Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение отрасли российского финансового права 2010




Др.

Ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

Проведение аттестации страховых актуариев;

5) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

6) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

7) принятие решения о назначении временной администрации страховой организации или нецелесообразности такого назначения, продлении срока деятельности, досрочном прекращении деятельности временной администрации страховой организации и назначении новой временной администрации;

8) принятие решения об ограничении и приостановлении полномочий исполнительного органа страховой организации;

9) подача заявления о признании страховой организации банкротом, участие в деле о банкротстве страховой организации;

10) направление в страховую организацию своих представителей в целях осуществления контроля за деятельностью страховой организации и временной администрации страховой организации;

11) рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

 

 

Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

 

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам также не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу по финансовым рынкам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам имеет 8 заместителей, в том числе одного статс-секретаря - заместителя руководителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Структурными подразделениями Федеральной службы по финансовым рынкам являются управления (до 15 управлений) по основным направлениям деятельности Службы.В состав управлений включаются отделы.

Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовым рынкам в количестве 2011 – 2013 - 486 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 2011 – 1118 (2012 – 1035, 2013 – 870) единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Самое нижестоящее подразделение - Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе 630120, г. Новосибирск, улица Нижегородская, дом 6

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу

находится в ведении Правительства Российской Федерации.

 

Руководитель - Чиханчин Юрий Анатольевич

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.06.2004 N 307 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ" (ред. 24.03.2011)

 

 

Впервые была образована Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 211 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1311);

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2.вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы, и по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

3. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности

4. осуществляет сбор, обработку, анализ и проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;

5. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

6. получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

7. ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

8. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;

9. издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

10. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

11. принимает в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации;

12. направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

13. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

14. формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

15. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства;

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия по вопросу выполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части соблюдения порядка фиксирования, хранения и представления информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также организации внутреннего контроля;

- обращаться в соответствующие органы государственной власти с предложением о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и привлекать их в установленном порядке к ответственности;

- создавать в установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти межведомственные органы для рассмотрения вопросов установленной сферы деятельности;

- разрабатывать и утверждать в пределах установленной сферы деятельности методические материалы и программы проведения контрольных мероприятий;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы службы по согласованию с Правительством Российской Федерации.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 07.04.2004 N 186 "ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ"

 

Федеральную службу по финансовому мониторингу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Службы имеет до 5 заместителей, в том числе одного первого заместителя руководителя и статс-секретаря - заместителя руководителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы, а также до 12 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Предельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу установлена в количестве 2011 - 333 единицы (2012 - 315, 2013 - 280) (без персонала по охране и обслуживанию здания) и предельная численность работников ее территориальных органов установлена в количестве 2011 - 280 единицы (2012 - 265, 2013 - 236) единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

Самое нижестоящее подразделение - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу 630005 г. Новосибирск, Россия, Ул. Каменская, д. 49,

 

 

Федеральная таможенная служба

находится в ведении Правительства Российской Федерации

Руководитель - Бельянинов Андрей Юрьевич

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.08.2004 N 429 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЕ" (ред. 20.06.2011)

 

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:

- по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела,

- агента валютного контроля

- по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска);

- по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

- порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

- форма и порядок использования таможенной расписки, выданной в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, - по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

- другие

3. На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

- обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

- осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, обеспечивает опубликование таких решений;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- ведет реестрылиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей; таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- выдает и аннулирует квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

- выдает лицензии на учреждение свободного склада;

- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел; дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; оперативно-разыскную деятельность;

- др.

4. Ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

5. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

 

Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

 

- создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы;

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

- запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

 

 

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель имеет до 6 заместителей, в том числе одного первого, а также до 8 главных управлений и до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

Установлена предельная численность:

работников центрального аппарата Федеральной таможенной службы в количестве 2011 - 1051 (2012 – 1051, 2013 – 976) единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, в количестве 828 единиц;

работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, в количестве 2011 - 43442 (2012 - 41100, 2013 - 36491) единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, в количестве 16602 единиц.

 

 

Кредитная (Банковская) система

 

Развитие органов кредитной (банковской) системы началось в недрах перестройки союзного законодательства с целью усиления воздействия банков на повышение эффективности экономики, внедрения специализации банков и приближения их к клиенту.

В 1988 году вместо трех союзных государственных банков (Госбанка, Стройбанка и Внешторгбанка) образована система специализированных хозрасчетных государственных банков.

В нее вошли:

- Госбанк СССР - главный банк централизованного управления денежно-кредитной системы страны;

- Внешэкономбанк СССР - для расчетов и кредитования внешнеэкономических связей и валютных операций;

- Промстройбанк СССР, осуществляющий кредитование, финансирование и расчеты в промышленности, строительстве, транспорте и связи;

- Агропромбанк СССР - для проведения банковских операций в сельском производстве и агропромышленности;

- Жилсоцбанк СССР - для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, кооперативов и предпринимателей;

- Сберегательный банк СССР, заменивший систему государственных трудовых сберегательных касс, и наделенный функциями банковского обслуживания населения.[31]

Согласно Основных направлений стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике в собственности государства остается только Государственный банк СССР, а все специализированные банки переводятся на коммерческую основу, путем преобразования их в самостоятельные акционерные общества с правом максимально широкого распределения акций.

Кредитная система страны дополняется кооперативными и земельными банками, инвестиционными фирмами и фондами.

В РСФСР до 1990 года кредитная система развивалась в соответствии с союзным законодательством.

В Российской Федерации кредитная система начала становление с принятием российских законов "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР", принятых 2 декабря 1990 г. и ныне действующим законом, принятым в 2002 году.

Этими законодательными актами была создана новая банковская система, в которой Банк России занял особое место как главный банк страны и единственный государственный банк.

Все остальные банки строят свою деятельность на коммерческой основена основе лицензии Центрального банка РФ.

Банковская система Российской Федерации в настоящее время включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Под иностранным банком следует понимать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

 

Центральный банк

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

Председатель - Игнатьев Сергей Михайлович

Центральный банк РФ (Банк России) образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России.

Банк России является юридическим лицом. Уставной капитал и иное имущество банка представляют собой федеральную собственность, в отношении которой банк осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению в соответствии с задачами и целями, установленными законом.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а он в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы.

Банк России выполняет следующие функции:

 

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

- устанавливает порядок и условия осуществления деятельности валютными биржами, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

- является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные договорами с Международным валютным фондом;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России в пределах предоставленных ему федеральным законом полномочий независим в своей деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его работу по реализации возложенных на него функций, либо принимать решения, противоречащие федеральному банковскому законодательству.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. В случае вмешательства в его деятельность он должен информировать об этом Государственную Думу и Президента РФ. Он также вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными правовые акты государственных и муниципальных органов, нарушающие его права. Проекты федеральных законов, а также нормативных актов федеральных исполнительных органов, касающиеся выполнения Банком России его функций, направляются ему на заключение.

По вопросам своей компетенции Банк России издает нормативные акты, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами в форме указаний, положений и инструкций. Эти акты не должны противоречить федеральным законам, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России "Вестнике Банка России", не имеют обратной силы, и могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Акты, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств.

Председатель Банка Россииназначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Освободить от должности Председателя банка Государственная Дума вправе только по представлению Президента РФ и в указанных в законе случаях. А именно, по истечению срока полномочий, личного заявления об отставке, невозможности исполнения служебных обязанностей в силу болезни, совершения уголовно наказуемого деяния, нарушения федеральных законов, регулирующих вопросы деятельности Банка России.

Высшим органом руководства и управления Банком России является Совет директоров как коллегиальный орган, определяющий основные направления его деятельности, и заседающий не реже одного раза в месяц. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоровназначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ и также на четыре года. Члены Совета директоров освобождаются от должности по истечению срока полномочий Председателем Банка России, а если до истечения срока полномочий, то Государственной Думой по представлению Председателя банка.

Совет директоров как высший органвыполняет значительный круг функциональных обязанностей по обеспечению выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, организации работы Банка России, определению и утверждению его структуры, планированию и отчетности. Совет директоров принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России, об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и величине резервных требований, об изменении процентных ставок, о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения и общем объеме выпуска наличных денег и многие другие.

Председатель Банка России действует от имени банка и представляет без доверенности его интересы в отношениях с другими организационными структурами. Он имеет решающий голос на заседании Совета Директоров при равенстве голосов, подписывает нормативные акты Банка России, несет всю полноту ответственности за деятельность банка, обеспечивает реализацию функций, возложенных законом на Банк России.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы страны при Банке России создается Национальный банковский совет из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.[32] Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

На своих заседаниях Национальный банковский совет рассматривает концепцию совершенствования банковской системы страны, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной и валютной политики и дает по ним заключения, а также наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций. Он также осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела и участвует в разработке принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

 

Банк развития "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Создан в 2007 году

Председатель Дмитриев Владимир Александрович

 

Особое положение в кредитной системе занимает банк развития, который является государственной корпорацией ("Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Внешнешэкономбанк действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации: ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельностипутем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Уставный капитал Внешэкономбанка формируется в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, но не менее 70 миллиардов рублей.

Внешэкономбанк вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, установленных выше.На Внешэкономбанк не распространяются положения, установленные пунктами 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

 

Внешэкономбанк для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:

 

1) осуществляет финансирование инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций;

2) выпускает облигации и иные ценные бумаги;

3) организует привлечение займов и кредитов и привлекает займы и кредиты, в том числе на финансовых рынках;

4) приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;

5) осуществляет права и исполняет обязанности агента валютного контроля, установленные для уполномоченных банков;

6) выдает поручительства юридическим лицам за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);

7) приобретает у третьих лиц права требования исполнения обязательств в денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;

8) организует страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;

12) осуществляет лизинговые операции;

13) осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов;

14) организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений;

15) участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства;

16) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

17) участвует в выполнении операций по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, иностранными государствами - Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам.

 

При выполнении своих функций Внешэкономбанк осуществляет следующие банковские операции:

1) привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

2) открывает и ведет банковские счета юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, корреспондентские счета в Центральном банке Российской Федерации, кредитных организациях на территории Российской Федерации, иностранных банках и международных расчетно-клиринговых центрах;

3) размещает привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

4) осуществляет расчеты по поручению юридических лиц, в том числе участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, включая банки-корреспонденты, по их банковским счетам;

5) осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

6) осуществляет инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка;

7) выдает банковские гарантии юридическим лицам, участвующим в реализации проектов Внешэкономбанка.

Органами управления Внешэкономбанка являются:

- Наблюдательный совет (высший орган управления) входят восемь его членов и председатель Внешэкономбанка.

- Правление Внешэкономбанка (коллегиальный исполнительный орган) входят председатель Внешэкономбанка по должности и восемь членов правления

- Председатель Внешэкономбанка является единоличным исполнительным органом Внешэкономбанка и осуществляет руководство его текущей деятельностью

 

Кредитные организации

 

Кредитные организации в банковской системе являются особыми хозяйственными обществами, образуемыми на основе любой формы собственности. Эта особенность кредитной организации заключается в том, что в ее деятельности сами деньги выступают в роли товара, а поэтому и правовое регулирование этой сферы отлично от законодательства по другим экономическим субъектам.

Кредитная организация - это самостоятельное юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Все кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Кроме этого банк вправе проводить все другие банковские операции. В частности, расчеты по поручению клиентов, инкассацию денежных средств и ценных бумаг, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий, а также осуществлять сделки, разрешенные законом.

На рынке ценных бумаг банк в соответствии с лицензией Банка России может осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует специальной лицензии, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.

Небанковская кредитная организация в отличие от банка имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимое сочетание которых устанавливает Банк России.

Однако любой кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, и страховой деятельностью. Ни одно юридическое лицо, за исключением получившего лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на право осуществления банковских операций.

Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Отдельные поручения органов государственной и муниципальной власти кредитная организация может выполнять на основе специально заключаемого на конкурсной основе договора, содержащего взаимные обязательства сторон и предусматривающего ее ответственность, условия и формы контроля за использование бюджетных средств.

 

 

 

 

Осуществление финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований требует правовой регламентации: четкого за­крепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает целом (хотя на разные звенья финан­совой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере).

Предметом финансового права охватыва­ются отношения, возникающие в связи с функционированием го­сударственных и муниципальных финансов, имеющих пуб­личный характер.

С другой стороны ФП регулирует отношения, связанные с осуществлением финансовой деятельности.

Следует заметить, что в связи с финансовой деятельностью го­сударства и муниципальных образований возникают, помимо фи­нансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Фи­нансовое же право регулирует только финансовые отношения.

В теории права отрасли подразделяют на:

1. Самостоятельные и комплексные.

2. Самостоятельные подразделяют на профилирующие и специальные.

3. В структуре отрасли права выделяют подотрасли и институты.

Подострасль как и институт - совокупность правовых норм, регулирующих в рамках отрасли связанные между собой отношения, но является более широким понятием. Например, в рамках подотрасли можно выделить общую и особенную часть.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права обычно связывается с наличием:

1. Государственной заинтересованности в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.

2. Самостоятельного предмета.

3. Специфичного метода правового регулирования.

4. Наличия особой отрасли законодательства + принципов закреплённых в конституции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.