Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и моральные нормы общения учителя с детьми




Вопросы для самопроверки.

1. Практическая педагогическая этика как прикладной раздел педагогической этики направлена на реализацию практических функций. Назовите, в чем эти функции заключаются, а также приведите примеры реализации каждой из них.

2. Чем была вызвана необходимость разработки практической педагогической этики? Сделайте сравнительный анализ понятий «педагогической этики» и «практической педагогической этики», в чём их сходство и различия?

3. Охарактеризуйте предмет исследования практической педагогической этики.

4. Назовите основные понятия и категории педагогической этики и дайте им определения

5. Назовите основные понятия практической педагогической этики и дайте им определения.

6. Раскройте основные методы исследования, используемые в практической педагогической этики

Тема 5. Педагогическая мораль и её проявление в общении учителя, психолога с учащимися.

План:

1.Сущность и моральные нормы общения учителя с детьми.

2. Функции, принципы педагогического общения.

3.Стиль общения специалиста с детьми.

 

Литература: 1, 3, 4, 9, 15, 16, 17, 28, 29, 31, 34, 35, 45, 47, 48, 49, 52, 54, 57, 71, 75, 84, 98, 90, 99, 103.

С начала человеческого общения слову как носителю универсальной информации и исполнителю созданных мыслеформ придавалось колоссальное значение. Слово, вербальное общение (с позиций современных наук о человеке и естествознания) играют определяющую роль в жизни людей, опосредованно — животных и биологического мира.

Например, такие слова, как “рабство” или “свобода”, “война” или “мир”, приказ обещание врача безнадежно больному о полном выздоровлении, отвержение человека или признание ему в любви, отрицание его возможностей и успехов или вера в них, произнесение особых текстов, мантр, молитв и т.д. существенным образом определяют и изменяют состояние объективно существующей реальности. Некоторые ученые высказывают мысль о том, что ДНК воспринимает проклятия и идет ее разрушение, а молитва, наоборот, пробуждает резервные силы организма.

У адыгов есть такие пословицы: «Доброе слово окрыляет, плохое - убивает», «Слово лечит, слово калечит», «Рана от сабли заживает, от языка – нет». [16]

Конечно, нельзя звуковую форму слова абстрагировать от содержания мысли, заключенной в нее. Слово, речь является средством общения и формой существования мысли, сознания. Слово “всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления”.

В отечественной истории доперестроечного периода в изучении проблемы общения выделяются три периода ее разработки:

I. Исследования В.М. Бехтерова. Он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психологического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерова еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психологические процессы и функции.

2. До 70-х годов в разработке проблемы общения преобладает теоретико-философский подход. Понятие “общение” использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека, социализация личности.

3. В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Проблему общения как категорию психологии изучали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.

На методологическом уровне общение рассматривалось как:

1) вид деятельности (М.С. Каган); как “деятельность общения”, “коммуникативная деятельность” и т.д. (А.А. Леонтьев);

2) многоплановое, многогранное проявление действий человека к миру с наличием контактов обмена информации.

Идея развития человека в деятельности не нова. Общение, совершенствующееся в деятельности, характеризуется целями, содержанием, средствами, осознанностью, новизной форм и т.д. Но общение свойственно и высшим животным (в отличие от человека, не участвующим в созидательных видах деятельности). Потому вполне обоснованно утверждать, что оно отличается своими целями, содержанием и средствами.

По Р.С. Немову содержание общения — “это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому”.

Исследования академика В. Казначеева в институте клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске доказывают существование информационного общения и на уровне простейших микроорганизмов. Эволюция живой материи углубила и усложнила процесс информационного общения и довела его до высокого уровня совершенства через разнообразие средств и видов общения.

В научных источниках есть ряд определений феномена общения:

- Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение. (B.C. Мухина).

- Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. (Е.И. Рогов).

- Общение — важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром. (Б.Т. Лихачев).

- Общение — взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп. (К.К. Платонов).

Из названных определений общение понимается как взаимодействие людей с целью обмена информацией; как взаимодействие, порождаемое потребностями совместной деятельности; как средство достижения взаимопонимания между людьми. Фактически определения отражают коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, составляющие процесс общения.

Общение — это природный феномен биологического мира, это способность живой материи обмениваться жизненно необходимой информацией, взаимодействовать и взаимовоспринимать друг друга. На высшем уровне биологического развития, на уровне человека этот процесс обеспечивает неограниченные возможности получения и передачи информации, познания своей сущности и окружающего мироздания. Это процесс взаимодействия с другими людьми, окружающей средой и космосом с целью существования и совершенствования.

Нормы и правила общения есть, по сути, конкретизация тех или иных норм морали. Нормы и правила общения меняются значительно более динамично, чем моральные нормы и ценности, но основные моральные принципы общения также остаются, можно сказать, стабильными. Так, например, Я. Камычек экстраполируя «золотое правило нравственности» на общение, отмечает, что «В любой жизненной ситуации ведите себя так, как вам хотелось, чтобы другие вели себя по отношению к вам» (С. 4).

Однако, в общении реальное следование этой императивной норме не всегда возможно, так как ее применение предполагает совпадение желаний, вкусов, представлений, принципов партнеров по общению. В эмпирическом же общении, как правило, наоборот, сталкиваются совершенно противоположные представления об уважении, о толерантности, о достоинстве, что ведет, например, к тому, что один считает, что уважать его - это значит постоянно звонить ему по телефону, а другой считает, что такое выражение уважения ущемляет его привычки, желания, возможности и совершенно не отражает степень уважения «другого». Но на уровне этикетного (стереотипного) общения с такой формой «золотого правила общения» можно было бы согласиться, ведь каждый человек ожидает, что по отношению к нему будут придерживаться правил приличия, правил этикета.

По существу все нормы и правила общения можно условно разделить на этикетные (стереотипные) и не этикетные (нестереотипные, или творческие). Нравственные проблемы «техники общения» наиболее наглядно и емко можно проследить на анализе этикетного общения. Мера этикетности общения зависит и от объективных, и от субъективных условий. Сфера этикета шире сферы общения, этикет связан не только с общением (этикет связан и с отношением к животным, природе, духам и т.п.), также как и общение не ограничивается полностью сферой этикета (считается, что этикет определяет, прежде всего, формальную сторону общения). Однако роль этикета, на наш взгляд, не ограничивается лишь формальными требованиями правильного приветствия и представления: нормы речевого этикета непосредственно связаны с нравственным содержанием общения (по этикету нельзя, к примеру, делать унижающие человеческое достоинство замечания, заводить разговор на празднике о работе, распространять сплетни и чужие тайны и т.д.)

Монологи: Ученик: "А в школе у нас злая учил­ка!"
Учительница (обращаясь к ученикам): "Идиоты, поганцы, болваны! Кто вам разрешил придти в школу не в форме?"


Студенты - будущие учителя при­шли с практики в школе: "Учитель опустился до того, чтобы орать на нас!"


Почему учитель кричит на ребенка? Почему то же самое де­лают родители? Допустим, родители объясняют это жизненными стрессами: "Нервы не выдерживают". И нет педагогической подго­товки. Но учитель? Он не имеет права на столь же житейское объ­яснение. Он профессионал. И знает, что педагогическая деятель­ность имеет двусторонний характер. Работа воспитателя всегда на­правлена на ребенка. Исходной установкой является желание взрослого видеть его хорошим и ответное стремление ребенка стать таким. При совпадении этих позиций воспитательный процесс дает положительные результаты.

Однако учителю трудно всегда быть добрым, внимательным, чутким. Эти качества не являются врожденными. Они должны быть приобретены. Но когда и где? И разве учителя этому не учат? Представьте себе - нет. Современные педагогические пособия не пе­реводят априорные понятия "чуткость", "внимательность", "сочув­ствие" и др. в практику подготовки воспитателя. Тому несколько причин. Но важнейшей из них является незнание учителем детско­го мира. Не возрастных и психологических особенностей. Это важ­ные, но абстрактно-безликие данные. В современных педагоги­ческих пособиях нет раздела, посвященного миру ребенка. Какие они бывают, современные дети? Чего боятся и что любят? Почему обма­нывают и дерутся? Почему убегают из дома и ябедничают? А, как быть с непослушными? Неужели хвататься за Дедовский ремень? А что делать, если ребенок проявляет неприятные для нас качества, например, скупость или наоборот, щедрость, либо вдруг влюбляется в возрасте 12 лет? А детская дружба и сомнительные компании? Поощрять или запрещать? Но как? Ведь не хотят слушать! И рас­строенные родители приходят за советом к учителю. Но учитель в таких случаях не помощник. Нет у него таких знаний. Реально на­чинающий учитель впервые сталкивается с детьми, лишь придя в школу. Часто это оказывается потрясением и для него, и для детей. Так, уже не помня и не зная мира детства, учитель теряет и профессиональные знания. Например, зная о недопустимости грубо-авторитарных форм общения, тем не менее, позволяет себе их ис­пользовать.

Но если профессионал-учитель часто оказывается беспомощ­ным перед лицом детского мира, то и почти каждый родитель попа­дает в сложные ситуации общения с собственными детьми.

Лишь большое терпение и любовь, знание мира ребенка, принципов диа­логового общения поможет избежать конфликта.

Профессионализм современного педагога, психологическое богатство его личности (как индивидуальности) реализует преимущественно в общении с детьми. В общении достигается разностороннее воспитание и развитие растущего человека; профессиональное общение — это не игра слов, а сплав духовных сил, интеллекта, воли, чувств и эмоций, способностей, темперамента, особенностей характера, направленности и других характеристик личности педагога, направленной на достижение целей воспитания, обучения, развития.

Общение - это не механизм, работающий в жестко обозначенных режимах. Это вечно живой, совершенствующийся творческий процесс.

В связи с этим технологию педагогического общения можно рассматривать как гибкую технологию, имеющую неограниченные возможности самокоррекции и самонастраивания для любого рождающегося (еще в мыслях) или осуществляемого акта общения. По механизмам функционирования технологии общения не сравнимы с технологиями других сфер человеческой деятельности, работающих по жесткому алгоритму. Мастерство и искусство общения вытекает из личных и профессиональных характеристик педагога. Только постоянная работа над собой обеспечит ему мастерство и искусство в общении с детьми.

 

Суммируя вышесказанное можно выделить моральные нормы общения учителя с детьми, просматривающиеся в деятельности всех крупнейших педагогов прошлого и настоящего:

1.Уважение чувства собственного достоинства каждого из воспитанников.

2.Любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам.

3.Справедливость в оценке знаний и поступков.

4.Чуткость и забота о «завтрашней радости» детской жизни.

5.Помощь детям в трудностях.

6. Решение конфликтных ситуаций путем компромисса, а не авторитарно-административного давления.

7. Оберегание детского самолюбия и защита слабых (застенчивых, тихих, нестандартных) детей.

8.Отсутствия деления учеников на «любимых» и «нелюбимых».

9.Опора на положительные качества ребенка.

10. Использование корректных форм требований и проявлений своих чувств в отношении учеников.

11.Недопустимость физических и моральных наказаний детей.

Профессиональное общение — это сплав духовных сил, интеллекта, воли, чувств и эмоций, способностей, темперамента, направленный на достижение целей воспитания, обучения и развития. Это вечно живой, совершенствующийся творческий процесс.

В связи с этим технологию педагогического общения можно рассматривать как гибкую технологию, имеющую неограниченные возможности самокоррекции и самонастраивания для любого рождающегося (еще в мыслях) или осуществляемого акта общения. Только постоянная работа над собой обеспечит ему мастерство и искусство в общении с детьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.