Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции




Монополистическая конкуренция

Она возникает там, где хозяйствуют десятки, сотни фирм, где необходима дифференциация продукта для учета вкусов потребителя. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления и оказывающих разнообразные услуги потребителем. Это парикмахерские, кафе, магазины, автозаправочные станции и т. п.

Каждая фирма действует на свой страх и риск и сама определяет как объем, так и цену товара Кривая спроса на продукцию этих фирм еще более эластична, чем в условиях олигополии. Степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продуктов. В течение короткого периода времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Отсутствие высоких входных барьеров приводит к тому, что в длительном периоде фирмы могут получать нулевую экономическую прибыль.

Производство меньшего объема продукции, чем в условиях совершенной конкуренции, но по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Фирмы имеют неполную загрузку производственных мощностей. Но все это компенсируется дифференциацией экономических благ, способных удовлетворить многообразие интересов и вкусов потребителей.

В условиях совершенной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При несовершенной конкуренции этот процесс приобретает более сложный характер.

Рынок закрытой монополии, как известно, закрыт для любых форм конкуренции. Однако в реальной действительности их прибылям угрожают:

- разработка товаров-заменителей. Фирма-монополист всегда должна отдавать себе отчет в том, что увеличение цены на ее продукцию до уровня, обеспечивающего получение максимальной прибыли обязательно приведет к росту спроса на все виды заменителей. Это приведет к увеличению товаров-субститутов;

- возможность опротестовать обоснованность юридических барьеров, стоящих на пути конкуренции на конкретном рынке. Лоббисты, защищающие интересы других предпринимателей, попытаются убедить законодателей изменить законы, мешающие им действовать. Так было в России на рынке винной продукции.

В случае открытой монополии фирма устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом различных факторов, действующих в окружающей среде. Она может выбрать три стратегии: “снятие сливок”, прочного внедрения на рынок, лимитирующее ценообразование.

Многие фирмы, создавшие новинку, не защищенную патентом, вначале устанавливают высокую цену, чтобы получить большую прибыль.

Стратегия внедрения на рынок предусматривает установление достаточно низкой цены в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большей доли рынка.

Лимитирующее ценообразование - направлено на установление цены на уровне, меньшем того, который дает возможность получать краткосрочную максимальную прибыль. Цель этой стратегии - уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке.

Все фирмы, обладающие монопольной властью, пытаются проводить ценовую дискриминацию, для которой характерно установление разных цен на различные единицы одного и того же продукта, не оправданное никакими различиями в издержках. Для того, чтобы фирма могла осуществить эту политику, рынок должен отвечать двум условиям: во-первых, покупатели не должны перепродавать купленную продукцию; во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности их спроса на товары. Тем покупателям, чей спрос неэластичен, продавать подороже, а другим - подешевле. Практически во всех странах некоторые фирмы используют такую ценовую стратегию. Яркими примерами такой политики цен являются разные цены на электроэнергию для предприятий и населения, на билеты в театр для взрослых и детей и т. д.

Поведение олигополии на рынке всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это сговор фирм с целью установления фиксированных цен ради максимизации совокупной прибыли отрасли. Вторая сила - это некооперативное поведение, т. е. заинтересованность каждой фирмы в увеличении собственной прибыли, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли.

Эгоистические устремления каждой отдельной крупной фирмы в начале XX века приводили к ценовым войнам. Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен может продолжаться до условия Р = МС = АТС, т. е. до цены равновесия, характерной для совершенной конкуренции, когда экономическая прибыль станет равной нулю.

Ценовые войны вынудили фирмы приходить к соглашениям, учитывающим возможные действия других фирм.

Фирма, планирующая изменить цену, должна всегда думать о реакции покупателей и конкурентов. Скорее всего конкуренты будут реагировать в тех случаях, когда число производителей (продавцов) невелико и их товары схожи между собой. Если конкуренты на изменение цен реагируют всегда одним и тем же образом, то их действия можно предугадать. Но если конкурентов много и каждый из них поступает по-разному, то необходимо тщательно исследовать своих конкурентов и предугадать их ответные реакции.

В течение многих лет с момента появления олигополии, экономисты пытаются теоретически обосновать реакцию одной фирмы на поведение другой. Статический анализ взаимоотношений двух фирм был предложен А. Курно. Согласно его теории, каждая фирма устанавливает цену так, как будто она ожидает, что другая фирма отрасли оставит свою цену неизменной. Он графически изобразил кривые реакции одной фирмы на поведение другой и наоборот и пришел к выводу, что цена устанавливается в пределах от монопольной до конкурентной цены.

Век спустя, в 1939 г., появилась теорияизгибающейся кривой спроса ”, которая была предложена английскими экономистами Р. Холлом и К Хитчем. Они считали, что каждая фирма исходит из того, то если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, то ни одна фирма не последует ее примеру.

В 1944 г. Д. Нейман и О. Моргенштерн предложили свою версиюэкономического поведения двух фирм на основе теории игр. Они рассмотрели четыре ситуации при условиях, что издержки на единицу продукции в двух фирмах одинаковы и что если одна фирма увеличивает выпуск и продажу продукции, то другая должна уменьшить объем, так как спрос покупателей неизменен:

Ситуация 1. Фирмы договорились продавать продукцию по единой цене и получили наибольшую прибыль;

Ситуация 2. Одна из фирм попыталась увеличить прибыль за счет снижения цены на свой товар. Первая фирма в результате этих действий выиграла, вторая потеряла, но общая прибыль в отрасли уменьшилась;

Ситуация 3. Такой же результат, но теперь инициатором снижения выступила вторая фирма;

Ситуация 4. Обе фирмы снизили цену на свой страх и риск, что привело к падению прибыли как индивидуальной, так и общей.

Они пришли к выводу, что если между всеми участниками рынка достигнута договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию. Ввиду того, что деятельность монополий вызывает неэффективное распределение ресурсов и резкую дифференциацию доходов, государство создает антимонопольное законодательство, направленное на запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства, ее роспуск или разъединение на ряд самостоятельных производств, преследование тайного сговора и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.