Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система – это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое




Система есть множество, конкретные элементы которого обладают присущими только им свойствами, закономерно свя­заны между собой и составляют определенную целостность. При этом система обладает такими свойствами, отсутствующими у составляющих ее элементов, как эмерджентность, делимость, сложность, адаптивность, мобильность, гибкость. Все системы могут рассматриваться как самоуправляемые, и основ­ной задачей менеджмента является обеспечение баланса обмена внутри системы, их устойчивости и равновесия.

 
 

Рассматривая эволюцию взглядов на управление можно отметить два разных подхода к организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой:организация как закрытая система и открытая систе­ма (Рис 2.1).

Рис. 2.1. Характеристика систем

Главная характеристика закрытой системы заключается в том, что она существенно игнорирует эф­фект внешнего воздействия.

Более рациональной схемой описания композиций является модель открытой системы, которая отражает динамическое взаимодействие с окружающим миром и включающая:

- микросреду (микросистема) представленную функциональными областями, общими для всех организаций, а также состояниями их внутренней среды, например ее производственными функ­циями;

- макросреда (макросистема) формируемую из факторов, нахо­дящихся вне организации, но оказывающих влияние на ее функционирование.

Вход открытой системы характеризуется поступлением материалов, рабочей силы, капитала, информации из внешней среды. Технологический процесс организуется для переработки сырья в конечный продукт. На выходе системы конечный продукт, в свою очередь, продается заказчику. Финансовые учре­ждения, рабочая сила, поставщики и заказчики, правительство – все являются частью внешней среды.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Откры­тая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации. Иными словами, рост открытой системы сопровождается повышением уровня специализации ее элементов и усложнением структу­ры, нередким расширением границ системы или созданием новой суперсистемы. Если деловое предприятие растет, то наблюдается значительная его дифференциация и усложнение его структуры.

Устойчивость и развитие ‒ важней­шие характеристики экономики как единой системы. И. Богданов: «Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Однако если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности выживания, сопро­тивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам». Идея этого определения устойчивости заключается в необходимо­сти расширенного воспроизводства, дающего ресурсы для противодействия неблагоприятным воздействиям внешней среды, а также модернизации и адаптации (развития) сис­темы в соответствии с тенденциями, развивающимися во внешней среде.

Чтобы уточнить понятие устойчивости предприятия, формализуем задачу управления им. Формализация начи­нается с выделения субъекта и объекта управления, а так­же внешней среды и интерфейса взаимодействия между внешней средой и объектом управления. Общая схема си­стемы управления приведена на рис. 2.1.

Предприятие представляет собой сложную открытую автономную систему, осуществляющую через свои границы обмен с внешней средой материальными (сырье, материалы и энергия на входе, и готовая продукция и отходы производства на вы­ходе), трудовыми, финансовыми и информационными потоками.

 

 
 

Рис. 2.1. Основные составляющие системы управления

 

Известно, что открытые системы тяготеют к росту, ус­ложнению своей структуры и дифференциации. Последнее означает проявляющееся во времени стремление системы к повышению уровня специализации элементов и услож­нению своей структуры при расширении границ системы во внешнюю среду. Принцип автономии означает, что раз­витие предприятия происходит за счет его собственных ресурсов. Разумеется, это не значит, что предприятие не может привлекать внешние ресурсы. Однако такое привле­чение осуществляется на компенсационной основе, т.е. на условиях возвратности, срочности и платности использо­вания внешних ресурсов (кроме этих требований часто добавляются требования обеспеченности привлекаемого ресурса и его целевое использование).

Еще одно определение предприятия определяет весь набор целей, задач и отношений предприятия с окру­жающей средой. Предприятие определяется как цело­стная экономическая система (ЦЭС), являющаяся основ­ным субъектом экономической деятельности, важнейшим свойством которого является расширенное производст­во, а целевой функцией ‒ накопление собственного ка­питала для расширенного производства.

Таким образом, все системы могут рассматриваться как самоуправляемые, и основ­ной задачей менеджмента является обеспечение баланса обмена внутри системы, их устойчивости и равновесия.

2.2. Организация как объект управления

Современный мир нередко рассматривается как мир органи­заций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения той или иной задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей уровни полномочий и ответственности. Организации функционируют в форме предприятий, фирм компаний и др.

Организации, в которых для достижения общих целей приме­няется совместный труд людей, являются социально-экономичес­кими институтами со следующими общими чертами: цели; персонал или работники; разделение труда; коммуникации; формальные правила поведения, процедуры и контроль.

Изучением сущности организации, ее функционирования занимается наука - теория организациинаука об основных закономер­ностях, регламентирующих жизнедеятельность организаций, как реально существующих объектов окружающей нас дей­ствительности.

Организаци я (от французского слова organization) означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное, проду­манное устройство чего-либо, соответственно термин «организация» следует понимать как объект (явление), как процесс управления, как воздействи е или действие (налаживание чего-либо) (рис. 2.2.).

 
 

Рис. 2.2. Триединство термина «организация»

Организация как объект – это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции (предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения и т.п, соз­данные, например, по профессиональному признаку).

Организация как процесс – это совокупность мероприя­тий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами систе­мы в процессе ее существования. По сути, это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия ме­жду людьми, контроль за исполнением приказов и распоряже­ний вышестоящих должностных лиц, распределение матери­альных и денежных фондов и т.д. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание».

Организация как воздействие – это упорядочение или на­лаживание действия какого-либо объекта. В принципе в этом смысле поня­тие «организация» применимо и к предприятию, если речь идет, скажем, о разработках схемы организационной структу­ры, или организационном проектировании.

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об ор­ганизациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о про­ектировании организаций с разработкой их организационных структур.

В самом об­щем случае под организацией следует понимать упорядоченное со­стояние элементов целого (статика) и процесс по их упорядочению в целесо­образное единство (динамика). Организация, рассматриваемая в статике, – это некоторое целостное образование (социальное, техническое, физическое, био­логическое), имеющее вполне определенную предназначенность. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию це­лостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов. Эти процессы могут состоять из целенаправленных дей­ствий людей, и тогда можно говорить об организации как функции управления, либо состоять из естественных физических процессов, т. е. иметь самоорганизующее начало.

Организация как целое представляет собойсознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функци­онирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.

Каждая организация имеет свое предназначение – миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятель­ность. Если целью, объединившей людей, является бизнес, то их совместное «дело» можно назвать бизнес-организацией.

В краткосрочном плане бизнес-организации ставят перед собой одну-единственную цель – «зарабатывать деньги», а в долгосрочном плане на первое место выходит сохранение и развитие бизнеса, что позволит получать прибыль и в будущем.

Рассматривая организацию как систему, необходимо учитывать все ее подсистемы, их взаимодействие между собой и взаимоот­ношениях внешним окружением. В связи с этим объектом изу­чения являются факторы как внешней, так и внутренней среды.

2.3. Внутренняя среда организационной системы

Внутренняя среда каждой организации формируется под воз­действием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределя­ют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, ко­торые отражают состояние и главные черты внутренней среды.

Под структурой организации понимаются состав и соотноше­ние входящих в нее подсистем, выделяемых по критериям про­изводственных и управленческих процессов. В соответствии с этим в составе каждой организации имеются производственная (управ­ляемая) и управленческая подсистемы. В структуре управления не­редко создаются функциональные подсистемы, к которым отно­сятся маркетинг, управление нововведениями, управление произ­водством, управление персоналом и т.п.

Ресурсы как фактор внутренней среды также связаны с проте­кающими в организации процессами. Для их осуществления необ­ходимо иметь все виды ресурсовтрудовые, материальные, денеж­ные, информационныев количествах, обеспечивающих решение поставленных целей и задач.

Культура организации – это совокупность коллективно разде­ляемых ценностей, убеждений, традиций и норм, оказывающих влияние на поведение отдельных индивидов и групп людей, а сле­довательно, и на процессы, протекающие в организации.

Философия предприятия – это изложение принципов успе­ха в сжатой, максимально конкретной форме.

Миссия предприятия – это высшие ценности организации, включающие цели предприятия, принципы взаимоотношений работников предприятия, стиль руководства, взаимосвязи с заказ­чиками и общественными организациями. Миссия компании служит обоснованием ее стратегических целей.

Внутренняя среда организации зависит от внешней, представ­ляя собой органическую составляющую внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое пред­назначение, и предлагая ей результаты своих усилий по преобра­зованию ресурсов в продукцию и услуги.

Функциональные области внутренней среды предприятия приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Функциональные области внутренней среды предприятия

КАДРОВАЯ ФУНКЦИЯ Обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и пе­реподготовка). Выполнение всех управленче­ских действий, связанных с социальной сфе­рой: оплатой, благосостоянием и условиями найма
ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Денежные аспекты бизнеса, включая управле­ние средствами (расход, изменение денежных масс), бухгалтерский учет – сбор, обработка и анализ финансовых данных
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСУРСАМИ Осуществление и совершенствование системы материально-технического снабжения мате­риалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами

Продолжение табл. 2.1

ПРОИЗВОДСТВЕН­НАЯ ФУНКЦИЯ Обеспечение функционирования производст­венного процесса в зависимости от цели про­изводственной функции. Принятие решений в сфере технологий, организации, календарного планирования, создания запасов производства, а также контроля качества (все эти многочис­ленные задачи включены в оперативно-производственное управление)
ФУНКЦИЯ РАЗВИ­ТИЯ МАТЕРИАЛЬ­НО-ТЕХНИЧЕС­КОГО ОБЕСПЕЧЕ­НИЯ ПРОИЗВОД­СТВА Развитие инструментального хозяйства, ре­монтных служб и служб технологической ос­настки с целью обеспечения рациональных сроков физического и морального износа тех­нических систем
МАРКЕТИНГ Особый вид деятельности по прогнозирова­нию, осуществлению, выявлению и удовлетво­рению желаний потребителя. Выполнение этих функций для одного предприятия называют микромаркетингом, в целом для общества - макромаркетингом. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образователь­ные, возрастные и многие другие факторы. Они определяют необходимость создания про­дукта, проблему поиска информации о нем, оценку альтернатив, принятия решения о по­купке продукта и оценке качества при его экс­плуатации

Для описания состояния внутренней сре­ды предприятия используются показатели:

- качество и ассортиментное разнообразие строительных работ;

- научно-технический потенциал и технологический уровень выполняемых работ;

- уровень издержек производства;

- длительность производственного цикла строительных работ;

- уровень использования производственной мощности предпри­ятия;

- объем строительно-монтажных работ;

- расходы на НИОКР;

- систему маркетинга и сбыта готовой продукции;

- портфель заказов;

- уровень подготовки персонала предприятия и его квалифика­цию;

- систему экономических показателей предприятия (прибыль, рентабельность, величина активов предприятия, текущая задол­женность, качество системы финансового контроля и т.п.).

2.4. Внешняя среда организационной системы

Внешняя среда предприятия – это силы, внешние по отно­шению к предприятию, которые воздействуют на его результа­тивность. Она включает такие элементы, как потребители, кон­куренты, правительственные учреждения, поставщики, финан­совые организации, источники трудовых ресурсов, значимые и влияющие на операции внутренней структуры. Внешняя среда может классифицироваться по ее свойствам, воздействию на внутреннюю среду и функциональным областям проявления (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Функциональные области внешней среды

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА Рост населения, развитие культуры, образова­ния определяют характер растущего потенци­ального рынка; изменение потребностей в ко­личестве и качестве потребляемых благ (про­дуктов, жилья, комфорта), изменение стиля жизни приводят к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья, а все вместе – мотивация для изменения производства благ и услуг
ПРАВОВАЯ СРЕДА Все предприятия работают в юридических рам­ках, нормы права регулируют их поведение, на основе этих норм разрешаются споры, кон­фликты между ними и обществом в целом. По­этому совершенствуются законы, развиваются контрактное право, защита потребителя и т.п.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СРЕДА Государство в экономике может играть три различные роли: не вмешивается в процессы экономики (свободный рынок); радикально вмешивается в экономику (социализм и ком­мунизм); осуществляет прагматическое вмеша­тельство, т.е. согласование политических воз­зрений, индивидуальной инициативы, при­быльной мотивации, рыночных сил (регули­руемый рынок)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СРЕДА Внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут сказывать­ся на операциях в сфере международного биз­неса
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА Динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов в технологии. Силы конкуренции стимулируют процесс развития технологий
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА Процессы производства продукции и услуг всегда находятся в конкретной связи с эконо­мической средой: уровнем занятости, платеж­ным балансом, темпами экономического роста
РЕСУРСНАЯ СРЕДА Экономисты считают, что ресурсы, потребляе­мые человечеством, всегда ограничены. Этот принцип можно считать правильным, если речь идет о ресурсах. Если же используются высокие технологии и ресурсами являются квазичастицы и компоненты энергии, то мож­но утверждать, что ресурсы на земле неисчер­паемы. Проблемой производства является дру­гой аспект: научиться получать неограничен­ное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости параметров окружающей среды, которые предопределяют длительность нахож­дения человечества на Земле

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, ко­торые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. Фак­торы, образующие внешнее окружение организации, подразделя­ются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Влияние факторов внешней среды для развития организации повышается в связи с усложнением всей системы общественных связей и отношений и может прояв­ляться в виде:

- возможностей;

- угроз.

Следовательно, при разработке стратегического управ­ления установление динамики внешних факторов, уровня их нестабильности дает возможность описать ожидаемые перемены внешней среды. Она обычно описывается факторами или их агрегированными группами.

Группа факторов направленности: экономические; политические; международные; социальные; рыночные; конкурентные; технологические и т.п.

Группа факторов влияния: географический характер; общественно-политические; государственное влияние; товарные рынки.

Внешняя средаможет оцениваться по следующим параметрам:

1) аспекты и воздействия на текущую стратегию;

2) факторы угрозы текущей стратегии и контроль деятельно­сти конкурентов;

3) области максимальных возможностей;

4) перечень внешних опасностей и возможностей.

Обычно внешняя среда характеризуется:

- взаимосвязанностью факторов – уровнем влияния одного фактора на другие;

- сложностью – совокупностью факторов, которые оказы­вают значимое влияние на внутреннюю среду предприятия;

- подвижностью скоростью, с которой происходит ее изменение;

- неопределенностью – функцией полноты информации о состоянии среды;

- прямым действием на внутреннюю среду;

- косвенным действием на внутреннюю.

 

Особое внимание уделяется нестабильности внешней среды, так как любое ее изменение оказывает влияние на внутреннюю среду организации и требует изменения состояния, связанного с дополнительными издержками. Нестабильность внешней среды может характеризоваться привычностью (из­вестностью) событий, темпами их изменения и предсказуемо­стью будущего.

В российской экономике к числу факторов внешней среды, оказывающих суще­ственное влияние на развитие предприятия, следует отнести:

- высокий уровень монополизации, высокий уровень недобросовестной конкуренции и недостаточно эффективность антимонопольной деятельности;

- доминирование в экономике топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

- нестабильность экономического развития;

- нестабильную финансово-кредитную систему и системы налогообложения;

- неурегулированность отношений собственности;

- фрагментарность и противоречивость законодательства;

- значительную криминализацию и теневой оборот в экономи­ке, а также коррупцию в структурах власти;

- хронические неплатежи за поставленные товары и услуги;

- неразвитость инфраструктуры рынка и др.

Особое значение для предприятий имеет вступление РФ во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), так как это неминуемо приведет к ужесточению рыночной конкуренции и окажет негативное влияние на ряд отраслей российской экономики – машиностроение, агропромышленный комплекс и др.

Таким образом, изменение состояния внешней среды влияет на состояние внутренней среды предприятия, и наоборот, изме­нение внутренней среды может повлиять на динамику парамет­ров внешней среды.

2.5. Конъюнктура рынка. Конкуренция и конкурентообразующие факторы. Конкурентоспособность и устойчивость

Динамика внешней среды находит отражение в конъюнктуре рынка, соответственно, первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложе­ния на данную продукцию. Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятель­ность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рын­ка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Ре­зультаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных ре­шений по управлению производством и сбытом товаров.

Конкуренция – очень сложное и емкое понятие, характеризующее рынок. Основы теории конкуренции были впервые заложены А. Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.). Он впервые сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и умень­шающего цены (при избытке предложения и главный принцип конкуренции – прин­цип «невидимой руки», котораязаставляет предпринимателей действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством невостребованной рынку продукции. Он разработал теоретически очень тонкий и гибкий меха­низм конкуренции, который объективно уравновешивает от­раслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распреде­лению ресурсов между отраслями, а также определил основные условия эффективной конкуренции и разработал модель усиления и развития конкуренции.

В целях единого понимания категории «конкуренция» ученые-экономисты придер­живаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенче­ской, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкуренции борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкуренции анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупа­теля на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкуренции соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Р.А.Фатхутдиновым предлагается следующее определение: конкуренцияпроцесс управления субъ­ектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории)для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объ­ективных или субъективных потребностей в рамках законода­тельства либо в естественных условиях.

Формы конкуренции:

- предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удов­летворяющими одну и ту же потребность;

- функциональная – конкуренция между товарами (объектами) – заменителями.

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервисного обслуживания потребителей;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплутационных затрат у потреби­теля товара;

5) на основе использования динамичных факторов – факторов времени (продолжительность, сроки, скорость, ус­корение), синергичности, адаптивности, организованности и др.;

6) на основе использования нескольких или всех пяти пре­дыдущих методов конкуренции (интегральный метод конкуренции).

Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:

1) размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;

2) темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проник­новение на рынок;

3) мощности – излишние мощности приводят к паде­нию цен;

4) препятствия для входа или выхода из рынка;

5) цена;

6) уровень стандартизации товаров;

7) мобильные технологические модули;

8) требования к размерам необходимых капитальных вложений;

9) вертикальная интеграция;

10) экономия на масштабе;

11) быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции.

При разработке стратегии конкуренции строительной фир­мы необходимо учитывать конкурентообразующие факторы в условиях рыночных отношений. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, разделяют на внешние и внутренние.

К внешним факторам прежде всего относится маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупате­лей), т.е. проведение маркетинговых исследований.

К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация производства и экономические факторы.

 

Конкурентоспособность и устойчивость предпринимательских структур. Конкурентоспособность способность предприятия осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать прибыль, достаточную для развития производства. Элемент рыночного меха­низма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий и более выгодных условий при­ложения капитала

Основная задача менеджмента в современных условиях – способствование выполнению стратегических целей организации и создание конкурентных преимуществ. Концепция создание конкурентных преимуществ исходит из того [М. Портер], что их во многом определяется использованием таких стратегий, как:

- лидерство по издержкам (лидерство в ценовой конкуренции);

- широкой дифференциации (лидерство в ассортиментной конкуренции);

- оптимальных издержек (широкая дифференциация при сохранении приемлемого уровня затрат и качества продукции и услуг);

- фокусирования на низкие издержки или дифференциация (специализация на отдельных сегментах деятельности).

Указанные ключевые факторы могут быть успешно использованы любой организацией, а потому для выживания и развития они должны постоянно внедрять новые подходы и инновационные идеи на стратегических направлениях обеспечения качества, издержек, дифференциации и фокуса. Все это можно реализовать либо самостоятельно, либо осуществляя партнерские взаимоотношения с другими организациями, используя методы интегрированной логистики, т.е. становясь логистической инновационной системой.

Ключевой характеристикой предприятия, позволяющей ему достигать своих целей в условиях конкуренции, явля­ется конкурентоспособность. Конкурентоспособ­ность предприятия означает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, по­ставщиками, партнерами и конкурентами. Конкурентоспособность производства – оценка технико-экономических воз­можностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя. Конкурентоспособность проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде деятельно­сти предприятия. Взятая в долговременной перспективе с учетом макроэкономических, политических, социальных и экологических аспектов, конкурентоспособность предприя­тия обеспечивает ему устойчивое развитие.

Стратегическая устойчивость предприятия складывается в результате реализации его способности со­здавать, развивать и сохранять длительное время (порядка нескольких отраслевых периодов) конкурентные преиму­щества на выраженном рынке покупателя в условиях уско­ряющегося научно-технического прогресса на фоне нарас­тающего дефицита природных ресурсов и антропогенным воздействием на экологию. Установлено соотношение меж­ду отраслевой конкуренцией, конкурентоспособностью и стратегической устойчивостью промышленного предприя­тия: отношение между конкурентоспособностью предпри­ятия и конкуренцией есть отношение потенциала и его использования; стратегическая устойчивость есть результат реализации длительной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность промышленного предприятия есть его потенциальное качество, которое включает следующие компоненты: адаптивность, инновационность и организационную культуру, поддерживающую стратегию предприятия, включающую высокий уровень профессионализма персонала, особенно его менеджмента. Конкурентоспособность предприятия как потенциальное качество приносит ощутимые преимущества в процессе ре­ального управления, корректно учитывающего состояние и тенденции развития внешней и внутренней сред промыш­ленного предприятия и грамотно использующего их.

Т.о. конкурентоспособность предприятия как его потенциальное качество, включает:

1) способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также просле­живать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевремен­но, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динами­ку на будущее. Такая оценка возможна только на базе на­учной модели целевой потребительской группы, учиты­вающей ее экономические, социокультурные и психоло­гические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга;

2) способность организовывать производство, результа­ты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по соотношению цена-качество. Говоря о результатах, мы имеем в виду не только потребительские качества выпус­каемого товара, но и его маркетинговые качества (цену, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.);

3) способность проводить эффективную текущую мар­кетинговую политику, включая психологическое позиционирование товара у потребителя, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

4) способность изыскивать и создавать условия для сни­жения затрат на обеспечение факторами производства ‒ капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энерги­ей и т.п. на единицу продаваемой продукции;

5) способность к созданию и удержанию технологичес­кого превосходства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления приме­няемых технологий; это может относиться к производству, сбыту, управлению (принятию решений, оптимизации структуры компании и ее подразделений: управления, про­изводства, сбыта и т.д.);

6) способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и мар­кетинга на основе инноваций;

7) создание и развитие высокого кадрового потенциала как на исполнительском, так и управленческом уровнях.

Реализация перечисленных потенций на продолжитель­ном временном интервале создает предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыноч­ной стоимости, укрепления его торговых марок, наращи­вания дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов, укрепляет нематериальные активы предприятия.

Т.о. проблема достижения устойчивого раз­вития предприятия является междисциплинарной и стоит на стыке экономики, социологии и целого комплекса спе­циальных видов менеджмента (финансового, производст­венного, инновационного, инвестиционного, кадрового и др.). Поэтому эта проблема должна рассматривается с по­зиций подъема конкурентоспособности российских про­мышленных предприятий на стратегических временных горизонтах и увеличения их вклада в развитие националь­ной экономики.

2.6. Классификация понятия «продукция»

Продукция предприятия материальные ценности, про­изведенные предприятием, которые могут относиться к законченной или промежуточной продукции. Продукция характеризуется ассортиментом и номенклатурой:

- ассортимент (продуктовая линия) – группа продуктов, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо продажи одним и тем же группам потребителей, либо реализации через одинаковые типы магазинов, либо продажи в рамках одного и того же диапазона цен. Продуктовая линия называется короткой, если возможно увеличить прибыль путем расширения ассортимента продукции данной продуктовой линии, и длинной, если возможно повышение прибыли путем сужения ассортимента.

- номенклатура (продуктовый ассортимент) – совокупность всех продуктовых линий и отдельных продуктов организации, предлагаемая для продажи потребителям. Основными характеристиками продуктового ассортимента являются его ширина, длина, глубина и согласованность. Ширина определяется числом различных продуктовых линий, длина – общим числом продуктов в ассортименте организации, глубин а – числом вариантов каждого продукта определенной продуктовой линии, согласованность – степенью близости различных продуктовых линий с точки зрения конечного использования продуктов, производственных требований, каналов распределения и др.

Ассортимент продукции характеризует товары, работы и услуги не только по наименованиям, но и по маркам, размерам, назначе­нию, сортам, артикулам и т.д. (по основным потребительским свойствам), позволяющим потребителю очно или заочно выбрать и (или) заказать тот ассортимент, который ему нужен.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции ха­рактеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание же­леза в руде, содержание белка в продуктах питания);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и техно­логических решений (трудоемкость, энергоемкость);

- эстетичность изделий.

Показатели, характеризующие несколько свойств продукта труда, относят к комплексным. Разновидностями комплексных показателей качества являются групповые, интегральные и определяющие (обобщенны е) показатели.

Групповые комплексные показатели характеризуют опре­деленную группу свойств (например, показатели, относящиеся к на­дежности продукции).

Определяющий показатель характеризует такую совокупность свойств оцениваемого объекта, на основе которого принято решение оценивать качество. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведен­ной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стан­дартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Интегральные показатели характеризуют всю совокупность свойств продукта труда, или его качества. Этот по­казатель заслуживает особого внимания для потребителя и в упрощенном виде от­ражает соотношение полезного эффекта от эксплуатации и за­трат на приобретение и эксплуатацию продукции (количество эффекта/ед. затрат, в руб.), или в зависимости от физической сущности суммарного эффекта (объем затрат в руб./ед. эффекта).

Конкурентоспособность продукции – совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относи­тельной конкурентоспособности товара

Индекс конкурентоспособности – показатель рыночной экономики, отража­ющий динамику изменения потребительских свойств товара

2.7. Жизненный цикл изделия, его основные этапы и планирование

Процесс создания новой техники (ПСНТ). Жизненный цикл изделий как категория «новая техника» имеет устойчивую и широко распространенную структуру процесса, называемым процессом создания и освоения новой техники. Процесс создания нового изделия состоит из ряда повторяющихся операций и он цикличен. То есть процесс создания изделия более сложен чем процесс, называемый жизненным циклом товара. Это относится к любому продукту, будь это автомобиль, телевизор, компьютер, или это продукт деятельности парфюмеров, фармацевтов, программистов и любой другой отрасли.

Стадии процесса создания и освоения новой техники:

‒ фундаментальные исследования (ФИ), включающие теоретические исследования, поисковые исследования и экспериментальные исследования;

‒ прикладные исследования;

‒ опытно-конструкторские разработки (ОКР);

‒ строительное проектирование;

‒ строительные работы;

‒ освоение промышленного производства, включающее прежде всего конструкторскую (КПП) и технологическую (ТПП) подготовку производства;

‒ промышленное производство.

Каждая из стадии этого процесса в свою очередь включает множество различных действий и характеризуются различной продолжительности, затратами. Более подробно стадии изложены ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.