КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционный проект имеет три фазы инвестиционного цикла
Период от начала вложения до окупаемости называют сроком жизни, или жизненным циклом, проекта. Реализация проекта - есть его практическое осуществление, превращение проектного образа в конкретную экономическую деятельность. Наряду с указанными стадиями, инвестиционный проект разделяется на фазы в зависимости от характера, направления и использования инвестиций, а также от получения отдачи на вложенные средства. Первая фаза проекта – прединвестиционная – предполагает: - исследование возможностей; - подготовительные, предпроектные исследования; - оценка осуществимости (ТЭО). Вторая фаза– инвестиционная – превращение интенсивно выделяемых финансовых средств в реальные факторы производства (здания, сооружения, приобретение и монтаж оборудования и т.д.). Это самая затратная фаза, поглощающая основной объем инвестиций. Однако, начиная с некоторого момента времени, соответствующего продаже первой партии товара, приносящей прибыль, проект становится не только расходным, но и доходным. Третья фаза – эксплуатационная (постинвестиционная) – соответствует времени (t) и режиму производства, использования, эксплуатации объекта. Но и в этой фазе инвестиции нужны, но уже меньше. Однако доход превышает инвестиционные затраты, вследствие чего в некоторый момент t общая схема дохода становится равной стоимости капитала, вложенного в проект, что свидетельствует о достижении точки окупаемости проекта. Оценка эффективности инвестиционного проекта. Общая схема оценки эффективности инвестиционного проекта может быть представлена в следующем виде. На первом этапе производится оценка общественной эффективности проекта в целом.
Цель этого этапа – экономическая оценка проектных решений и подготовка материалов для поиска и привлечения инвесторов. Второй этап оценки эффективности (эффективность участия в проекте) осуществляется после выработки схемы финансирования проекта. На этом этапе уточняется состав участников и определяются финансовая реализуемость и эффективность участия в проекте каждого из участников, в том числе и государства, с точки зрения сопоставления расходов и доходов бюджетов всех уровней (бюджетная эффективность). Эффективность инвестиционного проекта оценивается при разработке инвестиционного предложения и декларации о намерениях, разработке «Обоснования инвестиций», разработке ТЭО (проекта), осуществлении проекта (экономический мониторинг). При оценке эффективности инвестиционных проектов используется система показателей, основными из которых являются: интегральный эффект, или чистый дисконтированный доход, чистый доход, внутренняя норма доходности; потребность в дополнительном финансировании; индекс доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости. Интегральный эффект (Эинт) представляет собой сумму дисконтированных за расчетный период разностей притоков (результатов) и оттоков (затрат и инвестиционных вложений) наличностей, приведенных к одному, обычно начальному, году: , где Rt – результат в t -й год; Зt – ежегодные затраты в t-й год; Kt – инвестиции в t -й год; Кt – коэффициент дисконтирования; Тр – расчетный период. Величина коэффициента дисконтирования (ήt) при постоянной норме дисконта (Е) определяется выражением: . При меняющейся во времени норме дисконта:
где Ек – норма дисконта в k- ыйгод. Интегральный эффект имеет также другие названия: чистый дисконтированный доход (ЧДД), чистая приведенная (или чистая современная) стоимость, Net Present Value (NPV), чистый произведенный эффект.
На предприятиях капитального строительства в качестве экономического результата (Rt) понимается выручка от реализации строительной или другой продукции, а также от оказания различного вида услуг. Затраты (3 t) при определении показателей эффективности инвестиций учитывают текущие затраты (без амортизации), налоги и другие не инвестиционные расходы. В отдельных случаях, когда разница во времени инвестиционных вложений, затрат и результатов незначительна, в качестве показателя эффективности может использоваться понятие чистого дохода. Чистый доход (Э) представляет собой сумму притоков и оттоков наличностей за расчетный период:
Другим показателем эффективности инвестиций может служить индекс доходности инвестиций (Эк), определяемый как отношение суммы дисконтированной разности результата и затрат к величине дисконтированных капитальных вложений. Если капитальные вложения осуществляются за многолетний период, то они также должны браться в виде дисконтированной суммы. В общем случае индекс доходности инвестиционных вложений определяется зависимостью: . Индекс доходности инвестиций идентичен показателям, имеющим следующие названия: индекс прибыльности, Profitability Index (PI). Индекс доходности инвестиционных вложений тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект инвестиций (Эи) положителен, то индекс доходности Эк > 1, и наоборот. При Эк > 1 инвестиционный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Эк < 1) проект неэффективен. Внутренняя норма доходности инвестиций (Е) представляет собой ту норму дисконта, при которой суммарная величина дисконтированной разности результата и затрат равна сумме дисконтированных капитальных вложений за тот же период. Внутреннюю норму доходности инвестиций находят путем решения уравнения: . Показатель внутренней нормы доходности имеет также другие названия: внутренняя норма прибыли, внутренняя норма возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR). Получаемую расчетную величину Е сравнивают с требуемой инвестором. Вопрос о принятии инвестиционного проекта может рассматриваться, если значение Е не меньше требуемой инвестором величины.
Срок окупаемости инвестиций (То) – временной период от начала реализации проекта (payback period), за который капитальные вложения покрываются суммарной разностью результатов и затрат: . 7.8. Лизинг как источник финансирования Один из сравнительно быстро мобилизуемых и выгодных в финансовом плане источниковреализации солидной инвестиционной программы финансовая аренда или лизинг. В современных условиях росту лизинговых операций способствуют общие тенденции экономического развития: - сокращение объема ликвидных средств из-за постоянно возникающих трудностей на денежных рынках; - обострение конкуренции, требующее оптимизации размера и направлений инвестиций; - уменьшение прибыли предприятий, ограничивающее их возможности выделения достаточных средств для расширения производства; - содействие развитию лизинговых операций со стороны правительственных органов и финансовых институтов в интересах стимулирования экономического роста и, в частности, роста инвестиций. Лизинг – это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. Он также включает компоненты внешнеторговой и инвестиционной деятельности. В России лизинговые отношения регулируются Законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ. Закон «О лизинге» трактует его как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательских целях. Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны: - лизингодатель (арендодатель);
- лизингополучатель (арендатор); - продавец (поставщик). Помимо них в лизинговой сделке обычно принимают участие: - банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования; - страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя. В качестве лизингодателя могут выступать; - банки, создающие в своих структурах лизинговые службы; - специализированные лизинговые компании; лизинговые компании, созданные предприятиями, выпускающими машины и оборудование; - лизинговые компании, организованные фирмами, занятыми поставками и обслуживанием техники. В общем виде операция лизинга может быть представлена схемой лизинговой сделки (рис. 7.1). Рис. 7.1. Общая схема лизинговой сделки Как видно из схемы, лизинговая сделка состоит из нескольких последовательных операций. Преимущества, которые дает лизинг участникам сделки: 1) снижает риск невозврата средств; 2) лизинг предполагает 100%-ое кредитование и не требует немедленного начала платежа; 3) условия договора лизинга по-своему более вариабельны, чем кредитные отношения; 4) договор лизинга часто содержит в себе условия о технической поддержке оборудования лизингодателем; 5) объект лизинга может и не числиться на балансе лизингополучателя; 6) возможность воспользоваться достаточно гибкими амортизационными и налоговыми льготами. 7) производитель имущества получает дополнительные возможности сбыта своей продукции. 8) особые взаимоотношения между лизингодателем и лизингополучателем при банкротстве последнего. В процессе осуществления лизинговой деятельности лизингодатель несет затраты, связанные с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, а также расходы, обусловленные необходимостью создания условий для нормального использования имущества, переданного в лизинг. Инвестиционные издержки лизингодателя включают: стоимость приобретения имущества, расходы на его транспортировку и установку, налог на имущество, стоимость таможенного оформления и оплату таможенных сборов, затраты на страхование от всех видов риска, расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами, стоимость регистрации предмета лизинга и расходы на передачу его лизингополучателю, затраты на создание резервов в целях капитального ремонта имущества, а также затраты на его содержание и обслуживание. Кроме того, лизингодатель может оказывать дополнительные услуги, стоимость которых включается в инвестиционные издержки. Помимо затрат в общую сумму лизингового договора входит вознаграждение лизингодателя, которое, в свою очередь, включает оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных на приобретение лизингового имущества. Вознаграждение лизингодателя является его доходом. Прибыль рассчитывается как разница между доходами лизингодателя и его расходами по основной деятельности. В целях обеспечения привлекательности лизинговой деятельности уровень прибыли должен быть не ниже размера банковского процента. В течение срока действия договора лизинга лизингополучатель регулярно вносит лизинговые платежи, которые относит у себя на себестоимость продукции, производимой с использованием лизингового имущества, или на расходы, связанные с основной деятельностью. В лизинговые платеж и включаются: - плата за основные услуги (процентное вознаграждение) лизингодателя; - амортизационные отчисления за период, охватываемый сроком договора; - инвестиционные затраты (издержки); - проценты по кредитам, использованным лизингодателем на приобретение имущества; - плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором; - налог на добавленную стоимость; - страховые взносы в случае страхования имущества лизингодателем; - налог на имущество, уплаченный лизингодателем. Виды лизинга. В зависимости от особенностей сделки, числа участников, степени окупаемости имущества, объема оказываемых услуг и т. д. лизинговые операции можно подразделить на виды. В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, или лизинг с полной окупаемостью. Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель (арендодатель) по поручению лизингополучателя (арендатора) приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет его лизингополучателю во временное владение и пользование за плату. Российское законодательство оговаривает, что срок финансового лизинга соизмерим со сроком полной амортизации оборудования или превышает его. Помимо финансового лизинга широкое распространение в мире получили такие его модификации как оперативный и возвратный лизинг. При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на определенный срок. Особенностью оперативного лизинга является то, что срок действия договора меньше, чем нормативный срок службы оборудования, т. е. это лизинг с неполной окупаемостью. Его еще называют сервисным лизингом, так как арендодатель, предоставляя имущество лизингополучателю, берет на себя обязанности по наладке, ремонту и обслуживанию оборудования. По окончании срока оперативного лизинга лизингодатель ищет новых клиентов для повторной сдачи имущества в аренду. При прямом лизинге собственник имущества (поставщик) самостоятельно, без посредников, сдает объект в аренду. Примером прямого лизинга может служить возвратный лизинг, при котором фирма – собственник имущества продает его финансовой компании (в качестве последней могут выступать банк, страховая компания или лизинговая компания). Одновременно заключается соглашение о долгосрочной аренде имущества на условиях лизинга, которое превращает бывшего собственника имущества в арендатора. Возвратный лизинг позволяет предприятиям в условиях финансовой напряженности привлекать дополнительные ликвидные средства и продолжать эксплуатировать проданное имущество на условиях аренды, а также регулировать активы баланса путем продажи имущества по рыночной цене, как правило, превышающей его балансовую стоимость. При косвенном лизинге передача имущества в аренду осуществляется через посредника. Примером может служить сублизинг, при котором лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга.
Тема 8. Доходы, расходы и прибыль организации. Налогообложение 8.1 Доходы и расходы предприятия: понятие, сущность и виды Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Ее величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением уставных вкладов участников (собственников имущества). Доходы организации делятся на: - доходы от обычных видов деятельности; - прочие доходы. В целях налогообложения доходы организации делятся на: - доходы от обычных видов деятельности; - внереализационные доходы. Основной удельный вес в общей сумме доходов предприятия занимают доходы от обычных видов деятельности - выручка от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).Под обычными видами деятельности понимается изготовление продукции, перепродажа товаров или оказание услуг, т. е. те виды деятельности, с целью осуществления которых создано предприятие Они являются предметом деятельности организации и указываются в ее уставе. Выручка как финансовый показатель характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированных на производство средств организации в денежную наличность и начало нового витка в обороте средств. Положение в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусматривает применение двух вариантов определения выручки: а) по поступлению средств за выполненные работы и услуги на расчетный счет или в кассу строительной организации - кассовый метод; б) по выполнению работ и подписанию предусмотренных в договорах подряда документов (актов, справок) - метод начислений. Важнейшим условием успешной деятельности предприятия является своевременное и регулярное поступление выручки. Поступление выручки позволяет своевременно осуществлять расчеты с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налоговым платежам, с кредитными организациями по возврату кредитов и уплате процентов по ним. К операционным доходам относятся поступления, связанные с операциями с имуществом организации, с участием в уставном капитале других организаций и совместной деятельностью, а также поступления от предоставления во временное пользование денежных средств.. Величина данных доходов зависит от активности предприятия на фондовом рынке, размера финансовых вложений в ценные бумаги других предприятий и доходности этих бумаг. Внереализационные доходы отражают состояние договорной дисциплины между предприятием и его контрагентами. К данным доходам относятся штрафы, пени, неустойки, признанные должником поступления в возмещение причиненных организации убытков, суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности. Кроме этого, к внереализационным доходам относятся активы, полученные безвозмездно, курсовая разница, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников (собственников имущества). Они классифицируются по видам аналогично доходам предприятия. Расходы предприятия от обычной деятельности (таблица)– это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и перепродажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Они принимаются к учету: - в сумме, равной оплате и/или кредиторской задолженности, связанной с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов, предназначенных для осуществления видов деятельности, являющихся предметом деятельности предприятия; - в сумме расходов, возникающих в процессе переработки материально-производственных запасов для целей производства продукции (работ, услуг) и ее продажи, формирующих себестоимость продукции и незавершенного производства. 8.2 Формирование и распределение прибыли В условиях экономики рыночного типа прибыль как часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения: - характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности; - является основой экономического развития организации; - наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Валовая прибыль (ПРвал) - разность между выручкой от продаж (ВР) и себестоимостью реализованной продукции (S) за тот же период: . Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности ПФХД - сумма прибыли от продаж и общего результата от финансовых операций (проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и т. п.): . Значение ПФХД используется для оценки эффективности основной и финансовой деятельности организации. Прибыль до налогообложения ПРНО - это сумма прибыли от финансово-хозяйственной деятельности (ПРФХД) и прибыли (расхода) от прочих внереализационных операций: , где ПРим – прибыль от реализации имущества, тыс. руб.; ПРПВ – прибыль от реализации продукции подсобных и вспомогательных производств, тыс. руб.; Свне – сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс. руб. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения, называется чистой прибылью, и ее в первую очередь направляют на инвестицию, на прирост основного и оборотного капитала, на покрытие убытков прошлых лет и отчислений в резервный капитал, а также на выплату дивидендов, доходов и расходов социального характера. Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования. На первом этапе в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами строительная организация, если это предусмотрено уставом организации, формирует резервный фонд, за счет которого покрываются убытки и другие непредвиденные затраты, выплачиваются дивиденды при недостатке прибыли, а при ликвидации организации погашается кредиторская задолженность. После отчисления чистой прибыли в резервный фонд строительная организация (собственников имущества или собрание акционеров) независимо от организационно-правовой формы формирует фонды потребления и накопления. 8.3. Взаимосвязь «ИЗДЕРЖКИ–ВЫРУЧКА–ПРИБЫЛЬ» или точка безубыточности В условиях рыночной экономики первостепенное значение имеет определение минимального объема производства при имеющейся структуре бизнеса - точки безубыточности. Суть задачи заключается в следующем. В общем случае фундаментальные взаимосвязи между выручкой, издержками и прибылью можно выразить уравнением: , где К – объем выручки в натуральном выражении; Ц – цена товара; Зуп – сумма условно-постоянных затрат; Зпер – переменные издержки в цене товара; П – прибыль от продаж (прибыль до уплаты процентов и налогов). Если прибыль П = 0, что соответствует экономическому смыслу точки безубыточности, то из общего уравнения, заменив К на критический объем выпуска К0, получим: . Это и есть объем продаж в натуральном выражении, соответствующий точке безубыточности. Тот же объем в денежном выражении определяется по формуле: , где Зпер/Ц– удельный вес переменных издержек в цене товара. Графическая интерпретация точки безубыточности представлена на рис. 8.1. 1 – кривая выручки от реализации; 2 – кривая общих издержек; 3 – кривая переменных издержек; 4 – кривая постоянных издержек; Ко – критический объем выручки Рис. 8.1.Графическая зависимость выручки от издержек Из этого графика вытекают важные выводы, ставшие экономическими постулатами: 1) фирма может зарабатывать прибыль (выручка за вычетом всех издержек), если объем продаж ее продукции на рынке будет превышать критический объем выручки Ко; 2) точку пересечения кривой общих издержек и кривой выручки от реализации принято называть точкой перегиба, мертвой точкой или точкой перелома (точка перелома 1 на графике), лишь перейдя которую наступает окупаемость всех издержек и фирма становится прибыльной. В сущности, это главное условие успешного функционирования любой фирмы; 3) точка пересечения кривой постоянных издержек и кривой маржинального дохода (выручка за вычетом только переменных издержек) также называется точкой перегиба, точкой перелома (точка перелома 2 на графике ), после прохождения которой условно - постоянные затраты окупаются (зона прибыли). Как и первая точка перелома, вторая также соответствует критическому объему выручки. В этой точке наступает равенство условно-постоянных затрат и маржинального дохода. В обоих случаях, если участок кривой выручки выше точки перелома, фирма получает прибыль, причем в обоих случаях одну и ту же. Все это является лишь подтверждением фундаментального вывода, что выручка – это производная издержек. Маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль – это дополнительная прибыль, полученная от роста объема выручки от продаж при неизменных условно-постоянных затратах. На протяжении ЖЦТ фирма может обходиться ограниченным объемом условно - постоянных затрат. Однако неизбежно наступает период, когда согласно закону убывающей полезности товара спрос на него начинает устойчиво снижаться и при той же цене выручка уже не обеспечивает получение маржинальной прибыли, покрывающей сложившийся объем условно-постоянных затрат. Из такой ситуации у фирмы есть всего два выхода: 1) форсировать выпуск нового товара с удовлетворительным спросом и рентабельностью, хотя это, как правило, требует роста условно-постоянных затрат (дополнительные затраты на конструкторское, технологическое, рекламное сопровождение нового товара); 2) осуществить сокращение административно-управленческого аппарата служащих, содержание которых составляет основную долю условно-постоянных затрат любой фирмы. Маржинальный анализ. В современной экономической науке приведенные суждения по анализу критических точек получили название маржинальный анализ. Он широко применяется на практике при прогнозировании величины каждого из показателей выручки, издержек и прибыли при заданном значении других. В современной экономической литературе этот метод встречается под названием анализа безубыточности или содействия доходу. С помощью маржинального анализа обосновываются следующие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности и ассортимента продукции, определение цены на новое изделие, обоснование замены оборудования и технологии, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др. Алгоритм маржинального анализа включает следующие шаги: 1) сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа; 2) определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции; 3) расчет величины исследуемых показателей; 4) сравнительный анализ уровня исследуемых показателей; 5) факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей; 6) прогнозирование их величины в изменяющейся внешней среде. Маржинальный анализ осуществляется при следующих допущениях: - переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации); - постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию; - тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; - эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям за анализируемый период; - соотношение между поступлением выручки и объемом реализованной продукции не меняется. Предполагается, что кривая затрат при наличии постоянных и переменных расходов может быть описана уравнением первой степени: , где К – сумма затрат на производство продукции; а – абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период; b – ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг); х – объем производства продукции (услуг). 8.4. Рентабельность деятельности организации Характеризуя прибыльность организаций, используют не только массу прибыли, но и относительные показатели, в том числе уровень рентабельности. Различают уровни рентабельности: сметный, плановый и фактический. Сметный уровень рентабельности рассчитывается как отношение сметной прибыли (плановых накоплений) к сметной стоимости объекта: , где Рсм – сметный уровень рентабельности; ПН – плановые накопления; Соб – сметная стоимость объекта. Плановый уровень рентабельности определяется по формуле: , где Рпл – плановый уровень рентабельности, %; Ппл – плановая прибыль; Цдог – договорная цена. По окончании строительства объекта и завершении расчетов с заказчиком определяется фактическая рентабельность: , где Рфакт – фактическая рентабельность; Пфакт – фактическая прибыль от сдачи объекта с учетом экономии и компенсации; Цфакт – фактическая стоимость строительства объекта. В практике работы строительных организаций наиболее часто используются показатели: - рентабельность всех активов организации; - рентабельность реализации (по валовой прибыли от реализации и по чистой прибыли; - рентабельность собственного капитала. На рентабельность строительной организации влияют многие факторы, как экстенсивные, так и интенсивные. Экстенсивные факторы связаны с ростом массы прибыли за счет увеличения объемов работ и влиянием инфляции на уровень цен. Интенсивные факторы определены, как правило, прогрессом применительно к отрасли строительной индустрии. 8.5. Сущность и классификация налогов. Налогообложение организации Налогообложение - это система налоговых отношений, включающая определение налогов, условия установления налогов и сборов, определение налогоплательщиков и плательщиков сборов, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налогового периода, порядка исчисления и уплаты налогов и др. Налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: - организации и физические лица - налогоплательщики и плательщики сборов; - организации и физические лица - налоговые агенты; - налоговые органы (Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ); - Федеральная таможенная служба и ее подразделения в РФ; - государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные организации и должностные лица; - финансовые органы (Минфин России, министерства финансов республик, финансовые органы административно-териториальных образований, иные уполномоченные органы); - органы государственных внебюджетных фондов. Права и обязанности участников (субъектов) налоговых отношений в части, касающейся налоговых аспектов их деятельности, определены налоговым законодательством РФ. Налогообложение фирмы осуществляется в соответствии с принципами и порядком, определенными налоговым законодательством РФ. В этом смысле система налогообложения выступает как фактор внешней среды функционирования фирмы, который через систему правовых норм задает совокупность ее финансовых обязательств перед государством и правила их выполнения. Основополагающим документом, регламентирующим функционирование налоговой систем ы в России, является Налоговый кодекс РФ. В этом документе излагается конкретный порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам, а также определяются принципы налогообложения по региональным и местным налогам и сборам. Налоговым кодексом РФ (ст. 1) определены четыре уровня налогового законодательства: - Налоговый кодекс РФ (высший уровень); - федеральные налоговые законы; - законы и иные налоговые нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Федерации; - нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления. В РФ установлены и взимаются (Таблица 12.1): - федеральные налоги и сборы; - налоги и сборы субъектов Федерации (региональные); - местные налоги и сборы. Налоги можно классифицировать также по объектам налогообложения, источникам и формам уплаты. По объектам налогообложения можно выделить следующие группы: - налоги на имущество (движимое и недвижимое); - ресурсные налоги; - налоги на доходы или прибыль; - налоги на виды деятельности; - налог на капитал; - налоги с выручки; - прочие налоги. Таблица 12.1 Совокупность налогов и сборов
По источникам налоговых платежей выделяют: 1) налоги, относимые на расходы организации; 2) налоги, уплачиваемые за счет финансового результата (прибыли) налогоплательщика; 3) налоги, включаемые в цену продукции (работ, услуг). По формам уплаты различают налоги прямые и косвенные. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговая ставка; - налоговый период; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога. Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются физически е и юридические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В качестве объектов налогообложения в налоговом законодательстве РФ выделены: - доходы (прибыль, дивиденды, проценты, доходы от долевого участия и т.д.); - имущество; - стоимость реализованных товаров (работ, услуг); - пользование природными ресурсами; - операции по реализации товаров (работ, услуг); - пересечение границы РФ (ввоз и вывоз товаров); - отдельные виды деятельности и т.д. В соответствии с налоговым законодательством каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения. Налоговая база может быть определена как денежная сумма (например, стоимость налогооблагаемого имущества) либо каквеличина в натуральном выражении (например, в единицах веса, объема, штуках и т.п.). Налогооблагаемая база определяется, как правило, путем корректировки показателя, соответствующего объекту налогообложения (например, на величину различных видов налоговых льгот). Налоговые льготы - это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов утверждаются законодательным органом Государственной Думой, ставки таможенных платежей и сборов исполнительным органом (Правительством РФ). Под налоговым периодом понимается период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. По каждому налогу устанавливается налоговый период. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В этом случае организация вносит авансовые платежи в пределах отчетного срока по налогам по результатам расчета налогооблагаемой базы за налоговый период. Сумма налогов определяется плательщиком самостоятельно, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Порядок уплаты налогов и ответственность за налоговые правонарушения. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и федеральными налоговыми законами, региональных и местных налогов соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Уплата налога может проводиться в наличной или безналичной форме в установленные сроки. Порядок уплаты налога может предусматривать внесение авансовых платежей в течение отчетного или налогового периода. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов предполагает, что определены: 1) условия возникновения и прекращения обязательства по уплате налогов; 2) порядок и условия исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога; 3) действия налоговых органов при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей налогоплательщиком; 4) порядок взыскания налоговыми органами налогов и сборов, а также пеней при невыполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. Обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов считается выполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налогов и сборов при наличии достаточной суммы денежных средств на счете налогоплательщика. При уплате наличными налог считается уплаченным с момента внесения денег в банк, кассу органа местного самоуправления либо организации связи. Налоговым правонарушением является противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. При нарушении налогового законодательства налогоплателыцик может нести административную, уголовную и экономическую ответственность (в виде уплаты финансовых санкций).
Тема 9. Организация строительного производства 9.1. Строительное производство: сущность и его организация Строительное производство – взаимосвязанный комплекс строительных и монтажных работ и процессов, обеспечивающий расширенное воспроизводство путем создания и обновления основных собственных фондов. Оно охватывает процессы, связанные с возведением новых зданий и сооружений, а также расширением, реконструкцией, техническим перевооружением и ремонтом действующих предприятий, зданий и сооружений. Любой процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных операций и требует его организации, планирования и управления.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |