Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль концепции человеческого развития в укреплении социального государства в 90-х гг. ХХ века




 

Дальнейшее развитие западных социальных государств в известной степени происходило под влиянием КЧР, которая активно начала разрабатываться в рамках Программы развития ООН с 1990 года. Зерно этой концепции, по мнению М.Каргаловой в том, «что полноценное развитие может быть обеспечено лишь на базе сбалансированного сочетания социальной, экономической и экологической политики».

В 1990 году было принято решение Комитета министров Совета Европы по пересмотру Европейской социальной хартии. Пересмотренный вариант хартии был подписан в 1996 году, предоставлял дополнительные гарантии: защиту прав работников при увольнении, при сокращении численности и штата; гарантировало право на здоровье, на жилье…Увеличена до 4-х недель минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, а минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам – до 14 недель.

В 1995 году на Всемирной встрече глав государств в Копенгагене было заявлено о начале глобальной кампании за социальный прогресс и развитие. Была принята Декларация, в которой провозглашались обязательства государств в современном мире в сфере социального развития.

В российских изданиях в начале 90-х гг. ХХ века появляется ряд статей, из которых можно сделать вывод, что социальное государство на Западе – это миф. Утверждалось, что сокращение бюджетных расходов продолжается уже 10-15 лет. Кризис социального государства на Западе связывается с крушением мировой социалистической системы, в силу чего потеряли смысл все исторические компромиссы.

Но это только одна из точек зрения. Если мы будем оперировать данными статистики, то увидим, что в государствах ЕЭС уделяется серьезное внимание вопросу повышения качества жизни. С 1970 по 2000 гг. удельный вес социальных расходов в ВВП Франции вырос с 19 до 30%. Система социальной защиты стала охватывать практически все население страны. Создание универсальной медицинской страховки и минимального гарантированного дохода придало французскому социальному государству законченный вид и поставило страну в один ряд с наиболее передовыми в области социальной политики.

Во 2 половине 80-х-90-е годы ХХ в. известный отклик имел и другой аспект критики социального государства, что нашло отражение в расширенном обсуждении проблематики «социального общества». Неоконсерваторы в пору своего наибольшего влияния выступили за следующую формулу социальной защиты: расширенную солидарность снизу плюс та государственная помощь, которая не может быть оказана на другом уровне, то есть упор должен быть сделан на взаимопомощь. При этом возможности самопомощи государство должно приумножить с помощью налоговых стимулов, а также другого содействия местным центрам оказания помощи. В некоторых странах все большее распространение получил вывод, что государство не должно быть монополистом в решении социальных проблем.

В некоторых скандинавских странах распространилась идея корпоративного социального государства, отличительная особенность которой, по мнению Н. Антюшиной, стремление превратить государственные компании в акционерные, объявить принудительные тендеры на оказание социальных услуг, которые зачастую выигрывают частные кампании. Это выражение кризиса социального государства в эпоху глобализации и экономической интеграции.

Левые силы предлагали свою формулу «социального общества»: государственная помощь плюс ассоциативная солидарность, в рамках которой при другой расстановке акцентов также предполагалось расширение участия граждан в планировании и реализации социальных услуг на местном уровне. Принципиальная разница заключалась в том, что левая формула предполагала привлечение частных сил и средств лишь дополнением к государственной социальной политики, но ни в коем случае ни ее заменой, что совершенно нереалистично.

Перемены 90-х гг. ХХ века вполне соответствовали потребностям современного развития, во все возрастающей мере ориентирующегося на более разностороннее использование человеческого ресурса, предполагающее расширение производственных функций наемного работника, повышение его самостоятельности, физических и интеллектуальных возможностей, обеспечиваемых развитием социальной сферы и особенно таких ее компонентов, как здравоохранение, образование и досуг. А это значит, что глобальные социальные институты, формирующие человека как личность, приобретали возрастающее значение. Так называемая «человеческая революция» во все большей мере упрочивала основы социального государства.

 

 

Проблемы нового тысячелетия и институт социального государства в европейских странах.

В третье тысячелетие ЕЭС вступил с постановкой задач по дальнейшему развитию социальной сферы. На совещании высших руководителей стран ЕЭС в Лиссабоне (2000г.) было официально отмечено, что уровень бедности и безработицы высок, дискриминация женщин в сфере труда, а также экономическая и социальная маргинализация распространены достаточно широко. Учитывая остроту проблем, участники совещания призвали к срочному пересмотру европейской социальной политики.

В условиях нарастания экономических проблем в ряде стран правительствами были выдвинуты весьма жесткие проекты урезания социальных расходов. В 2003 году канцлер ФРГ Г.Шредер представил новый документ «Повестка дня - 2010», представлявший собой достаточно радикальную программу сокращения расходов на социальные нужды. В частности, предполагалось уменьшение срока выплат пособий по безработице с 32 до 12 месяцев, а для безработных старше 55 лет – до 18 месяцев. Данный документ был выдвинут политическими силами, традиционно выступавшими за усиление социальной политики.

Западный политолог В. Швейцер отмечал, что «именно тройное измерение концепции социального государства 21 века – в масштабах не только собственного государства, но также и объединяющейся Европы, глобализируемого мира – делает эту концепцию весьма уязвимой с многих сторон». Обострение проблемы безработицы в ряде стран Европы.

Другой международный аспект обострения полемики по проблемам социального государства отмечала М. Каргалова, поставив вопрос, как повлияет расширение ЕЭС на социальную сферу, если учесть уровень различия экономического и социального развития старых и новых членов.

Эту точку зрения конкретизировала Н.Антюшина: «Расширение ЕЭС на восток дает возможность понизить планку социальных завоеваний рабочего класса во всех странах Запада. Усиливаются угрозы социального престижа. Социально-экономическая ситуация обостряется, а политическая игра становится более жесткой».

Российский ученый В.Грабовский: «Несмотря на огромные финансовые вливания в земли бывшей ГДР фактически нет отдачи, как и нет самодостаточного развития на востоке страны. Безработица превышает в 2 раза уровень западных земель».

Другой отечественный специалист в области социальной политики С.Федоров отметил, что применительно к Франции при принятии решений в области социальной политики все большее значение приобретает такой фактор, как влияние европейских интеграционных процессов. Единая европейская социальная модель может пока и не существует в реальности, но притяжение единого социального пространства ощутимо.

Западный ученый В.Швейцер отметил внутриполитическую причину обострения социальных проблем в западных странах: главная из них – мощный поток иммигрантов, стремящихся к получению от государства тех социальных благ, которые создавались трудом коренных жителей Европы.

Как пишет Н.Антюшина, действует такой мощный и объективный фактор, как старение населения, одной из причин которого явилась женская эмансипация, попытки улучшить возрастную структуру.

С.Федоров подчеркивает, что проблемы социального государства не имеют чисто экономического решения – они являются, прежде всего, проблемами политическими.

Проявляются симптомы повышения активности масс в целях защиты основ социального государства. Наряду с профсоюзной и социал-демократической активностью появляются новые формы поддержки: «В Норвегии, например, в 1999 году образовалось движение профсоюзных организаций в поддержку государства благоденствия».

Социальное государство не является завершенной конструкцией. Оно всегда будет развиваться в поисках ответов на новые проблемы, которые постоянно встают перед человечеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.