Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И использования




Распределения

Мобилизации,

Методы финансовой деятельности в Российской Федерации

 

Под методом деятельности, в том числе и финансовой, принято понимать определенный комплекс приемов и способов, с помощью которых достигается ее результат.Разнообразие методов финансовой деятельности обусловлено ее многосложным содержанием,раскрывающим какими приемами и способами государство, его региональные и муниципальные образования в лице своих органов аккумулируют, распределяют и используют финансовые ресурсы различных фондов. Таким образом, выбор метода зависит от вида фонда, взаимоотношений субъектов и целевого назначения финансовой работы.

В зависимости от содержания и различных подходов к осуществлению финансовой деятельности методы можно подразделить на приемы и способы трех видов:

В учебной литературе нередко методы распределения либо не выделяются, либо объединяются с методами использования. [21] Представляется, что каждому аспекту финансовой деятельности присущи свои методы ее реализации.

I. Методы аккумуляции -это приемы и способы мобилизации доходных источников для формирования финансовых фондов, включающие в себя обязательное и добровольное привлечение денежных средств юридических и физических лиц, а также получение неналоговых доходов в результате проводимых мероприятий, оказания услуг.

1. Основными источниками доходов являются обязательные платежи, собираемые в виде налогов, сборов, пошлин, взносов по обязательному страхованию, платы за природные ресурсы. Обязательные платежи аккумулируются различными налоговыми и неналоговыми приемами и способами.

А. Налоговый метод применяется для принудительного изъятия денежных платежей в бюджеты. Его сущность заключается в установлении государством обязательной подати, повинности, собираемой без всякой индивидуальной возмездности для налогоплательщика. Законодательная практика последних лет идет по пути расширения этого метода, относя к налоговым платежам, кроме налогов, сборы, пошлины и иные платежи, если они названы в налоговой системе страны и поступают ее централизованные фонды. В доходной части бюджетов налоговые доходы составиляют более 85% к общей сумме поступлений.

Б. Метод обязательных отчислений и платежей за юридические услуги, оформление документов, предоставление прав на совершение определенных действий, за пользование природными ресурсами и иные целевые сборы и пошлины. В отличие от налогового метода эти сборы и пошлины (например, патентные, таможенные пошлины), плата за выдачу лицензий на участие в конкурсах и аукционах, не предусмотрены налоговым законодательством и, как правило, не являются доходами бюджета.

В. Метод обязательного страхования есть привлечение государством средств, путем взимания страховых взносов, вносимых в обязательном порядке для создания внебюджетных фондов.

2. Добровольное привлечение денежных поступлений в государственные и муниципальные фонды осуществляется посредством:

А. различных форм государственного и муниципального кредита: займы, лотереи, вклады в государственные, муниципальные кредитные организации;

Б. добровольного страхования имущества, личности, ответственности;

В. пожертвований, благотворительности и иных добровольных взносов физических и юридических лиц.

Неналоговые доходы бюджетов составляют незначительную часть от общих поступлений. Так, в бюджете они составляют около 10%.

II. При выделении методов распределения в отдельную группу приемов и способов осуществления финансовой деятельности следует иметь в виду, что распределение возможно и методами использования. Вместе с тем имеются специальные распределительные механизмы между различными уровнями бюджетных и внебюджетных фондов и при оказании финансовой помощи отраслям и хозяйствующим субъектам. К ним следует отнести такие приемы и способы как:

а) установление норматива отчислений от вышестоящего финансового фонда или отдельных его видов доходных источников для формирования или сбалансирования иных фондов данной системы;

б) твердое выделение денежных сумм для выравнивания социально-экономического положения территорий, сбалансированности фондов, оказания финансовой помощи в виде субвенций, дотаций, субсидий, то есть трансфертов из специальных, резервных и иных фондов денежных средств.

III. Основными методами использования государственных и муниципальных финансовых фондов являются финансирование и кредитование.

Финансирование - есть целевой, безвозмездный, безвозвратный отпуск денежных средств из определенного фонда. Например, сметно-бюджетное финансирование, или государственное обеспечение финансами обороны, управления, образования, культуры, здравоохранения и других социальных сфер.

Кредитование - возмездный (платный) и возвратный отпуск денежных средств на установленные цели и сроки. Имеется в виду выдача денег на условиях займа под определенный процент и во временное пользование. Разновидностью кредитования является беспроцентная ссуда в форме отпуска денег на возвратной и срочной основе, но бесплатно.

Указанные методы использования названы основными, поскольку имеются и другие способы расходования, в частности, для страховых фондов - выплата страхового возмещения, пенсий, пособий; для держателей ценных бумаг - выплата дивидендов и т.п.

Методы осуществления финансовой деятельности в рыночных условиях наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и сами бюджетно-финансовая и налоговая системы. Поэтому новое в содержании методов аккумуляции, распределения и использования финансов в переходный период обусловлено изменениями налогового и бюджетного законодательства. А расширение рынка ценных бумаг, развитие государственного кредита и страхования, создание валютного резерва порождают новые приемы и способы финансовой деятельности.

Методы финансовой деятельности несут в себе властные начала, поскольку производны от государственной воли, направлены на реализацию компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, представляющих собой публичную власть. Добровольность же привлечения отдельных видов доходов касается лишь волеизъявления юридических и физических лиц на договорные отношения или иные сделки. Цели и условия для проявления такой инициативы других лиц, а также возможность ее реализации определяет государство.

3. Правовые формы финансовой деятельности Российской Федерации

 

Форма деятельности по отношению к содержанию проявляется как его внешний образ, как внешнее проявление организационно-правовых действий. Организационный аспект содержания финансовой деятельности представляет собой совокупность функций и, определяющих их, задач и направлений по сбору, распределению и расходованию финансовых фондов. Формой содержания фактической стороны финансовой деятельностиявляются организационные, материально-технические и иные действия, через которые финансовая работа представлена во внешнем виде. Например, регистрация налогоплательщиков, сбор информации о доходах, вручение налогового извещения, лицензирование деятельности, составление бюджетной росписи и другие действия. Речь идет о конкретных действиях органов, осуществляющих финансовую работу, в которых через тот или иной вариант внешнего выражения проявляется их функциональное назначение.

Правовое содержание финансовой деятельности выражено через юридические формы, которыми являются финансово-правовые акты (actus - в переводе с латыни тоже действие). Эта сторона финансовой деятельности представлена официальными (юридически регламентированными) актами, порождающими возникновение, изменение или прекращение финансово-правовых отношений. Внешнее проявление юридической регламентации финансовой деятельности разнообразно и отражает правовое волеизъявление властного субъекта по аккумуляции, распределению, расходованию денежных фондов.

По своей юридической природе в системе нормотворчества и правоприменения финансово-правовые акты не однородны. Они различаются по характеру содержания, по принимающему их субъекту, по целевой направленности, наконец, они разнообразны по своей юридической силе. Это могут быть акты законодательной (представительной) власти и акты исполнительных органов, могут иметь форму закона и подзаконного акта.

1. Правотворческая деятельность в сфере финансов выражена черезнормативные акты, создающие (утверждающие или санкционирующие) нормы финансового права. Такие акты рассчитаны на широкий круг субъектов, носят длящийся характер, обязательны для исполнения всеми, на кого направлены. Например, законы о налогах и инструкции по их применению, Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, как более высокий уровень кодифицированного нормотворчества и т. д.

2. Правоприменительная финансовая деятельностьосуществляется в форме индивидуальных финансово-правовых актов, направленных на установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Например, бюджетная роспись для конкретного получателя бюджетных средств, решение муниципального органа о представлении льготы индивидуальному налогоплательщику, налоговое извещение о наступлении срока уплаты земельного налога. Эти акты являются правовыми формами исполнения и иного применения предписаний нормативных законов, постановлений и иных решений компетентных органов.

3. В отличие от других отраслей российского законодательства для финансового права характерна особая группа правовых актов - финансово-плановых актов. Эти акты играют специфическую роль и несут особую нагрузку в организации финансовой деятельности. Имея форму закона, решения, приказа или иного акта, - финансово-плановые акты, как правило, не содержат правовых норм, поскольку являются финансовыми планами государства, отдельных общественно-территориальных образований, ведомств, предприятий, организаций, учреждений и специализированных фондов, рассчитывающих свои доходы и расходы на конкретный период. Правда, в последние годы нередко в некоторые финансово-плановые акты, особенно при планировании бюджетов общественно-территориальных образований, все чаще стали вноситься отдельные нормативные предписания, что противоречит сущности данного акта.

Директивные указания финансово-планового акта направлены на роспись доходов и расходов планируемого периода и касаются лиц, исполняющих финансовый план. Иначе говоря, финансовый план, утвержденный в форме нормативного предписания компетентного органа или должностного лица, становится обязательным для исполнения всеми, на кого он рассчитан. В отличие от индивидуальных финансово-правовых актов финансово-плановые акты действуют в течение установленного срока (финансовый год, полугодие, квартал) и имеют широкий круг исполнителей, обязанных на его реализацию.

Основными финансово-плановыми актами для общественно-территориальных образований являются федеральные законы, законы субъектов федерации, решения представительных органов местного самоуправления о бюджетах планируемого года, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов Российской Федерации, ее субъектов,Приказы руководителей министерств и ведомств, а также управлений, отделов, служб и иных органов, в форме финансовых планов (смет, балансов), Акты органов управления государственных и муниципальных кредитных, страховых и иных финансовых структур, утверждающие финансовые планы (балансы и сметы), Акты внутрихозяйственных органов, утверждающие балансы доходов и расходов государственных, казенных, муниципальных и иных предприятий и хозяйственных организаций на финансовый год, Акты главных распорядителей бюджетных средств, утверждающие сметы бюджетных учреждений и организаций на планируемый год.

Таким образом, бюджеты, балансы, сметы и иные финансовые планы, составленные исполнительными структурами, являются лишь только проектами этих планов, а финансово-плановыми актами (особой юридической формой) они становятся после утверждения их в установленном законом порядке компетентными органами или должностными лицами органов государственной власти или местного самоуправления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.