательской в том случае, если эта деятельность будет содержать ряд непременных условий, признаков, или особенностей, позволяющих отграничить ее от других видов деятельности. Такое отграничение имеет большое практическое значение, поскольку с наличием или отсутствием в конкретной деятельности признаков предпринимательства связано возникновение или прекращение определенных правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства.

Итак, законной ПД м признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.

1. Самостоятельность осуществления ПД.

2. Эта деятельность всегда осуществляется предпринимателем на свой риск.

3. Предпринимательская деятельность имеет целью систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

4. Последний признак легальной ПД характеризует ее участников. Субъектами предпринимательства могут быть лица (ФЛ и ЮЛ), зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. имеющие соответствующий гражданско-правовой статус. Иными словами, регистрация субъекта предпринимательской деятельности, постановка на учет в налоговом органе, а в особых случаях, предусмотренных российским законодательством, получение специального разрешения (лицензии) - это путь к началу предпринимательской деятельности.

Правовые формы ПД.

Индивидуальное предпринимательство - наиболее простая и доступная форма деловой активности. Любой дееспособный гражданин РФ может стать ИП.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования ЮЛ, признается предпринимателем с момента гос рег КФХ.

Коллективное предпринимательство сложнее по организации, функциям и управлению. Как определенным образом организованное объединение участников и капиталов является ЮЛ.

Правовые формы товариществ и обществ имеют ряд достоинств перед другими формами предпринимательских структур:

- относительная простота создания и ликвидации;

- большие финансовые возможности;

- свобода и оперативность действий;

- коллегиальное управление;

- некоторые налоговые преимущества, в организации бухгалтерского учета.

Среди недостатков:

- непостоянство и зависимость партнеров друг от друга, их неограниченная ответственность;

- все изменения в составе участников, перераспределение долей уставного капитала требуют перерегистрации.

Важное место среди организационно-правовых форм коллективного предпринимательства занимают производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении имущественных паевых взносов. Организационной основой кооператива (артели) является членство.

В организационно-правовой системе российского предпринимательства также определенное место занимают:

- Совместные предприятия (СП), т.е. коммерческие структуры разных форм собственности, в том числе и с иностранным капиталом. СП - это объединение инвестиций в форме ЮЛ, принадлежащим двум или более лицам, одно из которых является нерезидентом или иностранным. СП могут создаваться двумя или более иностранными лицами, но обязательно в качестве соучредителя должен присутствовать резидент – Ф или ЮЛ.

- Государственные предприятия по своему правовому статусу, также как и частные, являются одной из форм объединения предпринимателей - АО, ООО. Помимо прочих выгод этим обеспечивается возможность вступления гос (федеральных) фирм в крупные предпринимательские структуры и выход на мировые рынки. В чисто гос предприятиях государству обычно принадлежит весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-либо правительственного органа или федеральной компании может владеть значительной частью пакета акций. И тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

- МУП строят свою деятельность на коммерческих традициях, в соответствии с целями и задачами, которые определяют для них учредители.

Обратим внимание на особую форму объединения предпринимательских структур, которая не является организационно-правовой. В этом случае предпринимательские структуры объединяются для совместной деятельности, преследуя различные цели - для завоевания большей доли рынка, продвижения новых товаров, технологий, освоения новых рынков: кооперация производственной и коммерческой деятельности, привлечение дополнительного капитала и его централизация реализуется в форме финансово-промышленных групп, холдингов, бизнес-групп, концернов и различных союзов и ассоциаций.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это объединение двух и более юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ. Часто ими бывают банки. Участники ФПГ полностью сохраняют свои права, несут солидарную ответственность. Высшим органом управления выступают совет управляющих, включающий представителей всех участников ФПГ. Если в ФПГ есть иностранные инвестиции или обособленные подразделения за пределами России, то это транснациональная ФПГ. Если ФПГ создана на основе межправительственных соглашений, то это межгосударственная ФПГ. Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации, которая носит разрешительный характер.

Холдинговая компания (холдинг) - акционерная компания, которая владеет контрольными пакетами акций других юридически самостоятельных компаний. Как правило, они не занимаются конкретной производственной деятельностью. Большее внимание уделяется вопросам управления, разработке стратегических направлений фирм, входящих в холдинг. Размеры холдинга могут быть намного меньше размеров подконтрольных фирм. Холдинговая компания представляет вершину пирамиды из дочерних фирм. Таким образом, холдинг (от англ. Hold - держать, вмещать, содержать) - это держательская компания, т.е. фирма, которая “держит” контрольные пакеты акций других юридических лиц и поэтому получает возможность их контролировать и управлять ими. В России холдинги могут создаваться только в форме ОАО. Решение о контрольном пакете акций принимается гос органом по антимонопольной политике.

Бизнес-группу, как правило, представляет объединение, по крайней мере, одного промышленного предприятия, а также фирм:

- занимающихся реализацией продукции;

- закупающих сырье и материалы у поставщиков;

- организующих расчеты предприятия с поставщиками и потребителями;

- банки, осуществляющие финансирование деятельности предприятия.

Хозяйственная ассоциация - это договорные объединения организаций, фирм и предприятий, которые создаются в целях совместного осуществления одной или нескольких производственно-хозяйственных функций. Участники могут входить в иные договорные объединения без согласия с другими участниками. Высший орган управления - общее собрание членов. Действует на основе устава.

Простое товарищество образуется по договору о совместной деятельности двумя или несколькими лицами (товарищами) на основе соединения своих вкладов и совместного действия без образования юридического лица для получения прибыли и других целей, не противоречащих закону. Участниками могут быть только ИП и (или) ком организации. Полученная прибыль распространяется пропорционально стоимости вклада, если иное не предусмотрено договором товарищества или соглашением товарищей. Ими же определяется порядок покрытия расходов и убытков. При прекращении действия договора вещи товарищей возвращаются им, а общее имущество разделяется по соглашению.

Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе НПА в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования ПД:

Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

ü определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

ü создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

ü защита интересов и прав потребителей

ü установление стандартов и мер

ü предупреждение споров между предпринимателями

Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

· Решение макроэкономических проблем:

· пропорциональность развития экономики

· темпы экономического роста

· объем национального производства

· внешнеэкономические связи страны

· уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос. регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

 

2. Методы и средства государственного регулирования

К методам прямого (административного) государственного воздействия относятся:

§ определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах;

§ государственные заказы и контракты на поставку определенных видов продукции;

§ нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

§ правовые и административные ограничения и запреты по выпуску отдельных видов продукции и др.

 

Методами косвенного регулирования экономических процессов являются:

ü Налогообложение и система налоговых льгот;

ü платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы.

 

К прямым методам гос регулирования относятся, например, гос рег субъектов ПД, лицензирование отдельных видов ПД и т.д. Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В отечественной литературе вопрос об определении понятия «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» недостаточно разработан. Понятие «средство» имеет несколько значений: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений); 3) для обозначения множества вещей (денежные, кредитные, основные и оборотные средства); 4) капитал, состояние.

В научной литературе термин «средство» также имеет различное понимание и толкование. Любое средство - это прежде всего инструмент (орудие), а также прием, способ воздействия. Поэтому средство государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой инструмент, способ государственного воздействия на отношения в сфере предпринимательства. Средства делятся на две большие группы: правовые и неправовые. В экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам - денежному обращению и эмиссии ценных государственных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (ЦБ РФ) и т. д.».

Что касается правовых средств в строгом смысле этого слова, то в юридической литературе они давно служат объектом оживленной дискуссии. На наш взгляд, данное понятие имеет несколько уровней:

- первый охватывает нормы права, индивидуальные правовые акты;

- второй связан со стадией реализации права;

- третий выражается во всех средствах, которые непосредственно связаны с реализацией и применением права («средства в средствах»).

Таким образом, правовые средства - собирательное понятие. В этом качестве совокупность (система) правовых средств представляет собой механизм правового регулирования. К элементам (средствам) такого механизма относятся: юридические нормы; нормативные правовые акты; правоотношения; акты реализации права; правоприменительные акты; правосознание; режим законности.

Категория «средства государственного регулирования предпринимательской деятельности» не получила нормативной прописки в действующем законодательстве. Данная категория закреплена в нормах Хозяйственного кодекса Украины. В силу ст. 12 Кодекса основными средствами государственного воздействия на деятельность субъектов хозяйствования являются: государственный заказ, государственное задание; лицензирование, патентование и квотирование; сертификация и стандартизация; применение нормативов и лимитов; регулирование цен и тарифов; предоставление инвестиционных, налоговых и прочих льгот; предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

3. Понятие и виды контроля за осуществлением предпринимательской деятельности

Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в т.ч. в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти. Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность. Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности и пр.

Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе: проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений и пр. Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях. Основные направления валютного контроля: а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте и пр. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Важнейший этапом в развитии контроля за ПД в нашей стране стало принятие нового закона РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

4. Общая характеристика требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных НПА и соотносятся с различными ее аспектами.

Гос регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования м классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам ПД, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к ЮЛ, ИП, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банк, страх, инвест и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению ПД. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в гос органах и др. В процессе осуществления хозяйствования ИП должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и др требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бух учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить фин обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналог платежей, представить бух и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

5. Лицензирование предпринимательской деятельности

Прав институт лицензирования ПД является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ в. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида гос надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид гос деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Наибольшие темпы развития института Л наблюдались в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента РФ. Важную роль в развитии института Л сыграло принятие в 1994 и 1996 г. двух частей ГКРФ. С принятием части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения Л регулирования в ФЗ и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некомм деятельности в это время подлежали лицензированию.

Принятый в 1998 г. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем НПА, который подвел промежуточный итог в становлении Л как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 г. назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Понятие «лицензирование», обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно введено в обиход отечественной административно-правовой науки и науки ПП. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись в период так называемой континентальной блокады (1811-1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые «льготными письмами».

Применение методов лицензирования в условиях советской прав системы было весьма ограниченным. В сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли СССР и последующее заключение договоров гос торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности Л, предусмотренной советской прав системой, м/б рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного тех достижения, предоставляемого на основании лиценз договора.

Развитие института Л на рубеже 1991-1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне гос регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало Л.

Современный этап развития Л характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

Л является формой легализации отдельных видов ПД. Л - это прав режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов ПД, предполагающий:

- гос подтверждение и определение пределов права на ведение хоз деятельности;

- гос контроль за осуществлением деятельности;

- возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства».

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Л- это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Л является особым методом регламентации общ отношений: взаимоотношения лицензиата с лицензирующими органами, гос надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно п. 3 ст. 2 ГК, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства. Хотя ГК РФ в ст. 49 отмечает, что ЮЛ вправе заниматься любой деятельностью, которая разрешена законом и зафиксирована в уставе, но есть виды деятельности, для занятия которыми необходимо получить специальное разрешение - лицензию. Это правило распространяется на все ЮЛ и ИП. Из смысла ст. 49 ГК РФ можно сделать вывод, что лицензией является специальное разрешение, на основании которого ЮЛ имеет право заниматься видами деятельности, перечень которых устанавливается законом.

Лицензия согласно Закону о лицензировании (ст. 2) - это спец разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицен требований и условий, выданное лицензирующим органом ЮЛ (ИП). Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Право ЮЛ на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения ЮЛ наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых - соблюдение лицензионных требований и условий. Таким образом, правоспособность ЮЛ в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата. Изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право ЮЛ на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента России или постановлением федерального Правительства. Существуют следующие предпосылки прекращения правомочий лицензиата как ЮЛ:

– к объективным предпосылкам прекращения статуса лицензиата относятся ликвидация ЮЛ (для ИП - смерть) по решению его учредителей или органа ЮЛ и по другим обстоятельствам, указанным в п. 2 ст. 61 ГК;

– субъективными предпосылками прекращения правомочий лицензиата служат обстоятельства, связанные с противоправным действием (бездействием) лиц, выполняющих от имени ЮЛ организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности: например, при признании судом недействительным свидетельства о регистрации ЮЛ.

Таким образом, кроме обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 49 ГК (истечение срока действия лицензии), можно указать следующие причины прекращения правоспособности лицензиата как ЮЛ:

– ликвидация ЮЛ или прекращение его деятельности в результате реорганизации (юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в единый гос реестр юридических лиц — п. 8 ст. 63 ГК);

– аннулирование лицензии.

ИП - самая распространенная разновидность субъектов лицензионных отношений. Все виды лицензируемой деятельности, осуществляемой физическими лицами, относятся к ПД. ИП действуют без образования ЮЛ, их гражданская правоспособность совпадает с правоспособностью ЮЛ — коммерческих организаций; т.о., основная цель деятельности ИП, наделенных правомочиями лицензиата, заключена в извлечении прибыли.

Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учёт в налог органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить требуемые документы. Этап рассмотрения заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии завершается принятием лицензирующим органом решения о такой выдаче либо об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя. Соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа - последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения.

Лицензиат (соискатель лицензии именуется так после ее получения) обязан соблюдать лицензионные требования и условия, а также подчиниться законному требованию государственного органа при осуществлении контроля и надзора.

Данные о выдаче лицензии (как и о приостановлении и отзыве) заносятся в реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы: заявление, учредительные документы, свидетельства о гос регистрации и постановке на учет в нало орган, квитанцию об уплате лиц сбора, а также документы, подтверждающие квалификацию работников соискателя. Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности м/б предусмотрено представление иных документов.

Лицензирующими органами являются только органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ. Новый Закон о лицензировании исключил из числа лицензирующих органов органы местного самоуправления, Президента РФ, суды. Единственными источниками лицензионных требований и условий являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Но Президент РФ, будучи исключенным из числа лицензионных органов, тем не менее, имеет возможность влиять на осуществление лицензирования, т.к. он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, составной частью которой является лицензирование.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней (по предыдущему закону — 30) со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Решение о предоставлении лицензии (отказе в предоставлении) оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лиц сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

На каждый вид деятельности, указанный в ст. 17 ФЗ «О лицензировании», предоставляется лицензия. Вид деятельности, на который лицензия выдана, может выполняться только лицом, ее получившим, т.е. отсутствует право лицензиата передавать ее другому лицу.

Если лицензия выдана органом исполнительной власти РФ, то деятельность может осуществляться на всей территорией РФ. Если же лицензия выдана органом исполнительной власти субъекта РФ, то она, по общему правилу, может вестись только в пределах данного субъекта. Но на практике часто встречаются случаи, когда субъекты РФ «договариваются» между собой о том, что лицензия, выданная на конкретный вид деятельности в одном субъекте, действует и на территории другого субъекта.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет (по старому закону — не менее трех лет). Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, т.е. лицензиату приходится опять платить соответствующий сбор, обращаться в лицензирующий орган, и т.д. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.<




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.