Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В условиях совершенной конкуренции




Определение цены и объема производства

Понятие и особенности рыночных структур

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИРМЫ В РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обычно обозначают термином “ рыночная структура ”. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Важной характеристикой рынка является его конкурентность, под которой понимают способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара, прежде всего изменять цену производимого товара. Чем ниже возможность каждой фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ими товара, тем более конкурентным считается рынок. В экономической литературе выделяют четыре теоретически возможные рыночные структуры:

- совершенная (чистая) конкуренция,

- чистая монополия,

- олигополия,

- монополистическая конкуренция.

Конкуренция выражает степень соревновательности фирм отрасли друг с другом. В условиях совершенной конкуренции отсутствует какая-либо конкурентная борьба, так как в отрасли очень много фирм и доля одной фирмы в общем объеме производства настолько мала, что она не может оказывать влияние на цены. Этот рынок характеризуется однородностью продукции, свободой входа и выхода на рынок и равным доступом к информации. Иной пример представляет отрасль, где действует только несколько крупных фирм. Ввиду того, что каждая фирма выпускает значительную долю продукции, она в состоянии активно воздействовать на рынок и влиять на цены производимого товара.

 

Главная проблема этого раздела состоит в том, чтобы показать, каким образом деловые решения фирм, принимаемые ими с целью максимизации прибыли, определяют количество продукции, которое будет предложено ими.

В условиях совершенной конкуренции любая фирма отрасли воспринимает цену как внешний (экзогенный) фактор, не зависящий от ее действий. Ввиду того, что фирмы отрасли производят стандартный товар, покупателям абсолютно безразлично, товар какой фирмы покупать. Поэтому спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы параллельна оси х. Что же касается кривой спроса всей отрасли, то она имеет обычный “нисходящий” вид, ибо любые изменения количества товара, производимого всей отраслью, на которое предъявляется спрос домохозяйствами, оказывает воздействие на цену товара.

Так как все единицы товара каждой фирмы продаются по одной цене, то

MP = AP = P.

К проблеме определения объема выпуска продукции, при котором фирма максимизирует прибыль, можно подойти двумя путями:

1) сравнивая предельные значения выручки (MR) и издержек (МС),

2) изучая суммарные величины выручки и издержек.

На рис. 4.1,а показан способ сравнения MR и МС.

До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек (расстояние КС показывает, что MR > MC), фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к издержкам, чем к доходу (расстояние MN показывает, что MC > MR), фирмы прекратят увеличивать производство. Объем производства, при котором MR = MC, называется точкой оптимального выпуска. Именно этот объем позволяет фирме получить наибольшую совокупную прибыль или минимизировать убытки.

Второй путь нахождения оптимального объема (Qопт) указан на рис. 4.1,б. Тот объем производства, при котором TR превосходит ТС на максимальную величину (расстояние АВ), и определит Qопт.

Фирма может приспособиться к изменениям рыночной цены товара только путем изменения объемов выпускаемой продукции. Если цена увеличивается, то фирма должна увеличивать объем производства до тех пор, пока MR не сравняется с МС. И наоборот, если цена падает, то она уменьшает объем производства опять же до равновесия MR и МС. Такие действия возможны тогда, когда цена единицы продукции выше АТС (рис. 4.2,а).

Если же фирма стремится получить прибыль на единицу продукции, то она должна остановиться на выпуске Q 3, где цена больше минимального значения АТС. В случае, когда спрос падает до минимума АТС, фирма достигает критического объема производства, когда Р=АТС, или TR=TC (точка M, N на рис. 4.2,б, или рис. 4.1,б). В этом случае фирма имеет нулевую экономическую прибыль.Рис. 4.2,в соответствует ситуации, когда рыночная цена устанавливается ниже АТС в точке Е. Фирма несет убытки, величина которых оценивается площадью прямоугольника Р, Аў, А, Е. Если фирма пожелает изменить объем производства вправо или влево от Q равновесного, она понесет еще большие убытки. Дальнейшее падение спроса может привести к тому, что цена станет меньше АVC. В этом случае фирма должна прекратить производство или ликвидироваться, если цена длительное время удерживается на этом уровне. Точку равенства Р = АVC называют точкой закрытия фирмы.

В долгосрочном периоде решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, так как можно изменить все факторы производства. Рост спроса на продукцию фирмы приводит к росту цены, а следовательно, к увеличению числа фирм в отрасли. Результатом увеличения предложения является падение цены до исходного уровня. Если падение спроса влечет за собой падение цены, то некоторые фирмы прекращают производство и предложение товара на рынке уменьшится. В результате сокращения предложения произойдет повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. Такие колебания носят постоянный характер и приводят к равновесию. Оно устанавливается тогда, когда рыночная цена равна минимуму средних общих издержек (Р=АТС).

Таким образом, быстрое изменение предложения фирм на колебание спроса позволяет рынку совершенной конкуренции эффективно перераспределять и использовать ресурсы при существующем научно-техническом уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.