Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретационные методы




Методы обработки данных.

Эмпирические методы.

Организационные методы.

1). Сравнительный (поперечных срезов) предполагает сопоставление различных групп испытуемых.

«+» - можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов.

«-» - данные усредняются без учёта индивидуальных особенностей,

- не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы.

2). Лонгитюдный (длительный, много методик). Систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

Основное достоинство лонгитюда – выявление кризисов и целостной картины развития.

Недостатком метода лонгитюда является:

- дороговизна и трудоёмкость;

- опасность утраты репрезентативности выборки в силу того, что часть испытуемых по различным причинам выбывают из участия в исследовании;

- эффект научения испытуемых вследствие неоднократного повторения одних и тех же методик «зашумляет» эффекты собственного развития;

- смешение возрастных и когортных различий.

- выборочное (какой-либо психический процесс)

- комплексное (психологическое развитие ребёнка в целом).

«+» - устанавливаются качественные особенности развития психических процессов личности ребёнка и выявляются их причины.

«-» - опасно распространять данные исследования на всех детей. Может быть преувеличена роль индивидуальных различий.

3). Комплексный (участие представителей разных наук). Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.

1). Наблюдение и самонаблюдение.

2). Экспериментальные методы.

3). Психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).

4). Анализ процессов и продуктов деятельности.

5). Биографические методы.

1) Количественный (статистика).

2). Качественный (дифференциация материала по группам, вариантами Описание случаев).

1). Генетический метод. Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. «Вертикальные» связи между уровнями развития.

2).Структурный метод. «Горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками.

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

Из общей психологии в возрастную психологию пришли все методы, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности ребёнка. Они в большинстве своём адаптированы к возрасту ребёнка. Из них извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов детей и о преобразованиях этих процессов, происходящих при переходе ребёнка из одной возрастной группы в другую.

Существует ряд требований к проведению исследования в области психологии: объективность; надёжность; валидность, т.е. полученные данные должны адекватно отражать исследуемые психический процесс или явление; воспроизводимость; репрезентативность выборки и др.

Ведущими методами в возрастной психологии, взаимодополняющими друг друга, являются наблюдение и эксперимент.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX – начале XX в.) использовали, прежде всего, метод наблюдения. Исследователи (среди которых были биологи и психологи Т.Тидеман, И.Тэн, Ч. Дарвин, В.Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях.

В России в 1879г. журнал «Семья и школа» обратился к родителям и воспитателям с предложением сообщать свои личные наблюдения за жизнью детей ранних возрастов и тем содействовать построению психологии ребёнка. В ответ на это в журнал были представлены материалы (наблюдения за 10 детьми преимущественно в возрасте от первого дня рождения до 5-6 лет), позволившие определить некоторые особенности детского развития, сопоставить их с данными, полученными зарубежными учёными.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н.Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребёнка. С его точки зрения, подобные записи полезны, во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно, наблюдать своего ребёнка правильно объяснить его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейшего развития научной возрастной психологии.

Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имеющих специальной подготовки, - отсутствие предварительно составленной программы, неопределённость задач, несистематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с различными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.