Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое развитие детей

Лекция 9

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организ­ма, обусловленных наследственными факторами и конк­ретными условиями внешней среды. Физическое развитие детей и подростков отражает реализацию генотипа и зави­сит от сложного взаимодействия наследственности и среды (социальные условия, климатогеографические условия, физическая активность, питание, острые и хронические за­болевания и другие факторы).

Основные закономерности роста детей. Рост является отражением системного процесса развития. С возрастом идет замедление скорости роста. Наивысшие темпы роста относятся к периоду внутриутробного развития и на 1-м го­ду жизни. Отмечается неравномерность скорости роста - вы­явлены чередование периодов округления и вытягивания (округления - в возрасте 1-4 и 8-10 лет; вытягивания - 5-7 и 11-15 лет), возрастная неравномерность роста тканей.

 

Понятие об акселерации физического развития. В пос­ледние десятилетия во всех развитых странах отмечены яв­ления акселерации - ускорения роста и развития детей начи­ная с внутриутробного периода. Акселерация проявляется в ускорении процесса роста, больших показателях физическо­го развития, более раннем закрытии родничка, прорезыва­нии первых молочных зубов, более ранней смене молочных зубов на постоянные.

В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселера­ция проявляется в ускорении процессов оссификации скеле­та, более раннем половом созревании. Этот процесс считает­ся результатом сложного взаимодействия экзо - и эндоген­ных факторов, как наследственных, так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие.

 

Антропометрические показатели новорожденного явля­ются достаточно устойчивыми, влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Наследственные факторы определяют темп роста, возможный предел роста ребенка и некоторые конечные особенности телосложения, осуществляемые при оптимальных условиях жизни и воспи­тания.

Среди экзогенных (внешних) факторов важнейшее значение имеет питание, определяющее скорость, потенциал роста и конеч­ные его результаты. Умеренный дефицит питания задержи­вает нарастание массы тела, но не влияет на длину тела, а длительное качественное и количественное голодание, не­сбалансированное питание с дефицитом нутриентов приво­дит к задержке роста и дефициту массы тела, низкорослости с изменением пропорций тела.

Для нормального роста необходима адекватная возрасту физическая активность. Для детей раннего возраста харак­терна высокая двигательная активность, обеспечивающая достаточную механическую нагрузку на кость, которая явля­ется стимулятором остеогенеза и роста хряща. Особенно значимую стимуляцию ростовых процессов дают физиче­ские нагрузки (игры в волейбол, баскетбол и др.). В то же время избыточная нагрузка при поднятии или переносе тяжестей обладает эффектом торможения роста. Поэтому важно контролировать режим ребенка, не допуская ни гипо­кинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, ко­торые могут отразиться на развитии. Важна достаточностьсна, так как все основные метаболические и клеточные пере­стройки, определяющие вырастание детского скелета и диф-ференцировочные процессы в тканях, осуществляются во сне. Эмоциональное состояние ребенка, его радости и неуда­чи также отражаются на реализации программы роста. По­казано, что жаркий климат и высокогорье оказывают тор­мозящее влияние на процессы роста, хотя одновременно могут ускорять созревание детей. Различные острые и хро­нические заболевания могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Журнал осмотра сотрудников пищеблока | Изменения основных антропометрических показателей в процессе роста и развития детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.