Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия постфрейдизма

Ещё при жизни Фрейда, некоторые его ученики отступали от многих положений ортодоксального фрейдизма, однако все они сохранили идею Фрейда о бессознательной мотивации человеческого поведения.

Вместе с тем, в философии Вильгельма Райха и Герберта Маркузе были развиты идеи Фрейда, связанные с критикой культуры. Так, например, Райх в работе «Сек* революция» доказывает, что духовное оздоровление европейского общества возможно: 1) если произойдет отказ от моногамной семьи и будет реализован принцип сек* свободы; 2) Райх постулирует необходимость преодоления запретов на подростковую сек*-ть.

Вместе с тем среди последователей Фрейда были и такие философы, которые критиковали пансек*-зм фрейдийской теории. К числу таковых принадлежат, прежде всего, Карен Хорни и Эрих Фромм. Данные авторы утверждают, что ограниченность теории Фрейда состоит в том, что он не рассматривает процесс в развитии. Они утверждают, что границы между тем, что считается нормой и что считается патологией, обусловлены культурными условиями, в которых живет человек.

Хорни также критикует комплекс кастрации Фрейда, поскольку с ее точки зрения ощущения женщиной своей неполноценности по сравнению с мужчиной обусловлено ее социальным положениям в обществе. Также он критикует Эдипов комплекс и комплекс Электры. С точки зрения Хорни сама современная культура создает основу для невротизации человека, поскольку предлагает ему противоположные ценности, которые не могут быть приведены к единству.

Большое влияние на культуру 20 века оказали работы Эрика Хрома, в которых он анализирует бессознательное стремление людей избегать свободы. В работе «Бегство от работы» он выделяет следующие формы избегания свободы:

1) авторитарный тип личности. Здесь человек стремиться передать решение всех проблем собственного существования другому человеку, и прежде всего вождю, который рассматривается как добрый волшебник, способный легко решить все вопросы.

2) личность садо-мазохистической ориентации. И садист, и мазохист решают одну проблему – преодоление одиночества, только садист решает эту проблему, растворяя в себе личность другого человека, а мазохист – растворяясь в личности другого человека.

3) конформизм, когда человек ведет себя по принципу: «Я буду таким как все», т.е. он отказывается от собственной индивидуальности. Крайней формой конформизма является рыночный характер, когда человек ощущает себя товаром, среди других товаров. И главное для него сохранить на себя спрос.

39. Философия экзистенциализма: основные направления и сущность.

Философия экз-ма зарождается в Росси перед 1-ой Мир. войной. Ее представители Николай Бердяев и Лев Шестов. После 1-ой Мир. войны она распространяется в Германии (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер) и во время 2-ой Мир. войны и после него экз-м широко распространяется во Франции (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю).

Поскольку экз-м возникает в кризисные моменты человеческой истории, то он не рассматривает общие проблемы устройства мироздания, а сосредотачивает свое внимание на проблемах индивидуального человеческого существования, поэтому экз-м это философия существования.

В экз-ме выделяют религиозный экз-м (Шестов, Бердяев), к нерелигиозному экз-му (атеистическому) относится философия Сартра и Камю. Вместе с тем и религиозный и атеистический экз-м объединяет решение проблемы свободы человека в мире, утратившем Бога.

Экз-ты утверждают, что современный человек несмотря декларируемые достижения в области демократии, утратил свободу, поскольку современные люди мыслят как все, чувствуют как все, ведут образ жизни как все другие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
З.Фрейд о структуре личности и противоречиях в развитии культуры | Экзистенциализм о кризисе человека в западной культуре ХХ века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.