Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы, закономерности и условия развития




Возраст.

Предполагается, что в каждом возрастном периоде человек имеет уникальное, характерное только для этого времени соединение психических и поведенческих особенностей, которые за пределами этого периода больше не повторяются.

Существуют разные виды возрастов:

- паспортный возраст (возраст, который соответствует количеству лет, прожитых человеком от рождения);

- биологический возраст (сохранность здоровья человека);

- психологический возраст (уровень психического развития, соответствующий возрастной норме);

- социальный возраст (связан с датами, которые закреплены в социуме, т.е. количество лет исчисляется по принятой в социуме системе исчисления);

- субъективный возраст (собственное ощущение человека о своём возрасте).

Все виды возрастов могут не совпадать друг с другом.

2. Возрастные изменения.

- эволюционные (связаны с относительно медленными количественными и качественными преобразованиями).

Например: развитие мышления от наглядно-действенного до словесно-логического.

- революционные (происходят быстро и за короткий срок, более глубокие и чаще всего приурочены к кризисам развития и возникают на границе возрастных периодов).

Например: в период кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребёнка от взрослого.

- ситуационные (те изменения, которые происходят под влиянием социальной среды, они неустойчивы, обратимы и предполагают, их закрепление).

Например: если ребёнок не здоровался с взрослыми людьми, а тот социум, в котором он находится, требует от него этого, то ребёнок меняет свою позицию.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые нарастают, доходят до кульминационного момента и разрешаются. В результате совершается переход к новому качеству.

  1. Задачи возрастной психологии.

1. Выстроить картины возрастного развития от рождения до смерти. Т.к. есть исследования по отдельным периодам, и нет общей картины возрастного развития.

2. Разработать нормативы возрастного развития современного ребёнка и человека (мир постоянно развивается, и поэтому нормативы развития человека тоже изменяются, т.е. то, что было свойственно, дошкольнику 20 лет назад, сегодня это уже не свойственно или свойственно, но в меньшей степени).

3. Исправить неравномерность изучения различных возрастов (лучше изучены ранние возрасты, хуже изучена психология взрослого человека и старости).

4. Исправить фрагментарность в изучении каждого возраста (в каждом возрасте есть наиболее изученные моменты, а есть и те, которые изучены в меньшей степени).

5. Недостаточно изучены переходные периоды и критические точки развития.

6. Более широкое использование сведений возрастной психологии при решении задач обучения и воспитания.

7. Раскрытие механизмов, закономерностей и движущих сил психического развития человека.

8. Определение механизмов перехода от одной возрастной стадии к другой, а также условий, благодаря которым этот переход осуществляется успешно и безболезненно для личности.

9. Определение психологических признаков каждого возраста, включая содержательную разностороннюю психологическую характеристику, установленную возрастными нормами.

10. Определение психологических преобразований, происходящих при переходе ребёнка из одной возрастной группы в другую.

11. Определение механизмов и закономерностей приобретения ребёнком социокультурного опыта, их изменений от возраста к возрасту.

12. Раскрыть характер взаимоотношений между ребёнком и взрослыми на каждом возрастном этапе.

13. Изучение психологических основ деятельности и общения человека на разных возрастных этапах.

14. Определение психологических основ диагностики уровня интеллектуального развития и личностного развития людей разного возраста.

15. Меньше использовать метод поперечных срезов, больше использовать лонгитюдный метод.

16. Больше использовать формирующий эксперимент в изучении индивидуальных особенностей человека, меньше использовать констатирующий эксперимент.

  1. Проблемы возрастной психологии.

Под проблемой понимается трудно разрешимый вопрос, на который невозможно в настоящее время получить однозначный ответ.

В возрастной психологии выделяются следующие проблемы:

1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Что больше определяет психическое развитие человека: анатомо-физиологическое состояние или влияние внешней социальной среды?

С одной стороны это развитие, безусловно, зависит от организма, т.к. анатомо-физиологическое устройство организма делает человека обладателем сознания, позволяет иметь речь и высокоорганизованный интеллект. Пока достаточно не развит мозг ребёнка, у него невозможно сформировать вербальную речь и многие другие способности, связанные с ней.

С другой стороны, психическое и поведенческое развитие организма зависит и от среды, причём, как отмечают многие учёные, в большей степени, чем от организма.

Суть проблемы заключается в том, в какой степени психическое развитие ребёнка на том или ином этапе его развития зависит от организма или среды.

2. Проблема, которая касается влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие психики ребёнка.

Как мы влияем на развитие ребёнка: целенаправленно или спонтанно, не задумываясь?

Стихийное обучение и воспитание. Оно осуществляется без сознательно поставленных целей, определённого содержания и продуманных методов под влиянием пребывания человека в обществе людей и случайным образом складывающихся отношений с ними, не преследующих образовательные цели.

Организованное обучение и воспитание. Оно осуществляется целенаправленно. Это специализация частной и государственной системы образования, начиная от семьи и заканчивая ВУЗом. Здесь более или менее чётко определены и последовательно реализуются цели развития. Под них составляются программы и подбираются методы обучения и воспитания детей.

Одна из разновидностей этой проблемы: это влияние семьи и школы, школы и общества на развитие детей.

3. Проблема соотношения задатков и способностей.

Её можно представить в виде ряда частных вопросов, каждый из которых является проблематичным:

- Что такое задатки, от которых зависит развитие способностей ребёнка?

- Входят ли в них генотипически обусловленные особенности организма или в их число следует включать некоторые приобретённые свойства человека?

- От чего в большей степени зависит развитие способностей ребёнка: от имеющихся задатков или правильного организованного обучения и воспитания?

- Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребёнка, если он с рождения, не имел выраженных задатков?

4. Проблема влияния на развитие человека эволюционных, революционных и ситуационных изменений.

Что же больше влияет на развитие – медленные, необратимые эволюционные изменения, быстрые и глубокие, но сравнительно редкие – революционные преобразования или непрерывно действующие, но изменчивые ситуационные изменения?

5. Проблема соотношения интеллекта и личности в общем психическом развитии.

Что его в большей степени определяет: возрастные изменения личности ребёнка или его интеллектуальный рост?

Может ли сам по себе рост уровня интеллектуального развития вести к изменению личности ребёнка и наоборот, способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие?

Как обе стороны развития – интеллектуальное и личностное определяет его в целом?

6. Проблема периодизации детского развития.

 

  1. Возрастная психология, её место в системе наук.

Психическое развитие ребёнка происходит в конкретных исторических условиях. Возрастная психология тесно связана с различными науками:

- с философией (методологическая основа всех наук);

- с общей психологией (описывает факты, закономерности и механизмы психики)

- психические явления выступают как мерка, с которой сопоставляются проявления ребёнка;

- даёт понимание того, в каком направлении развивается психика ребёнка;

- используется для раскрытия законов психических процессов и свойств личности;

- с педагогикой (закономерности воспитания и обучения человека)

-даёт психологический портрет ребёнка определённого возраста, используемый педагогикой для определения сроков, содержания и программ обучения;

- новые идеи и проблемы;

- проверка правильности выводов возрастной психологии;

- с анатомией, физиологией, гигиеной

- созревание коры больших полушарий головного мозга;

- развитие нервной системы и органов чувств;

-биологические особенности возраста.

- с клинической психологией

- источник информации о нарушениях в развитии;

- возможность выявить роль наследственности, среды, общения и деятельности в психическом развитии;

- возможность разработать стратегию и тактику коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения;

- со специальной психологией

- диагностика и коррекция детей с отклонениями от возрастной нормы и учёте общих закономерностей развития;

- с психологией труда

- проблемы профессионального самоопределения, обучения и переподготовки должны решаться с учётом возрастно-психологических особенностей человека;

- с социальной психологией

- при анализе развития нужно знать и учитывать закономерности взаимодействия в группе;

- лидерство, особенности коммуникации, социального познания, способы власти и управления, разрешения конфликтов определяются возрастно-психологическими особенностями человека;

- содержание рекламы, способы воздействия на аудиторию тоже зависят от возрастных особенностей.

 

  1. Принципы возрастной психологии.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.