Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расширение сфер деятельности социального государства в 50-е-первую половину 70-х гг. ХХ века




Проблемы нового тысячелетия и институт социального государства в европейских странах.

Роль концепции человеческого развития в укреплении социального государства в 90-х гг. ХХ века.

Кризис социального государства в середине 70-х-второй половины 80-х гг. ХХ века.

Расширение сфер деятельности социального государства в 50-е-первую половину 70-х гг. ХХ века.

Становление института социального государства в 40-е-50-е гг. ХХ века.

План.

Лекция 2. Развитие социального государства в европейских странах.

 

Становление института социального государства в 40-е-50-е гг. ХХ века.

 

Становление социального государства в его современном обличии приходится на годы II мировой войны. В 1940-1941 годах в Великобритании, находившейся под угрозой массированного вторжения войск гитлеровской Германии, принимается небывало большой пакет социальных мер, открывающих собственную историю социального государства. Были введены: дешёвые завтраки и бесплатное молоко для школьников, в рамках новых программ здравоохранения - обязательные прививки. А также расширено доступное для всех больничное обслуживание, принят новый закон о пенсиях по старости и для вдов, в соответствие с которым пенсии были увеличены, принят закон о помощи пострадавшим от войны, отменено обязательное обследование нуждаемости при выплате социальной помощи. В 1940 году был резко увеличен объем прав Комитета помощи безработным, среди клиентов которого стали и пенсионеры, и понесшие ущерб в результате военных действий.

Упомянутые социально-политические решения были приняты в условиях острейшего дефицита средств и в связи с необходимостью бурного роста военных расходов. Но величие британских государственных деятелей в том и состояло, что они прекрасно понимали эффективность наиболее полного использования всех функций социальной политики, в том числе - и политических, для достижения необходимой антифашистской консолидации общества, повышения эффективности мобилизационной экономики. Морально-политическое единство общества для них было важнее приобретения столь необходимого дополнительного военного снаряжения. И их дальновидность подтвердилась ходом истории.

Реформы 1940-1941 годов в Великобритании наложили глубочайший отпечаток на формирование концепции социального государства. Если до войны социальная политика была «адресной», то в условиях значительного роста доли населения, подверженной социальным рискам, формируется универсалистский подход к ней, типичный для современного социального государства. Осуществление социальных программ стало более обоснованным.

Реформы осуществлялись за счёт резкого сокращения дифференциации доходов населения Великобритании. Но руководимое лидером британских консерваторов У.Черчиллем правительство отнюдь не собиралось ставить точку в реформах в социально-политической сфере, познав их эффективность. Оно поручает комиссии во главе с профессором Оксфордского университета У.Бевериджем разработать основные направления будущей социальной политики страны. Итогом проделанной ей работы стал представленный в 1941 г. и опубликованный в 1942 г. доклад, ставший основным документом периода становления социального государства.

У.Беверидж рассматривал представленный план, как вклад во «всеобъемлющую политику социального прогресса». В соответствие с ним система социального обеспечения должна была строиться как единая и универсальная, распространяющаяся практически на всех граждан страны. Минимальный уровень дохода должен быть гарантирован каждому.

Концептуальный стержень плана - тесная взаимообусловленность социальной политики и нацеленной на достижение полной занятости экономической политики. Гарантии универсализма системы социальной защиты по плану У.Бевериджа состоят в широком развитии сети государственной социальной помощи, создании национальной службы здравоохранения, обеспечивающей всем возможности бесплатного медицинского обслуживания. Предполагалось, что расходы на семейные пособия и на здравоохранение целиком возьмёт на себя государство, а источником других основных социальных выплат, как и в бисмарковских законах, должно стать паритетное участие страхуемых, предпринимателей и государства.

Реализация плана У.Бевериджа началась в Великобритании еще при правительстве консерваторов, когда в 1944 году был принят закон об образовании, и продолжена с некоторыми отклонениями от первоисточника при правительстве лейбористов, принявших в 1945 году закон о семейных пособиях, в 1946 году - закон о национальном страховании больных, безработных, вдов, сирот, пенсионеров, беременных женщин, а также закон о создании национальной службы здравоохранения, в 1948 году закон о национальной программе помощи.

Процесс практической реализации теоретических наработок и использования уже имеющегося опыта Великобритании в области социальной политики заметно ускорился в других западных странах после поражения гитлеровской Германии.

В преамбуле Конституции Франции 1946 года указывалось, что нация гарантирует всем, в частности ребенку, матери и престарелым трудящимся, охрану здоровья, материальное обеспечение, что всякое человеческое существо, лишенное возможности трудиться по своему возрасту, физическому и умственному состоянию или экономическому положению, имеет право получать от коллектива средства, необходимые для существования.

Разумеется, возникшее после войны в западных странах социальное государство явилось не только результатом саморазвития идей о необходимости активной социальной политики или признания правыми силами выгод социального партнерства. Не менее важен был и общественный контекст становления социального государства. А этот контекст впервые, в послевоенные годы, был чрезвычайно благоприятным. Совместная антифашистская деятельность разнонаправленных социально- политических сил, как на международной арене, так и в отдельных западноевропейских странах, способствовали размыванию многих предубеждений относительно друг друга у основных контрагентов социального противоборства и их политических представительств. В целом, возросло влияние левых сил, что создало во многих странах ситуацию относительного равновесия.

Даже если бы разработка проблем социальной защиты на разных участках политического спектра и не достигла столь высокого развития, а правые предпочли бы традиционные методы господства, то в конкретной послевоенной ситуации это было невозможно. Сам по себе принцип авторитаризма был настолько скомпрометирован, что не имел шансов на общественную поддержку. Изменение форм социального противоборства, новый высокий виток социальной конвергенции на основе осознания многих общих интересов у сторон социальных конфликтов стали неизбежными.

Таким образом, социальное государство стало плодом социального и демократического компромиссов, достигнутых в послевоенном обществе. Его основой явилось взаимное признание права на существование и развитие в общих интересах и предпринимательства, и рабочего движения, их политических и экономических организаций. Более конкретное содержание этой компромисса проявилось в том, что преобладающая часть рабочего движения в западноевропейских странах уже не рассматривала частную собственность как объект, который нужно по возможности быстрее ликвидировать. Социальное государство создает необходимую систему защиты уровня жизни широких масс.

Осознание диалектики единства и борьбы социальных противоположностей в западноевропейских странах привели к дальнейшему развитию ряда идей Дж.Кейнса. Когда стало ясно, что наилучшим способом достижения социального мира является превращение объектов эксплуатации в главных потребителей произведенных благ, сформировалась концепция «государства благосостояния».

В ФРГ одним из отцов основателей социального государства был Л.Эрхард, который в 1948 году на съезде ХДС выступил с заявлением о необходимости окончательного преодоления старой консервативной социальной структуры путем повышения массовой покупательской способности. Раньше существовал весьма немногочисленный высший слой, имевший возможность себе позволить, всё в сфере потребления, которому противостоял весьма обширный нижний слой, возможности которого были резко ограничены.

Социальное государство в Западной Германии строилось в условиях побежденной страны со специфическим социально-психологическим настроем, не слишком благоприятным для достижения целей единомышленников Л.Эрхарда. Значительная часть предпринимательства стояла в стороне от дискуссий по проблемам социальной политики и предпочитала придерживаться традиционных форм взаимоотношений с наемными работниками.

Тем не менее, Л.Эрхард заявлял, что принципиальное сопротивление предпринимателей повышению зарплаты в условиях роста рентабельности народного хозяйства не имеет права на существование в системе социального рыночного хозяйства.

Тенденции к созданию социальных государств уже за 10-15 лет после войны стала стабильной в большинстве западноевропейских стран, отражением чего стала так называемая «реформа реформизма» в социал-демократическом движении. Основанные на достижениях политической, экономической и всей общественной науки, социальном и демократическом компромиссе и возникшей на их основе новой политической культуры социальные государства подвели итог первого этапа в различных странах в разные сроки, но в течение 50-х гг. ХХ века.

 

 

Этап расширения сферы деятельности социального государства продолжился до середины 70-х годов ХХ века. В это время шел в основном экстенсивный, в отличие от предыдущею, рост системы социальной защиты. В 50-е годы в основных чертах уже сложились главные модели западноевропейского социального государства: наиболее продвинутая скандинавская, занимающая промежуток положение континентально-европейская и британская модель.

В Швеции идея социального государства хорошо легла на широко обсуждавшуюся в стране с начала ХХ века модель «народного дома», ещё больше выдвинутую социал-демократией на авансцену в межвоенный период. Подчеркивание в рамках этой модели равенства, взаимного уважения и сотрудничества граждан создало ей поддержку большей части шведского общества, значительно выходящей за рамки рабочего класса. Действия в духе этой модели, привлечение государства к решению общественных проблем в немалой степени обеспечили шведской социал-демократии на десятилетия господствующие позиции в стране.

Гарантированный прожиточный минимум в этой модели - пройденный этап. В ее рамках очевидно стремление к максимально возможному выравниванию жизненных шансов, уровня и качества жизни. Программы социального страхования здесь дополняются широким участием государства в создании общедоступных систем здравоохранения, образования, культуры, дошкольного воспитания и т.д. Аналогичные тенденции сильно развиты и в других скандинавских странах.

Никакой китайской стены между скандинавской моделью социального государства и моделями стран Центральной и Западной Европы нет. Все же выравнивание здесь в большей мере понимается как выравнивание возможностей при полном гарантировании минимума каждому. Но и в рамках данной модели нет полной идентичности. Так, французская и итальянские модели строились при значительно большем учете классических кейнсианских принципов, в которых на центральное место ставится дирижистская роль государства. Более ограничена в теории роль государства в модели ФРГ. За ним в 50-е годы ХХ века оставались законотворческие задачи соблюдения необходимого порядка в обществе и экономике, слишком большие цели в области государственного регулирования оно ставить не должно. Л.Эрхард сравнивал роль государства с задачей судьи на футбольном поле, который следит за выполнением установленных правил, но сам в ней участия не принимает.

В движении к социальному государству присутствовала некая неравномерность, приводившая иногда к попятным движениям. В частности, Великобритания, поднявшаяся в послевоенное время, казалось бы, уже до шведских высот, довольно быстро начала терять свои позиции ведущей в социально-политическом отношении державы Европы. Новая английская модель социального государства была связана с размыванием принципа универсализма социальной политики, за который со всей твердостью держались лейбористы. Консерваторы же повели массированное наступление на универсализм, объявив его причиной расточительства и без того скудных средств. Все большее место в реализации социально-политических мероприятий здесь вновь занимает унизительная проверка нуждаемости. В итоге под давлением консерваторов компромисс военных лет был разрушен, что не замедлило сказаться и на эффективности британской экономики, постепенно пропускавшей вперед своих конкурентов.

Сопоставление имеющихся моделей социального государства позволяет сделать вывод, что нет однозначной прямолинейной зависимости между уровнем экономического развития той или иной страны и темпами её продвижения к социальному государству. Такое же отсутствие историко-общественного детерминизма можно отметить и при выборе модели социального государства. Другой вопрос, что всегда нужно ставить вопрос о соответствии выбираемой модели историческим условиям и традициям своей страны. Однако нельзя преувеличивать имеющиеся расхождения в моделях западноевропейских социальных государств, потому что общего в них в периоды бескризисного развития всегда намного больше, чем особенного, хотя в иных обстоятельствах значение различий может возрастам.

Специалист по европейской социальной политики Б.Соре подчеркивал, правда, уже в 90-е годы, что величина стоимости социальной политики, по которой, например, разводят по разным полюсам социального государства США и Швецию, является весьма относительной величиной и не является точным индикатором затрат семей на социальные расходы в этих, казалось, бы, столь отдаленных друг от друга по подходам к социальной политике государств: «Американская семья тратит 40% своего бюджета на социальные нужды, если учитывать часть, выплачиваемую через государственную систему (налоги) и частную (добровольные взносы). В Швеции эта сумма составляет 41%. Если вдуматься в эти цифры, то приходится констатировать, что дебаты о стоимости социальной политики приобретают идеологическую окраску».

В рамках всех моделей социального государства непрерывно шло расширение круга лиц, имеющих право пользоваться плодами государственной социальной политики. С конца 50-х гг. ХХ в. государственное социальное обеспечение всё шире распространяется за пределы мира наемного труда: на представителей свободных профессий, мелких предпринимателей, фермеров, возможности индивидуального самообеспечения, которых сокращаются. В те же годы все больше пробивает себе дорогу принцип индексации социальных пособий и пенсий в соответствии с ростом стоимости жизни. Значительно снижается доля государства в финансировании социального обеспечения. В Италии она выросла с 6,9% в 1958 году до 26,2% в 1965 году, во Франции за период 1958-1962 гг. - с 9,6% до 20,8%.

В целом, конец 50-х и 60-е гг. ХХ века можно считать уникальным периодом в истории человечества. Это было время такого социального оптимизма, которого не было ранее и которое вряд ли повторится в будущем. Он основывался на безграничной вере в возможности НТР, и под этим были веские основания как в сфере науки в связи с проникновением в космос, овладением мирного использования атомной энергии, так и в сфере производства с его автоматизацией. Возникало ощущение возможностей безграничного роста общественного пирога.

Отражением подобных событий и настроений стал быстрый рост социальных программ в развитых странах, создание более широких систем социальной защиты,. развитие науки, образования, здравоохранения. Даже в США предлагаются столь широкоформатные программы, как «Великое общество», принятая конгрессом по инициативе президента Л.Джонсона, предусматривавшая широкий комплекс по повышению уровня жизни и социального статуса бедных. В СССР упоение возможностями НТР также имели место в своеобразной форме принятия программы построения материально-технической базы коммунизма к 1980 году.

Однако радужные надежды стали постепенно гаснуть. Быстрее это происходило в СССР, где после Чехословацких событий конца 60-х годов и неадекватной реакции на них ясно проявилась в качестве преобладающей тенденция к консерватизму и застою. Но и на Западе приходит осознание того, что НТР не только полностью не решает старые проблемы и создаёт и немало новых вопросов. Это отмечается в трудах таких идеологов постиндустриализма, как Д.Гэлбрайт, А.Турен, Д.Белл и др. В работах Римского клуба ставится под сомнение благосостояние как цель.

Поднялась первая волна критики социального государства. Ее отличительная особенность состояла в том, что на авансцену выдвигаются политологические, социологические, даже мировоззренческие мотивы, а фискально-экономические аргументы пока находятся глубоко на заднем плане. Леворадикальное студенческое движение того времени, «новые левые» акцентировали внимание на необходимости достижения «качества жизни», что нередко противопоставлялось ими целям социальной политики современного государства. По их мнению, средства государства должны переключаться на удовлетворение постиндустриальных потребностей.

В работах многих весьма популярных в то время социологов (И.Иллиг, Р.Хантфорд, Х.Шельски и др.) проводилась мысль об опасности и недопустимости чрезмерного государственного вмешательства, подчиняющего простого человека все возрастающему контролю бюрократии, превращающего его в пассивного клиента государства. Вместе с тем возможности эффективного контроля над социальными процессами в обществе в условиях усложнения и дифференциации общественных структур сокращаются, что создает предпосылки для авторитарного перерождения.

На смену деидеологизации дискуссии о социальном государстве 50-60-х годов ХХ века пришла известная идеологизация противоборства. Так, британские исследователи Ф.Ли и К.Рейбан, имея в виду социальное государство, пришли к выводу, что идеология, лежащая в его основе, «...обща, фрагментарна и зачастую противоречива. Она состоит из элементов, относящихся к различным традициям, так как пытается поддержать консенсус в глубоко расслоённом обществе». Вряд ли в подоплёке такой критики можно увидеть что-либо иное, кроме непонимания конвергентной основы современного социального государства. Тем не менее, рассматриваемый период существования западноевропейского социального государства характеризовался его дальнейшим расширением и выходом на качественно иной уровень. Социальные государства во все возрастающей мере начинают исповедовать принцип универсализма «государства благосостояния».

Если ранее государство гарантировало всем только минимальный уровень жизни, то в эти годы проложила себе дорогу идея об ответственности государства за обеспечение всем оптимального уровня жизни. В период с 1960 по 1975 годы объем расходов по социальным программам в западноевропейских странах увеличился с 15 до 27% общих расходов государства.

Существенно расширился и уточнился инструментарий социально-политической деятельности. Все же начавшийся процесс размывания имевшегося консенсуса по проблемам социального государства заметно ускорился в связи с последствиями кризиса 1973-1975 годов, «нефтяным шоком» повлиявшим на отчетливое осознание того, что надежды на автоматический рост общественного пирога следует оставить в прошлом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.