Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Основные понятия и категории педагогической этики




Будучи одной из форм общественного сознания, нравственность выступает и как аспект деятельности человека, в которой объективируются моральные цели, ориентации, нормы, поступки, действия.

В этической литературе в нравственности различают: Нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание. В нравственной деятельности проявляется диалектическое единство объективного и субъективного, т.е. происходит реализация субъективно – объективных отношений. Нравственные отношения - это особые, объективные и субъективные отношения, потому что отражают интересы, побуждения, представления как самой личности, так и окружающих её людей. Нравственные отношения характеризуются системой моральных ценностей. Другой характерной особенностью их выступает нравственная позиция личности или социальной группы в моральном выборе.

Нравственная позиция личности, с одной стороны, есть объективный фактор, в котором сочетаются интересы общественные и индивидуальные, с другой – субъективный фактор моральной регуляции, выражающий моральную ориентацию, нравственную активность и ответственность за выбор моральной позиции. Система же нравственных отношений, существующая в обществе, обусловливает характер нравственного сознания. Обратимся к своеобразию функционирования нравственного сознания.

Наумчик

План. 1. Педагогическая справедливость.

2.Профессиональный педагогический долг и ответственность.

3.Профессиональная честь педагога.

4. Профессиональная совесть педагога.

5.Педагогический такт.

6. Достоинство и авторитет

 

2.1. Педагогическая этика является важным основанием педагогической культуры учителя, так как педагогическаяэтика на основе общечеловеческих норм определяет те нравственные позиции, которыми должен руководствоваться педагог в процессе своей профессиональной деятельности, а также рассматривает сущность основных ее категорий, моральных ценностей.

Моральные ценности – это представления о добре и зле, справедливости и чести и т.д., которые выступает своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе. Однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые позволяют выделить педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел науки о морали. К ним, прежде всего, относятся такие понятия и категории как педагогическая справедливость, профессиональный педагогический долг и ответственность, профессиональная честь, совесть, достоинство и др.

Категории педагогической этики – это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие научный аппарат педагогической этики. Их изучение имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Значительное место в профессии учителя занимают такие нравственные качества, как добросовестное отношение к труду, самокритичность, доброта и справедливость, честность и принципиальность, тактичность и добросовестность, скромность и коллективизм, любовь к детям и профессиональная гордость. Так как во многом эффективность усвоения учащимися нравственных понятий и результаты педагогического труда зависит от того, из чьих уст они исходят. Наблюдая ежедневный труд педагога, его творческое отношение к своему делу, они начинают осознавать связь между отношением человека к труду и его авторитетом. Кроме того, пример учителя заражает их, так как учащиеся, видя перед собой образец, стараются ему подражать. Следовательно, трудолюбие учителя — одно из условий формирования такого же качества у подрастающего поколения.

Педагогическая справедливость -понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. В отличие от более абстрактных понятий добра и зла, с помощью которых дается моральная оценка определённым явлениям в целом, понятие «педагогическая справедливость» характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения блага и зла между людьми. В частности, понятие «справедливость» включает соотношение между достоинством всех участников педагогического процесса (прежде всего, в системе «учитель- ученик») с их правами и обязанностями. Справедливость в педагогической морали представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их учебную деятельность и т.д. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой – как оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам. «Чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный маар каждого ребенка» В.А. Сухомлинский.

Таким образом, следует обобщить, что педагогическая справедливость – этонеобходимоекачество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, личное отношение педагога на оценку их успехов и принятие педагогического решения. Справедливость учителя важна как при оценке знаний, так и поступков учащихся. Оценку, не учитывающую мотивов совершенного поступка, дети воспринимают как несправедливую.

Педагогическая ситуация. … Учитель физики заметил, что девятиклассник Сережа М. на уроке во время объяснения нового материала усиленно борется с дремотой. Он дважды сделал ему замечание: в начале шутливо, а затем с раздражением предложил ученику идти домой досыпать. Сергей, всегда молчаливый и замкнутый, на этот раз с вызовом сказал:

- Я Вам не мешаю, чего же Вы от меня хотите?

В результате - двойка и просьба к родителям принять меры… Учитель не знал, что прошедшую ночь Сережа провел без сна, пытаясь успокоить разбушевавшегося пьяного отца, который выгнал мать и младших детей на улицу. Мать ушла с малышами к соседям, а Сережа удерживал отца, который порывался найти мать и расправиться с нею.

Учитель, может быть, не желая того, нанес новую душевную рану юноше и, не задумываясь, отдал его на расправу отцу. В итоге – конфликт, который привел к тому, что ушел из школы.

1. Почему произошёл срыв в поведении юноши?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.